Морфология – это учение о грамматических категориях и грамматических формах слов, взаимодействии лексических и
грамматических значений слов в русском языке.
В процессе развития языка
грамматические значения стали передаваться отдельно от лексических, что значительно упростило язык.
Это в свою очередь создало условия для возникновения новых парадигматических связей, которые оказали влияние и на развитие новых
грамматических значений и форм.
Овладение первичными формами абстракции происходит тогда, когда ребёнок обнаруживает в слове отдельные грамматические элементы, понимает лексическое и
грамматическое значение отдельных морфем, но не вычленяет их.
Окончание выражает
грамматические значения слова.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: искусственница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При изучении языка необходимо обращать самое пристальное внимание на различные языковые значения (лексическое значение слов,
грамматическое значение категорий, морфем); на нормы употребления в речи средств языка: нормы произношения, правописания, употребления слов и стилистические нормы.
При обучении в школе ученики усваивают
грамматическое значение словоформ, знакомятся с грамматическими категориями и учатся ими оперировать (например, категории рода, числа, падежа и т.д.).
Таким образом, контекст создаёт размытую границу между разными
грамматическими значениями звукового комплекса суть.
Главным средством выражения
грамматического значения являются грамматические категории глагола-сказуемого: наклонение, время, лицо.
Такие языки, где
грамматические значения выражаются внутри слова с помощью его изменения, называются синтетическими. Русский язык – один из них.
Если глагол оканчивается на -у/-ю, то он непременно имеет
грамматическое значение 1-го л. ед. ч. наст.-буд. времени (асистемных отступлений всего два: дам и ем); если у глагола на -итьоснова оканчивается на с, то при образовании форм 1-го л. ед. ч. наст.-буд. времени происходит чередование [с] // [ш], ср.: бросить – брошу, трусить – трушу, гасить – гашу, куролесить – куролешу, пылесосить – пылесошу.
Здесь организована работа по самостоятельному усвоению нового материала –
грамматического значения глаголов несовершенного и совершенного вида, составляющих видовую пару.
Показательна в этом плане его статья о понятии обобщённого
грамматического значения (Адмони, 1975).
Части речи – большие классы слов в языке, объединённых общностью
грамматического значения и его формальных показателей.
Потеря частных
грамматических значений лица и числа у формы суть, во-первых, создаёт возможность абстрагирования, во-вторых, форма суть актуализирует смысловую связь связочного глагола с омонимичным существительным суть и с другой этимологически родственной лексикой бытийности (существование и т. п.) и аксиологической значимости (сущность и т. п.).
Грамматическое значение принадлежит целому классу слов или словесных форм.
Грамматическая категория – реальное языковое единство
грамматического значения и средств его материального выражения.
Как айнский, так и древнерусский языки являются агглютинативными (образование грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или основе аффиксов, имеющих
грамматическое значение).
Прош. несовершенное (Impf.) с Wāw consecutiv. появляется не иначе как в тесном соединении с
грамматическим значением предыдущего глагола.
Поэтому атомисты, в т. ч. логические атомисты, с жаром протестуют против этой несводимости, отстаивая, например, тезис о том, что значение предложения сводится к сумме лексических и
грамматических значений входящих в него единиц.
Недостаточность словоизменения и словообразования, выраженная в трудностях понимания
грамматических значений, смысла производных слов, оперирования морфемными элементами и их конструирования в структуру слова, показывает незавершённость формирования грамматической системы языка.
Кроме онтологических значений каждое слово, используемое в тексте, имеет ещё множество
грамматических значений.
Пока слово предстаёт перед ребёнком как нечто аморфное, нечленимое, он не может ни воспринять
грамматическое значение услышанной формы (хотя и в состоянии использовать её в нужных ситуациях, о чём мы ещё будем говорить), ни сконструировать форму самостоятельно.
Необходимо упомянуть также то, что многие их этих производных допускают множественность мотивации, в частности также от прилагательных на– ский(в свою очередь созданных от имён лиц), в которых
грамматическое значение относительности (относительных прилагательных) чаще всего осложнено дополнительными лексическими коннотациями и напластованиями.
Видите, как много
грамматических значений «зашито» внутри слов в русском языке?
Такие противоположные способы выражения
грамматических значений принято называть синтетизмом и аналитизмом, а языки – соответственно синтетическими и аналитическими.
Это языки, в которых
грамматические значения выражаются в пределах самого слова, т. е. формами самих слов (префиксы, суффиксы, окончания и др.).
Агглютинирующие (агглютинативные) языки – языки, преобладающим типом словоизменения в которых является агглютинация, т. е. выражение
грамматических значений с помощью стандартных и однозначных приставок и суффиксов.
Вывод: лексическое значение у рассматриваемых глаголов одно и то же, но они имеют разное
грамматическое значение.
Чаще всего в качестве грамматических синонимов выступают обособленные члены и придаточные предложения, поскольку для данных конструкций характерна общность
грамматических значений.
Если держаться прямого,
грамматического значения слова, почти ничего.
Аналитические языки – это языки, в которых
грамматические значения выражаются главным образом вне слова: с помощью порядка слов, интонации, предлогов, артиклей, вспомогательных глаголов и так далее.
Основным синтетическим средством выражения
грамматического значения в большинстве синтетических языков мира служит аффиксация.