Эта книга о жизни на основе культуры духа, который есть то, чем и из чего создано все. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура духа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2. Кризис и культура
Уважаемый читатель! Исходя из насущной необходимости философского рассмотрения мирового кризиса в его истинном свете — в свете культуры, автор вынужден на время прервать последовательный ход развития идеи духа. В последующих главах мы вернемся к предмету нашего исследования.
2.1. Преодоление через самосознание
Необходимость осознания глобального кризиса как дезинтеграции национальных социумов и мировой цивилизации, его глубинной причины, природы и средств преодоления вытекает из самой сущности человеческой жизни, закономерно осуществляющейся на сознательно-волевой истине: знании законов своего бытия, смысла и эволюционного назначения, реальных условий и способа жизнедеятельности в соответствии с добытым знанием. На классическом философском языке это называется идеей жизни, которая представляет собой единство понятия как самосознательной истины и его внешнереального существования. Эта идея — абсолютный принцип преодоления кризиса, за логикой развития которого мы и должны проследить.
Степень познания истины и претворения ее в жизнь есть степень духовносоциального здоровья человеческой жизни в ее исторически конкретной, национальной форме. В этом смысле, перефразируя известное изречение, можно сказать: «Познайте истину, воплотите ее в жизнь — и истина сделает вас свободными и здоровыми». Именно поэтому практически действующее самосознание истины социальной жизни во всем ее духовном, материальном и организационном, индивидуально-общественном и планетарно-космическом объеме — это не только фундаментальное условие преодоления кризиса, но и сама бескризисная жизнь. И наоборот, кризис как соответствующее состояние болезни социального организма есть собственный критерий своей ложности, теоретической и практической несостоятельности господствующей в мире антиэволюционной идеи, продуцирующей свое кризисообразующее начало — алчное Бессознательное рынка — высшего социального достижения современной цивилизации, придавившей себя рукотворной материей.
Для преодоления кризиса необходимо, чтобы сам дух кризиса, который в своем проявлении — везде, а по ответственности — нигде, преодолел свое перманентно-кризисное сознание, застрявшее монетаристскими осколками в финансовой оболочке порожденного и воспроизводимого им мирового хаоса. Вне этого условия профессионально однобокий способ мышления, неспособный проникнуть во внеэкономическую основу кризиса, и эгоцентрическая воля будут удерживать экономику в перевернутом состоянии и продолжать процесс превращения идеального эквивалента экономической реальности в бесстоимостные финансовые тени теней, уходящие в виртуально-дурную бесконечность. Эти финансовые фантомы, рождаемые эго-сознанием глобального рынка, обладают реальной силой разрушения социального организма планетарного человечества и его национально-региональных составляющих, ибо концентрируют в себе мировую ложь материально ориентированной, жадно-потребительской цели жизни, формальной свободы нравственно опустошенного духа и такого же качества его социально-экономического и государственно-правового способа бытия, генерируют энергию зла мира сего.
Мировой кризис преодолеет себя лишь в том случае, если не отдельное религиозное, философское или мудрое политическое сознание, а его собственный дух как совокупный мировой субъект, духовная светотень которого простирается от невинного общекультурного и профессионального невежества через преступление до его апогея, предательства национальных интересов, осуществит интеллектуально-нравственную самореформацию, выработает адекватную эволюции человечества социальную идею жизни и преобразует на ее основе духовно-социально-экологически больную цивилизацию. Оборотная сторона этого теоретического, для кого-то наивного утверждения — сам факт мирового кризиса, то есть человеческой жизни, лишенной указанных сознательно-волевых условий.
Без систематически целостного понимания феномена кризиса действия правительств стран мира, направленные на выработку и реализацию антикризисных финансово-экономических программ, установление посткризисного мирового порядка, их манипуляции денежными массами, подобны наркотикам в борьбе с наркозависимостью. Для выхода из кризиса человечеству нужны прежде всего деньги духа — знание как идеальный эквивалент идеи жизни — социальной реальности, соответствующей своему смыслу. Это и есть универсальный принцип антикризисной, смыслоориентированной государственной политики.
Тотальность кризиса
В самом названии кризиса заключены поверхностность понимания его подлинной природы и связанные с этим трудности практического самопреодоления. Мировой кризис не может быть только финансово-экономическим, поскольку экономика — это всего лишь один из органов социального (регионального или глобального) организма и кроме как в голове экономиста она не существует сама по себе, самостоятельно, вне системы права, морали, нравственности и государства. В силу своей духовноорганической природы экономика как идеально-материальный орган государственного организма содержит в себе все его органы, каждый из которых есть одновременно и цель, и средство, воспроизводится всеми и воспроизводит всех. Изменения в одном из них отражаются на состоянии социума в целом.
Кроме того, финансово-экономические отношения и государственно-правовые формы их действительного существования, образующие живой социальный организм, являются процессом и результатом теоретической и практической деятельности духа народа, его идеально-реальными модификациями. Их качественное состояние прямо пропорционально качеству порождающей их трудовой субстанции, на оздоровление которой и должен быть направлен антикризисный дух, а также мере регулирующего воздействия на них разумной воли государства. Его присутствие в рыночной экономике ограничено самой ее природой, о чем свидетельствует периодический кризис, обнажающий мнимую самодостаточность рынка, его несвободу, сознательно-волевую слепоту и неспособность удержаться на самом себе.
Глобальный кризис носит не только географический финансово-экономический, но и духовно-материально-организационный, структурно-тотальный характер, пронизывает собой дух, душу и тело социального организма, его сверхчувственное и пространственно-временное бытие, есть кризис всей жизни современного человечества.
Тотальность кризиса жизни замкнута на тотальность ее взаимопроникающих полюсов: самовоспроизводящуюся первопричину кризиса — человеческий дух, отклонившийся от своей эволюционной цели, и соответствующую ему в своей неистинности идеальную форму смысла лишенной экономики — национальную и мировую финансовую систему, содержащую в себе в снятом и преобразованном виде условия и средства человеческого бытия, а потому и выступающую реальной властью над самой жизнью.
Дух и деньги как его превращенная форма — идеально-реальные силы жизни современного человечества. При этом лишь дух есть как одна сторона указанного отношения, так и все отношение в целом. Вот почему кризис духа — это кризис всех феноменов социального мира, всей архитектоники технокрактической цивилизации, народные духи которой суть национальной формы существования мирового (планетарного) духа. Поэтому мировой финансово-экономический кризис есть вместе с тем и кризис самого субъекта всемирной истории — мирового духа как составляющей космического духа, абсолютной субстанцией которого является божественный дух.
Существующее представление о финансово-экономическом кризисе неполно не только с точки зрения тотальности его духовно-материально-организационной структуры, но и по существу. Не следует забывать, что кризис — это определенная стадия в развитии самой болезни социального мира, фундаментальная причина которой разорванность духа.
Разорванность духа
Кризисное состояние духа как самоопределяющейся деятельности, состоящей в непосредственном отношении с собой, выходящей из своего тождества в идеальный или реальный продукт самообособления и возвращающейся из него к самому себе при одновременном нахождении в нем, выражается в разорванности его сознательно-волевой природы, проходящей через творца, творчество и творение. Кризисообразующее начало — неразрешенное противоречие между понятием духа и субъективно-объективными формами его самореализации. Это противоречие мыслящего, чувствующего и практически действующего духа, обусловленное, с одной стороны, уровнем его исторического развития, противоречием порожденного им и отражающегося в нем общественного бытия — и с другой, виной самого человеческого духа, характеризуется не только внутренним дисбалансом его творческой триады — неравномерностью развития универсальных способностей человека, но и их оторванностью от своей триединой сущности.
В сфере мышления — логический разрыв структуры понятия как динамического единства всеобщего → особенного и → единичного. Именно эти диалектически противоречивые определения универсальной истины и не способны выработать и объединить в органическую целостность абстрактно-рассудочный, беспонятийный способ мышления — интеллектуальный принцип кризиса современного сознания и лоскутного мировоззрения, дезинтегрирующий посредством воли социальную действительность и порождающий хаос жизни. Кризис разума.
В сфере чувства — отпадение человеческого сердца от своей животворящей основы — духовной любви, внутренней, моральной свободы и красоты. Этот сущностный разрыв чувствующего духа проявляется в:
— реальном безбожии формальной религиозности;
— злоумии, жестокосердии и отравлении духовным ядом стихийной природы человеческого и пространственного духа — психоэнергетической причины болезни окружающей среды и природных катаклизмов, непрерывно обрушивающихся на необучаемое человечество;
— глобальной лживости, бессовестности и цинизме цивилизованных двуногих;
— чудовищном невежестве в области духовной природы человеческой жизни, эгоцентризме и патологической алчности самопровозглашенной элиты мира, панически и болезненно осознающей свою непосредственную связь с последствием, но не с причиной мирового кризиса;
— духовном и телесном разврате, алкогольной и наркотической зависимости, безволии и пошлости жизни;
— совлечении с человека образа и подобия божьего с помощью глобализирующейся системы средств информационной угрозы национальной безопасности, ставшей могущественной транснациональной отраслью бизнеса, властью над властью, возрастающего вала литературного убожества, суррогата искусства, лишенного красоты. Кризис сердца.
В сфере воли — отрыв разумом не проработанной, светом истины не освещенной, чувственностью порабощенной духовно слабой воли человека от своей сущности — свободы. Сознательно-волевой разрыв в творческой субстанции индивидуальной и общественной жизни проявляется в виде нарушения ее законов, следовательно, и разрушения финансово-экономической и государственно-правовой действительности, потрясения вульгарно-демократическим пониманием и проявлением свободы устоев мира. Формально свободная воля в силу неразвитости ее религиозно-нравственной основы, доминирования в человеке его низшей природы тяготеет к абсолютному эгоцентризму. Последний — принцип рыночного социума и его периодического кризиса.
Фундаментально кризис жизни есть кризис ее источника — общественного труда, который в условиях частной собственности на средства производства, юридической свободы — минимума справедливости, внутренне и внешне отчужден от самого себя и реально несвободен. Разорванность сущности и общественной формы труда проходит между частной и государственной формами идеи собственности, трудом и капиталом, способом производства и присвоения результата труда, чрезмерным материальным богатством и жизненно опасной бедностью имущественно поляризованного общества, реальной экономикой и ее идеальной формой, принимающей временно самостоятельный характер и выступающей пусковым механизмом финансового кризиса, переходящего в кризис всей системы материальной жизнедеятельности народа; правом и юридическим законом, понятием государства и его исторической реальностью, общественным производством и окружающей средой, региональной и глобальной экономикой. Кризис воли как тотальности духа и созданного им социального мира.
Кризис как самосуд духа
Когда говорят о кризисе как о суде Божьем, то высказывают лишь часть истины. Человеческая жизнь как теоретическая и практическая, художественная и религиозная деятельность духа — это субъективно-объективный, сознательно-бессознательный процесс суждений и умозаключений. Соотнесение человеком идеальных и реальных продуктов своей жизнедеятельности с ее абсолютной субстанцией — божественным духом и его модификациями — законами жизни природы и общества или, наоборот, реализация цели с помощью тех или иных средств и способов и есть критический суд божественно-человеческого духа в виде процесса установления истинности или ложности, правомерности или противоправности многообразных форм социальной жизни и как следствие последней — вынесение приговора и наказание.
Противоречие человеческого духа своей сущности, выраженное в болезненно-кризисном состоянии его социально-природного организма, есть самонаказание, мгновенный либо отсроченный обратный удар, возвращаемый бессознательным или самосознательным законом жизни, ее идеей как всей полнотой истины, отклонившемуся от нее человечеству. Вот почему мировой кризис — это не только суд Божий, суд космического и мирового (планетарного) духа, но вместе с тем и самосуд человеческого духа, которому предстоит либо изжить свой интеллектуально-моральный, финансово-экономический, социально-природный, государственно-правовой, нравственно-религиозный, художественный, мировоззренческий, внутренне-внешний саморазрыв, либо войти в необратимый процесс духовного, материального и организационного самораспада.
Чем же исцелить рваные раны, нанесенные духом самому себе, соединить разорванную плоть социального организма и где отыскать целительные силы? Самим духом и в самом кризисе.
Кризис как процесс болезни и выздоровления
Кризис — это не только болезнь социального организма, вызванная его отклонением от законов духовной и материальной жизни по вине человека. Генезис мирового кризиса содержит в себе также и причины, находящиеся вне сознания и воли современного человечества как самосознательной части планетарно-космической формы жизни, осуществляющей собственное духовное восхождение, сопровождаемое кризисными процессами.
Не ограничивается социальный кризис и критическим состоянием больной жизни глобализирующихся стран мира, судом над ними, вынесением им приговора и наказанием за отступление от смысла жизни и от той роли, которую должна сыграть каждая из них в эволюции планетарной жизни. В отличие от болезни кризисное состояние сознательно-волевого организма характеризуется, с одной стороны, его резким ухудшением, с другой — мобилизацией жизненных ресурсов для восстановления структурно-функционального равновесия между духовными, материальными и организационными составляющими регионального или мирового организма и окружающей его природой.
Именно поэтому понятие кризиса представляет собой диалектически противоречивый процесс развития меры происходящих в социальном организме постепенных количественных изменений, переходящих скачкообразно в качественно измененное состояние жизни, оторвавшейся от своей духовной субстанции. При этом мера здоровья превращается в меру болезни, последняя, переполненная чрезмерной мерзостью человеческого духа, переходит в собственно кризис — новую меру как точку схода и борьбы противоположных сил общества, бессознательно и сознательно направленных на его разрушение и оздоровление. В этом поворотном пункте развития болезни, концентрирующей и вызывающей против себя целительные силы социального организма, заключаются природа кризиса и его исход, судьба кризисных государств мира.
Поэтому до тех пор, пока в состоянии больного государства не произойдет критического перелома, вызывающего обратный процесс по отношению к его противозаконной жизнедеятельности, несмотря на ее разрушительные последствия, строго говоря, кризиса как такового нет, а есть прогрессирующий процесс духовного, социально-экономического и государственно-правового разложения социума.
Кульминация социального кризиса как уже не болезни, но еще не здоровья, — переработка антикризисным духом и соединение в целостность разорванных внутри и вовне себя социально-экономических, нравственно-правовых и других лишенных всеобщего и специфического смысла общественных отношений, восстановление больным организмом закономерности своей жизнедеятельности, его возвращение в свою созидающую субстанцию, трансмутирующую кризис жизни в духовно-нравственную и здоровую жизнь. Великое, светоносное имя этой живоначальной субстанции-творца, развертывающего себя в творчество и творение.
Культура
Выход из тотального кризиса возможен только через тотальное по содержанию и форме творческое средство-самоцель — культуру, под которой следует понимать не только субъективную деятельность человека, направленную на обработку, возделывание самого себя в соответствии со своей высшей природой, не только почитание Света, но и самое жизнь в Свете, а также ее духовные, материальные и организационные формы в их органическом единстве. Для этого дух кризиса должен стать духом культуры, преобразующим кризисную жизнь в культуру жизни, основанную на культуре духа как творческом отражении божественности на Земле.
Культура в ее всеобщем определении есть человеческая жизнь в соответствии со своей универсальной сущностью — духовным светом (истиной), неделимо-делимым на мыслимые и практически осуществляемые человеком законы природы, общества и высших духовных сил.
Культура — это полнота сознательно-волевой жизни как единства духа, самоопределяющегося всеобщим образом, и многообразия созданных им идеальных и реальных форм, включая искусство, организованных в социум.
Иными словами, культура есть единство своего существенного содержания — культуры духа в его внутреннезакономерных, всеобщих определениях и многообразной формы его внешнереального существования — культуры жизни, саморазвернутой в теоретическую, практическую и художественную культуру, в совокупность всех духовных и материальных отношений, организованных в семью, гражданское общество, национальное государство и глобальную цивилизацию — социальное тело культуры духа нации и человечества.
Живое единство единичного духа со своей всеобщей сущностью — культура духа, его многообразных явлений между собой и творческой основой, их породившей, — культура жизни есть логический смысл культуры в ее сверхчувственном и пространственно-временном бытии, идея культуры. Это единство идеальных и реальных составляющих культуры как полноты человеческой жизни, ее высшей ценности и самоцели не является для человека чем-то заранее данным, а представляет собой процесс деятельности духа, снимающей несоответствие между низшей и высшей природой человека, разъединение жизни с условиями ее существования, сущности творчества с результатом творения, внутреннюю и внешнюю разорванность духа и жизни.
Культура как сознательно-волевой процесс разрешения указанных противоречий есть цель, смысл и самовозрастающий духовный капитал человеческой эволюции, равно и наоборот, эволюция самосознательной жизни есть саморазвивающаяся культура — двуединый процесс стяжания человеческим духом потенциально содержащегося в нем и актуально находящегося вне его духовного света и самовозвышения человека посредством его напряженного труда, образования, воспитания, духовнотелесного преображения и повседневной культуры жизни, а также теоретического, предметно-практического, художественного и религиозного творчества к своей имманентно-трансцендентной сущности.
Культура как живой смысл индивидуального и общественного бытия, деятельное единство сущности и явления человеческого духа, возможна только тогда, когда предмет жизнедеятельности и творчества человека не разорван на свои составляющие, един с самим собой, то есть соответствует своему смыслу и жизненному назначению. Это теоретическое положение имеет решающее практическое значение в жизни человека и общества, в деле преодоления социального кризиса. Так, например, в условиях финансово-экономической и государственно-правовой реальности, противоречащей своему понятию, которую поэтому и нельзя назвать социальной действительностью, даже при сознательноволевом соответствии ей духа народа, не может быть культуры жизни, а также и подлинного искусства как процесса и результата художественного творчества, лишенного своего существенного содержания. Именно поэтому культура жизни, культура творчества не сводится к субъективной форме человеческого духа, а есть процесс реального преобразования общественных отношений и предмета искусства в соответствии с их понятием.
Кризис и культура — противоположности единого духа. Первый — дезинтеграция культуры. Последняя — преодоленный кризис. Чтобы понять культуру как универсальное средство самопреобразования своего кризисного состояния, нужно рассмотреть ее системообразующее начало, развернутое в систему духа и социальные формы его действительной жизнедеятельности — идею культуры.
Сущность культуры духа
В отличие от дочеловеческих форм мировой жизни, лишенных самосознания, жизнь человека представляет собой сознательноволевой обмен веществ и энергий, идеальных и реальных продуктов жизнедеятельности между природой, обществом, космосом и духом единой жизни. В этом смысле человеческая жизнь — это жизнь самосознательного духа, который формально есть все во всем в его различных состояниях и формах.
Однако по своему содержанию не любой дух является творцом духовно и физически, социально и экологически здоровой жизни, а только такой, который знает смысл и законы жизни, одухотворяет свои чувства и силой свободной воли и адекватных ей средств и способов жизнедеятельности претворяет знаемое в жизнь. Интеллектуально-чувственно-волевое выражение законов жизни в качестве истины, красоты и добра — атрибутов любви — есть культура духа — богочеловеческая субстанция индивидуального и общественного бытия, абсолютный закон-долг человеческой жизни, историческая полнота которой прямо пропорциональна культуроемкости духа народа.
Живоначальная сущность культуры человеческого духа триедина по форме и содержанию. Ее творец — мыслящий, чувствующий и практически действующий дух как самосознательная форма всеначальной энергии в виде души и тела принадлежит трем мирам и в каждой из своих универсальных способностей содержит в себе остальные. Так мышление есть эмоционально окрашенная воля в ее сверхчувственном проявлении. Внутреннее и внешнее чувство — действующая и чувствующая мысль. Воля — мыслящая и чувствующая деятельность духа в пространстве и во времени.
Существенное содержание как процесс и результат творчества триединого духа также триедино. Истина, недостаток которой приводит к болезни и кризису социальный организм, есть живой синтез своих логических определений: всеобщего, особенного и единичного. Последнее — самораздвоенное всеобщее (субстанциальное) и примиренное (снявшее внутренний и внешний разрыв) в своем обособлении с самим собой как различенным внутри себя целым. Это триединое целое представляет собой формусодержание мышления, где форма как логическая структура истины или понятия есть содержание разумной, то есть постигшей смысл и законы предмета, мысли и наоборот.
Красота, кризис которой обнаруживает себя в деградации всех видов искусства, в рождении художественных уродов, — это одухотворенная духовным светом душа (сердце), ее адекватное творческое выражение в чувственно-созерцаемом образе и их гармоническое единство.
Свобода в качестве добра, а не всемирного произвола, ввергшего современную цивилизацию в глобальный кризис, — это разумная воля, внутренняя и внешняя общественно признанная форма ее существования и их единство, благодаря которому воля независима от другого, так как идеально и реально находясь в нем, она тем самым соотносится сама с собой, логически бесконечна и реально свободна.
Триедины внутри себя не только рассмотренные ипостаси сущности универсальных способностей человека, но и триедина их взаимосвязь. Так истина есть та же красота и свобода в их логически-мысленном состоянии. Красота — истина и свобода в чувственно-образном выражении. Свобода (добро) — истина и красота в идеально-реальном волеопределении. Каждое существенное определение своего родового понятия — культуры духа — содержит в себе остальные и представляет собой динамическую тотальность — земное проявление абсолютной триады духа.
«Какое отношение все эти логические рассуждения имеют к практическому преодолению кризиса?» — может спросить потенциально и актуально кризисный дух. Прямое! Разве профессор Преображенский доходчиво не объяснил, где начинается разруха? Дух кризиса, слушай тремя ушами и вбей себе в мозг истину всех миров, веков и народов: универсальным животворящим принципом, пронизывающим бытие и мышление, все формы единой жизни от Бога до атома, от простейшего определения идеи культуры до ее логического завершения является трижды триединое единство духа — абсолютный интеграл Бытия, который и должен стать самосознательной основой антикризисной государственной политики, бескризисной жизни народа.
Культура духа и культура жизни — это одна и та же жизнь в ее внутренне-свернутом, идеальном состоянии и внешне-развернутом, реальном обнаружении. Поэтому кризис духа есть вместе с тем и кризис жизни, которая, будучи объективно кризисной по своему социально-экономическому устройству, соответственно отражается на сознании, чувстве и воле людей. Из этого следует, что выход из кризиса возможен при условии устранения его субъективного и объективного источника, то есть преобразования всей тотальности социальной жизни: и культурной реформации духа народа, и фактического переустройства общественных отношений волей самого народа на основе и посредством не только научно-технического и экономического развития, а более высокого уровня духовной, материальной и организационной культуры, которая должна быть выработана и признана антикризисным духом.
Ресурсы и формы культуры
К ним относятся:
— внутреннее самоопределение духа в виде внимания, памяти, воображения, представления, ассоциации, других бессознательных и сознательных волеопределений — психологический ресурс культуры жизни, которым человеку, как и другими его творческими ресурсами, еще предстоит овладеть через культуру духа;
— рассудочное (обычное), научное и понятийное (философское) мышление, с помощью которого человек познает законы жизни и вырабатывает знание, в форме здравого смысла, мировоззрения, системы наук, понятий и идей — интеллектуальный ресурс культуры жизни[1];
— одухотворенное чувство, сущность которого красота, существующая в виде народной культуры, искусства, мира рукотворной красоты в целом, — эстетический (художественный) ресурс культуры жизни;
— внутренне свободная воля в качестве доброго умысла и намерения, чувства стыда, совести и долга, других внутренне духовных волеоопределений — моральный ресурс культуры жизни. Человеческое чувство — это форма мышления. Аморальные чувства — разрушители здоровья. Морально чистое и прекрасное чувство — эмоциональное здоровье человека, его психоэнергетическая гармония. Духовная чистота сердца — основа здоровья.
Истинное мышление, с помощью которого человек добывает знания о здоровой жизни, одухотворенное чувство, вырабатывающее духовную энергию, питающую всеначальной жизненностью человеческий организм, есть внутренняя, логическая и моральная культура субъективного духа. Однако этих форм культуры духа, его интеллектуального и морального здоровья для осуществления культуры жизни недостаточно. Нужна реальная сила, претворяющая знание законов, условий и средств понятия духовно-нравственной и здоровой жизни в социальную действительность, в самое жизнь-идею, сила способная управлять рационально-чувственной природой человека и направлять его на эволюционный путь реализации смысла жизни, спасая его тем самым от разрушающих здоровье свойств духа — лени, уныния, раздражения, страха, осуждения, мнительности, бесстыдства, малодушия, угодничества, эгоцентризма, других форм бездуховности, а также от вредных для здоровья привычек: табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, сквернословия, половой распущенности, переедания и других видов уклонения духа и тела от законов здоровой жизни.
Такой закономерно самоопределяющейся силой духа, реально действующим чувством-мышлением являются:
— внешне свободная воля, развивающаяся в систему юридических прав и обязанностей, образующих и обеспечивающих с помощью соответствующих государственных органов внешне обязательный порядок свободной жизни граждан и социальных институтов, — правовой ресурс культуры жизни;
— внутренне и внешне свободная воля как единство предметнопрактической и сознательно-волевой, трудовой деятельности, основанной на идее собственности, взаимообусловленном, сбалансированном единстве ее частной и государственной форм, науки и технологии, социально-экономической и государственноправовой системах, воспроизводящих себя и свою реальную основу, порождающую совокупность всех общественных отношений, организованных в семью, национальное хозяйство, гражданское общество и государство, — нравственный ресурс культуры жизни, содержащий в себе материальные, экономические и трудовые ресурсы;
— любовь души к Высшему, созидающая абсолютную основу культуры — единство человеческого и божественного духа, — религиозный ресурс культуры жизни;
— взаимодействующий с природой дух народа (человечества), дифференцированный на творческие ресурсы — культуру мышления, чувства и воли и их социальные формы материальной, духовной и организационной культуры всех составляющих идеи культуры в форме государства.
Культура жизни, организованная в государство, как универсальный ресурс преодоления кризиса
Социальную болезнь в стадии кризиса можно преодолеть только социальным здоровьем — культурой духа и жизни, организованной в ее исторически развивающуюся всеобщую форму действительного существования — государство. Степень истинности последнего определена мерой содержащейся в нем культуры как соответствия технологических, экономических, государственно-правовых — словом, всех социальных феноменов законам своего бытия и смыслу человеческой жизни, а не их формальным, количественным развитием, вопреки духовной эволюции человека, или отсутствием такового, а также недоразвитием, что и является причиной болезни и кризиса социальной жизни. В этом заключается принципиальное значение культуры как абсолютного критерия подлинности государства, его сознательноволевой способности выхода из кризиса.
Поскольку государство — это общенародный способ жизни каждого и всех, соответствующий своему существенному содержанию — культуре, постольку кризис культуры, как духовное разложение и материально-организационный распад жизни нации есть кризис самого государства. Способ самопреодоления государством своего кризисного состояния должен быть государственным, т. е. тотальным и с точки зрения творческого субъекта — трудовой деятельности всего работающего населения, и со стороны универсального ресурса-объекта — совокупности всех форм духовной, материальной и организационной культуры, а не только финансово-экономических ресурсов. Выход государства из кризиса есть в то же время и самопреобразование государства в соответствии со своим понятием — культурой, исторический процесс становления его идеи.
В период кризиса значение государства в жизни каждого человека осознается практически. Даже впавший в монитаристский идиотизм, морально и профессионально обанкротившийся либерально-кризисный дух и здесь первым протягивает свою клешню к духовно чуждому ему государству с просьбой — «поможи». Однако сколько-нибудь удовлетворительного понимания самого понятия, точнее идеи государства, в обществе не существует. Да и откуда же ему взяться, если нет культуры понятийного, логически целостного мышления, без которого осознать предельно конкретный феномен общественного бытия просто нечем. Так что, прежде чем говорить о государстве как об основе, ресурсе и способе преодоления своего собственного кризиса, необходимо кратко рассмотреть идею государства, вне или без которой государство — тотальный кризис.
Государство — это не только государственный аппарат, тем более коррумпированный, профессионально невежественный и ленивый, а жизнь нации, имеющей свою территорию, историю, хозяйство… и реализующей в меру своего самосознания национальную идею, то есть жизнь населения страны в духовной, материальной и организационной культуре.
С формально-количественной стороны государство — это народ, организованный в семью, гражданское общество и его практически действующее самосознание — государственную власть; органическая тотальность, содержащая в себе совокупность всех общественных отношений; самоопределяющаяся форма социальных форм как идеально-материальных проявлений духа народа.
С существенно-содержательной стороны, государство — это культура духа народа, его разум, внутренне и внешне свободная, властная воля, практически действующее самосознание гражданского общества, в частности экономики и самого себя, порождающее в качестве творческой субстанции необходимые условия, средства и способы общественной жизни и удерживающая их в гармоническом единстве в виде здорового социального организма, нравственно-правового государства — основы и способа свободной жизни каждого и всех.
Мировой кризис показал, что так называемые демократические государства не обладают в достаточной мере ни разумом, ни силой, ни свободой, чтобы удержать в ее границах свою материальную составляющую — полусознательную, не обузданную нравственно-правовой волей, а потому и несвободную рыночную экономику. Кризис — это практическая демонстрация подлинного состояния не только национального и мирового хозяйства, свободы и демократии, но и государства, которое оказалось недогосударством или полугосударством с финансово-экономической опухолью мозга.
Смысл идеи государства как социального интеграла культуры жизни, общенародного способа исторической меры воплощения в социальную действительность идеи нации состоит в свободном, нравственно-правовом способе жизни людей. Поистине, как мыслим, так и живем. Поверхностное понимание природы государства, причин и структуры его кризиса соответственно проявляется и в предпринимаемых властью мерах по его преодолению, направленных главным образом на финансово-экономическую систему. Замыкание кризисной, слаборазвитой реальной экономики на ее искаженную, убегающую от экономической реальности финансовую тень, а не на их источник — общественный труд, нуждающийся в кардинальном исцелении вместе с социально-экономическими, государственно-правовыми, природными и международными условиями его воспроизводства, это, образно говоря, белка в колесе.
Надо наконец понять, что экономика с точки зрения диалектически конкретного мышления сама по себе мысленная абстракция. Рассматриваемая в единстве со своей сознательно-волевой формой, благодаря которой она в действительности существует, экономика есть право в его позитивном и негативном проявлениях. Политически и практически это означает, что наряду с финансово-экономической системой объектом антикризисных программ должна быть и правовая система государства, правовая культура народа.
Субъективной (идеальной) основой права является внутренняя свобода человека — мораль. Именно поэтому антикризисному духу необходимо направить свои усилия на оздоровление и развитие внутренней культуры народа, а ее недостаток компенсировать должным государственно-правовым, то есть внешне-принудительным регулированием соответствующих общественных отношений. Но мораль, которая не попадает в поле сознания и практической деятельности духа рынка, не является внешнеобъективной культурой, так как представляет собой жизнь человеческого духа в мире четвертого измерения, внутренне реальную форму его свободы, существует лишь в сфере мысли и чувства человека. А потому так же, как экономика и право, подвержена диалектическому переходу в свою высшую форму развития, в реальное условие своего не только внутреннего, но и внешнего существования — нравственность.
Творческой силой самоопределения культура духа народа как нравственная субстанция-субъект развертывает себя в различные отрасли народного хозяйства и систему производственных отношений, законодательные, исполнительные, правоохранительные и судебные органы, систему социальных институтов, образующих гражданское общество, организованное в государство как единство реальной основы и нравственно-правового способа жизни каждого и всех.
Для тех, кто считает, что чем меньше государства в рыночной экономике, тем больше свободы, скажу главное о государстве. По своему понятию, а не по умственному и волевому извращению, государство есть общенародная организация разума и свободы. Поэтому минимальное присутствие государства в экономике означает такое же нахождение в ней самосознания и подлинной, а не либеральной свободы.
Именно дух народа, как нравственно-правовая субстанция, самоорганизованная в политический организм, социальный макрокосмос проявленной свободы, есть государство. Дух народа и государство — два полюса идеи культуры жизни. Ее творческая субстанция принимает такое количественно-качественное разнообразие внутренне-внешних способов, социально-экономических, нравственно-правовых, индивидуально-общественных и организационных форм своего существования и выстраивает их в такую субординированно-координированную систему, благодаря которой осуществляется свободная жизнедеятельность народа. Этот духовно-материальный организм, в котором и благодаря которому исторически закономерно протекает жизнь человека как самоцели, и есть государство-идея.
В обоих своих состояниях народный дух — живой носитель культуры — является творческой самоосновой, порождающей из себя содержание и форму своего бытия. И так же, как мироздание в целом, общество в форме государства удерживается не на экономике и праве как своих составляющих, а на самом себе.
Таким образом, действительной основой сущности человека и его социально-экономического и политического тела в виде системы экономических, правовых, моральных, нравственных — словом, всех общественных отношений, а следовательно, и самой себя, является культура в виде нравственно-правовой свободы духа народа, организованного в государство. Исторически свободное развитие каждого элемента субстанции-системы, свободной воли народа-государства возможно лишь в том случае, если будет закономерно функционировать государственная система в целом как органическое единство понятия свободы и дифференцированного способа ее действительного существования; закономерного социально-экономического содержания и свободной формы ее сознательно-волевого бытия в пространстве и во времени.
Вот почему ни духовная, ни материальная, ни организационная формы культуры, а культура духа и жизни в целом, организованная в государство как различенно-единую, социальную форму своего действительного существования, обеспечит выход из кризиса. И это общенародное дело станет эффективным только тогда, когда государство — субъект-объект кризиса и его преодоления выступит преобразующе-преобразуемой тотальностью в виде практически действующего самосознания идеи культуры — живой объективной истины как социальной реальности, соответствующей законам и смыслу своего бытия.
Именно национальная идея культуры как высшая социальноэкономическая, нравственно-правовая, общественно-государственная форма жизни народа в качестве идеала, частично воплощенного в социальную действительность, где мера его реализации пропорциональна мере здоровья государства и должна стать субстанциальной основой, общенародным способом и универсальным творческим ресурсом-самоцелью антикризисной государственной политики, принципы которой мы рассмотрим в следующей публикации.
2.2. Отражение глобального кризиса в локальном сознании
Существующее понимание природы мирового кризиса прежде всего не затрагивает его имматериальной основы и сопровождается такими же делами по его преодолению. Панэкономизм с порабощенной полусознательным рынком волей неспособен проникнуть в корень социального хаоса и обуздать его. В ситуации кризиса сознания, воли и жизни возникает двуединый вопрос: «Чем понять, что надо делать и чем делать то, что необходимо?»
Указание на системность кризиса ограничено профессионально ограниченным сознанием. Между тем, как мы уже отмечали, кризис носит не только системно-экономический, но духовно-материально-организационный, т. е. тотальный, характер. Адекватным ему должны быть глобально-региональная антикризисная политика, субъект, средства и способы ее реализации.
Дезинтеграция жизни пронизала собой культуру и цивилизацию, а также и ее стихийно-природную среду. Глобальный кризис капиталистической системы есть вместе с тем кризис планетарного организма, самосознательной формой которого является кризисное человечество. Поэтому системность кризиса следует понимать не только количественно, но и качественно, как мировую систему общественного бытия, противоречащую духовно и физически здоровой жизни, задерживающую ее эволюцию, а потому и подлежащую радикальному преобразованию, на что и должны быть направлены антикризисная политика и практика.
Но рыночный взгляд техноэкономократии не замечает широту и глубину духовной низости кризиса. Он упорно устремлен лишь на его следствия, с устранением которых сохраняются кризисные основы жизни, обрекаемой тем самым на периодические кризисы. В результате незаинтересованного, пренебрежительного отношения локального сознания к поиску внеэкономического источника глобального кризиса и универсального средства его преодоления кризис, как и мировые стихии, остается вне власти человечества.
Духовные причины кризиса также рассматриваются абстрактно, поскольку нет конкретного понимания духовности как интеллектуально-чувственно-волевого выражения закономерности материальной жизни в качестве истины, красоты и свободы, существующих в виде, фундаментальной и прикладной науки, искусства и религии, экономических, нравственно-правовых и других институтов социума.
Следует особо отметить мысль о нравственном капитализме. Высказанная главой государства классического капитализма эта мысль при всем ее субъективном, моральном благородстве объективно не состоятельна. Нравственный капитализм — это деревянное железо, ибо нравственность, как высшая ступень свободы, не сводится ни к своей сознательно-волевой форме, ни к ее, в данном случае экономическому, содержанию, а представляет собой в действительности взаимоадекватное единство того и другого. Капиталистическая экономика по своему содержанию безнравственна, так как основана на эксплуатации труда капиталом и опосредована не высшей, а низшей формой свободы — юридическим правом как формальной, а не реальной возможностью реализовать свое право на труд, следовательно, и на самое жизнь.
Нравственная, подлинно свободная экономика возможна только при условии нравственного способа производства, реально свободного от эксплуатации труда, сознательно-закономерных, а не полусознательно-рыночных, кризисных отношений. Вот что образует фундаментальную основу бескризисной экономики, общественной жизни в целом. Вот в чем заключается смысл антикризисной политики. Вот на что должны быть направлены духовные и материальные средства ее осуществления, инновационные идеи, нанотехнологии и модернизация.
Ни переход власти и собственности от одного класса к другому, ни революционные преобразования в способе производства, ни развитие производительных сил и повышение производительности труда на основе науки и высоких технологий сами по себе не смогут сделать труд нравственным, а общественное производство бескризисным, направленным на реализацию смысла жизни. И это потому, что указанные и другие социальные явления не самодостаточны, выступают средством по отношению к самоцели, не образуют субстанциальной, т. е. самоопределяющейся, нравственно-трудовой основы, воспроизводящей себя и социальный мир в соответствии со своей эволюционной целью.
Болезнь и здоровье общественных отношений в конечном счете коренятся не в них самих, а в сознании, чувстве и воле людей, политическими, социально-экономическими и государственно-правовыми формами выражения которых они являются. Их качество, социальная ценность и направленность определяются интеллектуально-нравственной развитостью их субстанциональных сил.
Обращение к совести мировой «элиты», одно лишь моральное совершенствование без сущностного преобразования экономической системы капитализма, после которого он перестает быть таковым, окончательного выхода из кризиса не обеспечит. Равно как и коренные финансово-экономические преобразования без духовной реформации — социальная абстракция, формальная сторона дела, также не решающая проблему кризиса. Для его преодоления необходимо конкретное, внутренне-внешнее, духовноэкономическое и государственно-правовое, словом, тотальное преобразование индивидуально-общественной жизни в соответствии с ее назначением и состоянием культуры народа.
Нравственный капитализм возможен лишь в виде его исторической смерти и эволюционно-революционного рождения в новую жизнь. Будущий феномен социального феникса как староновой общественной системы — это процесс и результат, растянутый во времени. Порождающая его противоречивая причина, с одной стороны, жизнеугрожающее разрастание глобализирующегося материального производства за счет деградации природы и человечества, отклонившегося от законов эволюции, с другой — прорастание из недр капитализма нового системообразующего начала жизни.
Этот эволюционный принцип социального феникса, когда появится критическая масса его сознательно-волевых носителей, с необходимостью станет превращать себя из реальной возможности в действительность путем творческой переработки породившей его системы, созидательного преодоления ее экономическо-правовых и государственных форм, противоречащих восходящей социальной идее. Преодоление тотального кризиса возможно только через его тотальное превосходство.
Вместе с тем кризис выявил выдающиеся образцы мировой, особенно отечественной антикризисной мысли, невостребованной господствующим ныне локальным сознанием.
Абсолютный ресурс антикризисной политики
Конкурентоспособное развитие страны, ее подлинная модернизация как духовное, материальное, организационное и экологическое обновление всего социально-природного организма, самоотравленного в своем временном бессилии ядом либеральной свободы, обретение национального самосознания и достоинства, реального суверенитета и сокрушающей врага обороноспособности невозможны без национального противоядия в виде собственной государственной идеи и порождаемых ею средств ее воплощения в действительность.
Для решения этих задач и осуществления исторической миссии России, начертанной на огненных скрижалях национальной идеи, где ее земное будущее существует уже в прошлом, недостаточно ни человеческого, ни финансово-экономического капитала в его сегодняшнем состоянии, ни самих по себе природных ресурсов.
Нужен дерзновенный прорыв к абсолютному ресурсу-самоцели, который, будучи в человеке его сверхчеловеческой сущностью, есть вместе с тем все во всем:
— вечная субстанция единой жизни и сама жизнь, организованная в беспредельный космос — абсолютный интеграл Бытия;
— творец, творчество и творение самого себя в виде природы и своего высшего образа — абсолютное второго порядка;
— человек, в процессе эволюции порождающий себя в своей абсолютной сущности и создающий свой социальный мир — культуру и цивилизацию.
Этим ресурсом-самоцелью как сознательно-волевым синтезом всех мировых энергий является дух в его сверхчеловеческих и человеческих состояниях и формах.
Историческая задача России — осознать неисчерпаемый источник своей жизненной силы, овладеть ею и творческой мощью объединенного духа преобразовать общественные отношения, организованные в семью, гражданское общество и государство в соответствии с ресурсом-самоцелью, который должен стать практически действующим самосознанием государственной антикризисной политики как динамического единства ее цели → процесса → средства → способа и → результата, универсальным критерием истинности и социальной допустимости всех явлений человеческой жизни, всех социальных идей, реформ и модернизаций.
Для этого из природы единоразличенного духа, его эволюционного назначения и национальной формы проявления в виде исторически определенного духа народа необходимо вывести:
— его логически реальную структуру — универсальную скрепу всех ноуменов и феноменов трансфизического и пространственновременного мира, в соответствии с которой должна выстраиваться структура деятельности человеческого духа, его интеллектуально-чувственно-волевых определений и социальных явлений: экономики, права, государства — словом, всех составляющих социального организма, сохраняющегося в результате этого от материального распада и духовного разложения;
— смысл человеческой жизни, с утратой которого власть, собственность, рынок, экономика, другие средства жизни превращаются в самоцель, а больное государство входит в череду кризиса и в конечном счете самоуничтожается;
— способы овладения абсолютным ресурсом в соответствии с его универсальной природой и национальными особенностями в целях преобразования субстанции второго порядка — духа народа, который воспроизводит адекватную себе общественную жизнь и, в свою очередь, самовоспроизводится благодаря сознательно-волевому единству со своей абсолютной субстанцией и закономерной, бескризисной жизнедеятельности государства — исторически-конкретной формы своего национального бытия. Степень интеллектуально-сердечно-волевого соответствия духа народа своей сущности прямо пропорциональна степени развитости научно-технических, социально-экономических, нравственно-правовых, художественных, религиозных и других составляющих государства, его здоровья, свободы и могущества.
Вот почему дух народа, объединенный с Единым Духом, есть абсолютный ресурс антикризисной политики, но лишь при условии, если:
— это единство носит целенаправленный характер, так как со стороны своей стихийной природы формы духа-беспредельности вечно едины;
— существенным содержанием духа народа будет социальная идея как национальная форма абсолютного ресурса-самоцели;
— действительностью национальной идеи станет адекватное ей государство как систематически развернутый в социальноэкономический и нравственно-правовой организм дух народа.
Все до сих пор сказанное означает, что абсолютным ресурсом антикризисной политики в действительности является государство — субъект-объект кризиса и антикризиса. Его существенным содержанием, идущим на смену духовного и профессионального убожества кризисной социальной идеи, выступает новая форма (аспект) исторически развивающейся национальной идеи — земного отражения небесной России, названная мною национальногосударственной идеей духовно-нравственной и здоровой жизни или сокращенно — идеей культуры жизни.
Именно ее и предстоит воплотить в государство как разумно и свободно организованную жизнь каждого и всех. Приступить к этому нужно как можно скорее, не теряя исторического времени на созидание либерального будущего, представленного глобально обанкротившимся настоящим.
С точки зрения философского взгляда на рассматриваемую проблему подлинной причиной кризисного состояния государства, а не только его материальной составляющей — экономики — является кризис духа народа, его противоречие единому духу, своему национально-эволюционному назначению и нарушение тем самым законов надземного и земного, космического и социального бытия. Именно поэтому научное постижение и практическое использование абсолютного ресурса-самоцели, целенаправленная реализация его национальной мысле-формы — социальной идеи духовно-нравственной и здоровой (культурной) жизни в виде государства есть общенародное средство преодоления идеи вульгарной свободы и выхода из кризиса.
Располагает ли сегодня Россия таким ресурсом? Потенциально — да, актуально — не в должной мере. Сам дух нации, ввергающий себя в кризис, в своем современном состоянии является собственным препятствием на пути к самосознанию и самореализации в соответствии со своим национально-историческим смыслом.
Для выхода из кризиса, развития и качественного обновления России нужна культура духа народа как национальная форма существования единого духа, которая по своему понятию и есть абсолютный ресурс антикризисной политики, подлинная основа человеческой жизни и сама жизнь, организованная в государство.
Чтобы понять природу абсолютного ресурса в виде государства, нам следует вначале рассмотреть интеллектуальную субстанцию культуры триединого духа — культуру мышления. Затем — культуру чувства. И наконец, — культуру воли как культуру духа в его божественно-человеческой целостности.
2.3. Культура мышления
Значение мысли в человеческой жизни носит абсолютный характер, так как последняя есть мышление в его различных состояниях и формах: бессознательных и сознательных, истинных и ложных, теоретических и практических (трудовых), художественных и религиозных. Будучи воплощением сверхчеловеческой мысли и результатом ее эволюции, человек силой мыслящего духа воспроизводит свою интеллектуально-чувственно-волевую жизнь, созидает социальный мир как опредмеченное мышление, а также разрушает его, себя и природу. Мысль человека — составляющая беспредельного океана вселенской мысли — первообраза проявленной жизни.
Благодаря мысли дух в качестве природы как своего бессознательно-разумного существования является собственно духом, самосознанием — субстанциальной основой и сознательно-волевым способом общественного бытия. Так мысль в жизни человека как духовно-индивидуализированной, мыслящей формы природы становится всем во всем, и в этом смысле мышление и человеческая жизнь — синонимы.
Если жизнь человека по своей сущности сводится к мышлению, по отношению к которому чувство и воля (труд) являются его видоизменениями, а сама жизнь, организованная в государство, процессом и продуктом мысли, труда, то, во-первых, мышление есть творческий центр и периферия человеческой жизни, во-вторых, ответственность мышления — вечного двигателя эволюции, перед самоосвобождающимся духом и одухотворяемой материей, обществом и природой, по существу, перед самим собой постоянно возрастает и, в-третьих, от качества или уровня культуры мышления и его чувственно-волевых форм всецело зависит качество индивидуальной и общественной жизни, включая состояние окружающей среды.
Вот почему не научно-технические, финансово-экономические и природные ресурсы, а культура мышления как сущность всех социальных явлений есть универсальный ресурс антикризисной политики, творческая основа человеческого капитала, фундаментальной и прикладной науки, инновационных идей, повышения производительности труда, развития экономики, права и государства, укрепления здоровья человека, общества и природы.
Вот почему состояние культуры мышления власти и общества, особенно молодого поколения, должно стать первостепенной заботой государства, ибо как мыслим, так и живем.
Отвернувшееся от мысли в сторону базара, материально ориентированное, половинчатое сознание, погрязшее в повседневной суете и виртуальных формах рыночной экономики, не может до сих пор понять, что кризис в духе, в его неокультуренном, логически варварском способе мышления, неспособного уразуметь главное в особенности человеческой жизни, а именно: экономика есть материальная форма существования духа, поэтому нельзя решить вопрос Хлеба без решения основного вопроса — состояния духа народа как источника Хлеба. Поразительно! Человека, творца мысли и властелина стихий, мыслью созидающего самого себя и социальный космос, не учат собственно человеческому — культуре мышления, а значит, и самой жизни, которую постоянно пытаются улучшить: перестроить, реформировать, модернизировать. Чем? В этом вопросе содержится и ответ на вопрос: «Почему ничего не доводится до конца?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура духа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Человечество XXI века ради своего оздоровления должно осознать истинную природу мысли, которая, с точки зрения целостного энерго-духоматериалистического мировоззрения, является не только логическим способом выражения смысла знания как познанной закономерности бытия, но и всеначальной энергией — стихийным субстратом мысли. Это формальный аспект мысли как неразрывного единства смысла-энергии.
С содержательной стороны логико-моральное, духовное качество мышления есть в то же время и соответствующее качество мысленной энергии, которая в силу всепроникающей природы сказывается на состоянии человеческого организма и окружающей среды. Коррелятом духовно высоких мыслей является гармония духовной энергии, ее свет. И, наоборот, духовно низкое мышление проявляется в виде дисгармонии мысленной энергии, а следовательно, человеческого, социального и планетарного организмов. Именно поэтому гигиена мысли, логико-энергетическая культура мышления, есть необходимое условие духовно-нравственной и здоровой жизни.