Он выделил роль общественных мотиваций и мобилизации на основе
идеи нации, которые лежат в основе легитимности и успешности современных государств.
К сожалению, эта роль в формировании европейского национализма и
идеи нации недостаточно хорошо осознана и артикулирована историками и социологами национализма.
Вестфальская система закрепила
идеи нации и национализма в особой политической системе.
Начиная с 1970-х годов
идея нации здесь подвергается интеллектуальной, социально-политической и моральной критике, которая до последнего времени носила резкий и порой радикальный характер.
Как и в случае с идеей свободы и либерализмом, важно не забывать о поливалентности
идеи нации и многогранности феномена национализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стеблевание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На наш взгляд, как один, так и другой взгляд обусловлен однобокими и часто карикатурными, а потому неадекватными оценками
идеи нации и роли национализма в современном мире.
Возможно, классическая евро-атлантическая
идея нации заключала в себе такую цель, но она не реализовалась.
Вернёмся на стезю практико-ориентированного анализа в той части, которая касается обозначенной нами темы
идеи нации и существа современного нациестроительства.
А главное – в своей основе это был триумф
идеи нации как наиболее логичной, если не самоочевидной, формы политической организации, одновременно предпосылки и гаранта перехода в современность.
Публичные показы сделали видимой
идею нации как произведения искусства и как сообщества посещающей музеи публики.
Эта официальная дань современной
идее нации подверглась критике со стороны ранних западников и славянофилов: невзирая на их разногласия, бо́льшая часть интеллигенции 1840-х годов рассматривала пути интеграции русского крестьянства в нацию и отмены крепостного права [Каппелер 1997: 177–179; Szporluk 1988: 160].
Находясь в сложном противоречивом взаимодействии, народ и интеллигенция духовно питали и обогащали друг друга в том, что касается
идеи нации.
На протяжении всего XX и в начале XXI века происходило тестирование
идеи нации как «великой солидарности граждан» (Э. Ренан).
Поразительно другое: иная, либеральная утопия «конца истории» и всемирной победы либерально-демократического режима в качестве конечной точки культурной эволюции человечества, как выяснилось, не только приводит к вытеснению
идеи нации доктриной «постнационального мира», но и оказывается разрушительной по отношению к демократии.
О трудностях нового освоения
идеи нации в её гражданском смысле, связанном с демократией и либеральными свободами, мы поговорим на примере взлёта и падения русского «национал-демократического» течения.
Несмотря на то что в современном значении
идея нации и содержание понятия «национализм» подразумевают в качестве обязательногоэлемент индивидуализма и гражданственности, свободного выбора и принципа ответственного участия в общественных делах (res publica), многие современные нам критики отвергают их именно в борьбе с примордиалистскими и историцистскими трактовками нации.
Я убеждён, что в сегодняшнем мире и, возможно, ещё очень длительное время единственной по-настоящему популярной силой, сохраняющей привлекательность и дающей возможность перспективного мышления, остаётся
идея нации и идеология национализма.
Даже сегодня, во многих частях мира
идея нации является неактуальной и воспринимается неправильно.
Следует, однако, отметить, что не только
идея нации имеет европейское происхождение, но и реализовалась она наиболее полно в странах европейской культуры.
Смысл идеи государства как социального интеграла культуры жизни, общенародного способа исторической меры воплощения в социальную действительность
идеи нации состоит в свободном, нравственно-правовом способе жизни людей.
Если
идея нации ещё только завоёвывала умы, то самый принцип её, её воплощение уже существовали в лице короля, который был высшим источником власти и высшим её прибежищем.
А посему постижение
идеи нации, будучи частным примером постижения идеи, с той же безусловностью содержит в себе все отмеченные выше логические моменты, свойственные постижению последней.
Кроме того, укрепление национального государства для правящих национальных элит – средство удовлетворения своего экономического интереса, стремление использовать
идею нации для извлечения определённой прибыли из трудноконтролируемых процессов глобализации.
Идея нации представляет собой некую сверхиндивидуальность народа или сверхцелое, оформленное в чёткий и благовидный лик и отражающее все черты национального образа.
Во-первых, национализм как дискурс: производство культурного понимания и риторики, которое ведёт к тому, что люди во всём мире мыслят и выражают свои устремления с точки зрения
идеи нации и национальной идентичности, и производство отдельных разновидностей националистической мысли и языка в особых условиях и традициях.
Вполне понятно, что в этом философском споре автор данной работы во многом разделяет последнюю идейную позицию, опираясь на которую он и будет излагать основные положения своего собственного подхода к исследованию
идеи нации.
Отсюда же следует, что , постигая
идею нации, я в какой-то, а может быть, даже значительной мере рефлектирую самого себя, своё собственное этнонациональное бытие и своё собственное состояние духа.
Чтобы приблизиться к пониманию феномена «национального», я предлагаю рассмотреть, что такое идентичность вообще, как она применяется к историческим субъектам, затем уточнить понятия этноса и народа и после этого перейти к конкретной
идее нации в её историческом бытовании.
Абсолютизированная
идея нации преисполняет всё общество жаждой идеального, устремляет его к совершенству, каждый индивид облагораживается, вдохновляется идеалами и чувством гражданского долга.
Самым поразительным было то, что исламские идеологи бросились из одной крайности в другую: от полного отрицания
идеи нации они перешли к отождествлению её с религиозной общностью.
Таким образом, на пути к постижению и претворению в жизнь
идеи нации перед духом народа (его части) возникают препятствия, коренящиеся в нём самом: в логически нецелостном, обыденном мышлении, эгоистическом, бессердечном чувстве, внутренне и внешне несвободной, аморальной, противоправной и безнравственной воле.
Идея нации апеллирует к солидарности.
Идея нации противостоит идеи империи.
Нациестроительство на основе
идеи нации и гражданского национализма (не без примеси этнонационализма) было всегда и остаётся сегодня основой успешного и безопасного существования той или иной страны.
Но доказывает ли национальный подъём августа 1914 года, что
идея нации является движущей силой истории, что она отодвигает на второй план все социальные и политические конфликты и противоречия?