Книга охватывает следующие этапы развития политической мысли: возникновение политических учений на Древнем Востоке (Китай, Индия); политические учения античности (Сократ, Платон); политические учения Средневековья, эпоха Возрождения (Макиавелли); политическая теория Нового времени (Локк, Гоббс).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История политической мысли» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Возникновение политических учений в Древнем Востоке (Китай, Индия)
Политические учения Древнего Востока тесно переплетены с философскими воззрениями. Они возникают в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае.
Первым источником философской и политической мудрости, например, в Древней Индии стала так называемая ведическая литература («веда» — знание) — обширный набор текстов, которые составлялись в течение девяти столетий (1500—600 гг. до н. э.). Почему рассвет прогоняет тьму, день сменяется ночью, рождается и умирает человек? — Потому, что действует универсальный космический порядок, которому подчинено все. Так считали древние мыслители. В одном из ведических гимнов говорится о том, что вначале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное, обладавшее единственным свойством — дыханием. «Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою…» Начало Творению положило жертвоприношение. Как свидетельствуют Веды, космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Итак, «у всего сущего и у всех богов одно начало — жертвоприношение». Действительно, Солнце дарит свое тепло и свет, чтобы могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здоровье для воспитания своих детей, травоядное животное жертвует свою жизнь хищнику.
Таким образом, для древних индийцев зависимость и взаимосвязанность жизни Человека, Земли и Космоса были очевидны.
Какое же место отводится людям в многообразном мире сущего? Первые ступени сущего занимает мир богов — пространство, где процветает райская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которого отражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы — мудрецы, толкователи Вед. Их положение символизирует белый цвет благости и святости. За ними идут кшатрии — воины, правители. Их цвет красный — цвет власти и страстей. Третью ступень занимают вайшья — класс земледельцев и скотоводов. Желтый цвет их варны олицетворяет умеренность и трудолюбие. На низшей ступени социальной лестницы стоят судры — слуги с черным цветом варны, означающим невежество.
За миром богов и людей располагаются демоны, духи, обитатели многочисленных адов. Все они не имеют никакого выбора и полностью зависят от условий жизни, в которые попали. Таким образом, человек занимает среднее, но не центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и спуститься до адской жизни.
Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — Карме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело избирает душа? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы дает закон Кармы. Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родиться членом низшей касты или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни.
Можно ли изменить неблагоприятную Карму или освободиться от нее? Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — путь аскета-отшельника. «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».
В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрывается тот путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — пяти буддийских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками.
Одним из способов освобождения души является йога (соединение, связь). Для овладения комплексом практических методов в системе йоги требуются выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка. Цели основных этапов этой тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация (созерцание), освобождение души от телесной оболочки.
Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности или поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь такого состояния, которое помогает освобождению души от пут Кармы. Столь обостренное внимание к психическим и нравственным возможностям человека во многом определяет сегодняшний интерес к древнеиндийской восточной традиции.
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: Инь (Свет) и Янь (Тьму). Такое положение определяет и «срединный путь» человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на Землю и распространяется повсюду. Человек — не царь Вселенной, не покоритель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у-вэй»). Человек тысячами нитей связан с природой, а также с сообществом людей, он как бы растворяется в этом едином целом.
Данные положения развивали сторонники даосизма (учения о пути) — одного из важнейших направлений древнекитайской философии. Ее центральным понятием является «дао» — путь. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное — следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его». Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоминающих йогу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История политической мысли» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других