Искусство — всегда поэзия, в каком бы жанре оно не проявляло себя.
Является Пушкин, поэт и художник по преимуществу, окончательно преобразовывает язык русской поэзии, возведя его на высочайшую степень художественности, — и с ним первым является в русской литературе искусство, как искусство, поэзия — как художественное творчество.
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой.
Работа со словом — всегда литература, в каком бы жанре ни велась, — и всегда искусство.
Наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы.
Чтобы хорошо писать о науке, нужно искусство.
Чем более понятно произведение искусства, тем оно выше.
Всякое искусство есть возведение жизни в идеал…
Современная жизнь есть кощунство перед искусством, современное искусство — кощунство перед жизнью.
Воистину ложь и искусство создают жизнь.
Наука беспощадна и узка,
Искусство простодушно и широко.
Есть одно искусство — искусство слова — поэзия: оно безгранично.
Искусство не допускает к себе… рассудочных идей, оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это — живая страсть…
Чтоб труд поднялся до искусства
И стало чудом ремесло.
В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде.
Наука истинная изучает и вводит в сознание людей те истины, знания, которые людьми известного времени и общества считаются самыми важными. Искусство же переводит эти истины из области знания в область чувства.
Если наука есть память ума, то искусство есть память чувств.
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.
Нужно учиться, чтобы прийти к ясности и простоте в области нашего искусства, особенно в форме языка. Но ясность и простота отнюдь не снимают индивидуальности речи каждого из нас…
Гордость, самоуверенность необходима для науки; искусство презирает мир, что также необходимо для искусства…
Искусство недосказанности — одно из самых неподвластных разуму: интуитивных.
Искусство не зеркало, оно не обязано отражать все без разбора.
Самое удивительное в жизни — это способность видения мира и самосознания, наиярчайшее отличие живой природы от мертвой. Искусство живо этим началом. С этой точки зрения поэзия, и проза, и прочие применения человеческого духа равноценны.
Признано и установлено, что искусство слова родилось в глубокой древности из процессов труда людей.
Искусство — всегда метафора действительности.
Искусство всегда было достоянием немногих…
Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.
Искусство основано на социальном опыте человечества. Оно существует во всей своей целостности постольку, поскольку известны его явления, но эти явления зависят сами от других.
Искусство слова следовало непосредственно за трудом, в слово включались начала науки о приёмах борьбы с враждебными трудовой деятельности людей сопротивлениями природы.
Почти всегда красота подсказывает открытие нового закона искусства. И она же гарантия необходимости и пользы.
Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов.
Кто-то сказал, что от искусства для вечности остается только метафора.
В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности.
Искусство тем более общедоступно, чем оно проще, кратче и потому яснее передаёт чувство.
Искусство удивляется, наука сомневается; искусство радуется или негодует; наука холодно разлагается на составные части. Наука дает закон и управление жизнью, искусство дает радость жизни, оценку, качество.
Большое искусство общечеловеческой мысли не имеет национальных ограничений, хотя у него есть место и время рождения, неповторимые особенности эпохи и родного края.
Искусство, вместе с речью, есть одно из орудий общения, а потому и прогресса, то есть движения вперёд человечества к совершенству.
Жизнь — движение, борьба, а искусство — орган умственного движения и борьбы; значит, цель его не просто отражать, а отражать отрицая или благословляя.
Искусство без мысли, что человек без души, — труп.
В чем же цель и сила искусства? Не в том ли, чтоб увидеть народ в самый трудный, самый высокий период истории?
Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу.
Поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно…
Посредством искусства могут быть переданы самые возвышенные и добрые и самые низменные и дурные чувства…
Напрасно думают иные, что для того чтобы наслаждаться искусством, достаточно одного врожденного чувства красоты; без уразумения нет и полного наслаждения; а самое чувство красоты также способно постепенно уясняться и созревать под влиянием предварительных трудов, размышления и изучения великих образцов, как и все человеческое. Без тонко развитого вкуса нет полных художественных радостей…
Искусство должно облагораживать людей.
Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.
Функция большого искусства — это функция колокола, будящего заснувшую совесть.
Конечно, искусство всегда требует жертв, но только гении и кретины приносят ему человеческие жертвы.
Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.
Сценическое театральное искусство строится на человеке и на слове, причём в комедии, в драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
ИСКУ́ССТВО, -а, ср. 1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства.
Все значения слова «искусство»Современные произведения искусства могут считаться включёнными в коллекцию ещё до их завершения.
В развитии себя как мастера боевого искусства человек может иметь только внутреннюю стимуляцию.
Этот процесс можно наглядно проследить на примере произведений изобразительного искусства разных периодов.