Основы психологии художественного творчества

А. Л. Гройсман, 2003

В основу книги положены результаты многолетнего изучения автором психологии художественного творчества актеров и режиссеров. Рассматриваются вопросы природы творческой личности, ее особенностей и психологических механизмов творчества. Значительное внимание уделено методам исследования и практическим тренингам для коррекции и развития профессионально важных черт личности и психических состояний. Учебное пособие адресовано студентам творческих специальностей высших учебных заведений. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы психологии художественного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2

Психологические механизмы творчества

Психодраматическая модель спонтанности и креативности

На сегодняшний день существуют две основные парадигмы психологического исследования механизмов творчества: психоаналитическая концепция и диалектико-материалистическая.

Той и другой концепциям противостоит система психодрамы Я. Л. Морено, который вначале был учеником З. Фрейда, а затем стал его конструктивным оппонентом.

«Когда я работал в психиатрической клинике венского университета, мне довелось побывать на одной из лекций доктора З. Фрейда. К тому времени Фрейд только что закончил свой анализ телепатического сновидения. Когда студенты столпились около него, он спросил меня, чем я занимаюсь: «Доктор Фрейд, — ответил я, — я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я же встречаю их на улицах в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова.

Я учу людей играть Бога… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся»[2].

Впоследствии их пути разошлись, и Морено стал самым ярым противником психоанализа, так как его больше интересовало сознательное в человеке и в творчестве, а не бессознательное.

Во-первых, говорил Морено, «одномерный аналитический диван надо заменить на трехмерное пространство сцены; во-вторых, психоанализ убивает мечты людей, я же с помощью психодрамы заставляю их мечтать по-новому; в-третьих, нет смысла с помощью психоанализа докапываться до темных глубин подсознания — от этого человек вторично заболевает неврозом, пугаясь темного подсознания прошлого. Надо покончить с психоанализом в пользу синтеза театрального пространства и сценического воображения. Я за будущую интегральную и групповую психотерапию» (Я. Морено, 1964)[3].

Создавая новые формы, новый порядок вещей, Морено побуждал к спонтанности и творчеству. Полагая, что невроз — обратный слепок с творчества, Морено разработал техники лечебного театра, способствовавшие нейтрализации невроза и пробуждению спонтанности и творческой устремленности. Будучи студентом, Морено нередко посещал суды. Возвращаясь домой, он со своими друзьями восстанавливал происшедшую драму и процесс судебного разбирательства. Морено играл все роли, в том числе, судьи и присяжных, и на основании этого предсказывал исход дела, объясняя, почему потерпит поражение адвокат, насколько убедителен свидетель и т. п. Так появились первые наброски двух техник будущей психодрамы: дублирование ролей и обмен ролями.

В «группах встреч» обсуждались психологические трудности в общении людей разного пола и вероисповедания, поощрялась техника, ставшая основой групповой психотерапии. Эта техника, по мнению Морено, нейтрализует психологические трудности, ослабляет Эго, подчеркивает значимость другого человека, и тогда значительность приобретает сама группа как единое целое.

Развивая психодраматические основы групповой психотерапии, Морено с 1918 года работает не только в Венском театре импровизации, но и в лагере для беженцев в Австрии и в Венгрии. Он следит за процессом, происходящим в больших группах, и предлагает свои методы решения социальных проблем, развивая психодраму до уровня социодрамы.

В спектаклях Венского театра импровизации он использует так называемый «синдром Барбары», предлагая новую психотехнику интегральной психотерапии взамен психоаналитической фрейдовской, оставаясь в то же время приверженцем фрейдовской трехслойной концепции личности: «Я, Сверх-Я, Оно».

Опираясь на теорию ролей Парсонса и других социологов, Морено разрабатывает свою концепцию психодраматического действия. Он предлагает заново проиграть ситуацию, вызывающую психологические затруднения, и приходит в выводу, что повторные проигрыши психодраматических сессий уменьшают драматизм переживаний, вызывая не только освобождение от психологической тяжести, но и появление смеха.

В 1921 году Морено покидает традиционную медицину и погружается в мир театра. Он ищет свой путь, ему хочется не только писать, но и действовать. Первого апреля 1921 года состоялась первая социодрама — «Метод интенсивного драматического действия, направленный на работу со взаимоотношениями между группами и с коллективными ценностями». В отличие от психодрамы, где главным является рост отдельного человека в группе с помощью группы, субъект социодрамы — это групповые ценности и предрассудки. Социодрама направлена на разрешение проблем, возникающих между членами отдельных подструктур внутри группы или между несколькими группами. Социодрама отличается и от аксиодрамы, где в центре внимания находятся культурные «консервы» и стереотипы отдельного человека, от которых ему следует освободиться.

В 1925 году Морено эмигрирует в Америку. Начинается второй этап развития психодрамы. В течение двадцати лет Морено создал и продуктивно развил систему психодрамы, объединяющую различные аспекты его философии и практики, добившись невероятного профессионального успеха во всем мире. Его музами являлись две женщины — Марианна Лорницо и Зерка Тэман, впоследствии — Морено. Эти женщины — одна в Австрии, другая в Америке, — были последовательно не только его женами, но и соратницами, оказывая поддержку в развитии его идей и всемерно вдохновляя его.

Дальнейшее развитие психодрамы было продолжено учениками и последователями Морено. В ней стало меньше противоречивости и эклектичности, появились классификационные признаки системы и четкая дирфференцированность, несмотря на сходство с такими подходами, как терапия фиксированной роли (Келли, 1955), обучение социальной модели (Бандура, 1971), гештальт-терапия (Перлз, 1973), группы встреч (Шутц, 1971), драма-терапия (Дженнингс, 1986) и другими методами, связанными с действиями. Хотя эти методы могут содержать один или несколько элементов психодрамы, ни один из них не включает в себя психодраматическую систему целиком. В качестве лечебного метода профессиональные психотерапевты применяют психодраму, чтобы помочь более или менее сложным клиентам. В противоположность этому, нетерапевтические методы психодрамы включают в себя «экспериментальную деятельность здоровых людей, которые участвуют в психодраме с целью личностного роста, обучения или по каким-нибудь другим причинам». Сложности в определении психодрамы возникают из-за того, что для нее важен спонтанный опыт, импровизационное действие и сходство с игрой. Это роднит психодраму не столько с лечебным театром, сколько с творческой креативностью и спонтанностью, характеризующих творческую деятельность и творческую личность. Исследователь психодрамы П. Келлерман дал ей такое определение: Психодрама — это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры и драматического самовыражения.

Используются как вербальная, так и невербальная коммуникации, разыгрывается ряд сцен, изображающих воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском непроизвольных проявлений психических состояний «здесь и теперь». Эти сцены либо приближены к реальным жизненным ситуациям, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Используется множество техник, которые теперь классифицированы следующим образом: обмен ролями, дублирование ролей, зеркальная техника, конкретизация, максимизация и монолог. Обычная психодрама содержит следующие фазы: разогрев, сценическое действие, проработка, завершение и шеринг (обсуждение). В новом варианте психодрамы рассматриваются следующие факторы ее психодинамики:

1) контекст — человек, группа, семья, окружение;

2) фокус — личность, группа или тема психодрамы;

3) локализация — сцена, школа, клиника;

4) подход — на основе метода З. Фрейда, Я. Морено, А. Адлера, К. Роджерса;

5) теоретическая ориентация — психоаналитическая, бихевиористская, экзистенциальная, гуманистическая, психодраматическая;

6) терапевтическая цель — уменьшение симптомов, кризисное вмешательство, разрешение конфликта и личностные изменения;

7) терапевтическое вмешательство — директивное, поддерживающее, конфронтационное, реконструктивное, проявляющее и поясняющее;

8) главные механизмы терапевтических воздействий — высвобождение эмоций, когнитивный инсайт, межличностная обратная связь и поведенческое научение;

9) время и частота сессий — периодические, продолжающиеся, одиночные, марафон и сессии с ограничением времени; 10) учет характеристик участников психодрамы — возраст, пол, диагноз.

Хотя существует множество факторов, влияющих на процесс психодрамы, можно выделить несколько общих черт устоявшейся классической практики. Это — центрированность на протагонисте в терминах, наиболее подходящих времени и частоте сессий (когда?), пространственного окружения (где?), характеристик клиента (для кого?), характеристик терапевта (кем?), характеристик группы и вспомогательных лиц (с кем?).

Не только Морено, но и другие авторы (Лейтц, 1985) показали, что психодрама является методом урегулирования межличностных проблем людей, находящихся в пограничных состояниях (невротиков, психотиков, нарциссических пациентов и людей со сходными расстройствами). Психодрама помогает здоровому клиенту разрешить актуальные проблемы, невротику — раскрыть детские конфликты, психотику — вновь обрести реальность посредством осмысления конкретных действий, а нарциссическим клиентам — добиться улучшения посредством сепарации и индивидуации.

Психодрама является жизнеспособной альтернативой другим психотерапевтическим методам в достижении более адаптивного поведенческого стиля, в изменении антисоциального и других типов нежелательного поведения. Исследования ученых — последователей Морено — показали, что психодрама, используемая достаточно опытными профессионалами, осознающими ее возможности, может быть полезна как сама по себе, так и вместе с многочисленными методами психотерапии — будь то поведенческая, психоаналитическая или экзистенциально-гуманистическая психотерапия.

Большая заслуга принадлежит Морено в определении спонтанности и креативности как психологических механизмов развития художественного творчества.

Морено расширяет понятие спонтанности не только для художественного творчества, но и для достижения творческого состояния вообще «как ответа различной степени адекватности на ситуации различной степени новизны» (Морено, 1953). Это определение является откровенно бихевиористским, так как подчеркивает, что конечной целью психодраматического процесса является нормальное, адекватное и оптимально адаптивное поведение. В работах Бергсона (1928) и Пирса (1931), на которые часто ссылается Морено, концепция спонтанности рассматривается как экзистенциальный феномен. В экзистенциальной психодраме спонтанность определяется как свободный, немедленный, первый ответ, который не может быть измерен. Поведенческая психодрама ориентирована на четкие факты, на эксперименты с контролируемым исходом и на количественные методы изучения, а экзистенциальная — на качественные исследования, изучение психологических механизмов процессов и рассмотрение единичных случаев. Сам Морено, признавая сложность оценки психодрамы, изначально принял интегративную систему взаимосвязей количественных и качественных методик. Он писал, что существовало два мнения. Одни утверждали, что обычные стандарты надежности и значимости не представляются подходящими для психодрамы. Согласно второму мнению, современные методы оценки значимости вполне приемлемы. Эти два мнения не исключают одно другое. Два метода оценки (экзистенциальный и научный) можно сочетать.

Морено стремится к созданию интегральной психотерапии, он предпочитает соединять противоречия и отыскивать черты сходства, а не различия в противоположных концепциях.

Таким образом, Морено преодолевает односторонние подходы различных научных школ, осуждая бихевиоризм за то, что тот исключил из рассмотрения интроспекцию; психоанализ — за то, что он исключил феноменологию; экспериментальную психологию — за то, что она исключила данные человеческого опыта.

Вклад Морено в теорию и практику изучения психологических механизмов творчества заключался именно в интегративных усилиях его деятельности, способствовавших развитию не только психотерапевтических идей, но и театральной психотехнологии. Это отразилось, в частности, на усилении интереса режиссеров к «малым сценическим площадкам» и к практике «исповедального театра». Одновременно с этим происходит дальнейшая специализация психодраматических техник изучения механизмов творчества, в том числе, художественного.

Функциональные аспекты психодрамы

Психодраматист должен быть знающим и умелым профессионалом в таких областях, как психиатрия, социология, медицина, биология, антропология, педагогика и психология групп. Чтобы практиковать психодраму, нужно овладеть основными навыками индивидуального психотерапевта, театрального актера.

Все психодраматисты играют несколько специфических и иногда перекрывающихся ролей. Морено (1972) назвал их ролями аналитика, режиссера и терапевта-консультанта. Келлерман добавил к этим ролям еще роль группового лидера.

Аналитик-психодраматист — это сочувствующий слушатель, стремящийся различать личностные и межличностные явления. Первичная задача данной роли состоит в том, чтобы овладеть детальным пониманием чувств, мыслей, поведения и отношения участников с генетической, топографической, динамической, экономической, структурной, адаптивной и психологической точек зрения.

Как аналитик действия, психодраматист пытается объяснить поведение в настоящий момент — либо в контексте прошлого опыта (повторяющееся действие), либо в контексте противодействия, разрядки или коммуникативного действия. Умение эмпатически сопереживать — необходимое условие для исполнения роли аналитика в психодраме. Келлерман выделил пять стадий анализа действия в процессе получения психодраматистом знаний о протагонисте.

1. Психодраматист улавливает ту информацию, которую протагонист сообщает ему как вербально, так и невербально (объективное восприятие). Некоторые психодраматисты на данном этапе становятся «дублями» протагониста — процесс, называемый в НЛП «следованием». Критерий хорошего восприятия объекта заключается в ощущении ясности и точности; результатом является объективное знание протагониста.

2. Психодраматист эмоционально «сливается» с протагонистом, одновременно оставаясь самим собой. Для этого он должен овладеть отточенной интуицией и умением одновременно быть близким и отстраненным.

3. Психодраматист расшифровывает неявные сообщения и обнаруживает (отыскивает, находит) скрытые смыслы в том, что открыто выражается протагонистом. Необходимо читать между строк, чтобы понять, о чем не сказано в тексте.

4. Психодраматист сообщает протагонисту, что было им понято. Здесь нужна большая чуткость и разумный выбор момента, чтобы не высказать поспешных и незрелых выводов о протагонисте.

5. Психодраматист старается получить от протагониста подтверждение своего понимания, и, если понимание не вполне верно, психодраматист должен быть готов скорректировать его. При общении с протагонистом необходимо сохранять «сократическое неведение».

Постановщик-психодраматист создает красивый театр, придавая сессии эстетическую ценность. Согласно Морено (1972), психодраматисты — инженеры координации и постановки; они должны быть постоянно готовы к тому, чтобы использовать каждый ключ, предоставленный протагонистом, для создания драматического действа.

Психодраматист индуцирует спонтанность на сессии собственным энтузиазмом, воображением и желанием представить каждую сессию как новое приключение. Согласно М. Карп (1988), постановщик должен обладать истинным ощущением игры, веселья и свежести и воплощать как юмор жизни, так и ее пафос. Как драматург психодраматист направляет диалоги, создает и разрешает конфликт. Как скульптор — лепит пространство. Как дирижер оркестра — смешивает материал из многих источников. Психодраматист должен уметь сочетать метод Станиславского (эмоциональная вовлеченность и вхождение в образ) с брехтовским соблюдением дистанции и отстранения. Эти позиции отражают обе задачи психодраматиста как постановщика — переживание и наблюдение.

Как терапевты психодраматисты служат проводниками перемен, воздействуя на протагониста способами, облегчающими излечение. В качестве терапевтов психодраматисты проводят многочисленные интервенции, призванные облегчить страдания и продвинуть протагонистов еще на один шаг в их терапевтическом путешествии.

Они должны облегчать воспоминание и переживание сцен прошлого и сопровождающих их аффектов, уметь справляться с многочисленными сопротивлениями, постоянно возникающими в ходе психодраматического «исследования». Терапевтические интервенции — это сознательные акты влияния, рассчитанные на то, чтобы вызвать терапевтический (предупреждающий, стабилизирующий, восстанавливающий, развивающий, поддерживающий) импульс; они являются возможными ответами на то, что протагонист делает или говорит.

Невербальные интервенции включают, к примеру, терапевтическое использование физической дистанции, голоса, контакта глаз, позы или намеренного молчания с целью стимулирования работы воображения. Одной из самых сильных невербальных интервенций в психодраме является физическое прикосновение. Одна из труднейших задач, стоящих перед психодраматистом, состоит в том, чтобы найти оптимальную для прогресса протагониста физическую дистанцию.

К вербальным интервенциям, часто используемым в психодраме, относятся: конфронтация, прояснение, интерпретация, катарсис, принятие, суггестия, совет, обучение и самораскрытие.

Конфронтация создается путем утверждений, фокусирующих внимание протагониста на очевидных, центральных или важных моментах, которые должны подвергнуться дальнейшему исследованию. Например, входя в конфронтацию с каким-либо чувством протагониста, психодраматист приковывает внимание к этому чувству, прокладывает путь к дальнейшему анализу данного чувства. Конфронтацию можно также рассматривать как интервенцию, не позволяющую пациенту избегать неприятных тем и удерживающую его «на месте». Но конфронтацию можно использовать только в рамках безопасных и поддерживающих взаимоотношений, когда ощущение надежности усиливает способность протагониста переживать болезненные эмоции.

Прояснение достигается с помощью уточняющих вопросов о том, что было только что сообщено, и необходимо для получения более детального описания ситуации.

Интервенции — это вербальные объяснения, раскрывающие источник, историю или причину переживания, призванные создать для этого переживания «когнитивную рамку». В противоположность классическому психоанализу, который дает словесные интерпретации, психодрама вводит новые инсайты посредством дублирования, обмена ролями или других методов действия, подчеркивая таким образом постепенный процесс эволюции инсайта-в-действии.

Катарсис связан с усилиями психодраматиста, направленными на то, чтобы вызвать освобождение сдерживаемых чувств. Специфика функции катарсиса в психодраме состоит в том, что он служит не только для облегчения эмоционального отреагировния, но и для интеграции выражаемых чувств.

Принятие состоит в том, что психодраматист, независимо ни от каких обстоятельств, во время сессии проявляет положительное отношение к протагонисту. Это создает необходимую свободную атмосферу, в которой протагонист может выразить себя, не боясь критики и осуждения.

Суггестия — это наведение у протагониста измененного состояния сознания; суггестия может вызвать род транса, похожий на тот, который возникает при гипнозе. Суггестия используется для пробуждения воспоминаний, фантазий, мечтаний и как приглашение к регрессии в более ранние состояния.

Совет и обучение являются дидактическими инструкциями, дающими протагонисту информацию или руководство. Стараясь усилить желательное и ослабить нежелательное поведение, психодраматист использует скорее похвалу и одобрение, чем негативную критику и осуждение.

Самораскрытие происходит, когда психодраматист делится своими переживаниями, которые он испытывает в данный момент, или прошлым опытом, чувствами и мыслями. Позиция «прозрачности», занимаемая многими психодраматистами, оттеняет как реальные, так и связанные с переносом аспекты взаимодействия клиента и терапевта.

Умелое направление эмоциональных, интеллектуальных и адаптивных ресурсов протагониста в благоприятном, разумном направлении является необходимой составляющей работы психодраматиста.

Психодраматист как групповой лидер управляет групповыми процессами с целью создания конструктивного рабочего климата (Bion, 1961) и структуры социальной поддержки в группе. Согласно Морено, постановщик — это воплощенный символ сбалансированного действия, оркестровки, интегрирования, синтеза, единения всех участников в группе. Психодраматист должен уметь:

1) организовать групповую структуру (время, состав, место встречи и процедуру оплаты);

2) установить групповые нормы относительно, например, конфиденциальности, принятия решений, физического контакта, социального взаимодействия вне группы и межличностной ответственности;

3) добиться групповой сплоченности, регулировать уровень напряжения и поддерживать интерес к целям группы;

4) поощрять всех членов группы к активному участию, облегчать взаимодействие и коммуникацию между ними, прояснять возникающие отношения путем использования методов психодраматического действия или вербальных интерпретаций;

5) устранять препятствия в развитии групповой атмосферы сотрудничества (например, справляться с конкуренцией в группе таким образом, чтобы для членов группы это было корректирующим обучением).

Каков идеальный тип ведущего группы в психодраме? М. Либерман перечисляет четыре функции лидерства: эмоциональная стимуляция, забота, придание смысла и исполнительская деятельность.

Из этих аспектов деятельности можно вывести несколько стилей психодраматического лидерства: Источник энергии, Источник благ, Социальный инженер, Непредвзятый, Попуститель и Менеджер. Идеальный тип группового лидера в психодраме — это человек, нашедший оптимальное равновесие между четырьмя ролями психодраматиста и собственной личностью, который способен менять стиль лидерства в зависимости от требований конкретной ситуации.

Психодраматист, как танцор, или «ведет» протагониста, или следует за ним. Он начинает действие с уверенностью, направляет его со знанием цели и назначения. Следуя за протагонистом, психодраматист внимателен к протагонисту и позволяет ему принимать решения и направлять процесс. Есть, однако, еще и третья, идеальная позиция лидерства в психодраме, когда психодраматист и протагонист работают как настоящая команда, с равным статусом, вместе принимая решения и вступая во взаимоотношения «беру и отдаю». C точки зрения этой идеальной позиции, психодраматисты должны быть внимательны к чувствам протагонистов, время от времени твердо и в позитивном духе настаивая на осуществлении критически важных действий. По выражению Г. Лейтц (1974), «психодрама действительно оказывает терапевтическое действие только тогда, когда постановщик «качается на одних качелях с протагонистом».

Советы лидерам:

1. Лидерство должно быть основано не только на иррациональных личностных свойствах (таких, как демагогические способности), но и на рациональной (профессиональной) компетентности.

2. Лидеры должны стремиться к уменьшению неравенства между ними и клиентом и не усиливать своей власти.

3. Лидерство должно регулярно подвергаться оценке и критике.

4. Лидеры должны уважать временную потребность своих последователей идеализировать и быть зависимыми.

5. Лидеры должны уметь преодолевать чувство разочарования, возникающее у индивидуумов и групп, когда их потребность в зависимости не получает удовлетворения.

6. Лидеры должны быть способны адекватно оценивать свои достоинства и недостатки и не обольщаться властью, им приписываемой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы психологии художественного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Морено Я. Личное сообщение. 1964.

3

Морено Я. Первая психодраматическая семья. — М., 1964, с. 16–17.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я