Группа принципов
бюджетного права связана с более общими принципами – системой общеправовых и конституционных принципов и системой принципов финансового права – и входит в них как составная часть.
Не всегда принцип равенства
бюджетных прав реализуется в действительности.
Из изложенного выше следует, что нормы
бюджетного права находятся в сфере действия общеправовых, конституционных принципов и отраслевых принципов финансового права.
Отличительной чертой современного
бюджетного права является его динамичное развитие.
Помимо этого, в систему источников
бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: распиловочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Развитие науки
бюджетного права продолжается, существуют разные научные школы, проводятся исследования.
Ещё одна особенность настоящего курса
бюджетного права связана с тем, что он являет собой комплекс знаний по государственному хозяйству.
Работы, посвящённые
бюджетному праву, часто писались в публицистическом жанре и вызывали общественный интерес.
Нормы общей части
бюджетного права конкретизируются в особенной части,где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.
Инструментами реализации бюджетной политики выступают
бюджетное право и бюджетный механизм.
Предмет учения о бюджете менялся с течением времени и не совпадает с предметом современного
бюджетного права.
Повышенное внимание дореволюционные исследователи уделяли субъективному
бюджетному праву.
Как показывает опыт, основные положения
бюджетного права проверены временем и актуальны, несмотря на прошедшие десятилетия и даже столетия.
Следует подчеркнуть, что бюджетное законодательство является частью более широкого круга правовых отношений, которые называются
бюджетное право.
При этом
бюджетное право основано на целостности и единстве системы государственной власти.
Это определило появление
бюджетного права как подотрасли законодательства, как правовой науки и как учебной дисциплины.
Правовые нормы регулируют содержание этих правоотношений, а также полномочия их участников и в совокупности составляют
бюджетное право.
Изучая
бюджетное право как подотрасль законодательства, подобно любой иной отрасли или подотрасли, в первую очередь выясняют её предмет и метод правового регулирования.
Таким образом, метод правового регулирования
бюджетного права совпадает с методом правового регулирования финансового права в целом.
К отмеченному выше следует добавить и то, что трактовка налогового права как подразделения административного права затушёвывает и не позволяет надлежащим образом оттенить интенсивные связи налогового права с конституционным и особенно
бюджетным правом.
Бюджетное право существует как подотрасль законодательства(финансового права), как наука и как учебная дисциплина (схема 2.1).
Среди принципов
бюджетного права следует выделить принципы, закреплённые законодательством в качестве обязательных, и принципы, по тем или иным причинам не закреплённые в законодательстве и содержащиеся в доктринальных источниках, а также в утративших силу нормах законодательства.
Так, в сфере
бюджетного права не выдерживают проверки с точки зрения законности и справедливости попытки изучать «криминальные финансы».
Однако отношения, связанные с совершением преступления,
бюджетным правом изучаться не должны, а использование средств, полученных преступным путём, правовыми нормами регулироваться не может: такие отношения находятся за пределами права.
Общей тенденцией развития отношений между колониями и империй было постепенное увеличение
бюджетных прав и поощрение политики самоокупаемости.
Большое внимание в пособии уделено
бюджетному праву, сущности и принципам построения бюджетной системы и бюджетного процесса.
Именно объём
бюджетных прав субъектов показывает истинный уровень их самостоятельности.
Именно объективный характер принципа самостоятельности бюджетов позволяет объяснить, почему этот принцип является основополагающим началом российского
бюджетного права и отличается большей степенью стабильности по сравнению с другими нормами законодательства.
И, как считают известные ученые-юристы в области
бюджетного права, «современная картина межбюджетных отношений представлена как комплекс противоречий между органами государственной власти федерального и регионального уровней государства, а также между органами государства и органами местного самоуправления по поводу разграничения доходных источников бюджетной системы и обязанностей по осуществлению расходов из бюджетов всех уровней».
Предполагалось обсудить различные хозяйственные вопросы: о расширении
бюджетных прав земского и городского самоуправлений, о безработице, о медико-санитарном состоянии, о продовольственном деле, свободной торговле и др.
Существенно расширились
бюджетные права республик.
Реализация норм
бюджетного права непосредственно сопряжена с нормами других подотраслей и институтов финансового права.
В свою очередь реализация норм
бюджетного права обеспечивает реализацию норм института государственного (муниципального) кредита и т. д.
Этот билль связывают со становлением
бюджетного права как права парламента утверждать и контролировать исполнение бюджета.
Также в 2012 г. была сделана попытка обоснования в системе регионального финансового права регионального
бюджетного права.
Но принцип самостоятельности бюджетов нельзя признать бюджетно-правовой аксиомой, поскольку он не имеет для
бюджетного права значения вечной и непреложной истины.
Содержание звеньев, частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной совокупностью
бюджетных прав, закреплённых за федеральными, региональными и муниципальными органами и отражающихся в бюджетном законодательстве.
Помимо них существуют специальные принципы
бюджетного права, которые и придают ему уникальность и обособленность.
Помимо расширения бюджетно-правовой проблематики в рамках курсов финансового права, появляются специальные учебные дисциплины, посвящённые
бюджетному праву.
Первое из них – убеждение в том, что изучение любой части
бюджетного права, равно как и иной правовой науки, исключительно посредством анализа действующих нормативных правовых актов не только было бы неполным, но и являлось бы бессмысленным занятием.
Таким образом, нельзя забывать о не закреплённых в законе принципах
бюджетного права, к которым, в частности, относятся принципы: гармонизации; субсидиарности (для построения бюджетной системы); ограничения содержания закона о бюджете; единства бюджета (для бюджетного процесса); универсальности (запрета специализации доходов); приоритетности публичных расходов над доходами (для установления публичных расходов и доходов).
Первая глава «Принцип самостоятельности бюджетов в системе норм
бюджетного права» состоит из двух параграфов.