При этом обращённость к собственному положению, собственному «памятованию» как источнику/импульсу своей деятельности (собственному на разных уровнях – от индивида до тех групп и сообществ, в которые он входит и с которыми себя соотносит) задаёт новый интерес – удержание множественности «памятей» как неиерархизируемых без остатка (или, по крайней мере, не включаемых лишь в одну иерархию), т. е. вновь делает историю сознающим себя «
искусством памяти».
Это столь запоминающееся выступление на пиру натолкнуло его на несколько принципов
искусства памяти.
Раздел этот основан на греческих руководствах по
искусству памяти, возможно, содержавшихся в греческих риторических трактатах, из которых ни один не дошёл до нас.
Способность
искусства памяти всё время ускользать от понимания весьма утомительна для того, кто пишет его историю.
Таким образом, это и в самом деле основной и единственный завершённый трактат по
искусству памяти как в греческом мире, так и в латинском.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выстёгивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Искусство памяти основывается на использовании ментальных, символических, архетипальных образов, связанных одной архетипальной нитью.
Через двенадцать столетий
искусство памяти пришло в упадок по причине распространения рукописных книг, создаваемых трудами монахов.
В этом событии поэту раскрылись принципы
искусства памяти, почему о нём и говорится как об изобретателе этого искусства.
Современных книг об истории
искусства памяти на английском языке нет, ей посвящены лишь немногие статьи и книги на других языках.
Как вы далее увидите, эти античные и столь знаменитые системы и взгляды лишь немного трансформировались и поныне не утратили своё значение в качестве основных принципов
искусства памяти.
Хотя средневековая традиция оказалась неправа, приписывая авторство Ad Herennium«Туллию», она всё же не ошибалась, полагая, что последний сам практиковал и рекомендовал ученикам овладевать
искусством памяти.
Правда, нет правил для мест, но описанная здесь практика помещения понятия или слова, которое требуется запомнить, к тому или иному образу будет воспроизводиться во всей истории
искусства памяти, и корни её, очевидно, лежат в античности.
Но важнейшее из этих четырёх упоминаний, оказавшее наибольшее влияние на позднейшую историю
искусства памяти, содержится в De memoria et reminiscentia(«О памяти и припоминании»).
Многое из того, что было неясно, вроде бы обрело более чёткие очертания, в частности связь
искусства памяти с луллизмом и рамизмом, а также происхождение «метода».
Короче говоря, все попытки разобраться в том, чтó представляло собой классическое
искусство памяти, должны основываться на посвящённом памяти разделе Ad Herennium, как и попытки проследить историю западной традиции этого искусства, предпринимаемые в нашей книге, должны постоянно соотноситься с текстом этого трактата как с основным источником традиции.
После этого возникла довольно долгая пауза, обусловленная следующим затруднением: я никак не могла понять, что случилось с
искусством памяти в средние века.
Первое, что должен запомнить изучающий историю классического
искусства памяти, – это то обстоятельство, что оно находится в ведении риторики в качестве техники, используя которую оратор мог бы усовершенствовать свою память и с неизменной аккуратностью произносить наизусть пространные речи.
Я предпочитаю называть всё это «
искусством памяти».
Слово «мнемотехника» не подходило для схоластической трактовки
искусства памяти как составного элемента кардинальной добродетели благоразумия.
И именно как часть риторического искусства
искусство памяти сохранялось в европейской традиции, которая никогда, по крайней мере, до сравнительно недавних времён, не забывала, что древние, эти верные наставники во всякой человеческой деятельности, разработали правила и предписания для усовершенствования памяти.
В De inventioneмы не находим ничего нового об
искусстве памяти, поскольку речь там идёт только о первой части риторики, а именно об inventio, о нахождении или составлении предметного содержания речи, о собирании тех «вещей», о которых в ней будет говориться.
Искусству памяти – за договор идей.
Искусство забывать не менее важно, чем
искусство памяти, хотя бы потому, что невозможно запомнить хоть что-либо, стремясь запомнить все.
Может быть, авторы действительно были искусны в
искусстве памяти?
Тем не менее это сочинение сыграло, по всей видимости, очень важную роль во всей дальнейшей истории
искусства памяти, поскольку именно благодаря цицероновскому определению добродетелей, содержащемуся в De inventione, искусная память стала в средние века составной частью кардинальной добродетели благоразумия.
Это незримое
искусство памяти весьма своеобразно.
Одна из многочисленных трудностей, с которыми сталкивается историк
искусства памяти, состоит в том, что чаще всего трактат, посвящённый ars memorativa, хотя и стремится изложить его правила, редко приводит примеры конкретного применения этих правил, иными словами, редко предоставляет вниманию читателя систему мнемонических образов, расставленных по своим местам.
Несколько удручает то обстоятельство, что у этого труда, жизненно важного для истории классического
искусства памяти, труда, на который я буду постоянно ссылаться в этой своей книге, не сохранилось никакого другого названия, кроме мало что говорящего нам Ad Herennium.
Искусство памяти подобно внутреннему письму.
Слово «мнемотехника», в целом верное для описательной характеристики классического
искусства памяти, делает этот загадочный предмет более простым, чем он есть на самом деле.
Именно это является основой мнемотехники «
Искусство памяти».
Как я уже говорила выше, мы не можем узнать, в каком виде эти «вещи» – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, а также их части – появлялись в
искусстве памяти.