Изучение синтаксиса русского языка: методика, типы и структура занятий

Валентина Ильинична Ермакова, 2019

Пособие освещает опыт работы преподавателя русского языка и рассчитано на творческое его использование. В книге представлены занятия по синтаксису русского языка, определены наиболее эффективные формы и методы преподавания этой темы, обозначено, что должно быть главным в усвоении данного раздела, на каких вопросах необходимо сконцентрировать основное внимание.Пособие адресовано преподавателям старших классов школ, учреждений высшего и среднего специального профессионального образования по всем специальностям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изучение синтаксиса русского языка: методика, типы и структура занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1

Тема 1. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Цель: повторение сведений о синтаксисе и пунктуации, полученных ранее, в школе.

Задачи

Обучающая:

— систематизировать знания по теме «Синтаксис»;

— заинтересовать в изучении нового материала по теме.

Развивающая:

— совершенствовать устную и письменную речь;

— исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитывающая:

— воспитывать толерантность, чувство коллективизма.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

1. Чтение сказок о роли служебных частей речи в русском языке.

2. Назовите одним словом:

• Храбрый человек

• Болтливый человек

• Ленивый человек

• Мудрый человек

• Богатый человек

• Весёлый человек

1. Изучение нового материала.

1) Фронтальная работа. Задание 1: правильно напишите слова, а из вставленных букв получится новое слово — какое?

КО…ЬБА

ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ

КОЛО…НА

МОЛО…ЬБА

Б…ГРОВЫЙ

РЮ…ЗАК

ПРО…ЬБА

Б…НОКЛЬ

…ЖЕЧЬ

Итак, это слово «Синтаксис». В стране Языкознание есть такое государство. Так называется и новый раздел, который мы будем изучать.

2) Мини — лекция с элементами беседы.

Синтаксис — слово греческое, в переводе — составление, построение, порядок.

Зачем же это государство в стране «Языкознание»?

Вот, например, слова А, НЕ, ПЕРО, ПИСАТЬ, УМ жили в своих местах… А теперь их заставили общаться, трудиться, вступать в отношения друг с другом. Что же из этих слов можно составить?

Составьте словосочетания и запишите в тетради:

писать пером, писать умом и предложение Не пером пишут, а умом.

Слова связываются в цепочку, из них получаются словосочетания и предложения. Закончите мысль:

В разделе «Синтаксис» изучаются… (словосочетания и предложения, их построение)

4) Беседа.

1) Что называется словосочетанием?

2) Из каких частей оно состоит?

3) Как связано главное слово с зависимым?

5) Работа с текстом. Задание. Прочитать строки из стихотворения С. Есенина и ответить на вопросы.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

1) Красивая картина ранней осени?

2) Выпишите из стихотворения все словосочетания.

3) Почему вы не назвали сочетание слов закружилась листва?

(Это грамматическая основа).

6) Самостоятельная работа.

Задание 1: Укажите словосочетания

1) в осеннем лесу;

2) на прогулке;

3) поздним вечером;

4) у юннатов;

5) лист крутился;

6) на мокрой террасе

Задание 2: Укажите верно выписанные словосочетания из предложения

Осенний ветерок легко сорвал и закружил листья берёзы и клёна.

1) осенний ветерок;

2) легко сорвал;

3) сорвал листья;

4) сорвал и закружил;

5) берёзы и клёна;

6) листья берёзы;

7) листья клёна;

8) ветерок сорвал.

7) Беседа.

1. Что такое грамматическая основа предложения?

2. Подлежащее — это…?

3. Что называется сказуемым?

4. Чем выражается подлежащее?

5. Сказуемое..?

8) Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Карточка 1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным:

1) Я иду берегом реки.

2) Грянул веселый майский гром.

3) Карандаш принес мне брат.

4) Хлынули потоки звуков и затопили лес.

5) Всякий радуется весне.

(ответ: 2, 3, 4)

Карточка 2. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением:

1) Встает заря во мгле холодной.

2) Все дружно аплодировали.

3) Смолой пахнут набухшие почки.

4) Долго смотрели мы вслед стае птиц.

5) На стройках нам помогают машины.

9) Беседа.

1). Каково назначение знаков препинания?

Пунктуация — это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка — быть средством коммуникации, общения между людьми

2). Для чего служит письменная речь? Для общения. Каким словом еще называется общение?

Коммуникация, коммуникативный.

10) Работа с текстом. Задание: определите главную мысль текста. Как появились знаки препинания?

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка — первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.

Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца — красная строка.

К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые — от латинского названия точки «пунктум» — принято называть знаками пунктуации.

Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие — в XV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки — в XVI веке, тире, кавычки, многоточие — только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале XIX века.

11) Работа с текстом. Задание: определите, какие современные нам знаки препинания назывались: удивный знак, черта, знак пресекательный и отменительный, вместный знак, полуточие, молчанка.

Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, называл этот знак «молчанка» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».

12) Работа с текстом. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, какие знаки выделительные, какие — разделительные?

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить чтобы… передать свою мысль другому ясно и просто.

Будешь понимать людей и их мысли — легче будет жить, и умнее станешь, и тебя все сразу станут понимать, а это — хорошо.

(М. Горький)

Задание: выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль высказывания М. Горького — это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза. Подумайте, какие родственные слова у слов препинание, запятая? (Препятствие, запинаться). Действительно, в создании термина знаки препинания отразилось понимание их как знаков остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении письменной речи.

3. Закрепление нового материала.

1). Выполнение упражнений.

1). Рекламная пауза. Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.

С.Я. Маршак

Знаки препинания

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Заявили запятые:

«Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ».

«Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой!» —

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой;

Двоеточие, мигая,

Закричало: «Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу».

«Нет… — сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, —

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…»

Вопросительный знак

Удивился: «То есть как?»

Восклицательный знак

Возмутился: «То есть как!»

«Так, — сказала точка,

Точка-одиночка. —

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас».

2. Пунктуационный алфавит. (Слайд № 1). Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:

1) точка (.)

2) двоеточие (:)

3) многоточие (…)

4) точка с запятой (;)

5) запятая (,)

6) запятые (,)

7) кавычки: а) лапки (” “); б) елочки («»)

8) вопросительный (?)

9) восклицательный (!)

10) тире (—)

11) двойное тире (—)

12) скобки ()

13 сноска, или астериск *

14) абзац или абзацный отступ.

3. Решить пунктуационную задачу. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Бывают, (1) конечно, (2) и такие орфографические ошибки, (3) которые приводят к неверному пониманию текста, (4) тогда (5) как в пунктуации всякая ошибка (6) приводит в той или иной мере (7) к искажению смысла.

(А.Б. Шапиро).

Ответ: 1, 2,3, 4

4. Решить пунктуационную задачу. В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильной постановки запятой». Вот эти истории:

(1) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т. д.»

(2) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?

5. (Слайд № 2). Расставить знаки препинания.

Идя потихоньку напевал.

Варианты:

1) Идя, потихоньку напевал.

2) Идя потихоньку, напевал.

— Объясните причину недоразумений. Как их можно исправить в следующих предложениях?

1) Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.

2) Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.

3) Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

4. Итоги занятия. Заполнение Листа оценки знаний.

5. Домашнее задание. Написать сочинение «Значение знаков препинания».

Тема 2. Словосочетание. Связь слов в словосочетании и предложении. Способы подчинительной связи

Цель: повторение сведений о словосочетании, полученных ранее, в школе.

Задачи

Обучающая:

— систематизировать знания по теме «Словосочетание»: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова;

— заинтересовать в изучении нового материала по теме.

Развивающая:

— формирование навыка вычленения словосочетания из предложения;

— совершенствовать устную и письменную речь;

— исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитывающая:

— воспитывать толерантность, чувство коллективизма.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

1. Чтение сочинений «Значение знаков препинания».

2. Лингвистическая разминка.

А). Словарный диктант: монумент, истинный, подлинный, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, ветеран, олицетворять, ландшафт, колорит, архитектура, зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.

Б). Просклонять словосочетания с числительными:

Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.

2. Объяснение нового материала.

1. Беседа, работа с текстом.

Чтобы правильно построить предложение, надо уметь составлять словосочетания.

ВСПОМНИТЕ:

— Из каких слов состоит словосочетание?

— Какой бывает связь слов в словосочетании?

— С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?

1. Задание. Вдумчиво прочитайте текст. Разделите его на части. Составьте его план. Расскажите по нему о словосочетании.

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая связь слов выражена с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например, в словосочетаниях изучать (что?) литературу, интерес (к чему?) к литературе слова связаны по смыслу и грамматически. Неизменяемые слова в словосочетаниях связаны с главным только по смыслу: очень приятно, бежать быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Зависимое слово уточняет, конкретизирует значение главного. От главного слова ставится вопрос к зависимому слову. Например, в словосочетании великий писатель главное слово писатель, слово великий — зависимое. От главного слова вопрос ставится к зависимому: какой?

Главное слово подчиняет зависимое. Поэтому связь слов в словосочетании называют подчинительной.

Словосочетание, как и слово, называет предмет, действие, признак. Но, в отличие от слова, словосочетание называет предметы, явления действительности иначе — более глубоко, точнее, конкретнее. Сравните, например, слово литература, которое вы употребляете на уроках литературы, и словосочетания с этим словом:

В каждом из этих словосочетаний зависимое слово уточняет понятие «литература», более конкретно характеризует его, помогает нам увидеть те или иные ее отличительные свойства.

2. Выполнение упражнений. Задание: на доске записаны в столбик словосочетания, обозначены главное и зависимое слова, вам нужно определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составить схему словосочетаний.

Выполнение упражнений. Задание: на доске записаны в столбик словосочетания, обозначены главное и зависимое слова, вам нужно определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составить схему словосочетаний.

Выполнение упражнений. Задание: на доске записаны в столбик словосочетания, обозначены главное и зависимое слова, вам нужно определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составить схему словосочетаний.

3. Составление алгоритма определения вида связи между словами и способа подчинения.

4. Работа с табличками, в которых указаны виды связи слов в словосочетании.

СОГЛАСОВАНИЕ. Вид связи, при которой при изменении формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Главное слово — самостоятельная часть речи

Зависимое слово — прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение.

УПРАВЛЕНИЕ. Вид связи, при которой с изменением формы главного слова форма зависимого слова не меняется, но главное слово управляет падежом зависимого слова. Главное слово — самостоятельная часть речи. Зависимое слово — существительное, местоимение

ПРИМЫКАНИЕ. Вид связи, при которой зависимое слово связывается с главным только по смыслу (вопросу). Главное слово — самостоятельная часть речи. Зависимое слово — наречие, деепричастие, н.ф. глагола, степень сравнения прил.

3. Закрепление изученного материала (задание выполняется коллективно).

1) Фронтальная работа.

Задание 1. Записать словосочетания, составить их схему, определить вид связи слов.

Чей-то взгляд, ловить рыбу, крепко любить, любить друга, любящий друг, воспитывать себя, наше пение, пел громче, читать о Пушкине, два приятеля, умная голова.

Задание 2. Определи тип подчинительной связи:

• 1. Министр образования.

• 2. Яйца вкрутую.

• 3. Жить у леса.

• 4. Город Кострома.

• 5. Красавцы мужчины.

• 6. Барышня-крестьянка.

• 7. Село Бородино.

• 8. Капитан команды.

• 9. Весело жить.

• 10. Жить богаче.

ОТВЕТ

• 1. Управление.

• 2. Примыкание.

• 3. Управление.

• 4. Согласование.

• 5. Согласование.

• 6. Согласование.

• 7. Согласование.

• 8. Управление.

• 9. Примыкание.

• 10. Примыкание.

Задание 2. В пословицах и поговорках найдите имена существительные с суффиксами, которые вносят добавочные оттенки в значение. Выделите эти суффиксы. Укажите виды связи слов в словосочетаниях.

Знай сверчок свой шесток. Это еще бабушка надвое сказала. Яблочко от яблони недалеко падает. Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка. Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. Личико беленько, да ума маленько. Большое горлышко у маленького кувшинчика. Чудачок-рыбачок: рыбку водичке ловит, а домой пить ходит. Широка рогожка, да цена ей — грошик. Гречневая каша — матушка наша, хлебец ржаной — отец родной. Червячки точат дерево изнутри. Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает. Краденый поросенок в ушах визжит. Возвращаясь домой, привези родным хоть камушек.

3) Работа с текстом. Задание 3. Вставьте, где надо, пропущенные буквы. Все имена прилагательные подчеркните. Выпишите из текста 2–3 словосочетания, в которых способ связи между словами: согласование, управление, примыкание.

Посадка в беспл…цкартный поезд носила обычный кров…пролитный характер. Пас…ажиры, согнувшись под тяж…стью пр…огромных мешков, бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове. Отец Федор ош…ломлённо бегал вместе с всеми. Он так же, как и все, говорил с проводниками искательным голосом, так же, как и все боялся, что кас…ир дал ему «неправильный» б…лет, и только впущенный наконец в вагон, вернулся к обычному спокойствию и даже повеселел.

С той минуты, когда гражданин вступает в полосу отчуждения, которую он по-дил…тантски называет в…кзалом или станцией, жизнь его резко меняется. Сейчас же к нему подскакивают Ермаки Тимофеевичи в бел…х передниках с ник…лированными бляхами сер…це и услужливо подхватывают б…гаж. С этой минуты гражданин уже не пр…надлежит самому себе. Он — пас…ажир и начинает исполнять все обязан…ости пас…ажира. Обязан…ости эти многосложны, но приятны. Пас…ажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят, но пас…ажир ест и ночью. Ест он жарен…ого ц…пленка, который для него дорог, крутые яйца, что вредны для желудка, и маслины. Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники и подпрыгивают завернутые в кульки цыплята, но пас…ажиры ничего этого не замечают. Они рассказывают анекдоты.

(По И. Ильфу и Е. Петрову)

4) Творческие упражнения. Задание 4. Запишите слова и словосочетания в правильной форме.

1) Иногда с берега можно наблюдать за (дельфинья стая.). 2) От (чаячьи крики) стоит невообразимый шум. Они кружатся над (мягкие волны), ныряют за (мелкая рыбешка), не брезгуют (любые съедобные кусочки), брошенными с борта (белоснежный корабль) или (легкие яхты). 3) На (песчаная чистая отмель) в (теплая прозрачная вода) пестреет сонм (разноцветные медузы). Покачивая (мягкие жгучие шупальцы), лежат и ждут они (незадачливые пловцы), чтобы пощекотать им нервы. 4) Мальки тоже пасутся у берега, от (рыбьи косячки) на воде появляются крошечные пузырьки.

Задание 5. Образуйте и запишите словосочетания, в которых собственные имена будут прилагательными. Суффиксы в образованных прилагательных выделите.

Есенин, чтения —

Пётр, реформы-

Ной, ковчег-

Джалиль, «Моабитская тетрадь»-

Дима, стихи-

Вероника, музыка-

Задание 6. Впишите вместо пропусков еще по одному прилагательному с любым изучаемым суффиксом (-ов-, — ев-, — чив-, — лив-, — чат-, — оньк-, — еньк-) к существительному. Все суффиксы обозначьте.

Например: мелковатый сумчатый зверек.

Отцов _____________________ пиджак, черешневый и ____________________ напитки, металлическая, _______________________ и ________________________ посуда, вежливый и __________________________ джентльмен, усидчивый и _____________________________ сотрудник, сёмговый и _____________________ салаты, жиденький ______________ супчик, тоненькие ______________________ фигурки.

Слова для работы: бежевый, оранжевый, алюминиевый, эмалевый, марлевый, тюлевый, щавелевый, пуншевый, затейливый, крабовый, проказливый, вежливый, причудливый, въедливый, услужливый.

4. Рефлексия

1). С какими видами связи Вы сегодня познакомились?

2). Какими частями речи выражены главные и зависимые сова в разных видах связи?

5. Домашнее задание: знать опорный конспект, синтаксический разбор 3-х словосочетаний.

Тема 3. Типы простых предложений по цели высказывания

Цель: формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения.

Задачи:

Обучающие:

— ознакомить студентов с видами предложений по цели высказывания;

— научить распознавать предложения по цели высказывания;

— научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Развивающие:

— развивать творческие способности;

— научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русской языку и культуре;

— расширять кругозор;

— воспитывать эстетический вкус.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

1. Проверка синтаксического разбора 3-х словосочетаний.

2. Измените данные слова таким образом, чтобы после сомнительного гласного стоял согласный:

Деревя…ка, коври…ка, бума…ка, сва…ьба, хо…ьба, разве…чик, ре…кий, сере…ка, пичу…ка, бедня…ка, хру…кий, лачу…ка, фура…ка, улы…ка, ги…кий, издер…ки, дворня…ка, ро…кий, вя…кий, ре…ьба, ука…ка, подска…ка, свя…ка, бура…чик, безрука…ка, ше…ство, про…ьба, ло…кость.

4. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел «Словарь корней»)

а) — вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение)

б) вопросительный (работа с этимологией слова)

вопросить — заимствовано из ст. — сл. яз. в котором оно является производным с помощью приставки въ — «в» от просити — спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский, В.В. Иванов)

в) побудительный — побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)

побуждать — понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В. Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)

2. Новая тема и закрепление.

1. Мини — лекция с элементами беседы.

С предложением, знаками препинания, которые ставятся в конце предложения, вы знакомились еще в начальной школе. Затем с каждым годом ваши знания о предложении, о знаках препинания, о роли интонации, логического ударения обогащались. Вспомним теоретические сведения, которые непосредственно касаются темы сегодняшнего занятия.

1. Что называется предложением? Назовите отличительные признаки предложения.

Предложением называется слово или сочетание слов, грамматически оформленное и выражающее сообщение, вопрос или побуждение.

Главным средством выражения грамматического значения являются грамматические категории глагола-сказуемого: наклонение, время, лицо. Например: Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. В этом предложении сообщается о том, что 1) действия совершены на самом деле; 2) в прошедшем времени; 3) определенным лицом.

В предложении, где сказуемое выражено не глаголом, содержание мыслится как реальное, относящееся к настоящему времени. Например: 1) Небо сегодня голубое. 2) Париж — столица Франции.

2. Что называется интонацией? Какова роль интонации в предложении?

Интонация — ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания, а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации — паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией — признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

3. Какими бывают предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?

По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными.

4. Уточните правила употребления знаков препинания в конце предложений.

Знаки конца предложения — знаки завершения — точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Точка ставится в конце повествовательных предложений, цель которых — сообщение. Например:1) На чужбине еще больше родину ценят. 2) Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Вопросительный знак является дополнительным средством оформления вопроса на письме и ставится в следующих случаях:

а) В простом предложении, заключающем в себе вопрос. Например: Вы любите читать стихи о природе? (Предложение читается с повышением тона в конце). Если вопрос обращен не к человеку (не к одушевленному лицу), то такое предложение не является вопросительным, несмотря на то, что на письме употреблен вопросительный знак. Такие вопросы называются риторическими. Например: Что день грядущий мне готовит? При чтении предложения с риторическим вопросом повышение тона незначительно.

б) В ССП, в котором обе части или только последняя являются вопросительными предложениями. Например: 1) Что это? Вода булькает или тетерева бормочут, или лягушки урчат? 2) Россия без каждого из нас обойтись может, но кто из нас может обойтись без России?

в) В СПП, которое имеет в своем составе вопросительное предложение. Например:1) Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Ужели никогда не удастся взглянуть на оригиналы и онеметь от ужаса, что ты стоишь перед произведением Микеланджело, Тициана и попираешь почву Рима?

В конце предложения, которое содержит косвенный вопрос, вопросительный знак не ставится. Например: Меня часто спрашивают, как я стал писателем.

г) В БСП, если обе части (или только последняя) являются вопросительными предложениями. Например: 1) Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня?

Восклицательный знак передает на письме особую интонацию, которая может выражать восхищение, радость, гнев, приказ, окрик и т. д., и может ставиться в конце любого по цели высказывания и структуре предложения, если в нем дополнительно выражено чувство. Например: Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть!

Многоточие ставится в конце

Предложения, если необходимо показать взволнованность речи или ее незавершенность, если необходимо сделать большую паузу. Например: Они сели и исчезли в облаке пыли… Я долго шел в нем и смотрел, как вдали исчезает телега, увозя стариков, прошедших многие тысячи верст, чтоб помолиться о маленькой девочке, которая заставила их полюбить себя…

Если рядом оказываются многоточие и вопросительный или восклицательный знаки, то ставится соответствующий знак и две точки. Например: Мечтать — это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!..

— Завершающие знаки препинания отделяют предложения друг от друга в тексте, оформляют каждое предложение как законченное, поэтому пропуск такого знака препинания, связанного с членением письменной речи на предложения, считается грубой ошибкой. Ошибка в выборе знака препинания не является грубой.

2) Презентация о предложениях по цели высказывания.

(СЛАЙДЫ № 6–9). По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

(СЛАЙД № 10) Если цель нашего высказывания сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

(СЛАЙД № 11)

Раз он в море закинул невод/

Пришел невод с одною тиной //

— Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

(СЛАЙД № 12). Если цель высказывания — спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения. В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

— Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.

(СЛАЙД № 13)

— На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.

1. Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

(«Сказка о царе Салтане»)

2. Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

(«Сказка о царе Салтане»)

3. Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

(«Сказка о царе Салтане»)

4. Что тебе надобно, старче?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Я ль на свете всех милее?

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

Если цель высказыванияпобудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

(СЛАЙД № 15)

1. Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

(просьба-мольба)

2. А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

(дружеский совет)

3. Лови, лови, да дави ее, дави

Вот ужо! постой немножко

Погоди…(А князь в окошко)

(приказ)

4. Воротись, поклонися рыбке…

(категорический приказ)

3. Закрепление.

1) (СЛАЙД № 16). Прочитайте, подчеркните каждое предложение: а) вопросительное подчеркните синей пастой, б) побудительное — зеленой, в) повествовательное не подчеркивайте.

Торт празднику голова! Так, перефразировав известное выражение, можно вкратце охарактеризовать наше отношение к торту. Ведь, если задуматься, то и вправду, какое торжество или юбилей обходятся без этого кулинарного шедевра?

Сегодня нельзя с уверенностью сказать, где и кто изобрел торт. Некоторые историки в области кулинарии склоняются к выводу, что первый прототип торта зародился в Италии. Лингвисты считают, что само слово «торт «в переводе с итальянского означает «нечто витиеватое и замысловатое», и связывают его с многочисленными украшениями торта из россыпи различных цветов, надписей и орнаментов.

Другие же придерживаются иной теории происхождения тортов. Всем известны вкуснейшие сладости Востока, которые даже искушенного гурмана могут заставить преклониться перед своим изысканным вкусом и чарующим ароматом. Последователи этой идеи выяснили, что древние кулинары самой загадочной части света готовили десерты с использованием молока, меда и кунжута.

Каково бы не было мнение о происхождении первых тортов, нельзя не согласиться с тем утверждением, что законодателем моды в мире десерта является Франция. Именно там, в маленьких кофейнях и кафе, появившись однажды, торт завоевал весь мир. Именно французские кулинары и кондитеры на протяжении многих веков диктовали тенденции в сервировке и украшении этого сладкого шедевра. Неудивительно, что в этой стране любви и романтики появились самые известные названия десертов, до сих пор ласкающие нам слух: безе, крем, карамель, желе и бисквит.

Тем не менее, вне зависимости от того, кто же все-таки изобрел торт, в каждой стране сложились свои традиции и рецепты выпечки этого блюда.

Соглашайтесь: торт празднику голова!

2) Тест (СЛАЙДЫ № 20–24). Вычеркни неверные варианты ответов.

1. Данное предложение повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

b) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

c) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

b) А кого же на примете ты имеешь?

c) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

b) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

c) В свете есть такие ль дива?

4. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

b) Пораздумай ты путем.

c) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

5. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

b) Аль откажешь мне в ответе?

c) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

6. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

b) Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

c) Что ты, баба, белены объелась?

3) Выполнение упражнений.

Задание 1. Отметьте повествовательное предложение:

1. Не оставь меня, кум милый!

2. До чего красиво в весеннюю пору в березовой роще!

3. Что ты поникла, зеленая ивушка?

4. Спой, светик, не стыдись.

5. Зазеленел, зашелестел столетний дуб.

6. Почему же ты молчишь?!

Задание 2. Укажите побудительные предложения:

1. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

2. Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

3. Забудем прошлое, уставим общий лад!

4. Ночи были ясные и по-весеннему теплые.

5. Не говорите мне о ней.

6. Вам понравилось отдыхать в горах?

Задание 3. Определите, какие знаки препинания следует поставить в конце предложения. Обоснуйте свой выбор.

1. Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек (Есенин). 2. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов (Монтескье). 3. Как, ты никогда не видел море 4. Кто, покинув отчизну, сможет убежать от себя (Гораций).

А. Точка.

B. Вопросительный знак.

C. Восклицательный знак.

D. Вопросительный и восклицательный знаки.

4) Работа с текстом.

Задание 1. Подготовьте выразительное чтение текста. Подумайте, какие знаки препинания следует поставить в конце предложений? Объясните свой выбор. Запишите текст, расставляя в конце предложений нужные знаки препинания, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркните грамматические основы.

И вот р…дные м…ста встретили меня сдержанным шепотом ольшаника Из этой деревни из этих уд…вительных ворот ух…дил я когда-то в б…льшой и грозный мир.

См…шное детство Оно раскрасило будущее яркими мечтательными м…зками Снова торжественно и мудро шумит надо мной ст…ринный хвойный бор И над бором в…сит в с…неве солнце Тихая м…я родина Ты все так же не д…ешь мне ст…реть и врачуешь душу св…ей з…Леной т…шиной Но будет ли предел т…шине Шумят невд…леке сосны, ш…лестят березы Как мне п…нять, что это или м…и слезы, а может быть, выпала в полдень скупая с…ленная р…са (Белов).

Задание 2. Выразительно прочитайте текст. Определите предложения по цели высказывания, объясните расстановку знаков препинания в конце предложений.

Так что же такое патриотизм? Страстное желание видеть свою землю свободной? Мужество? Да. Но не только это. Тогда патриотизм проявлялся бы лишь в грозное время. А в мирные дни разве не патриот любой из нас?! Впрочем, нет, не любой. Тот, кто не чтит память героев, для кого военные и трудовые награды просто игрушка, тот вряд ли когда-нибудь станет героем, того нельзя назвать патриотом. Значит, скажешь ты, мой читатель, патриотизм — это мужество, бесстрашие, уважение к подвигам, совершенным во имя Родины и народа? Да. Но опять-таки не только это.

(С. Михалков).

• — Как следует читать последнее предложение первого абзаца? Как вы можете объяснить выбор автора: почему он отдает предпочтение в этом предложении соединению знаков препинания в конце предложения?

• — Попробуйте составить свои предложения, в конце которых стояли бы два знака:?!;!?;!.. Прочитайте эти предложения выразительно.

• — Перечитайте еще раз текст С. Михалкова. Как бы вы его озаглавили?

• Расскажите о том, как вы понимаете, что такое патриотизм. Свои размышления запишите в тетрадь. По возможности используйте предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске.

5) Творческие задания.

1. Игра «Кто я?»

1. Я — главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?

2. Я — предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изучение синтаксиса русского языка: методика, типы и структура занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я