Стихотворение написано
шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта.
Причина этого тоже выяснится при ближайшем рассмотрении внутреннего состава хореев и, в частности, роли
шестистопного хорея.
Вторая и третья строфы сбивают это ожидание – они написаны свободным чередованием
шестистопного и пятистопного ямба, усиление метрической зыбкости совпадает с усилением образной зыбкости.
Шестистопный размер – гекзаметр – делает пространство поэмы торжественным и поместительным.
Первая строфа, самая «неодушевлённая» и «вещественная», – сплошной
шестистопный ямб, заставляющий предполагать, что и всё стихотворение будет написано этим строгим размером.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уезживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Заключительная строфа возвращается к начальному
шестистопному ямбу с двумя лишь важными отличиями: во-первых, последняя строка, о боге, укорочена (четырёхстопный ямб – единственный раз во всём стихотворении); во-вторых, рифмовка здесь (тоже единственный раз) не перекрёстная, а охватная: и то и другое подчёркивает концовку.
– Альманах в 1836 году есть почти то же, что эпическая поэма, написанная
шестистопными ямбами, с заветным «пою».
Античный гекзаметр представлял собой
шестистопный дактиль, где во всех стопах, кроме пятой, два кратких слога могли заменяться одним долгим, так что длительность в произнесении оставалась не нарушенной.
В литературе ранних классов они изучают
шестистопный гекзаметр, который использовался в античной поэзии.
Разворачивается эпос «Россиады», звучат эпические накаты, железно идут ряды
шестистопного ямба, сияют колонны классицизма.
Если драматическое произведение писано
шестистопными рифмованными ямбами с пиитическими вольностями (необходимое условие!), если его действующие лица – цари и их наперсники, царицы и их наперсницы, механизм действия движется чрез «вестников», которые, красноречиво и с приличною выступкою, на сцене, где ничего не делается, рассказывают, что делается за кулисами, а пятый акт кончится резнёю, – то знайте, что это «трагедия»; если же оно писано прозою и содержит в себе трогательное и назидательное происшествие из частной жизни и кончится свадьбою любовников и наказанием разлучников, – знайте, что это «драма», или «слёзная комедия», или «мещанская трагедия» – что всё одно и то же; если же драматическое произведение имеет в предмете осмеяние пороков и исправление нравов и написано шестиногими тяжёлыми ямбами с пиитическими вольностями, возбуждающими смех, а в пятом акте кончится позором негодяев и чудаков и торжеством резонёров, – знайте, это «комедия», с её отцами и любовниками, с её субретками и резонёрами; если же оно с пением и музыкою – то «опера».
Их совокупное присутствие, напоминающее виноградную гроздь, выражено стилистическими оборотами, ритмическими ходами, ключевыми словами, параллельными развитию поэтической темы, реминисценциями и цитатами, грамматическими формами, опознавательными штрихами, наведением на свой и чужой контексты, классическим стихом с отсутствием переносов за исключением одного, просодией
шестистопного ямба с перекрёстными рифмами от мужской к женской, общим композиционным построением.
Так и проходили их свидания под аккомпанемент симфонии
шестистопного ямба, уже ставшей неотъемлемой частью и даже неким символом надвигавшегося венчания.
Текст Q1 явно уступает по формальным признакам, так как в нём очень много отклонений от пятистопного ямба: местами встречается
шестистопный и даже семистопный ямб (в этом переводе семистопные строки разделены на две, если в Q2/F1 аналогичный текст располагался на двух строках), местами стихотворный размер неоднозначен или отсутствует, часто встречаются неполные строки.
Высокую торжественность державинской оде сообщает плавный по своему стилю
шестистопный ямб с чередующимися женскими и мужскими окончаниями, который был особенно популярен в XVIII веке.
Здесь гладкопись “Горя от ума” начисто исчезает, и ловкий четырёхстопный ямб переходит в пяти-, а затем и в тяжеловесный
шестистопный.
Если в XIX, а тем паче XVIII веке не считалось зазорным менять, скажем, пятистопный ямб оригинала, на
шестистопный переложения, то в прошлом столетии на эту переводческую вольность было наложено своего рода табу.
Размер сонета – пятистопный, реже
шестистопный ямб.
Пятистопный и
шестистопный хорей тоже являются частными ритмами тактовика.
Здесь по вертикали и по горизонтали отложены слоговые объёмы междуиктовых интервалов (между I и II и между II и III иктами), а на скрещении этих строк и столбцов помечено, какому размеру созвучна данная ритмическая вариация (четырёх-, пяти-,
шестистопный хорей, трёхстопный анапест, дольник, чистые тактовиковые формы; анакруса везде предполагается двусложная, наиболее частая в народном стихе).
Трагедии писались александрийским стихом (
шестистопный ямб с парными рифмами) и содержали пять актов.
Догматы эти поданы в песнях, изложенных «мерною прозою», тогда как акростих канонов, его краегранесие по большей части представляет собой стих
шестистопного ямба.
Предложение редко заканчивается раньше строфы, да и в целом прозаизация текста велика: то скобки попадутся, то точка с запятой, то
шестистопный ямб с цезурой записан так, что на глаз кажется верлибром.