Педагоги, врачи, психологи всегда проявляли большой интерес к проблеме
аномального развития ребёнка и возможностям скорректировать состояние пациента.
Однако сложная структура
аномального развития не исчерпывается только отклонениями в психической деятельности, развитие которых находится в прямой зависимости от функции, которая пострадала первой.
На протяжении многих веков проблема
аномального развития не рассматривалась с научных позиций.
Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе
аномального развития.
Независимо от вида
аномального развития, первичная патология возникает рано.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плазмида — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Психологическая диагностика
аномального развития детей – сравнительно молодая отрасль психологической науки.
Долгое время в дефектологии использовались термины
аномальное развитие, аномальный ребёнок.
Также они уделяли большое внимание изучению проблемы патогенеза
аномального развития, этиологии, подробное описание состояний и возможные пути развития детей с дефектами.
При
аномальном развитии вторичный дефект является основным объектом психологического изучения и коррекции.
Коррекцией
аномального развития занимаются медицинские психологи, пато- и нейропсихологи.
Для каждой формы
аномального развития предусмотрены специфичные цели, задачи и методы коррекции.
Помещение в центр внимания специальной психологии
аномального развития, во-первых, ставит в качестве одной из центральных проблем проблему определения критериев нормального и отклоняющегося развития, ведь в зависимости от них будет определяться контингент лиц, изучаемых данной наукой, а также направления психологической помощи (как движения в сторону нормы).
Психология личности – теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и
аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.
Специальная психология, изучая закономерности
аномального развития, позволяет более объёмно и точно определить закономерности и нормы функционирования и развития психики ребёнка, что указывает на двустороннюю связь между специальной психологией и другими отраслями психологического знания.
Изучение динамики и механизмов
аномального развития, направлений, условий, форм и способов психологической коррекции и компенсации помогает в решении задач, связанных с исправлением имеющихся отклонений.
Поскольку каждый тип
аномального развития имеет свою особую структуру, то знание её позволяет выявлять качественные, а не только количественные, различия между разными типами отклонений.
Резюмируя сказанное, мы можем определить психологическую структуру дефекта как систему «ядерных» нарушений психики, задающих специфику и весь спектр частных проявлений определённого типа
аномального развития.
Так, если изначально внимание было сосредоточено на исследовании детского
аномального развития, то в последние десятилетия оно стало уделяться и периоду взрослости.
Аномальное развитие понимается как отсутствие или недоразвитие способностей, качеств, присущих здоровому индивиду.
Аномальное развитие представляется исключительно как «поломка» нормально функционирующей психики, а не как специфическая линия развития, создающая особые условия развития личности.
Такой медицинский взгляд во многом определил и психологическое понимание
аномального развития в специальной психологии.
Для определения состояния
аномального развития (уровня психофизического развития ребёнка) необходима опора на основополагающие медицинские науки – анатомию и физиологию, патологическую анатомию и патофизиологию, изучающие строение и функции организма и его органов в норме и при патологических (болезненных) процессах.
Таким образом, лишний раз утверждается дилемма, которая весьма характерна для представлений психологов о норме: с одной стороны, «растворение» здоровой личности в невротической, психопатической, акцентуированной и т. п., а с другой – абсолютизация выдающейся, творческой, самоактуализирующейся личности и неспособность объяснить
аномальное развитие.
Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях
аномального развития.
Однако не исключено, что
аномальное развитие начиналось ещё до рождения, что и вызывало преждевременные роды.
Генетика исследует механизмы нормального и
аномального развития собаки.
То есть, попросту говоря, в силу
аномального развития среды, процесс составления органически наполненного мозгового вещества значительно ускорит свой ход и выдаст соответствующий результат на практике.
Тогда-то меня и перевели в другое отделение, где уже полное обследование показало врождённое
аномальное развитие почек.
В нём должна была пышно расцвести, получить
аномальное развитие одна из первичных функций – фантазия.
Неврологические заболевания у детей раннего возраста нередко приводят к своеобразному
аномальному развитию функций.
Например, в 1889 году был описан случай
аномального развития – у четырёхлетнего мальчика врачи установили половозрелость.
По ним студенты мединститута могут изучать анатомию
аномальных развитий.
Я, хоть лично и не знаю ничего об этом, но абсолютно уверена, что моя способность к объёмно-пространственному восприятию напрямую связана с
аномальным развитием головного мозга.
Выделение определённой группы учеников, не справляющихся с обучением в общей школе, сыграло историческое значение в развитии психологической диагностики вообще и диагностики
аномального развития в частности.
Специальная психология (психология
аномального развития) занимается изучением психических отклонений в развитии человека.
Что касается внутренних закономерностей и механизмов нормального и
аномального развития личности, то суждения о них «компетентных судей» обнаруживают всё те же принципиальные разногласия, которые существуют между разными психологическими концепциями и теориями.
Для специальной психологии особое значение имеет вопрос об общих закономерностях
аномального развития, т. е. закономерностях, не являющихся специфическими для отдельных вариантов отклоняющегося развития, а присущих всем им.
На основе принципа системности и последовательности обучения в дошкольном возрасте разработаны специальные программы и учебные планы обучения детей с отклонениями в развитии, которые дифференцированы в зависимости от структуры
аномального развития.
Аномальное развитие ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы.
Поскольку специальная психология занимается активной разработкой психокоррекционных программ, создаёт модели обучения и воспитания детей с различными видами
аномального развития, то более чем очевидна её связь с педагогической психологией.
Именно русским дефектологам удалось доказать, что люди с
аномальным развитием имеют не только умственные недостатки, но и обширные потенциальные возможности развития мышления, которые могут развиться при определённой системе индивидуального обучения.
Во-вторых, сама ритмическая сторона двигательной активности у таких детей нарушена из-за сжатости, связанности и в то же время хаотичности движений (Протопопова, по: Психология
аномального развития ребёнка, 2002, т. II).