Содержащиеся в упанишадах представления о человеке оказали воздействие на всё дальнейшее развитие
древнеиндийской философии.
Как отмечают специалисты в области
древнеиндийской философии, нелегко определить начало возникновения собственно философского учения, поскольку оно тесно переплетено с религией и мифологией.
На основании «Упанишад» сложились шесть школ
древнеиндийской философии: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал), санкхья, йога и веданта.
Древнеиндийская философия отразила взаимоотношения этих трёх сил (покой, движение и их баланс) в концепции трёх гун – фундаментальных качеств, составляющих основу первоматерии.
На санскрите – это одно из понятий
древнеиндийской философии, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: копытка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Древнеиндийская философия суть различные толкования ведических текстов.
Так же как древнекитайская,
древнеиндийская философия характеризуется неполной выделенностью из предфилософии.
Древнеиндийская философия является одним из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры.
Круг его духовных интересов охватывал
древнеиндийскую философию (Бхагават-гита), древнееврейские мистические тексты, оккультные науки.
Так, уже в учении
древнеиндийской философии – санкхьяединственной реальностью признавалась материя – «пракрити», которая существует изначально и никем не сотворена, а её внутренними свойствами наряду с движением, пространством, временем считалось сохранение.
Это связано с тем, что в
древнеиндийской философии два пересекающихся треугольника (шестиконечная звезда) являются символом воздуха.
Древнеиндийская философия развивалась в школах (даршанах): веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята).
Период развития
древнеиндийской философии ограничен хронологическими рамками VI в. до н. э. – IV в. н. э. (хотя в литературе можно встретить и другую периодизацию).
Третий, завершающий период развития
древнеиндийской философии исследователи называют периодом сутр.
Наибольшее развитие
древнеиндийской философии астики в контексте изучения человеческой сущности, преодоления психологических и физических страданий человеком, гармонии души и тела представлено в школе йоги.
Древнеиндийская философия утверждала: окружающий мир и человек тесно связаны; основными принципами бытия человека выступают аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние; имеется бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти.
Древнеиндийская философия решала проблемы первопричины, абсолюта, размышляла над тем, что владеет душами.
В
древнеиндийской философии эфир входил в число пяти первоэлементов, вместе с огнём, воздухом, землёй и водой.
Высший смысл
древнеиндийской философии и религии заключается в том, чтобы растворить полностью единичность во всеобщем – во всеобщей божественной сущности.
Не в познании себя, а в познании бога, соединении с ним, в уничтожении единичной значимости, растворении себя во всеобщем – истина
древнеиндийской философии.
Эти особенности и есть три изначальных измерения нашего «я», соответствующие трём первичным элементам
древнеиндийской философии.
Это определило установки
древнеиндийской философии – постижение мира и себя через умозрение и на ценность духовной практики, освобождающей от страдания, достигаемые через познание истины.
Помимо природного дара, учёному помогало знание
древнеиндийской философии, ради знакомства с которой он даже самостоятельно изучил санскрит.
Иными словами, под эзотерикой здесь понимается именно
древнеиндийская философия, базирующаяся на метафизических основах, а не на магических практиках.
Центральный мотив
древнеиндийской философии – тема страдания.
Неотъемлемой частью
древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме.
Например, в
древнеиндийской философии концепция энергии (или праны) описывалась как жизненная сила, управляющая всеми аспектами жизни.
Древнеиндийская философия отражала ярко выраженные религиозные позиции (отношение в системе «универсум – человек» имело догматический характер).
Неортодоксальные школы
древнеиндийской философии: джайнизм.
N.B.
Древнеиндийская философия суть различные толкования авторитетных ведических текстов.
Завершает развитие
древнеиндийской философии так называемый период сутр (III в. до н. э. – IV в. н. э.).
Помимо религии буддизма, эти знания есть и в эзотерических дашанах или учениях
древнеиндийской философии, где речь идёт о йогических методах постижения истинного знания через обретение человеком божественных способностей путём духовных практик.