Первое, что бросается в глаза, – это то, что мы имеем дело с четверостишием, написанным четырёхстопным
ямбом весьма низкого качества.
Первые три пары и пятая пара образуют составные строки пятистопного
ямба с цезурой после третьей стопы и дактилическим окончанием перед цезурой.
Конечно, получившаяся картина эволюции ритма русского 4-стопного
ямба ещё будет проверяться и уточняться.
Стихотворение написано шестистопным
ямбом – одним из излюбленных размеров поэта.
Так, в русском
ямбе и хорее ударный слог неодносложного слова может стоять лишь на сильном месте.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гибочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так продолжается до начала XX века, когда альтернирующий ритм ослабевает и 4-стопный
ямб возвращается к ритму XVIII – начала XIX века.
Так, в русском классическом 4-стопном
ямбе членящие паузы отмечены графическими концами строк, словоразделами после каждых 8–9 слогов и рифмами.
Из этого состязания четырёх типов русского триметра победителем вышел первый тип – 5-стопный
ямб с дактилическим окончанием.
Поэтому он разрабатывает его в полном соответствии с ритмической традицией ходового 5-стопного
ямба русских драматических переводов XIX века, не осложнённой никакими влияниями немецкого оригинала или античных прототипов.
И снова потренируйтесь в подборе слов, состоящих из одной стопы
ямба.
Причина тому – взаимодействие ритмов 5-стопного и 6-стопного
ямба в его бесконстантном стихе.
Он вёл курс практического изучения русского классического
ямба и методом статистического подсчёта разбирал вместе со слушателями его ритмические фигуры и разновидности.
Во втором случае стих окажется 6-стопным
ямбом с мужским окончанием.
Заглавие книги, в которой были собраны статьи на эту тему («Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти», 1999), было предсказано во второй статье цикла («Метр и смысл: к семантике русского трёхстопного хорея», 1976), а в следующей статье появился и базовый термин («Семантический ореол метра: к семантике русского трёхстопного
ямба», 1979).
Так как античный триметр при всех своих диподических особенностях всё же является прежде всего последовательностью шести ямбических стоп, то первым русским размером, который напрашивается для перевода, оказывается 6-стопный
ямб – стих с константой на шестой стопе.
По мнению критика, раздосадованного отступлениями от правил классической драматургии, в том числе заменой обычных для «высокой» комедии «хороших александрийских стихов» вольным
ямбом, грибоедовская «фантасмагория не театральна: хорошие актёры этих ролей не возьмут, а дурные их испортят».
Во второй половине XIX века складываются относительно устойчивые пропорции употребления стихотворных размеров в русской лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным
ямбом, четверть – остальными ямбическими стихотворными размерами, четверть – хореями, четверть – 3-сложными размерами.
Однако нельзя исключить и иного, более простого: ритм 4-стопного
ямба мог испытать влияние ритма 4-стопного хорея, а в русском 4-стопном хорее альтернирующий ритм был заложен уже в естественной языковой модели и твёрдо держался на протяжении всей истории этого размера.
Так, 3-стопный
ямб может иметь 1 полноударную ритмическую вариацию (ударения на I, II, III стопах) и 3 неполноударных (ударения на I и III; на II и III; только на III стопе).
Цифры эти настолько устойчивы, что с некоторой приблизительностью можно считать, что на внутренних слабых позициях сверхсхемные ударения теоретически составляют в сумме около 6,5 % от всех стихов, а на анакрусе
ямба – 50 % от стихов с пропуском первого ударения и 14 % от стихов с наличием первого ударения.
Первичный ритм (он же «метр») – это значит: «в
ямбе ударения (точнее – ударения многосложных слов) могут падать только на чётные слоги, в хорее – на нечётные».
У большинства поэтов в
ямбе ударность слабых мест постепенно падает от начала к концу стиха (см. таблицу 12).
Он показал, что один и тот же метр может иметь разный ритм: так, один и тот же русский 4-стопный
ямб имел в XVIII веке «рамочный» ритм, а в XIX веке – «альтернирующий» ритм.
Каждая из этих трёх строк, определённо, написана
ямбом. Таково было желание автора, и оно произвольно.
Цель эта оставляла свой отпечаток на занятиях по любым предметам, так что я ничуть не сомневалась, что и сейчас дело не ограничится определениями
ямба и хорея.
Почти все английские и американские переводчики передавали амфибрахий английским
ямбом.
А я не могу работать на дядю, пойми, у меня нет ничего общего с этими толстокожими, грубыми людьми, с этими делягами, грязными барыгами, которые не могут отличить
ямба от хорея!
Стих
ямбом напишу и удивлю строкой.
Таковы написанная вольным белым
ямбом «Свободная любовь» (1888) и ещё более редкие вольные белые анапесты 1890 г.
Стихотворение написано разностопным
ямбом. Рифмовка – перекрёстная.
Нельзя, например, просто писать
ямбом, не зная, зачем и почему делаешь это.
Но даже при такой внутренней установке на правильность стиха для поэта было очевидно, что рамки чистого
ямба тесны для поэзии.
Лёгкий пушкинский
ямб сменяется размеренной народной мелодикой, вслед за которой вступает тяжеловесный гекзаметр.
Помнится, в школе она лихо закручивала двустопным
ямбом.
Некоторые мои стихи не будут попадать в размеры
ямба или хорея и даже соответствовать определённым правилам стихосложения.
Доказательством этому служит то, что в беседе друг с другом мы очень часто говорим
ямбами, а гекзаметрами редко и притом нарушая тон разговорной речи.
За ним последовали поэт
ямба вперемежку с поэтом хорея.
Верлибр при таком взгляде на вещи предстаёт естественным, первичным видом стиха, а всякие там
ямбы, хореи и амфибрахии – это уже вторично-искусственные надстройки.
Познакомься с тем, как звучат
ямб и хорей, а после можешь начать упражняться в верлибре… и строить метаметафоры…
– Попробуйте самостоятельно перевести небольшой фрагмент псалма, используя ломоносовский
ямб.
Привычным
ямбом льются строки…
Когда я поступал на филфак, в 90-х годах, на экзамене по литературе мне досталось задание: привести примеры
ямба и хорея.
Этот стихотворный размер называется
ямбом.
Декабристы создали ораторскую поэзию, которая своеобразно преломила традиции высокой лирики классицизма, глубоко преобразованные их романтической поэтикой, но именно в их стихах продолжали и в XIX в. жить интонации торжественного
ямба.
Из числа стихотворений позднего периода к жанру
ямбов наиболее приближается «Поэт» и «Не верь себе».
Такая стопа
ямба встречается там, где ударение (в пределах одного слова) было передвинуто на соседний слог.
Свет сменяет темнота, неудачи уступают место успеху,
ямб передаёт корону хорею…
Искать хореический
ямб в ямбическом хорее – это удел зануд, снобов и неудачников.
Строки путают
ямб и хорей…
Дальше в балладе чеканным
ямбом перечислялись различные способы убийства с вариациями.