Связующим звеном всех трёх этапов
группового процесса является базовая метафора, о которой мы уже вкратце говорили.
Всё имеющееся доступное знание по вопросу о том, как способствовать
групповому процессу принятия решений, сводилось к управлению с помощью комитетов, а это просто катастрофа.
На более поздних этапах
группового процесса я могу быть сдержаннее и передавать больше инициативы группе.
Постулируется необходимость регулярных педсоветов и обсуждений, а также супервизии для полноценного
группового процесса.
Например, сделать освоение навыков
групповым процессом, в котором все члены семьи или все дети в классе будут обучаться чему-то.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: немазаный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Групповой процесс часто развивается неожиданным образом, и опытный психолог приветствует сюрпризы, поскольку они дают ему возможность проверить собственную креативность.
Например, после того как
групповой процесс сконцентрировался на одном из членов группы, другие участники могут создать зрительные образы, которые отражают их реакцию на созданный материал.
Глядя на свою работу, сделанную в группе, я лучше понимаю и чувствую группу, так как часто в ней отражается
групповой процесс или моя реакция на него.
Процессным консультант называется не потому, что оптимизирует бизнес-процессы, а потому, что может организовать
групповые процессы по выработке любых решений.
Получалось, что построение отношений в рамках группы – единственный источник энергии
группового процесса.
Именно этот факт обеспечивает достижение результата
группового процесса.
Итогом
группового процесса, организованного именно так, становится создание каждым из участников конкретного алгоритма, позволяющего справиться с исследуемой проблемой в собственной жизни.
Чтобы ясно осмысливать динамику группы и терапевтически использовать её позитивный потенциал для группы в целом, а также для её отдельных членов,– т. е. конструктивно обходиться с деструктивным напряжением,– в ходе
группового процесса время от времени в групповых играх, а также социометрически исследуются отношения, сложившиеся между членами группы.
Если ведущий больше думает о технике, чем о желании «слиться» с участниками в едином «танце», то суть
группового процесса оказывается под угрозой.
В-третьих, главный посыл предлагаемого формата (причём посыл, открыто предъявляющийся группе с самого начала
группового процесса) состоит в следующем: у вас не получается решать такие-то жизненные задачи?
Во-вторых, погружение каждого из рассказавших свою историю участников в свои болезненные переживания также требует специальных действий ведущего по «возвращению» участника в рамки
группового процесса.
Психодраматист как групповой лидеруправляет
групповыми процессами с целью создания конструктивного рабочего климата (Bion, 1961) и структуры социальной поддержки в группе.
Имеющиеся на сегодняшний день отечественные и зарубежные публикации, посвящённые использованию глины в арт-терапии, не уделяют должного внимания её роли в развитии и организации
группового процесса и посвящены главным образом описанию индивидуальной творческой экспрессии.
Социальная идентичность запускает
групповые процессы и позволяет личности приспосабливаться к общим критериям групповой жизни, обеспечивая валидность восприятия социального мира, превращая конформность из процесса, внушающего опасения, в целесообразный.
Таким образом, при исследовании роли времени в
групповых процессах можно выделить объективное время группы(темпоральные характеристики совместной деятельности, особенности её организации во времени) и субъективное время группы.
Так, в современных исследованиях подчёркивается ценность внутригрупповых процессов не только для самих включённых в
групповой процесс решателей, но и для дистантных наблюдателей, первоначально не принимающих формального участия в процессах обсуждения попыток решения; таковых можно с некоторыми оговорками назвать lurkers, т. е. молчаливых (м.б., стыдливых или просто малоопытных) свидетелей.
Их использование в учебных, рабочих, тренинговых и терапевтических группах способствует развитию
группового процесса и повышению эффективности групповой работы.
Здесь неопределённость, в которой находится группа, скоро порождает довольно высокую напряжённость существования для каждого участника
группового процесса.
Так, вначале личность лидера рассматривалась в качестве центра
групповых процессов и как проявление личностных черт.
Более того, в живом
групповом процессе известное и неоднократно используемое ведущим упражнение может вызвать совершенно неожиданные для психолога реакции участников.
Без стадии агрессии, на которой и проявится агрессивность группы, в принципе, не может обойтись ни один серьёзный
групповой процесс.
По этой книге лидер бизнеса может научиться грамотно и эффективно управлять
групповым процессом выработки идей.
Наибольшую проблему представляет переживание участниками стресса и тревоги, которое приводит к тому, что ресурсы группы используются не полностью и
групповой процесс нарушается.
Он сосредоточивается на группе в целом и на взаимодействии её членов друг с другом, помогает участникам понять себя и других через понимание
группового процесса.
Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение
группового процесса.
Важным фактором
группового процесса является обратная связь, представляющая собой ответы членов группы на вербальные и невербальные проявления друг друга.
Это ведёт к тому, что из
группового процесса выпадают, возможно, самые важные вещи.
При этом надо отметить, что в
групповых процессах хорошего и плохого не существует.
Некоторые исследователи предложили собственные варианты периодизации
группового процесса.
При очной работе допустимо, когда многие
групповые процессы идут сами собой, пускаются ведущим на самотёк.
Необходимость довольствоваться имеющимся материалом развивает способность вести переговоры и поддерживает
групповой процесс.
Данные этих исследований будут давать ориентиры психологического управления массовыми
групповыми процессами в стране и полезны в практическом плане.
При этом групповой терапевт должен иметь свой стиль и методы работы, соответствующие его личности, ему также необходимо знание теории групповой психотерапии и динамики
группового процесса и навыки практического применения этих знаний.
Фактически он предложил подход к описанию
групповых процессов, который позднее нашёл отражение в работах многих исследователей в области менеджмента.
Сегодня развитие науки и технологий, развитие культуры и общества – это исключительно
групповые процессы, в которых по-прежнему велика роль лидеров и выдающихся людей, но не будем забывать, что они стоят на плечах других людей и все свои результаты достигают не в одиночку.
За четверть века им и его коллегами были предложены несколько теорий
групповых процессов, включающих организацию времени как один из основных факторов: типология малых групп, в которой продолжительность их существования увязывается с внутригрупповыми процессами [114], теория синхронизации циклов индивидуальной и групповой деятельности [117; 118], система временных показателей для наблюдения за групповой динамикой [59], модель «время-взаимодействие-деятельность» [115], теория групп как сложноорганизованных и динамических систем [13].
В пятой главе рассматривается структура и учебный план MSC; в шестой главе кратко описывается, как преподавать теоретический материал и проводить медитации и упражнения в классе; седьмая глава посвящена использованию практик самим преподавателем и его становлению как учителя сочувствия к себе; восьмая глава предлагает идеи и советы по управлению
групповым процессом; в девятой главе начинается путь обучения и преподавания на основе техники расспроса.
Лишь в этом случае текст может стать субъектом, а значит, и мотором
группового процесса (см. главу гуманистический подход).
Участие в группах: эти встречи не ориентированы на традиционный
групповой процесс (т. е. на взаимоотношения между членами группы).
И, наконец, в воскресенье утром мне хотелось бы показать вам некоторые экономные по времени и достаточно безболезненные для участников способы работы с межличностными отношениями и проблемами
группового процесса [гл. 10 и 11].
Другие, не выдержав мучений, называли имена сообщников, и тогда создавались
групповые процессы.
Попытки примирения различных интерпретаций реальности осуществляются в ходе дискуссий и переговоров, результаты которых детерминируются не только рациональными основаниями, но и личностными особенностями исследователей (их интересы, вкусы, умение убеждать и красиво говорить и т.д.) и социально-психологическими
групповыми процессами (лидерство, власть, авторитет и т.д.).
Когда они знакомятся друг с другом поближе, начинают доверять ведущему и
групповой процесс становится более продуктивным, в поведении группы наблюдается всё большая спонтанность: мы видим выразительные лица, участники смотрят друг другу в глаза, позволяют себе проявлять истинные чувства – смеются, плачут, выражают гнев.
Как отмечают исследователи, кроме четырёх общих гуманистических акцентов – чувства, саморазвитие, коммуникация и ценности – в гуманистическом образовании общими являются подходы, которые используют
групповые процессы – учебное сотрудничество.