К духовной культуре относится сфера
духовного производства и его результаты, т. е. сфера сознания – наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т. п.
Психологический экспериментявляется формой познания объективной действительности, формой
духовного производства, способом чувственно-предметной деятельности в науке.
Ход реальной истории совершенно безразличен по отношению к смысло-логическим требованиям
духовного производства!
Что же доказывает история идей, как не то, что
духовное производство преобразуется вместе с материальным?
Специфика религиозного
духовного производства состоит в воспроизводстве иллюзорно-компенсаторного сознания (фантастического отражения в головах людей их реального бытия) и основанных на нём отношений священства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: камский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Даже высшие виды
духовного производства получают признание и становятся извинительными в глазах буржуа только благодаря тому, что их изображают и ложно истолковывают как прямых производителей материального богатства.
При социализме средства
духовного производства присваиваются пролетариатом.
Продукт отраслей
духовного производства можно представить в виде двух частей.
Развитие личности до одарённости является продуктом
духовного производства, представляющего собой социальную форму деятельности, выделившуюся в процессе общественного разделения труда в группу относительно самостоятельных отраслей общественного производства.
По существу, способы
духовного производства личности пока так и не освоены.
Тут дело в логике вещей: дело в том, что в принципе читать литературу, то есть приобщаться к способу
духовного производства, – значит, всё больше и больше становиться личностью.
Функционирование сферы
духовного производства является важнейшим условием формирования интеллекта человека, многих его личностных характеристик.
Но это не компрометирует литературу, не отнимает у неё функций
духовного производства личности.
К основным участникам
духовного производства можно отнести журналистов и журналистские сообщества, которые осуществляют творческо-преобразовательную и массово-информационную деятельность.
А кроме того современная философия учит применять правила прагматики везде, даже там, где они не работают, а не работают они в очень многих областях
духовного производства, включая искусство.
Таким образом, уже при решении даже первоочередных проблем обеспечения продовольственной и физической безопасности населения страны, по существу, формируется вся отраслевая структура экономики государства, причём на первое место выдвигаются организации
духовного производства по научно-исследовательским, конструкторским работам и проектированию.
Материальные результаты
духовного производства – произведённые знания, эстетические ценности, созданный потенциал образования (переданные знания) и совокупность других материальных эффектов направлены на формирование одарённого человека.
Журналистика как общественный феномен определяет и особый тип
духовного производства– производство массовой информации, социальных смыслов.
Такая литература превращается в способ «
духовного производства человека».
Следовательно, должны существовать особые «психологические орудия» – «орудия
духовного производства».
Однако в сфере собственно
духовного производства, непосредственно связанного с творчеством (научные исследования, искусство, воспроизводство творческих качеств), человек всегда выступает как субъект воспроизводственного процесса, а не как его объект в других сферах формирования его способностей.
Духовное производство включает две подгруппы отраслей.
Духовное производство выступает как производство общественного сознания в его исторически определённых формах, как идеальное производство, субъектом которого является общественный индивид.
Выработка и использование объективных экономических законов влияния
духовного производства на развитие одарённого человека создаёт возможность научно управлять воспитательными процессами в соответствии с их экономической природой.
Усиление роли
духовного производства, его влияние на развитие человека до одарённости предполагает активное привлечение в эту сферу значительных трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Интеллектуальный потенциал характеризует не только степень умственной развитости общества, его образованности, уровень освоения им идеальных богатств, но и потенциальную мощь интеллекта его граждан, способность их к дальнейшему развёртыванию
духовного производства.
Чтобы сохранить своё физическое существование люди, прежде всего, должны иметь продукты питания, одежду и жильё, и только, удовлетворение, жизненно, необходимых, потребностей позволяет заниматься
духовным производством.
Журналистика как вид
духовного производства определяет различные разновидности творческо-преобразовательной деятельности людей: любительскую деятельность (внештатные сотрудники редакции); профессиональную (авторскую, редакторскую, организаторскую); публицистическую, ориентированную на рациональное и эмоциональное освоение действительности.
Индустриализация меняет саму среду обитания, профессионализируется
духовное производство.
Для понимания динамики текучести и устойчивости современности представляется весьма заманчивым осознать эволюционный смысл роли религии и искусства в историко-эволюционном процессе развития человечества: искусство выступает как овладение и расширение человечеством границ современности и как наращивание культурных практик освоения неопределённости; а религия, упаковывающая хаос в «закрытые структуры» – как особая, испытанная веками культурная практика психотерапии неопределённости, ценностная герметизация инвариантных моделей мира,
духовное производство нравственных установок и традиций как стабилизаторов социального поведения человека в разных культурах[Асмолов 2012].
Так, у него получается, что материальная практика и её продукты – преходящи, а
духовное производство создаёт нетленные объективации.
Идеология предприятия представляет собой момент
духовного производства и воспроизводства простейшего социального организма, а мотивация выступает моментом материального производства, в ходе которого работники предприятий, организаций или учреждений производят товар или услугу.
Словом, есть только видимость хаоса, за которой легко различается точка приложения всех сил цивилизации: человек, homo economicus (тело и душа человека, и – отдельно – интеллект), но не личность, homo sapiens; в проблему разумно-духовных технологий, в проблему
духовного производства личности, не вкладывается ни цента.
Теория является результатом общественного
духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения.
Часто же
духовное производство ведёт за собой экономику.
Отнесение работников к материальному и
духовному производству вовсе не означает, что одни из них заняты созданием вещей, а другие, например, идей.
Целый ряд предметов
духовного производства представляет собой материальную ценность, существующую самостоятельно от художника-исполнителя.
Наука – это специфический тип мировоззрения, особая форма
духовного производства, один из влиятельнейших социальных институтов, в современных условиях – ещё и мощная социальная сила, способная оказывать непосредственное влияние на существование и изменение социума.
Эти формы связи объективны: с одной стороны, в них реализуются в процессе социальных взаимодействий социальные нормативы, входящие в ролевую компетенцию субъектов управления и определяющие их обязательные функции в продуктивной человеческой деятельности как в сфере материального, так и в сфере
духовного производства; с другой стороны, требуется «отладка» этой связи посредством правовых установлений, опирающихся на предписания и санкции, которые ограничивают, упреждают все те реальные возможности субъекта деятельности, которые отрицательно сказываются на межличностных ценностных отношениях, коммуникации и управлении, сдерживая потенциал гражданской ответственности и творческой свободы личности в ролевой ответственности и утверждении правовой государственности, упреждающей негативные последствия в развитии общества.
Разграничиваются две подгруппы отраслей
духовного производства: научное производство (наука) и художественное творчество (искусство и литература) – создают духовные ценности, а просвещение и культура занимаются отбором, хранением и их распространением.
Психология образования находится на стадии разработки и становления как отрасль теории образования, изучающая психологические факторы образовательного процесса с целью повышения его эффективности, понимания образовательного механизма как социально организованной системы особого вида
духовного производства, продукты которого отражают, насколько личность готова к жизни, труду, творческой деятельности и динамичному развитию [13, 16].
Бессмысленность экономики в стоимостной денежной интерпретации обусловлена тем, что экономические отношения в стоимостной форме хозяйственной деятельности материального производствасовершенно безосновательно перенесены на другие формы
духовного производства.
Однако, в условиях сохраняющегося разделения труда эти «средства
духовного производства» переходят в распоряжение всего общества не непосредственно, а в лице представителя этого общества, каким является государство.
Например, политические институты активно используют продукты
духовного производства, в то же время политические решения влекут за собой социальные и экономические последствия.
Зачастую способы социального производства обозначаются, как способы
духовного производства.
Аналогичная картина наблюдается в организациях
духовного производства – научно-исследовательских, проектных институтах и конструкторских бюро.
Кто будет отрицать, что определённая система ценностей и сегодня определяет нашу жизнедеятельность в самых потаённых, неявных её основах и регулирует общественное смыслопроизводство и
духовное производство личности?
В свою очередь основой производственных процессов материального и
духовного производства является: предметы труда (сырьё, материалы, комплектующие изделия, энергия и т. п.), средства труда (системамашин и технологического оборудования, инструмент, приспособления, механизмы, транспортёры, приборы и т. п.), организационные условия деятельности (помещения, освещение, отопление, вентиляция и т. п.) и работники (основные, вспомогательные и подсобные производственные рабочие, рядовые работники-исполнители, аппарат управления).
Решающим фактором развития общественной жизни людей является материально-производственная деятельность и соотношение таковой с различными сферами
духовного производства.
Так, например, капиталистическому способу производства соответствует другой вид
духовного производства, чем средневековому способу производства".