Несмотря на то что сама доктрина являлась источником
исламского права, принципам фикха такой статус формально не придаётся.
Среди этих предписаний имеются такие, которые отвечают юридическим критериям, а потому являются нормами
исламского права в точном научном значении.
Это было однозначно одобрено всеми школами
исламского права.
Исследователи, которые априорно исходят из юридической природы
исламского права, также не утруждают себя изучением его качеств как права.
Однако, несмотря на серьёзное влияние других правовых традиций, современное
исламское право сохраняет свою специфику, тесную связь с религиозным мусульманским сознанием.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: языцех — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С точки зрения
исламского права, эта практика была незаконной.
Другая позиция формально исходит из существования
исламского права в юридическом смысле.
Это привело к ситуации, в которой научная деятельность стала исключительно мужской прерогативой, как и толкование
исламского права.
Пересмотр решений судов
исламского права представлял собой скорее повседневную бюрократическую задачу, чем отстранённые теоретические выкладки.
Можно сказать, что
исламское право предстаёт правом в юридическом смысле, действующим в мусульманской среде при преобладании религиозного сознания.
С одной стороны, как будет показано в настоящем исследовании, исламские религиозные постулаты послужили основой формирования
исламского права как юридического феномена.
Однако даже с учётом такой специфики социально-нормативной системы мусульманского общества именно
исламское право может и должно сыграть здесь особую роль.
На этом основании некоторые авторы вообще отрицают юридический характер
исламского права.
Действительно, если
исламское право полностью сводить к шариату, сомнения в его юридической природе трудно опровергнуть.
Вместе с тем одного указания на место
исламского права в его соотношении с шариатом и фикхом недостаточно для раскрытия его юридических характеристик.
Действительно, отдельные области
исламского права, такие как нотариальное оформление права собственности, не подверглись существенным изменениям.
Таким образом мы дополним ряд интерпретаций, применяемых в сфере
исламского права как славистами, так и исследователями мировой истории.
Мустахаб в
исламском праве описывает действия, которые рекомендуются или поощряются, но не требуют обязательного выполнения.
Изучение шариата, фикха и
исламского права требует обязательно учитывать ещё один важный фактор.
Одна из четырёх школ суннитского
исламского права была основана центральноазиатским учёным, а вторая нашла там наиболее близкое по духу пристанище.
Бесспорной и непреложной аксиомой в исламе является то, что согласно
исламскому праву женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина.
Одновременно общие принципы фикха позволяют выявить характерные особенности
исламского права как самостоятельной правовой системы (семьи).
Именно поэтому раскрытие современной роли
исламского права предполагает не только анализ его юридических особенностей и места в правовых системах, но и исследование позиций исламской правовой мысли по наиболее важным проблемам современного мира, имеющим отношение к исламу.
Ответ на это возражение может быть следующим: традиционные учёные
исламского права имеют различные точки зрения относительного того, является ли необходимым для действительности контракта мушарака, чтобы вкладываемый капитал был заранее известен партнёрам.
И хотя как юридическое явление
исламское право представляет собой самостоятельный феномен, мусульманское религиозное сознание не видит принципиальных различий между ним и шариатом (фикхом), считая их явлениями одного порядка.
Передача долей собственности также противоречила
исламскому праву.
Акционерным обществом гирад не мог быть: идея «фиктивного» юридического лица противоречила принципам
исламского права.
Причиной этого является то, что события и ситуации, в контексте которых развивается человеческая деятельность, меняются; однако для того, чтобы придти к заключению относительно разного рода общих правил и регламентаций, не должно быть сомнений в определяющей роли основ
исламского права.
Были те, кто кроме книг, перечисленных выше, по
исламскому праву изучал такие книги, как «Шарх ал-викайа», «ал-Хидайа», «ал-Фараид ас-сираджиййа», а по красноречию – «Талхис».
С точки зрения классического
исламского права компактно живущий мусульманский народ не может и не должен подчиняться неверию и руководителям неверия.
В
исламском праве идеальное государство проявилось в его теократическом характере.
В анатолийском и балканском фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного
исламского права.
Если он найдёт такого сведущего в
исламском праве судью и приведёт доказательства, полагаю, я смогу ответить за своё государство.
О конкретных вариантах различения религиозной и мирской сфер ислама на примере
исламского права речь пойдёт в последующих разделах настоящего исследования.
Тем более если учесть, что
исламское право обычно рассматривается в качестве синонима шариата или фикха.
Что же касается
исламского права как юридического феномена, то и оно в наши дни достаточно активно взаимодействует с иными правовыми элементами, прежде всего с европейской правовой культурой.
Без учёта таких тесных контактов выявить специфику современного
исламского права невозможно.
Показательно, что в последние десятилетия развитие их правовых систем сочетает активное заимствование общемировых моделей с заметным укреплением позиций
исламского права.
Тем самым потенциал
исламского права оказывается лимитирован именно религиозными догмами.
Но в любом случае выявление характерных черт
исламского права как юридического явления невозможно без ответа на вопрос о том, что же представляют собой шариат и фикх.
Поэтому достичь желаемого результата в строгом соответствии с
исламским правом можно только при заключении двух договоров.
Противники отнесения
исламского права к юридическим категориям просто ссылаются на то, что оно опирается на религиозные источники и распространяется на мусульман.
Этого, по их мнению, достаточно для вывода о том, что так называемое
исламское право, по сути, не существует как юридическое явление, а составляет неотъемлемую часть религии ислама.
Это относится и к шариатским правилам мирского поведения человека, которые так называемая голландская школа изучения
исламского права без достаточных оснований считает юридическими.
Этот момент приобретает ключевое значение для понимания
исламского права, к которому никакие нормативные предписания шариата именно в силу своего религиозного характера сами по себе не относятся.
Значение таких методов для формирования
исламского права трудно переоценить в силу того, что сам шариат содержит крайне мало предписаний по мирским аспектам поведения человека.
Но если бы проблема сводилась лишь к конкретным нормам фикха по мирским аспектам поведения человека, хоть и многочисленным, то вряд ли их можно было бы называть
исламским правом в буквальном смысле.
Подобное восприятие обычаев объясняется тем, что
исламское право формировалось и развивалось преимущественно как культура городских торговых центров, свод правил, отражавших свободу частных рыночных отношений.
Иными словами, принципы фикха лежат как бы между осмыслением права и правоприменительной практикой, принадлежат не только доктрине, но и самому действующему
исламскому праву.
Такое понимание общих принципов помогает более точно обрисовать их место в комплексе предписаний шариата и выводов фикха, а также в структуре
исламского права.