Исламские финансы

Мухаммад Таки Усмани, 2023

Последние несколько десятилетий мусульмане пытаются строить свою жизнь в соответствии с исламскими принципами. Они отчетливо осознают, что политическое и экономическое доминирование Запада в течение нескольких веков значительно отдалило их от следования Божественному руководству, особенно в социально-экономической сфере. Таким образом, после получения политической независимости народы борются за возрождение исламской идентичности для организации общественной жизни в соответствии с исламским учением. Реформировать свои финансовые институты, привести их в соответствие с принципами шариата было огромным вызовом для мусульман. В ситуации, когда вся финансовая система основана на ростовщичестве, сложнейшей задачей стало построение финансовых институтов, свободных от ссудного процента. «Введение в исламские финансы» муфтия Таки Усмани – основополагающий труд современности, посвященный исламским финансовым принципам и договорам.

Оглавление

4. Мушарака и мудараба как модели финансирования

В предшествующих главах была разъяснена традиционная концепция мушарака и мудараба и основные регулирующие их принципы шариата. Сейчас уместно рассмотреть, как эти механизмы могут использоваться в целях финансирования в контексте современной торговли и промышленности.

Понятия «мушарака» и «мудараба», рассматриваемые в трудах по исламскому праву, предполагают, что эти контракты предназначаются для ведения совместного предприятия, где все партнеры участвуют в сделке от начала до конца, вплоть до момента, когда все активы ликвидированы. В традиционных иследованиях по фикху трудно найти такую концепцию ведения бизнеса, при которой партнеры присоединяются к бизнесу или покидают предприятие, не затрагивая никоим образом непрерывность дела. Очевидно, классические труды по исламскому праву были написаны в среде, где крупномасштабные коммерческие предприятия не были распространены и коммерческая деятельность не была столь сложна, как сегодня. Поэтому ученые вообще не останавливались на вопросе подобного ведения бизнеса.

Однако это не означает, что модели мушарака и мудараба не могут использоваться для того, чтобы финансировать действующий бизнес. Концепция мушарака и мудараба основывается на некоторых базовых принципах. До тех пор, пока эти принципы соблюдаются, детали воплощения мудараба и мушарака в различных случаях могут различаться.

Прежде чем перейти к деталям, рассмотрим основные принципы:

1. Финансирование через мушарака и мудараба не означает предоставления кредита. Оно означает участие в бизнесе и, в случае мушарака, — владение активами бизнеса, которые эквивалентны инвестированному капиталу.

2. Инвестор/финансист должен разделять потери, понесенные бизнесом, в размере вложенных им средств.

3. Партнеры на основе взаимного согласия вправе определять соотношение долей в прибыли, предназначаемых на каждого из них, которое может отличаться от соотношения размера их инвестиций. Однако партнер, который изъявил желание не принимать ответственности управления бизнесом, не может требовать больше, чем доля его инвестиций.

4. Убытки, понесенные партнерами, должны распределяться пропорционально долям их инвестиций.

Учитывая эти общие принципы, приступим к рассмотрению использования мушарака и мудараба в различных видах финансирования.

4.1. Проектное финансирование

В проектном финансировании могут быть с легкостью применены традиционные методы мушарака или мудараба. Если финансист хочет осуществить финансирование всего проекта, можно использовать мудараба. Если инвестиции поступают от обеих сторон, то заключается договор мушарака. Когда управление является ответственностью лишь одной из сторон, а инвестиции поступают от обеих, можно использовать комбинацию мушарака и мудараба в соответствии с правилами, рассмотренными ранее.

При применении мушарака или мудараба с момента существования проекта не должно возникать никаких проблем, связанных с оценкой капитала. Аналогичным образом и распределение прибыли посредством типовых бухгалтерских стандартов не должно вызывать каких-ли бо затруднений. Если же один партнер хочет выйти из мушарака, а другой желает продолжить дело, он может приобрести долю первого по согласованной цене. Таким образом, финансист может вернуть сумму, которую он инвестировал, вместе с полученной прибылью, если она была. Определение цены на эту долю будет подробно обсуждаться далее (при рассмотрении финансирования оборотного капитала).

С другой стороны, предприниматель может продолжать свой проект как самостоятельно, так и продав долю изначального финансиста другому лицу, который сможет его заменить.

Финансовые учреждения, как правило, не имеют целей выступать в качестве партнера конкретного проекта долгое время, но они могут продать свою долю другим партнерам проекта, как было указано выше. Если продажа доли единовременно не представляется возможной из-за отсутствия достаточной ликвидности, доля финансиста может быть разделена на более мелкие части, и каждая часть может быть продана по истечении определенного времени. При продаже каждой части доля финансиста в проекте сокращается, а при продаже всех единиц финансист вовсе прекращает участие в проекте.

4.1.1. Секьюритизация мушарака

Мушарака представляет собой способ финансирования, при котором возможна секьюритизация, особенно в случае крупных проектов, когда необходимы большие суммы, которые не могут вложить ограниченное число людей. Каждому инвестору выдается сертификат мушарака, который свидетельствует о его доле собственности на активы мушарака, и, после того как проект начал приобретать существенные объемы неликвидных активов, эти сертификаты мушарака можно рассматривать как свободные к обращению инструменты, которые могут покупаться и продаваться на вторичном рынке. Однако торговля этими сертификатами не допускается, если все активы мушарака находятся в ликвидной форме (в форме денежных средств, дебиторской задолженности или платежей, причитающихся к получению с других лиц).

Для правильного понимания этого пункта следует отметить, что вложения в мушарака отличаются от предоставления кредита. Облигация, выпущенная в качестве свидетельства о кредите, не имеет ничего общего с реальным бизнесом, ведущимся на полученные таким образом деньги. Облигация предполагает погашение в интересах держателя кредита в любом случае. Как правило, с процентами. Сертификат мушарака же, напротив, представляет собой определенную долю собственности владельца в активах проекта. Если все активы совместного проекта находятся в ликвидной форме, сертификат будет представлять собой определенную часть денег, принадлежащих проекту. Например, было выпущено сто сертификатов, имеющих стоимость в один миллион рупий каждый. Это будет означать, что общая стоимость проекта составляет сто миллионов рупий. Если на эти деньги ничего не было приобретено, каждый сертификат будет представлять собой номинал в один миллион рупий. В этом случае сертификаты могут продаваться только по номинальной стоимости. Если, к примеру, один сертификат будет продан за сумму более одного миллиона рупий, фактически это будет означать, что один миллион рупий был продан в обмен на сумму, большую, чем один миллион, что запрещено шариатом: когда деньги обмениваются на деньги, их размеры должны быть одинаковыми. Переплата любой из сторон является ростовщичеством.

Когда же выделенные деньги потрачены на приобретение неликвидных активов: земли, зданий, оборудования, сырья, мебели и т. д., сертификат мушарака будет представлять долевую собственность держателя на эти активы. Так, в вышеупомянутом примере один сертификат будет представлять одну сотую долю от этих активов. В этом случае продажа этих сертификатов на вторичном рынке будет разрешена шариатом по любой цене, согласованной сторонами. Цена на них может быть выше, чем номинальная стоимость сертификата. Предмет продажи — доля в материальных активах, а не только в деньгах, а значит, сертификаты, как и любые другие товары, могут быть проданы с прибылью или с убытком.

В большинстве случаев имущество проекта состоит как из ликвидных, так и из неликвидных активов. Это происходит, когда управляющий партнер конвертирует часть имеющихся денег в активы и сырье, а оставшаяся часть представлена в форме ликвидных активов; когда в рамках проекта, после конвертирования всех денег в неликвидные активы, в последующем продаются некоторые из них или поступает выручка от продаж в денежной форме. В некоторых случаях сумма оплаты подлежит выплате клиентом и еще не получена. Эта подлежащая выплате сумма, являясь долгом, также рассматривается в качестве денег. Возникает вопрос: какова позиция шариата по данному вопросу? Когда активы проекта находятся как в ликвидной, так и в неликвидной форме, могут ли такие сертификаты мушарака участвовать в торговле? Мнения современных исламских правоведов по этому вопросу различны. Согласно традиционной шафиитской школе, этот тип сертификата не может быть продан. По представлениям ученых шафиитского мазхаба, в ситуации, когда есть сочетание ликвидных и неликвидных активов, продажа не может осуществляться, кроме как посредством отделения и самостоятельной продажи неликвидных активов.

Однако представители ханафитской школы считают, что всякий раз, когда имеет место совокупность ликвидных и неликвидных активов, сертификаты могут быть проданы и приобретены за сумму, превышающую общую сумму ликвидных активов. В этом случае будет считаться, что деньги были проданы за эквивалентный размер, а избыток будет рассматриваться как плата за неликвидные активы, принадлежащие бизнесу.

Предположим, проект мушарака содержит 40 % неликвидных активов (машины, оборудование и т. д.) и 60 % ликвидных активов (денежные средства и дебиторская задолженность). Итак, каждый сертификат мушарака номинальным значением 100 рупий состоит из 60 рупий, причитающихся на стоимость ликвидных активов, и 40 рупий, причитающихся на стоимость неликвидных активов. Этот сертификат может быть продан за любую цену, превышающую 60 рупий. Если сертификат продан за 110 рупий, то это будет означать, что 60 рупий от этой стоимости приходятся на 60 рупий ликвидности, содержащейся в сертификате, и 50 рупий приходятся на соответствующую долю в неликвидных активах. Однако продавать сертификат за цену 60 рупий или меньше не является дозволенным, потому что в этом случае 60 ру пий не покроют совокупную стоимость ликвидных активов на 60 рупий и имеющихся неликвидных активов.

Согласно воззрениям ханафитской школы, в целом не предусмотрено, каким конкретно должен быть размер доли неликвидных активов. Даже если доля неликвидных активов в целом составит менее 50 %, допускается продажа подобного сертификата в соответствии с приведенной выше формулой.

Однако большинство современных ученых, в том числе представители шафиитской школы, допускают торговлю долями только тогда, когда неликвидные активы бизнеса составляют более 50 %. Таким образом, для торговли сертификатами мушарака, с точки зрения всех школ, необходимо, чтобы портфель мушарака состоял из неликвидных активов, составляющих более 50 % от его общей стоимости. Однако, если принять ханафитскую точку зрения, торговля сертификатами будет разрешена, даже если неликвидные активы будут составлять менее 50 %, но объем неликвидных активов не должен быть незначительным.

4.1.2. Финансирование отдельной операции

Мушарака и мудараба могут с легкостью использоваться для финансирования отдельных операций. Кроме удовлетворения ежедневных нужд мелких торговцев, эти инструменты могут использоваться для финансирования импортных и экспортных операций. Импортер может предложить профинансировать его отдельную импортную операцию на основе мушарака или мудараба. Банки также могут использовать эти инструменты для финансирования импорта. Если для этой цели открывается ак кредитив без каких-либо вложений со стороны предпринимателя, то может использоваться мудараба; если же аккредитив открывается с определенными вложениями со стороны предпринимателя, то может использоваться мушарака или комбинация мушарака и мудараба. После того как импортированные товары покинут порт ввоза, выручка от их продажи будет распределяться между импортером и финансистом в соответствии с оговоренной пропорцией.

В этом случае собственность на импортированные товары должна сохраняться за финансистом в доле, соответствующей его вложениям. Подобная мушарака может быть ограничена оговоренным периодом. Если импортированные товары не были проданы на рынке за этот период, то импортер должен выкупить долю финансиста, становясь, таким образом, единоличным собственником этих товаров. Однако продажа в этом случае должна осуществляться по рыночным ценам или же по другой цене, согласованной между сторонами на момент заключения договора, но не по заранее предустановленной цене, согласованной в момент вступления в мушарака. Если цена предустановлена, то финансист не может принуждать клиента/импортера купить товар в соответствии с ней.

Мушарака может осуществляться еще проще в случае финансирования экспорта. Экспортер может иметь специальный заказ из-за рубежа. Цена, по которой будут экспортированы товары, четко определена заранее, и финансист, исходя из этого, может легко определить ожидаемую прибыль. Он может профинансировать данную операцию на основе мушарака или мудараба и разделить сумму по экспортной накладной в соответствии с заранее оговоренным соотношением. С целью обезопасить себя от халатности со стороны экспортера финансист может поставить условие, чтобы в часть ответственности экспортера входила поставка товара в полном соответствии с условиями аккредитива. В этом случае, если обнаружатся какие-либо расхождения, ответственность будет лежать исключительно на экспортере, а финансист будет защищен от любых убытков, вызванных подобными расхождениями, так как они были вызваны халатностью экспортера. Однако, будучи партнером экспортера, финансист будет ответственен за любые убытки, которые были вызваны причинами, не связанными с халатностью или недобросовестным поведением экспортера.

4.1.3. Финансирование оборотного капитала

В случаях, когда необходимо финансирование оборотного капитала действующего бизнеса, инструмент мушарака может быть использован следующим способом.

Весь капитал действующего бизнеса может быть оценен по взаимному согласию обеих сторон. Как уже было упомянуто при рассмотрении традиционной концепции мушарака, необязательно, по мнению имама Малика, чтобы вкладываемый в мушарака капитал был представлен исключительно в денежной форме. Неликвидные активы также могут стать частью капитала на основе их оценки. Это мнение может быть использовано в нашем случае. Стоимость бизнеса может рассматриваться как инвестиционный вклад лица, которое нуждается в финансировании, в то время как сумма, предоставляемая финансистом, будет рассматриваться как его доля инвестиций. Мушарака может быть осуществлена на определенный период — например, один год, шесть месяцев или же меньше. Стороны должны определить долю в прибыли, полагающуюся финансисту, которая должна составлять не больше его доли в инвестированном капитале, так как подразумевается, что он не будет работать на этот бизнес. По истечении определенного периода все ликвидные и неликвидные активы повторно оцениваются, прибыль распределяется на основе этой оценки.

Несмотря на то, что в соответствии с традиционным пониманием прибыль не может быть определена до тех пор, пока все активы бизнеса не будут реализованы, все же на основе взаимного согласия сторон оценка активов может рассматриваться как «предполагаемая ликвидация», так как в шариате нет какого-либо специального запрета на это. Это также может означать, что если управляющий партнер выкупит долю финансиста в активах бизнеса, цена его доли будет определена на основе оценки, учитывая и долю в прибыли, причитающуюся ему в соответствии с договором мушарака.

К примеру, общая стоимость бизнеса лица А составляет 30 единиц. Лицо Б вкладывает дополнительно 20 единиц, увеличивая общую стоимость до 50 единиц, 40 % из которых были вложены лицом Б, а 60 % — лицом А. Оговорено, что лицу Б причитается 20 % от фактической прибыли. В конце периода общая стоимость бизнеса увеличивается до 100 единиц. Теперь, если доля лица Б выкупается лицом А, то лицо А должно будет выплатить лицу Б 40 единиц, так как доля последнего в активах бизнеса составляет 40 %. Но для того, чтобы учесть согласованную долю от прибыли в процессе выкупа доли, формула ценообразования будет отличаться. Любое увеличение в стоимости бизнеса должно быть распределено между сторонами в соотношении 20 % на 80 %, так как это со отношение в распределении прибыли было определено в договоре.

Увеличение стоимости бизнеса составляет 50 единиц, поэтому эти 50 единиц должны распределяться в пропорции 20 к 80, в результате чего получается, что лицо Б уже заработало 10 единиц. Эти 10 единиц должны быть добавлены к уже имеющимся 20 единицам, и цена его доли будет составлять 30 единиц.

Однако в случае убытков любое увеличение общей стоимости активов должно распределяться между ними строго в соответствии с их пропорцией в инвестициях, то есть в пропорции 40/60. Следовательно, если стоимость бизнеса уменьшилась, к примеру, на 10 единиц и составила 40 единиц, то потери лица Б должны составлять 4 единицы (40 % от общих потерь). Эти 4 единицы должны быть вычтены из его первоначальных 20 единиц, и цена его доли будет определена в размере 16 единиц.

Разделение валовой прибыли

Финансирование на основе мушарака в соответствии с описанной выше процедурой может быть трудноосуществимым, если бизнес имеет множество материальных активов, в особенности в развивающихся отраслях, так как оценка всех активов, снижение и увеличение их стоимости может сопровождаться проблемами учета, вызывая множество поводов для разногласий.

Основные проблемы могут возникнуть при определении косвенных издержек, таких как износ оборудования, оплата персонала и тому подобное. Для решения этой проблемы стороны могут договориться между собой, что вместо разделения чистой прибыли будет разделяться валовая прибыль; это означает, что косвенные издержки не будут вычитываться из распределяемой прибыли. Все косвенные издержки будут приходиться на предпринимателя, и только прямые издержки (такие как сырье и материалы, труд, непосредственно затраченный на производство продукта, электричество и тому подобное) будут приходиться на мушарака. Предприниматель предоставляет для мушарака свои здания, оборудование, персонал, поэтому его доля в прибыли может быть увеличена в качестве компенсации.

Подобная модель может быть узаконена на том основании, что клиенты финансовых институтов могут не ограничивать свои операции исключительно теми, на которые было получено финансирование. Их оборудование и персонал могут быть вовлечены в какой-либо другой бизнес, который не является предметом мушарака, и в этом случае затраты в целом не могут быть отнесены исключительно к мушарака.

Приведем пример. Предположим, хлопкоочистительная фабрика имеет в собственности здание стоимостью 22 миллиона рупий, машины и оборудование на 2 миллиона рупий и ежемесячные расходы на оплату персонала в размере 50 тысяч рупий. Фабрика прибегает к финансированию в размере 5 миллионов рупий со стороны банка на основе мушарака сроком на один год. Это означает, что после одного года мушарака будет прекращена и прибыль, полученная к этому моменту, подлежит распределению на основе согласованного соотношения. В процессе определения прибыли все прямые издержки должны быть вычтены из выручки. Прямые издержки могут включать следующее:

1. Суммы, потраченные на приобретение сырья и материалов.

2. Оплата труда рабочих, напрямую связанных с переработкой сырья и материалов.

3. Затраты на электричество, потребленное в процессе хлопкоочистки.

4. Счета за другие услуги, напрямую относящиеся к предмету мушарака.

Очевидно, что здание, оборудование и оплата труда прочего персонала не относятся лишь к бизнесу по мушарака, так как мушарака будет прекращена через один год, в то время как здание и оборудование приобретены на более длительный период, в течение которого хлопкоочистительная фабрика будет использовать их для своих собственных целей, которые не являются предметом данного однолетнего договора мушарака. Следовательно, общие затраты на здание и оборудование не могут покрываться за счет однолетнего договора мушарака. Максимум, что может быть сделано, так это то, что износ здания и обо рудования за этот период будет включен в мушарака. С практической точки зрения это будет трудноосуществимо и может стать причиной для разногласий. Следовательно, существуют два пути решения этой проблемы.

В первом случае стороны могут договориться между собой о том, что из портфеля мушарака клиенту будет выплачиваться определенная арендная плата за пользование зданием и оборудованием. Эта аренда будет оплачиваться ему из фонда мушарака вне зависимости от того, получил бизнес прибыль или понес убыток.

Вторым вариантом является то, что вместо выплаты арендной платы доля клиента в прибыли может быть увеличена.

С точки зрения шариата это может быть узаконено на основе аналогии с мудараба в услугах, которые являются дозволенными, по мнению имама Ахмада ибн Ханбала, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.

Ведение мушарака-счета на основе суточного дебета

Многие финансовые институты предоставляют оборотный капитал предприятиям, открывая для них текущий счет, с которого они могут снимать средства в любое время, возвращая на счет свою избыточную ликвидность. Таким образом, процесс расхода и прихода продолжается до истечения обусловленного срока, проценты вычисляются на основе суточного дебета.

Может ли подобная договоренность быть осуществлена посредством мушарака и мудараба? Мы не сможем найти специального ответа на этот вопрос в классических работах по фикху, так как это явление современно сти. Учитывая основные принципы мушарака, для ответа на этот вопрос могут быть предложены следующие принципы:

1. Определенный процент от фактической прибыли должен быть предназначен для управляющего.

2. Оставшийся процент от прибыли предназначен для распределения между инвесторами.

3. Все убытки, при наличии таковых, должны быть понесены инвесторами только в точной пропорции с их долями инвестиций.

4. Средний остаток взносов на счете мушарака, вычисленный на основе суточного дебета, нужно рассматривать как долевой капитал финансиста.

5. Прибыль, накопленная в конце периода, вычисляется на основе суточного дебета и должна быть распределена соответствующим образом.

Если данные положения согласованы между сторонами, то это не выглядит как нарушение каких-либо принципов мушарака. Однако все вышеперечисленное нуждается в дальнейшем рассмотрении и исследовании экспертами исламского права. Фактически это соглашение сторон о том, что прибыль, накопленная по договору мушарака в конце периода, будет разделена на капитал, используемый в день, что, в свою очередь, приведет к усреднению прибыли, заработанной каждой рупией в день. Размер данной средней прибыли на рупию в день будет умножен на число дней, на которое каждый инвестор вложил капитал в бизнес, что впоследствии определит размер причитающейся прибыли на основе суточного дебета.

Некоторые современные ученые не допускают данный метод определения прибыли на том основании, что он является лишь гипотетическим методом, который не отражает фактическую прибыль, заработанную партнером по договору мушарака. Это связано с вероятностью, что бизнес мог заработать огромную прибыль в тот период, когда определенный инвестор не имел вложенных в бизнес средств или инвестировал их в очень незначительном количестве. Тем не менее, при распределении прибыли он будет иметь такие же права, как и другие инвесторы, которые вложили большие суммы в бизнес в доходном периоде.

С другой стороны, предприятие может нести большие убытки в том периоде, когда этот же самый инвестор вложил значительные средства в него. Так же он распределит часть своего убытка между другими инвесторами, которые не инвестировали в убыточный период или размер инвестиций которых был незначителен.

Этот аргумент может быть опровергнут на том основании, что в сделке мушарака не является обязательным, чтобы партнер получал прибыль только за счет собственных денег. Как только фонд мушарака получит существование, доходы, накапливаясь в едином фонде, будут положены всем участникам, невзирая на то, были использованы их деньги в той или иной конкретной сделке или нет. Это особенно верно для ханафитской школы, которая не считает обязательным для действительности контракта мушарака смешение денежных взносов участников. Это означает, что если лицо А вступило в сделку мушарака с лицом Б, но пока еще не внесло свои деньги в общий фонд, то оно все же будет иметь право на долю в прибыли от сделок, совершенных лицом Б по мушарака на свои собственные деньги. Хотя его право на долю в прибыли будет зависеть от вложения им необходимой суммы денег, факт остается фактом: доход от конкретной сделки был получен не непосредственно от денег лица А, потому что деньги, уплаченные им на поздней стадии, могли быть использованы для иной сделки.

Предположим, лицо А и лицо Б вступили в контракт мушарака, чтобы вести бизнес на сумму 100 тысяч рупий. Они договорились, что каждый из них внесет по 50 тысяч рупий и что доходы будут распределяться между ними поровну. Допустим, лицо А пока еще не инвестировало свои 50 тысяч рупий в общий фонд. Однако в это время лицо Б совершило выгодную сделку и приобрело два кондиционера для мушарака за 50 тысяч рупий, вложенных им же самим, продав их впоследствии за 60 тысяч рупий; партнеры получили прибыль в 10 тысяч рупий. Лицо А вложило свою долю — 50 тысяч рупий — после этой сделки. Партнеры приобрели два рефрижератора посредством этого вклада, которые были проданы по цене 48 тысяч рупий, что означает, что эта сделка привела к убытку в 2 тысячи рупий. Хотя сделка, совершенная на деньги лица А, принесла убыток в 2 тысячи рупий, а прибыльная сделка с кондиционерами была полностью профинансирована деньгами лица Б, в которую лицо А не вносило своего вклада, лицо А все же будет иметь право на долю в прибыли от первой сделки. Убыток в 2 тысячи рупий во второй сделке будет отделен от прибыли в первой сделке, понижая совокупную прибыль до 8 тысяч рупий. Эта прибыль в 8 тысяч рупий будет разделена между двумя участниками поровну. Это означает, что лицо А получит 4 тысячи рупий даже притом, что сделка, осуществленная его деньгами, принесла убыток.

Причина в следующем: как только стороны вступают в контракт мушарака, все последующие сделки, совершенные для мушарака, приходятся на долю общего фонда, невзирая на то, чьи конкретно деньги использовались в них. Каждый партнер имеет отношение к каждой сделке по причине его вступления в контракт мушарака.

Возражение к вышеизложенному объяснению может заключаться в том, что в данном случае лицо А приняло на себя обязательство осуществить вклад в размере 50 тысяч рупий, таким образом вклад был определен до того, как оно вложило указанную сумму в сделку мушарака. Однако в предлагаемом текущем счете мушарака, куда партнеры вкладывают и откуда выводят средства каждый день, никто не берет на себя обязательства вкладывать какую-либо определенную сумму. Следовательно, капитал, вкладываемый каждым из партнеров, не известен в момент вступления в мушарака, что делает контракт недействительным.

Ответ на это возражение может быть следующим: традиционные ученые исламского права имеют различные точки зрения относительного того, является ли необходимым для действительности контракта мушарака, чтобы вкладываемый капитал был заранее известен партнерам. Ученые ханафитского мазхаба единодушны во мнении, что это не является предварительным условием. Аль-Касани, известный ханафитский правовед, пишет:

«В соответствии с ханафитской школой, для действительности мушарака не является условием, чтобы сумма капитала была известна, в то время как подобное условие есть в школе имама аш-Шафии. Наш аргумент заключается в том, что джахаля (неопределенность) сама по себе не делает контракт недействительным до тех пор, пока она не приводит к разногласиям. А неопределенность относительно капитала во время мушарака не приводит к разногласиям, так как это становится известным во время покупки товаров для мушарака, следовательно, это не приводит к неопределенности прибыли в момент ее распределения».

Из вышесказанного следует: даже если сумма капитала неизвестна во время сделки мушарака, контракт является действительным, но это не должно привести к неопределенности в момент распределения прибыли. Распределение прибыли на основе суточного дебета обеспечивает это условие.

На самом деле понятие текущей мушарака, когда партнеры извлекают некоторые суммы и вкладывают новые, а прибыль рассчитывается на основе суточного дебета, не может быть найдено в классических трудах по исламскому праву. Но одно это не может сделать подобное недействительным в шариате, при условии, что не нарушаются никакие базовые принципы сделки мушарака. В предложенной системе все участники договариваются на равных условиях. Прибыль каждого партнера подсчитывается на основе периода, в течение которого его деньги находились в объединенном фонде. Несомненно, что совокупный доход, полученный в общем фонде, образуется в результате совместного использования различных сумм, вложенных участниками в разное время. Если все они пришли к взаимному согласию относительно того, чтобы распределять прибыль на основе суточного дебета, то в шариате не существует запрета, который делал бы эту сделку недействительной. Скорее всего, она попадает под действие общего правила, переданного достопочтенным Пророком, (мир ему и благословение Аллаха) в известном хадисе, который многократно цитировался в этой книге:

المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا

«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешенное или разрешают запрещенное».

Если распределение на основе суточного дебета не будет принято, это будет означать, что ни один партнер не сможет ни извлечь какую-либо сумму, ни вложить новые суммы в общий фонд. Таким образом, никто не сможет присоединиться к общему фонду, кроме как в даты начала нового периода. Подобная система абсолютно неосуществима в отношении депозитов банков и финансовых институтов, где счета дебетуются и кредитуются вкладчиками много раз в день. Непринятие концепции суточного дебета вызывает необходимость ждать месяцами, прежде чем станет возможным разместить свободные деньги на доходный счет. Это затруднит использование сбережений для развития промышленности и торговли и станет причиной задержки циклов финансовой активности на долгие периоды. Нет другого решения этой проблемы, кроме следующего: применить метод суточного дебета для расчета прибыли. Так как на это нет конкретного запрета в шариате, то не существует и причины, из-за которой этот метод не был бы принят.

4.2. Препятствия для финансирования по принципу мушарака

Рассмотрим некоторые препятствия, которые могут возникнуть для мушарака как модели финансирования на практике.

4.2.1. Риск убытков

Утверждается, что модель мушарака предполагает большую склонность к убыткам для бизнеса банка или финансового института, которые в конечном итоге лягут на вкладчиков. Вкладчики, будучи постоянно подверженными риску убытков, в результате не захотят размещать свои деньги в банках или финансовых институтах, следовательно, их сбережения не будут работать или будут использоваться в операциях за пределами банковских каналов, которые не осуществляют вклад в экономическое развитие на государственном уровне.

Однако этот довод является результатом неправильного понимания. Прежде чем осуществлять финансирование на основе мушарака, банки и финансовые институты должны изучить осуществимость предлагаемого бизнеса, для которого необходимо фондирование. Даже в существующей системе ссудно-процентных займов банки не предоставляют кредиты для всех и каждого. Они изучают перспективы бизнеса, и если приходят к выводу, что бизнес не будет прибыльным, то отказываются предоставлять заём. В случае с мушарака им будет необходимо подойти к подобному изучению более глубоко и осмотрительно.

Более того, ни один банк или финансовый институт не будет ограничивать себя единичной сделкой мушарака. Всегда будет присутствовать диверсифицированный портфель мушарака. Если банк профинансирует 100 своих клиентов на основе мушарака, то после изучения осуществимости каждого из предложений маловероятным окажется результат, что все эти мушарака или большинство из них приведут к убыткам. При принятии необходимых мер и соблюдении должной предосторожности максимум, что может произойти, так это то, что лишь некоторые из них приведут к убыткам. Однако, с другой стороны, прибыльные мушарака-проекты принесут больше прибыли, нежели ссудно-процентный займ, так как фактическая прибыль будет распределяться между клиентом и банком. Следовательно, маловероятно, чтобы портфель мушарака в целом принес убытки. Возможность, что весь портфель повлечет убытки, является лишь теоретической и не должна обескураживать вкладчиков. Подобная теоретическая возможность убытков финансового института гораздо ниже вероятности убытков для открытой акционерной компании, чья деятельность ограничивается лишь одной коммерческой сферой. При этом люди покупают акции подобных компаний, и возможность убытков их не останавливает. Надежность же банка или финансового института более высокая, так как их мушарака-активность будет диверсифицирована таким образом, что убыток по одной операции мушарака будет компенсирован прибылью от других операций мушарака.

Кроме того, исламская экономика должна сформировать мировоззрение, согласно которому любая прибыль, зарабатываемая за счет денег, должна быть вознаграждением за принятие на себя рисков бизнеса. Этот риск может быть минимизирован посредством анализа и диверсификации портфеля до той степени, что он станет лишь гипотетическим или теоретическим. Однако не существует пути устранить этот риск полностью. Тот, кто хочет получить прибыль, должен принимать на себя хотя бы минимальный риск. Подобное понимание уже имеется в отношении открытых акционерных компаний, и никогда не воспринималось в качестве препятствия то, что акционеры подвержены риску убытков. Проблема была создана системой, которая отделяет банкинг и финансирование от обычной коммерческой активности и которая заставила людей поверить, что банки и финансовые институты имеют дело лишь с деньгами и бумагами и при этом не имеют ничего общего с настоящими результатами в торговле и промышленности. Таким образом, утверждается, что они заслуживают фиксированного возврата в любом случае. Подобное разделение финансового и реального секторов нанесло огромный вред экономике на макроуровне. Когда мы говорим об исламском банкинге, мы никогда не подразумеваем, что он должен следовать этой традиционной системе во всех отношениях. Ислам имеет собственные ценности и принципы, которые не признают разделения финансового и реального секторов. Если люди будут обладать пониманием исламской экономической системы, то они будут инвестировать в финансовый сектор, несмотря на теоретический риск убытков, более охотно, чем они инвестируют в прибыльные открытые акционерные компании.

4.2.2. Недобросовестное поведение

Другое опасение относительно финансирования по принципу мушарака заключается в том, что клиенты могут эксплуатировать инструмент мушарака, ничего не платя финансистам. Они всегда могут показать, что бизнес не заработал никакой прибыли. На самом деле они даже могут заявить, что понесли убытки, в результате чего не только прибыль, но и сумма вложенного капитала будет подвергнута риску.

Это, без сомнения, является обоснованным опасением в том случае, если коррупция в порядке вещей. Однако решение проблемы не настолько сложно, как может показаться.

Если все банки в стране будут работать по исламской модели с осмотрительной поддержкой со стороны центрального банка и правительства, проблема недобросовестного поведения может быть с легкостью решена. В первую очередь должна быть внедрена тщательно разработанная система аудита, в которой бы велись и должным образом контролировались все счета клиентов. Как было показано выше, доходы могут определяться на основе валовой прибыли, что снизит вероятность разногласий и мошенничества. Если же неправомерное, недобросовестное поведение или халатность будут осуществлены со стороны клиента, то к нему будут применены карательные меры и он может быть отстранен от возможности получения финансирования от какого-либо банка страны на определенный период.

Эти меры могут послужить сильным сдерживающим средством против сокрытия фактической прибыли или какого-либо другого вида недобросовестного поведения. Кроме того, клиенты банков не могут позволить себе постоянно показывать неестественные убытки, так как это будет противоречить их интересам во многих отношениях. Даже после принятия всех подобных мер предосторожности всегда будут существовать недобросовестные клиенты, однако карательные меры и общая атмосфера бизнеса будут постепенно снижать их количество (даже в ссудно-процентной экономике неплательщики всегда создавали проблемы «плохих долгов»). В то же время это не должно рассматриваться как оправдание нечестности или как отговорка от использования системы мушарака в целом.

Несомненно, опасность недобросовестного поведения более значима для исламских банков и финансовых институтов, работающих в изоляции от основного потока традиционных банков. Они не имеют значительной поддержки от правительств и центральных банков. Они не могут изменить систему или внедрить свои законы и регулирование. Однако нельзя забывать, что исламские банки и финансовые институты не только коммерческие организации. Они были созданы для того, чтобы внедрить новую систему банкинга со своей собственной философией. Они должны воплощать эту новую систему, даже если понимают, что это снизит размеры их прибылей. Следовательно, им необходимо начать использовать инструмент мушарака как минимум на избирательной основе. Каждый банк имеет множество клиентов, чья честность не подвергается сомнению. Таким образом, исламским банкам как минимум следует начать финансировать их на основе подлинной мушарака. Это позволит создать хорошие прецеденты на рынке, которые побудят остальных последовать за ними. Более того, существуют некоторые сферы финансирования, в которых мушарака может быть использована с легкостью. К примеру, использование мушарака в качестве инструмента финансирования экспорта не оставляет большого простора для недобросовестного поведения. Экспортер может иметь специальный заказ из-за рубежа. Цены согласованы. Затраты определить несложно. Оплата, как правило, обеспечивается посредством аккредитива и осуществляется непосредственно через банк. В подобных случаях не существует причин, по которым контракт мушарака не должен использоваться. Финансирование импорта также может быть использовано с некоторыми предосторожностями, как уже было разъяснено в данном разделе.

4.2.3. Конфиденциальность бизнеса

Другой вид критики в адрес мушарака заключается в том, что финансист, выступая в качестве партнера бизнеса клиента, получает доступ к коммерческим тайнам данного бизнеса, которые впоследствии могут распространиться между другими предпринимателями.

Однако решение этой проблемы видится достаточно простым. Клиент, вступая в контракт мушарака, может поставить в качестве условия, что финансист не будет вмешиваться в дела управления и не будет раскрывать какую бы то ни было информацию о бизнесе кому-либо без предварительного согласия со стороны клиента. Подобные соглашения о неразглашении коммерческой тайны всегда почитаются серьезными институтами, в особенности банками и финансовыми организациями, чей бизнес полностью основан на сохранении конфиденциальности.

4.2.4. Нежелание клиентов разделять прибыль

Часто звучит критика, что клиенты не хотят разделять с банком фактическую прибыль, полученную от бизнеса.

Подобное нежелание объясняется двумя причинами:

Они считают, что банк не имеет права на долю в фактической прибыли, которая может быть значительной, так как он не участвовал в управлении или ведении бизнеса, а лишь предоставил финансирование. Клиенты считают, что традиционные банки взимают низкий процент, следовательно, так же себя должны вести и исламские банки. Даже если предыдущий фактор не принимается во внимание, клиенты могут опасаться, что раскрытие их подлинных доходов банку окажется причиной того, что эта информация станет известна налоговым органам, а это увеличит их налоговые обязательства.

Решение первой проблемы не настолько сложное, чтобы казаться вовсе невозможным. Клиенты должны понимать, что займы под проценты являются великим грехом до тех пор, пока не существует крайней необходимости в подобном займе. Простое расширение бизнеса никак не может быть крайней нуждой. Привлекая средства для своего бизнеса законным способом, посредством мушарака, они не только зарабатывают довольство Аллаха, но и узаконивают свой доход и доход исламских банков.

О второй проблеме можно сказать следующее: в некоторых мусульманских странах уровень налогообложения на самом деле непомерно высокий и несправедливый. Исламские банки, так же как и их клиенты, должны выступать за внесение изменений в законы, которые препятствуют развитию исламского банкинга. Правительства должны принять во внимание, что если установить разумный уровень налогообложения и налогоплательщики будут убеждены в получении пользы от честной уплаты налогов, то это увеличит доходы государства.

4.3. Убывающая мушарака

Другой формой мушарака, разработанной относительно недавно, является «убывающая мушарака». В соответствии с этой моделью финансист и клиент имеют в совместной собственности недвижимость, оборудование или коммерческое предприятие. Доля финансиста разделяется на определенное количество частей, и подразумевается, что клиент будет периодически выкупать эти части, представляющие долю финансиста, увеличивая свою долю до тех пор, пока все доли финансиста не будут выкуплены полностью, а право собственности на имущество или коммерческое предприятие будет полностью принадлежать клиенту.

Убывающая мушарака, основанная на изложенной модели, имеет различные формы в различных операциях. Например:

1. Наиболее часто она используется в жилищном финансировании. Клиент хочет купить дом, однако не имеет для этого достаточных средств. Он обращается к финансисту, который дает согласие на участие в покупке этого дома. В результате 20 % цены выплачивается клиентом, 80 % — финансистом. Таким образом, финансисту принадлежат 80 % собственности дома, в то время как клиенту принадлежат 20 %. После приобретения имущества совместно клиент использует его для собственного проживания и платит арендную плату финансисту за использование его доли в этом имуществе. В то же время доля финансиста делится на восемь одинаковых частей, каждая из которых представляет 10 % от собственности на этот дом. Клиент дает финансисту обещание, что он будет выкупать по одной части каждые три месяца. После истечения первых трех месяцев он выкупает одну часть доли финансиста, выплачивая одну десятую цены за дом. Это уменьшает долю финансиста с 80 % до 70 %. Следовательно, аренда, выплачиваемая финансисту, также снижается на этот уровень. В конце второго периода клиент выкупает вторую часть, увеличивая свою долю в имуществе до 40 % и уменьшая долю финансиста до 60 %, а значит, и размер арендной платы уменьшается пропорционально данной доле. Этот процесс осуществляется подобным образом до истечения двух лет — до тех пор, пока клиент не выкупит всю долю финансиста, доведя ее до нуля и увеличив свою долю до 100 %.

Подобное соглашение позволяет финансисту получать арендную плату в соответствии с его долей в собственности на имущество и периодический возврат на сумму капитала посредством выкупа его доли в собственности.

2. Лицо А хочет купить такси для того, чтобы зарабатывать предоставлением транспортных услуг, однако у него недостаточно средств. Лицо Б соглашается участвовать в покупке этого такси, и в результате они покупают такси совместно. В результате 80 % цены выплачивается лицом Б, 20 % — лицом А. После того как такси куплено, оно используется для предоставления транспортных услуг пассажирам, в результате чего приносит 1000 рупий чистой прибыли ежедневно. Так как лицо Б имеет долю 80 % в этом такси, оговорено, что 80 % прибыли будут распределяться в его пользу, а 20 % — в пользу лица А за его долю. Это означает, что ежедневно лицо Б будет получать 800 рупий, а лицо А — 200 рупий. В то же время доля лица Б будет условно разделена на восемь частей, каждая из которых будет выкупаться каждые три месяца лицом А. По истечении первых трех месяцев доля лица Б снизится до 70 %, а доля лица А увеличится до 30 %, что будет означать: с этого момента лицу А будет причитаться 300 рупий от ежедневной прибыли, а лицу Б — 700 рупий. Этот процесс будет продолжаться в течение двух лет, по истечении которых право собственности на такси полностью перейдет к лицу А, а лицо Б получит доход и возврат вложенного капитала.

3. Лицо А хочет начать бизнес по производству одежды, однако у него недостаточно средств. Лицо Б соглашается принять участие в этом бизнесе на определенный срок, скажем, на два года. В результате 40 % вкладываются лицом А, 60 % вкладываются лицом Б, и они начинают бизнес на основе мушарака. Доля прибыли, полагающаяся каждому из них, четко определена. В то же время доля лица Б в бизнесе разделена на шесть одинаковых частей, и лицо А постепенно выкупает эти части до окончания срока в два года, по истечении которых лицо Б отстраняется от бизнеса, оставляя исключительное право собственности за лицом А.

С точки зрения шариата данная модель состоит из контрактов, которые заключаются на различных этапах. Таким образом, каждая из трех представленных форм убывающей мушарака будет рассмотрена ниже в свете исламских принципов.

4.3.1. Жилищное финансирование на основе модели убывающей мушарака

Предложенная модель состоит из следующих операций:

1. Создание совместной собственности на имущество (шарикат аль-мильк).

2. Предоставление доли финансиста в аренду клиенту.

3. Предоставление обещания со стороны клиента на покупку частей доли финансиста.

4. Покупка частей на различных этапах.

5. Соотнесение арендных платежей в соответствии с уменьшением доли финансиста в имуществе.

Рассмотрим каждую составляющую этой модели более подробно.

Первый шаг в данной модели — создание совместной собственности на имущество. Как было разъяснено, «шарикат аль-мильк» (совместная собственность) может получить существование различными путями, в том числе посредством совместной покупки несколькими лицами. Это было однозначно одобрено всеми школами исламского права. Следовательно, против создания подобного рода совместной собственности никаких возражений возникать не должно.

Второй этап данного соглашения заключается в том, что финансист сдает в аренду свою долю дома клиенту, за что ему причитаются арендные платежи. Это находится за пределами сомнений, так как не существует разногласий между исламскими правоведами в дозволенности аренды одним совладельцем у другого. Предметом разногласий относительно дозволенности среди исламских правоведов является ситуация, когда доля собственности сдается в аренду третьей стороне. Имам Абу Ханифа и имам Зуфар придерживались мнения, что доля собственности не может сдаваться в аренду третьей стороне, а имам Малик и имам Шафии, Абу Юсуф и Мухаммад ибн Хасан придерживались мнения, что доля собственности может сдаваться в аренду третьей стороне. Так как в нашем случае имущество сдается в аренду непосредственно совладельцу, все они единогласны в действительности подобной «иджара»1.

Третий этап данной модели заключается в том, что клиент покупает различные части в доле собственности финансиста. Данный контракт также дозволен. Если доля собственности относится к земле или зданию, в обоих случаях продажа дозволена по единогласному мнению всех школ исламского права. Значит, если доля собственности здания продается партнеру, то это тоже дозволено, по единогласному мнению исламских правоведов. Однако существуют разногласия во мнениях относительно продажи третьей стороне2.

Из приведенных пунктов видно, что каждая из упомянутых операций дозволена по своей сути, однако вопрос заключается в том, могут ли они быть комбинированы в одном контракте. Ответ: если все эти операции будут комбинированы между собой таким образом, что каждая из них будет условием совершения другой, то это не будет дозволенным с точки зрения шариата, так как весьма значимым правилом исламской правовой системы является то, что один контракт не может быть предусловием другого контракта. Однако предложенная схема может предполагать, что, вместо того чтобы делать два контракта взаимообусловленными, можно использовать одностороннее обещание со стороны клиента, во-первых, взять в аренду долю финансиста и выплачивать согласованную ренту, во-вторых, выкупать различные части доли финансиста в жилье на различных этапах. Подобное предложение приводит нас к четвертому вопросу, который заключается в возможности принуждения к исполнению обещания.

Относительно обещания сделать что-либо преобладает убеждение, что оно создает лишь моральное обязательство, которое не может принуждаться к исполнению посредством представителей закона. Однако существует множество исламских правоведов, которые придерживаются мнения, что обещания могут принуждаться к исполнению, что представители закона могут заставить обещающего выполнить свое обещание, в особенности в контексте коммерческих отношений. Можно привести рассуждения некоторых маликитских и ханафитских правоведов, которые утверждали, что обещания могут принуждаться к исполнению с помощью представителей закона в случае необходимости. Ханафитские правоведы адаптировали это мнение в отношении определенного вида сделок купли-продажи, которое называется «бай биль-уафа». Бай биль-уафа — это специальный вид договора купли-продажи, в соответствии с которым покупатель обещает продавцу, что в любое время, когда последний вернет ему плату за дом, покупатель перепродаст ему обратно этот дом. Подобный договор был очень популярен в странах Средней Азии, и ханафитские правоведы считали, что перепродажа дома его изначальному продавцу, будучи условием первоначального договора купли-продажи, недозволена. Если же изначальная продажа осуществлена без подобного условия, но после ее осуществления покупателем было дано обещание перепродать дом ее изначальному продавцу в любое время, когда продавец предложит за него ту же плату, то подобное обещание является допустимым, оно не только создает моральное обязательство, но и может быть принуждаемым к исполнению правом изначального продавца. Исламские правоведы дозволили соглашения подобного рода, основывая свое мнение на принципе:

قد تجعل المواعيد لازمة الحاجة الناس

«Обещание может быть принуждаемым к исполнению при наличии подобной необходимости у общества в целом».

Даже если подобное обещание было сделано непосредственно перед осуществлением сделки купли-продажи, а сделка была осуществлена, все это дозволяется некоторыми ханафитскими правоведами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я