«Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов» — это уникальное пособие, разработанное специально для учащихся средней школы. Книга охватывает широкий спектр произведений русской и зарубежной литературы, начиная от древнерусских текстов до современной прозы XX века. Основное внимание уделено анализу ключевых литературных направлений, таких как романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм, а также рассмотрению творчества выдающихся писателей и поэтов разных периодов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3.1. XI
3.2. XII
3.3. призыв к единству русских князей
4.1. Описаны события от сотворения мира до XII века, включая крещение Руси.
4.2. Оно отражает идею единства и патриотизма, а также является образцом древнерусской поэзии.
5.1. Идея единства выражена через призыв к князьям объединиться против внешних врагов.
5.2. «Повесть временных лет» — летопись, цель — сохранение истории; «Слово о полку Игореве» — поэма, цель — призыв к единству.
Этот материал поможет учащимся закрепить знания по теме и подготовиться к контрольной работе.
Параграф 1. Михаил Ломоносов
Параграф 1 посвящен Михаилу Васильевичу Ломоносову — выдающемуся русскому ученому, поэту и просветителю эпохи Просвещения в России. В этом разделе рассматриваются его вклад в развитие науки, литературы и культуры страны.
Основные аспекты содержания:
Биография Михаила Васильевича Ломоносова
— Детство и юность: Михаил Ломоносов родился в семье помора в деревне Денисовка Архангельской губернии. С ранних лет он проявлял интерес к знаниям и самообразованию.
— Образование: Ломоносов начал свое образование в Холмогорах, а затем отправился пешком в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Позже продолжил обучение за границей, в Германии.
— Научная деятельность: Вернувшись в Россию, Ломоносов стал работать в Академии наук, где занимался исследованиями в различных областях знаний, включая физику, химию, астрономию и геологию.
Научные достижения
— Физика и химия: Ломоносов внес значительный вклад в развитие этих наук. Он сформулировал закон сохранения материи и движения, который позже был подтвержден Антуаном Лавуазье. Также Ломоносов разработал теорию теплоты как формы движения частиц вещества.
— Астрономия: Ломоносов проводил наблюдения за Венерой и открыл атмосферу этой планеты.
— Геология: Ломоносов изучал происхождение горных пород и минералов, что позволило ему сделать важные открытия в области минералогии.
Литературное творчество Ломоносова
Поэзия. Михаил Ломоносов был одним из основоположников русского классицизма в поэзии. Его оды, посвящённые императрице Елизавете Петровне и другим важным событиям, стали образцами жанра.
Труды по риторике и стилистике. Ломоносов написал «Краткое руководство к красноречию», которое стало основой для преподавания риторики в российских учебных заведениях.
Переводы. Ломоносов переводил произведения античных авторов, таких как Гомер и Овидий, что способствовало распространению классической литературы в России.
Конкурс по переложению псалмов
Введение в описание конкурса
В середине XVIII века Академия наук объявила конкурс на лучшее переложение 143-го псалма царя Давида. В нём участвовали ведущие поэты того времени, включая Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского и Гавриила Державина. Несмотря на свой высокий статус, Михаил Ломоносов также принял участие в этом соревновании.
Цели и задачи конкурса
Цель конкурса заключалась в поиске наилучшего поэтического выражения библейского текста на русском языке. Участники использовали разнообразные подходы, стараясь сохранить дух оригинала и придать тексту особую торжественность и возвышенность.
Вклад Ломоносова
Михаил Ломоносов уделял особое внимание ритму и звучанию своих переводов. Он стремился сохранить дух оригинала, но при этом придать тексту особую торжественность и возвышенность, соответствующую жанру оды. Для этого он использовал классический русский силлабо-тонический стих, в котором количество слогов в строке строго регламентировано, а ударения падают на определённые позиции. Этот размер получил название «ломоносовский ямб».
Влияние на литературу последующих эпох
Работа Ломоносова оказала значительное влияние на русскую литературу. Созданный им стихотворный размер, «ломоносовский ямб», стал популярным в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин, вдохновлённый работами Ломоносова, использовал четырёхстопный ямб в своём романе «Евгений Онегин», придавая своему произведению лёгкость и мелодичность.
Практические задания
— Сравните переводы псалмов разных участников конкурса, обратив внимание на различия в подходе и использовании поэтических средств.
— Попробуйте самостоятельно перевести небольшой фрагмент псалма, используя ломоносовский ямб.
— Проведите небольшое исследование, сравнивая использование ямба в творчестве Ломоносова и Пушкина.
Просветительская деятельность
— Создание Московского университета: Ломоносов сыграл ключевую роль в основании Московского университета, который впоследствии стал крупнейшим научным и образовательным центром России.
— Развитие образования: Ломоносов активно участвовал в разработке образовательных программ и методических материалов для школ и университетов.
— Популяризация науки: Ломоносов стремился сделать научные знания доступными для широкой аудитории, публикуя статьи и книги на русском языке.
Историческое значение
— Влияние на русскую культуру: Ломоносов оказал огромное влияние на развитие русской культуры и науки. Его труды стали основой для последующих поколений ученых и писателей.
— Наследие: Сегодня имя Ломоносова носит множество научных учреждений и учебных заведений, а его портрет изображен на банкнотах и монетах Российской Федерации.
Таким образом, Михаил Васильевич Ломоносов является одной из ключевых фигур в истории российской науки и культуры. Его вклад в различные области знаний и просвещение сделал его символом эпохи Просвещения в России.
Ода, которую мы процитируем, называется «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, писанная 1747 года». Этот фрагмент начинается так:
Нау́ки юношей питают, Отра́ду ста́рым подаю́т,В сча́стливой жи́зни украша́ют, В несча́стной слу́чай берегу́т.
Теперь перейдем к тому, какие оды Михаила Ломоносова обычно изучаются в школьной программе и как их можно проанализировать.
Программные оды Ломоносова
— «Ода на взятие Хотина» (1739)
— Эта ода посвящена победе русских войск над турками при осаде крепости Хотин в 1739 году. Она написана в торжественном стиле и прославляет военные успехи России.
— «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, писанная 1747 года»
— Как уже упоминалось выше, эта ода воспевает императрицу Елизавету Петровну и ее правление. Она содержит знаменитые строки о пользе наук.
— «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743)
— В этой оде Ломоносов размышляет о величии природы и Бога, используя образы северного сияния. Она сочетает научное мышление с религиозным чувством.
— «Письмо о пользе стекла» (1752)
— Хотя это произведение формально не является одой, оно часто рассматривается вместе с другими произведениями Ломоносова. В нем автор рассуждает о значении стекла в науке и повседневной жизни.
План для анализа од Ломоносова
— Исторический контекст:
— Краткий обзор эпохи, в которой жил и творил Ломоносов.
— Важнейшие исторические события, связанные с созданием конкретной оды.
— Жанр и стиль:
— Определение жанра (ода).
— Характеристика стиля (торжественный, патетический, философский).
— Композиция:
— Структура произведения (разделение на части, строфы).
— Роль вступления, основной части и заключения.
— Образный строй:
— Анализ образов и символов, используемых автором.
— Примеры аллегорий и метафор.
— Язык и средства выразительности:
— Использование эпитетов, сравнений, гипербол.
— Ритм и рифма, особенности стихотворного размера.
— Идея и тема:
— Основная идея произведения.
— Темы, поднимаемые автором (наука, природа, Бог, патриотизм).
— Заключение:
— Подведение итогов анализа.
— Оценка значения произведения в литературном наследии Ломоносова.
Задания для учеников по одам Ломоносова
— Чтение и обсуждение:
— Прочитайте выбранную оду вслух в классе.
— Обсудите впечатления от прочитанного, выделите ключевые моменты.
— Анализ текста:
— Разделитесь на группы и проанализируйте отдельные фрагменты оды, используя предложенный план.
— Представьте результаты своего анализа классу.
— Сочинение:
— Напишите сочинение на тему «Роль науки в жизни человека», опираясь на строки из оды Ломоносова.
— Творческое задание:
— Попробуйте написать свою оду в стиле Ломоносова, выбрав любую современную тему.
— Тестирование:
— Проведите тест на знание содержания и особенностей од Ломоносова.
Эти задания помогут учащимся глубже понять творчество Михаила Ломоносова и развить навыки анализа литературных произведений.
Вот несколько примеров вопросов, которые могут быть включены в тестирование по одам Михаила Ломоносова. Эти вопросы охватывают разные аспекты творчества поэта, такие как содержание, жанровые особенности, язык и историческая значимость.
Вопросы для тестирования по одам Ломоносова
— Что такое ода?
— Определите жанр оды и приведите пример одного из известных произведений этого жанра у Ломоносова.
— Какое событие описывается в оде «Ода на взятие Хотина»?
— Назовите исторический контекст создания этой оды и кратко опишите событие, которому она посвящена.
— Какие строки из оды Ломоносова начинаются словами «Науки юношей питают…»?
— Укажите название оды, в которой содержатся эти строки, и объясните, какую идею они выражают.
— Какой стихотворный размер использует Ломоносов в своих одах?
— Опишите метрическую структуру од Ломоносова и приведите пример стиха, иллюстрирующего этот размер.
— Кто является адресатом оды «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, писанная 1747 года»?
— Объясните, кому посвящена эта ода и почему выбор адресата важен для понимания её содержания.
— Какие средства художественной выразительности используются в оде «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»?
— Перечислите основные тропы и фигуры речи, встречающиеся в этой оде, и приведите примеры их использования.
— Какую роль играет природа в творчестве Ломоносова?
— Проанализируйте отношение Ломоносова к природе на примере одной из его од и укажите, каким образом природа представлена в его произведениях.
— Почему Ломоносов считается одним из основателей русского классицизма?
— Объясните, какие черты классицизма присутствуют в одах Ломоносова, и приведите примеры этих черт.
— Каково значение од Ломоносова для развития русской литературы?
— Рассмотрите влияние Ломоносова на последующее поколение поэтов и укажите, какие элементы его творчества были восприняты и развиты другими авторами.
— Назовите основные темы, поднятые в одах Ломоносова.
— Перечислите главные темы, которые встречаются в одах Ломоносова, и дайте краткую характеристику каждой из них.
— Каковы особенности языка и стиля од Ломоносова?
— Охарактеризуйте лексические и синтаксические особенности языка Ломоносова в его одах и приведите примеры специфичных для него оборотов и выражений.
— Каким образом Ломоносов сочетал научное мышление с художественным творчеством?
— На примере одной из его од покажите, как Ломоносов использовал свои научные знания в поэтическом творчестве.
— Как Ломоносов относится к идеям Просвещения?
— Проанализируйте, как идеи Просвещения отражены в одах Ломоносова, и приведите конкретные примеры из его произведений.
— Какие исторические личности и события упоминаются в одах Ломоносова?
— Перечислите основных исторических персонажей и события, которые находят отражение в одах Ломоносова, и объясните, зачем он обращается к этим темам.
— Как связаны наука и поэзия в творчестве Ломоносова?
— Покажите, каким образом Ломоносов соединяет научные и поэтические мотивы в своих одах, и приведите примеры такого синтеза.
Эти вопросы помогут проверить понимание учениками содержания и особенностей од Ломоносова, а также стимулировать более глубокое изучение его творчества.
Параграф 2. Гавриил Державин
Параграф 2 посвящен жизни и творчеству Гавриила Романовича Державина — одного из выдающихся русских поэтов XVIII века, который внес значительный вклад в развитие отечественной литературы эпохи Просвещения.
Биография
Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного дворянина в Казанской губернии. Его детство прошло в непростых условиях, что наложило отпечаток на его характер и мировоззрение. В юности он получил образование в Казанской гимназии, а затем поступил на военную службу, где проявил себя как дисциплинированный и ответственный офицер. Однако литературная деятельность стала для него основным призванием.
Творчество
Державин начал писать стихи еще в молодости, но настоящий успех пришел к нему после публикации оды «Фелица» в 1782 году. Это произведение было посвящено императрице Екатерине II и стало ярким примером жанра торжественной оды, популярного в эпоху Просвещения. Ода «Фелица» отличается возвышенным стилем, использованием аллегорий и символов, что характерно для поэзии того времени.
Основные темы творчества
Творчество Державина охватывает широкий круг тем:
— Патриотизм: Поэт воспевал величие России, ее историю и достижения. Например, в оде «На взятие Измаила» он прославляет победу русского оружия.
— Мораль и нравственность: Державин часто обращался к вопросам морали и этики, призывая к честности, справедливости и добродетели. Одним из ярких примеров является стихотворение «Властителям и судьям», в котором он обличает несправедливость и злоупотребление властью.
— Философия: В своих произведениях Державин размышлял о смысле жизни, смерти, вечности и природе человека. Стихотворение «Бог» является одним из самых известных философских произведений поэта.
— Лирика: Несмотря на то, что Державин был известен прежде всего как автор торжественных од, он также писал лирические произведения, в которых выражал свои личные чувства и переживания.
Значение творчества
Творчество Гавриила Державина оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Он стал основоположником нового стиля в русской поэзии, сочетая классическую форму с живым языком и глубокими мыслями. Его произведения стали образцом для многих последующих поколений писателей и поэтов.
Произведения Г. Р. Державина в школьной программе
В школьную программу по литературе обычно включаются следующие произведения Гавриила Романовича Державина:
— Ода «Фелица» Это одно из наиболее значимых произведений Державина, которое изучается в 8 классе. Ученикам предлагается прочитать всю оду целиком и проанализировать её основные идеи и художественные особенности.
— Стихотворение «Властителям и судьям» Данное произведение также входит в программу 8 класса. Оно рассматривается как пример гражданской лирики, в которой поэт обращается к теме социальной справедливости и ответственности власти перед народом.
— Стихотворение «Бог». Это философское произведение изучается в старших классах (10—11). Ученики знакомятся с глубоким содержанием стихотворения, его символикой и философскими размышлениями автора.
— Другие произведения: Иногда в программу могут быть включены такие произведения, как «Памятник», «На смерть князя Мещерского», «Ключ». Эти стихотворения рассматриваются как примеры различных жанров и тематик, представленных в творчестве Державина.
Чтение и заучивание наизусть
Из перечисленных выше произведений ученики чаще всего учат наизусть отрывки из следующих стихотворений:
— «Фелица»: Обычно заучивается первый куплет или несколько первых строк, чтобы учащиеся могли почувствовать ритм и стиль оды.
— «Властителям и судьям»: Полностью это стихотворение не заучивают, но некоторые строки, например, первые две строфы, могут быть предложены для запоминания.
— «Бог»: Здесь также можно предложить ученикам выучить одну-две строфы, особенно те, которые содержат ключевые мысли и образы.
Анализ произведений Державина на уроках литературы
Анализ произведений Державина на уроках литературы включает в себя несколько этапов:
— Чтение текста. Ученики читают текст вслух или про себя, чтобы познакомиться с содержанием и настроением произведения.
— Первичное обсуждение. Учитель задаёт вопросы, направленные на понимание основных идей и образов произведения. Например: «Какие темы поднимает автор?», «Каковы главные герои?», «Какие средства художественной выразительности использует автор?»
— Подробный анализ. На этом этапе проводится более глубокий разбор текста. Учитываются такие аспекты, как композиция, жанр, стиль, языковые средства, символы и метафоры. Например, при анализе «Фелицы» можно обратить внимание на использование аллегории и гиперболы.
— Сравнительный анализ. Если позволяет время, можно провести сравнительный анализ произведений Державина с другими авторами той же эпохи или других эпох. Это помогает лучше понять уникальность творчества Державина и его вклад в русскую литературу.
— Выводы и обобщения. Завершающий этап анализа заключается в подведении итогов и формулировании выводов о значимости произведения и его месте в литературном процессе.
Пример плана анализа произведения
Рассмотрим план анализа оды «Фелица»:
План анализа:
— Тема и идея произведения:
— Определение основной темы и главной идеи произведения. В случае с «Фелицей» это восхваление Екатерины II и её правления.
— Композиция:
— Разделение текста на части и определение их роли в раскрытии темы. Например, начало оды, центральные эпизоды и заключение.
— Жанр и стиль:
— Определение жанра (ода) и особенностей стиля Державина. Рассмотрение использования возвышенного языка, аллегорий и гипербол.
— Средства художественной выразительности:
— Анализ эпитетов, метафор, сравнений и других тропов, используемых автором для создания образа Фелицы и передачи своего восхищения ею.
— Образы и символы:
— Рассмотрение ключевых образов и символов, таких как Фелица, Муза, Россия. Обсуждение их значения и роли в тексте.
— Исторический контекст:
— Обсуждение исторического контекста написания оды. Почему Державин решил посвятить своё произведение Екатерине II?
— Заключение:
— Подведение итогов анализа и формулирование вывода о значении произведения в контексте творчества Державина и русской литературы в целом.
Практические задания для учеников
— Написание эссе:
— Напишите эссе на тему «Роль Екатерины II в жизни и творчестве Г. Р. Державина».
— Создание презентации:
— Подготовьте презентацию, посвящённую жизни и творчеству Державина, включая анализ его главных произведений.
— Творческое задание:
— Попробуйте написать собственное стихотворение в стиле Державина, используя его характерные приёмы и средства художественной выразительности.
— Дискуссия:
— Проведите дискуссию на тему «Гражданская лирика в творчестве Державина». Обсудите, каким образом поэт выражает свои взгляды на общество и власть.
Эти задания помогут ученикам глубже погрузиться в творчество Державина и развить навыки анализа литературных текстов.
Вывод
Гавриил Романович Державин занимает важное место в истории русской литературы. Его творчество отражает дух эпохи Просвещения и является ярким примером того, как поэзия может служить средством выражения высоких идеалов и ценностей.
Параграф 3. Александр Сумароков
Параграф 3 посвящен Александру Петровичу Сумарокову — одному из ключевых деятелей русского Просвещения XVIII века. В этом разделе рассматриваются его вклад в развитие литературы того времени, основные идеи и достижения.
Биография Александра Петровича Сумарокова
Александр Петрович Сумароков родился 14 ноября 1717 года в дворянской семье. Он получил хорошее образование, что позволило ему активно участвовать в культурной жизни страны. С юных лет он проявлял интерес к литературе и театру, что впоследствии определило его карьеру как писателя и драматурга.
Творчество А. П. Сумарокова
Сумароков был одним из первых русских писателей, который начал создавать оригинальные произведения на русском языке. Его творчество охватывает различные жанры:
— Поэзия: Сумароков писал оды, элегии, сатиры и басни. Одним из самых известных произведений является его «Ода на взятие Хотина», написанная в честь победы российской армии над турками.
— Драматургия: Сумароков считается основателем русской трагедии. Его пьесы, такие как «Хорев» и «Синав и Трувор», стали классикой русской драматургии. Они отличались глубоким психологизмом и философскими размышлениями о судьбе человека.
— Публицистика: Сумароков также занимался публицистической деятельностью. Он выступал за просвещение народа, критиковал недостатки общества и призывал к нравственному совершенствованию.
Значение творчества А. П. Сумарокова
Творчество Сумарокова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Он внес важный вклад в формирование национального литературного языка, способствовал развитию жанра трагедии и сатиры. Его работы были популярны не только среди современников, но и последующих поколений литераторов.
Роль А. П. Сумарокова в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения была временем больших перемен в культуре и обществе. Сумароков стал одним из тех, кто продвигал идеи свободы мысли, равенства и справедливости. Его произведения отражали дух времени и служили примером для других писателей.
Программные произведения Александра Петровича Сумарокова
Для изучения в школьной программе обычно выбираются следующие произведения Сумарокова:
Драматургия:
— Трагедия «Дмитрий Самозванец» Это одна из наиболее значимых трагедий Сумарокова, которая отражает борьбу за власть и судьбу героя, попавшего под влияние своих амбиций.
Лирика:
— Оды: Например, «Ода на взятие Хотина» — одно из самых известных стихотворений Сумарокова, посвященное победе Российской империи над Османской империей.
Да, несмотря на одинаковое название, оды Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Петровича Сумарокова имеют свои различия, хотя обе посвящены важному событию — взятию турецкой крепости Хотин в 1739 году в ходе русско-турецкой войны.
Основные отличия между одами Ломоносова и Сумарокова:
— Тон и настроение:
— Ода Ломоносова написана в торжественном, величавом стиле, полном патриотического пафоса. Она воспевает победу российского оружия и прославляет императрицу Анну Иоанновну.
— Ода Сумарокова более сдержанна и лирична. Хотя она тоже посвящена победе, акцент делается больше на моральных аспектах и личной ответственности правителя.
— Риторические приемы:
— Ломоносов широко использует гиперболы, метафоры и сравнения, чтобы подчеркнуть величие и мощь России. Его стихи полны эпитетов и возвышенных выражений.
— Сумароков предпочитает более простой и прямой стиль, избегая излишней риторики. Его поэзия ближе к разговорной речи, что делает ее более доступной для восприятия.
— Образ императора/императрицы:
— У Ломоносова Анна Иоанновна представлена как величественная фигура, почти божественного происхождения. Ее правление описывается как эпоха процветания и славы.
— У Сумарокова образ императрицы менее возвышен. Он подчеркивает важность личных качеств правителя, таких как мудрость и справедливость.
— Моральные аспекты:
— В оде Ломоносова основное внимание уделяется славе и могуществу России, без особого акцента на моральные уроки.
— В оде Сумарокова подчеркивается необходимость милосердия и справедливости даже в условиях войны. Автор призывает к гуманизму и уважению к противнику.
Таким образом, хотя обе оды посвящены одному и тому же событию, они различаются по стилю, тону и содержанию. Ода Ломоносова более торжественна и патетична, тогда как ода Сумарокова более лирична и морализаторская.
— Басня «Кот и мыши» Эта басня иллюстрирует моральную дилемму и учит детей важности честности и доброты.
Отрывки, которые часто изучаются в школе
Наизусть ученики могут учить фрагменты из следующих произведений:
— Отрывок из трагедии «Дмитрий Самозванец»:
«Не царь я, нет! Не царь я, а злодей!»
— Строки из оды «Ода на взятие Хотина»:
«Победой озарён твой путь, Екатерина!»
Пример анализа одного из произведений
Рассмотрим, например, анализ трагедии «Дмитрий Самозванец».
План анализа:
— Исторический контекст создания произведения. Когда было написано произведение? Какие события происходили в это время?
— Основная тема и идея произведения. Что хотел донести автор через свою работу? Каковы главные темы и мотивы?
— Композиция и структура произведения. Как построено произведение? Сколько актов содержит трагедия? Как они связаны между собой?
— Характеристика главных героев. Кто являются основными персонажами? Какими чертами характера они обладают? Как развиваются их характеры в ходе сюжета?
— Язык и стиль произведения. Какой язык использует автор? Есть ли особенности стиля, характерные для Сумарокова?
— Символизм и аллюзии. Какие символы используются в произведении? На что они указывают? Есть ли отсылки к другим произведениям или историческим событиям?
— Заключение. Подведение итогов анализа. Какое значение имеет произведение для русской литературы и культуры?
Пример анализа фрагмента из трагедии «Дмитрий Самозванец»
Фраза «Не царь я, нет! Не царь я, а злодей!» произносится Дмитрием Самозванцем в момент осознания своей вины перед народом и Богом. Этот монолог показывает внутреннюю борьбу героя, осознание им своего заблуждения и предательства. Здесь мы видим, как герой понимает, что его стремление к власти привело его к краху и разрушению собственной души. Через этот фрагмент Сумароков передает идею о том, что амбиции и жажда власти могут привести к трагическому концу.
Включение творчества Сумарокова в итоговую аттестацию
Творчество Сумарокова может быть включено в итоговую аттестацию. Вот несколько вопросов, которые можно предложить ученикам для подготовки:
— Какую роль играет жанр трагедии в творчестве Александра Сумарокова?
— Какие основные темы затрагивает Сумароков в своих произведениях?
— Проанализируйте одну из басен Сумарокова, объяснив её мораль.
— Каким образом Сумароков отразил в своем творчестве идеалы Просвещения?
— Сравните лирику Сумарокова с творчеством других поэтов его времени.
Эти вопросы помогут ученикам глубже понять творчество Сумарокова и подготовиться к успешной сдаче экзамена.
Вывод
Александр Петрович Сумароков оставил значительный след в истории русской литературы. Его творчество стало важным этапом в развитии национальной культуры и литературы. Благодаря своим произведениям, он вошел в историю как один из выдающихся представителей эпохи Просвещения в России.
Параграф 4. Денис Фонвизин
Параграф 4 посвящен творчеству Дениса Ивановича Фонвизина — одного из наиболее значимых писателей эпохи Просвещения в России. В этом разделе рассматриваются его жизнь, литературная деятельность, а также анализируются основные произведения.
Жизнь и творчество Дениса Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в 1745 году в дворянской семье. Его отец был государственным служащим, что оказало влияние на мировоззрение будущего писателя. С раннего возраста Фонвизин проявлял интерес к литературе и наукам. Он получил образование сначала дома, затем учился в гимназии при Московском университете. После окончания учебы Фонвизин начал службу в Коллегии иностранных дел, где работал переводчиком и секретарем.
Фонвизин был активным участником общественной жизни своего времени. Он поддерживал идеи Просвещения, которые пропагандировали свободу мысли, равенство перед законом и справедливость. Эти идеи нашли отражение в его произведениях.
Основные произведения Дениса Фонвизина
Одним из самых известных произведений Фонвизина является комедия «Недоросль» (1781). Это сатирическое произведение, в котором автор высмеивает недостатки современного ему общества, особенно крепостное право и невежество дворянства. Главный герой комедии, Митрофанушка, олицетворяет собой типичного недоросля — молодого дворянина, который не стремится к знаниям и ведет праздный образ жизни.
Другим важным произведением Фонвизина является комедия «Бригадир» (1766), которая также содержит элементы социальной критики. В этой пьесе автор высмеивает лицемерие и корыстолюбие представителей высшего общества.
Кроме комедий, Фонвизин писал и публицистические статьи, в которых выражал свои взгляды на общественные проблемы. Например, его статья «Рассуждение о непременных государственных законах» (1783) посвящена вопросам государственного устройства и роли законов в обществе.
Значение творчества Дениса Фонвизина
Творчество Дениса Фонвизина имело огромное значение для развития русской литературы и общественного сознания. Его комедии стали классикой русского театра и до сих пор пользуются популярностью у зрителей. Кроме того, Фонвизин внес значительный вклад в развитие жанра сатиры в русской литературе.
Его произведения отражают дух эпохи Просвещения и содержат важные социальные и политические идеи, актуальные и сегодня. Творчество Фонвизина помогает лучше понять историю России XVIII века и особенности менталитета того времени.
Таким образом, изучение творчества Дениса Фонвизина позволяет учащимся глубже погрузиться в эпоху Просвещения и понять, как литературные произведения могут влиять на общественное сознание и формировать гражданскую позицию.
Анализ произведений Дениса Фонвизина требует комплексного подхода, учитывающего как художественные особенности текста, так и исторический контекст, в котором они были созданы. Важно понимать, что Фонвизин был одним из ведущих деятелей эпохи Просвещения в России, и его произведения несут в себе черты этого движения: критику социальных порядков, призыв к просвещению и справедливости.
Пример анализа произведения Фонвизина
Рассмотрим комедию «Недоросль»:
1. Исторический контекст
Комедия была написана в конце XVIII века, когда Россия переживала период реформ Петра III и Екатерины II. В это время активно обсуждались вопросы образования, воспитания молодежи и роли дворянства в обществе.
2. Жанр и структура
«Недоросль» — это комедия, написанная в традициях классицизма. Она состоит из пяти актов и включает в себя характерные для этого жанра элементы: конфликт между добродетелью и пороком, наличие комических персонажей, четкое разделение на положительные и отрицательные герои.
3. Темы и мотивы
Основные темы комедии включают:
— Воспитание и образование;
— Социальную несправедливость;
— Лицемерие и корысть;
— Ответственность за будущее страны.
Мотивы:
— Невежество и необразованность;
— Корыстолюбие и жадность;
— Любовь и брак по расчету;
— Патриотизм и долг перед Родиной.
4. Герои и характеры
— Митрофанушка — главный антигерой, символ невежественного и ленивого дворянского сословия;
— Простакова — мать Митрофана, воплощающая жестокость и деспотизм;
— Стародум — положительный персонаж, символизирующий идеалы Просвещения и здравый смысл;
— Софья — девушка, которую хотят выдать замуж за Митрофана, но она влюблена в Милона.
5. Язык и стиль
Язык комедии насыщен яркими эпитетами, метафорами и гиперболами, что придает тексту выразительность и эмоциональность. Диалоги героев часто содержат остроты и сарказм, подчеркивающие их характеры и отношения друг к другу.
6. Идея и мораль
Основная идея комедии заключается в критике невежества и безнравственности дворянства, а также в призыве к просвещению и воспитанию достойного поколения. Мораль произведения можно сформулировать так: только через образование и нравственное воспитание можно создать сильное и справедливое общество.
План анализа произведения Фонвизина
— Исторический контекст: эпоха создания произведения, социально-политическая ситуация в стране.
— Жанр и структура: определение жанра, описание структуры произведения (акты, сцены).
— Темы и мотивы: выявление основных тем и мотивов, присутствующих в тексте.
— Герои и характеры: характеристика главных и второстепенных персонажей, их роль в развитии сюжета.
— Язык и стиль: анализ языка и стиля автора, использование художественных средств выражения.
— Идея и мораль: формулировка основной идеи произведения и морального вывода.
Программные произведения Фонвизина и порядок их разбора на уроках литературы
В школьной программе обычно изучаются следующие произведения Дениса Фонвизина:
— «Бригадир» (1766)
— «Недоросль» (1781)
— Публицистика: «Рассуждение о непременных государственных законах» (1783)
Порядок изучения может быть следующим:
— Знакомство с биографией и историческим контекстом. На первом уроке учитель рассказывает о жизни и творчестве Дениса Фонвизина, об эпохе Просвещения и ее влиянии на литературу.
— Изучение комедии «Бригадир». Анализируется жанр, структура, герои и характеры, язык и стиль, основная идея и мораль произведения.
— Переход к комедии «Недоросль». Повторяются те же этапы анализа, что и для «Бригадира», но акцент делается на более глубокую социальную критику и образы положительных и отрицательных героев.
— Публикации и эссеистика. Рассматриваются публицистические работы Фонвизина, такие как «Рассуждение о непременных государственных законах». Обсуждаются его взгляды на государственное устройство и роль законов в обществе.
Вопросы и задания по Фонвизину для ВПР, Олимпиад и итоговой аттестации
Вопросы и задания по творчеству Дениса Фонвизина могут включаться в различные формы контроля знаний учащихся, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), олимпиады по литературе и итоговую аттестацию. Вот несколько примеров вопросов и заданий:
Для ВПР:
— Каковы основные темы комедии «Недоросль»?
— Охарактеризуйте главного героя Митрофанушку. Почему он стал символом невежества?
— Какие художественные средства использует Фонвизин для создания комического эффекта в своих произведениях?
Для Олимпиад:
— Сравните образы Простаковой и Стародума в комедии «Недоросль». Как они отражают противоположные взгляды на воспитание и образование?
— Проанализируйте диалоги героев в комедии «Бригадир». Какие черты характера раскрываются через речь персонажей?
— Напишите сочинение на тему «Роль сатиры в творчестве Дениса Фонвизина».
Для Итоговой Аттестации:
— Составьте план анализа комедии «Недоросль» и проведите подробный анализ одного из эпизодов.
— Сопоставьте произведения Фонвизина с другими авторами эпохи Просвещения. Найдите общие черты и отличия.
— Подготовьте презентацию на тему «Влияние творчества Дениса Фонвизина на русскую литературу».
Эти вопросы и задания помогут учащимся углубить свои знания о творчестве Дениса Фонвизина и подготовиться к различным формам проверки знаний.
Параграф 5. Василий Жуковский
Параграф 5 посвящен Василию Андреевичу Жуковскому — одному из наиболее значимых русских поэтов начала XIX века, который оказал огромное влияние на развитие русской литературы.
Биография Василия Жуковского
Василий Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в Тульской губернии. Его происхождение было необычным: он был внебрачным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и плененной турчанки Сальхи. Несмотря на это, благодаря усилиям своей приемной матери, Жуковский получил хорошее образование. Он учился в Московском университетском благородном пансионе, где проявил интерес к литературе и начал писать стихи.
Творчество Василия Жуковского
Жуковский стал известен как основоположник романтизма в русской поэзии. Его творчество характеризуется глубоким лиризмом, обращением к внутреннему миру человека, а также интересом к мистике и народному эпосу. В своих произведениях Жуковский часто использовал образы природы, что придавало его стихам особую выразительность и эмоциональность.
Основные жанры творчества:
— Элегии — жанр, в котором выражаются глубокие личные переживания и размышления о жизни и смерти. Примером может служить «Сельское кладбище» — стихотворение, вдохновленное одноименным произведением английского поэта Томаса Грея.
— Баллады — жанр, связанный с народными преданиями и легендами. Жуковский перевел множество баллад европейских авторов, таких как Гёте и Шиллер, но также создал свои оригинальные произведения, например, «Людмила», которая стала одной из первых русских баллад.
— Песни — короткие лирические произведения, наполненные чувством и эмоциями. Одним из самых известных произведений этого жанра является песня «Светлана».
— Переводы — Жуковский был выдающимся переводчиком, его переводы произведений зарубежных писателей стали классикой русской литературы. Например, его перевод поэмы Гомера «Одиссея» считается одним из лучших переводов этого произведения на русский язык.
Значение Василия Жуковского в истории русской литературы
Василий Жуковский внес огромный вклад в развитие русской литературы. Он не только обогатил русскую поэзию новыми жанрами и темами, но и заложил основы романтической традиции, которая впоследствии была продолжена такими писателями, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.
Кроме того, Жуковский сыграл важную роль в становлении русского литературного языка. Его переводы и оригинальные произведения способствовали формированию литературных норм и стандартов, которые до сих пор используются в русском языке.
Василий Жуковский — один из ключевых фигур в русской литературе, и его произведения занимают важное место в школьной программе. В этом разделе мы рассмотрим, какие именно произведения изучают школьники, какие отрывки заучивают наизусть, как проходит разбор этих произведений на уроках литературы, а также предложим план анализа, примеры вопросов и заданий для закрепления материала.
Программные произведения Жуковского
В школьную программу входят следующие произведения Василия Жуковского:
— «Светлана» — одна из самых известных баллад Жуковского, ставшая символом романтического направления в русской литературе. Она учит читателя верить в чудеса и в силу добра.
— «Море» — элегия, в которой поэт воспевает величие и вечное движение морской стихии, отражая при этом внутренние переживания и философские размышления автора.
— «Лесной царь» — баллада, основанная на немецком оригинале Гёте. Это произведение рассказывает о таинственном существе, которое пытается завлечь ребенка в свой мир, символизируя борьбу между добром и злом, реальностью и фантазией.
— «Невыразимое» — стихотворение, посвященное попыткам выразить словами невыразимые чувства и мысли, показывающее стремление поэта к идеалу красоты и гармонии.
— «Эолова арфа» — романтическая баллада, повествующая о любви и верности, а также о силе искусства и музыки.
— «Вечер» — элегическое стихотворение, описывающее природу вечером и вызывающее у читателя чувство умиротворения и спокойствия.
— «Ундина» — перевод баллады Фридриха де ла Мотт Фуке, рассказывающей о любви водяной нимфы Ундины к человеку.
— «Певец во стане русских воинов» — патриотическое стихотворение, написанное после победы над Наполеоном, прославляющее мужество и героизм русских солдат.
Отрывки из произведений Жуковского, которые учатся наизусть
На уроках литературы ученики могут заучивать наизусть отдельные фрагменты из следующих произведений:
— Из «Светланы»:
Светит месяц, светит ясный, И следят за ним два глаза… Что ж ты, милая Светлана, Грустна, бледна и молчалива?
— Из «Моря»:
Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Восторгом и страхом полна твоя грудь; Тебе говорят, что ты вечно недвижен, Но я не могу верить пустому навету.
— Из «Лесного царя»:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник, Обняв его ноги, сжимает их рук.
— Из «Невыразимого»:
Где слово немеет, там вздыхает звук, Там сердце тайны раскрывает свою. Звук усыпляет, что слово разбудит, Звуком жить сердце научит.
Эти отрывки помогают ученикам лучше понять настроение и стиль произведений, а также развивают память и навыки декламации.
Разбор произведений Жуковского на уроках литературы
Разбор произведений Василия Жуковского на уроках литературы обычно включает несколько этапов:
— Чтение текста вслух. Учитель или ученик читает текст произведения, чтобы все учащиеся могли услышать его звучание и почувствовать атмосферу.
— Обсуждение содержания. Учащиеся обсуждают сюжет, персонажей, основные темы и идеи произведения. Важно обратить внимание на символику, аллюзии и метафоры, используемые автором.
— Анализ формы и стиля. Рассматриваются особенности стиха, рифма, ритм, использование тропов и фигур речи. Особое внимание уделяется музыкальности и мелодичности стихов Жуковского.
— Исторический контекст. Учитель объясняет, в каком историческом периоде создавалось произведение, какие события и личности повлияли на его создание.
— Индивидуальная работа. Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать отдельные фрагменты текста, написать сочинение или эссе на заданную тему.
Пример анализа стихотворения «Море»
Рассмотрим, как можно провести анализ стихотворения «Море».
План анализа:
— Тема и идея произведения: Описание моря как символа вечного движения и изменения, отражение внутренних переживаний и философских размышлений автора.
— Композиция: Стихотворение состоит из трех частей, каждая из которых описывает разные состояния моря и соответствующие им настроения автора.
— Язык и стиль: Использование метафор, сравнений, олицетворений для создания образа моря. Музыкальность и плавность стиха.
— Ритм и рифма: Четырехстопный ямб, перекрестная рифмовка, создающая ощущение ритмичности и гармонии.
— Образы и символы: Море как символ жизни, вечного движения и изменений. Сравнение моря с человеческими чувствами и мыслями.
— Заключение: Выводы о значении произведения в творчестве Жуковского и его влиянии на русскую литературу.
Пример анализа:
Стихотворение «Море» Василия Жуковского представляет собой глубокий философский взгляд на жизнь через призму природных явлений. Автор использует образ моря как символ вечного движения и изменчивости, связывая его с внутренними переживаниями и размышлениями человека.
В первой части стихотворения море изображено как спокойное и безмятежное, что соответствует состоянию душевного покоя и умиротворенности автора. Вторая часть описывает бурное и беспокойное море, символизирующее внутренние конфликты и сомнения. Наконец, третья часть возвращает нас к образу спокойного моря, но уже с оттенком грусти и тоски, что отражает осознание неизбежности перемен и цикличности жизни.
Жуковский мастерски использует язык и стиль, создавая яркие и живые образы. Метафоры и сравнения помогают передать глубину чувств и мыслей автора. Ритм и рифма подчеркивают музыкальность и гармонию стиха, делая его легким для восприятия и запоминания.
Таким образом, «Море» является ярким примером романтической поэзии, в котором автор воплощает свои философские размышления через описание природы. Это произведение оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя и остается актуальным и сегодня, напоминая нам о вечных вопросах бытия.
Вопросы и задания на закрепление материала
— Какие основные темы и мотивы присутствуют в творчестве Василия Жуковского?
— Какую роль играет природа в произведениях Жуковского? Приведите примеры.
— Чем отличается романтизм от классицизма? Как эти различия проявляются в творчестве Жуковского?
— Проанализируйте одно из стихотворений Жуковского, используя предложенный выше план анализа.
— Напишите сочинение на тему «Романтические мотивы в балладе „Светлана“».
— Подготовьте сообщение о биографии Василия Жуковского, уделив особое внимание его творческому пути.
— Найдите и проанализируйте переводы Жуковского, сравнив их с оригинальными произведениями.
Эти вопросы и задания помогут учащимся глубже понять творчество Василия Жуковского и развить навыки анализа литературных текстов.
Статья по сравнению баллад принадлежит перу Виссариона Григорьевича Белинского. Он действительно анализировал баллады Василия Жуковского и проводил сравнение с произведениями других авторов, включая Жанну-Мари Лепренс де Бомон, более известную как мадам де Жуанвиль, и Франсуа-Мари Вольтера. Однако основное внимание Белинский уделял сравнению баллад Жуковского с произведениями немецких авторов, таких как Готфрид Август Бюргер и Иоганн Вольфганг фон Гёте.
История возникновения жанра баллады
Жанр баллады действительно имеет корни в средневековой французской культуре, особенно в Провансе, откуда она распространилась по всей Европе. Баллады изначально были песнями, исполняемыми трубадурами и менестрелями, и представляли собой небольшие повествовательные произведения с элементами фантастики и мистики. Со временем баллады перешли в письменную форму и стали популярными в литературе многих стран.
Анализ баллад Жуковского
Белинский высоко оценивал творчество Жуковского, называя его «отцом русской поэзии». В своих статьях он отмечал, что Жуковский первым ввел жанр баллады в русскую литературу и сделал его популярным среди читателей. Белинский писал, что Жуковский сумел адаптировать этот жанр к русским условиям, сохранив при этом его основную сущность.
При анализе баллад Жуковского Белинский сравнивал их с произведениями немецких авторов, отмечая сходство и различие в использовании художественных средств. Он считал, что Жуковский унаследовал от немцев склонность к мистике и фантазии, но придал своим балладам особый национальный колорит.
Пример межъязыкового анализа можно найти в статье Белинского «О жизни и сочинениях Жуковского»:
«Жуковский заимствовал у немцев их склонность к мистическому и фантастическому, но он обработал эти элементы в духе русской народной поэзии. Его баллады отличаются глубокой искренностью и простотой, что делает их близкими сердцу русского читателя.»
Пример межъязыкового анализа
Для примера можно рассмотреть баллады Жуковского и немецкие баллады, такие как «Ленора» Готфрида Августа Бюргера. Оба автора используют схожие художественные средства, такие как гипербола, метафора и аллитерация, однако Жуковский придает своим балладам больше лиризма и эмоциональности, чем его немецкий предшественник.
Например, в балладе «Светлана» Жуковский пишет:
«Светит месяц, светит ясный, И следят за ним два глаза…»
Здесь используется повторение («светит месяц, светит ясный»), что создает эффект музыкальной повторяемости, характерной для народных песен. В немецкой балладе «Ленора» Бюргер использует похожий прием:
«Lenore! Lenore! The night is cold and drear, And the wind blows wildly through the trees…»
Однако у Бюргера акцент делается на драматизме ситуации, тогда как у Жуковского преобладает лирическое начало.
Сравнительный анализ баллад Василия Жуковского и французских авторов, таких как Виктор Гюго и Жерар де Нерваль, открывает интересные аспекты использования изобразительно-выразительных средств в обоих языках. Рассмотрим основные черты баллад каждого автора и проведем сопоставление.
Французские баллады
Виктор Гюго
— «La Ballade de la Nonne» (Баллада монахини)
— Сюжет: Баллада рассказывает историю монахини, которая живет в монастыре и мечтает о мире за его стенами. Ее мечты и стремления противопоставлены строгим правилам монашеской жизни.
— Изобразительные средства: Гюго использует яркие образы, контрастирующие между собой: тишину монастыря и шум внешнего мира, духовное спокойствие и внутреннюю борьбу. Язык насыщен метафорами и символическими образами, что придает балладе глубину и эмоциональную напряженность.
— «Les Deux Archers» (Два стрелка)
— Сюжет: История двух друзей-стрелков, которые соревнуются друг с другом, чтобы завоевать любовь прекрасной дамы. Один из них побеждает, но победа оказывается горькой, так как приводит к трагедии.
— Изобразительные средства: В этой балладе Гюго подчеркивает драматичность сюжета через динамичные описания действий героев и их эмоций. Использует антитезу и параллели для усиления конфликта.
Жерар де Нерваль
— «La Fiancée Fidèle» (Верная невеста)
— Сюжет: Рассказывает о девушке, которая ждет своего возлюбленного, ушедшего на войну. Она сохраняет ему верность, несмотря на долгие годы ожидания.
— Изобразительные средства: Де Нерваль использует мягкие, меланхоличные тона, создавая атмосферу ожидания и надежды. Образы природы и времени играют важную роль в передаче внутреннего состояния героини.
— «Saint Nicolas» (Святой Николай)
— Сюжет: Поэтичное описание праздника Святого Николая, когда дети получают подарки и радуются. Баллада передает дух радости и волшебства.
— Изобразительные средства: Здесь де Нерваль обращается к фольклорным мотивам и традиционным образам, создавая теплую и уютную атмосферу. Использование ритмичных повторов и простых образов делает балладу доступной и понятной широкой аудитории.
Баллады Василия Жуковского
— «Светлана»
— Сюжет: Героиня Светлана переживает тревожные сны и видения, связанные с ее женихом, которого она ожидает. В конце концов, ее страхи оказываются напрасными, и она воссоединяется с любимым.
— Изобразительные средства: Жуковский использует множество символов и аллегорий, связанных с народной культурой и традиционными обрядами. Образы света и тьмы, сна и реальности создают мистическую атмосферу. Язык богат эпитетами и метафорами, что усиливает эмоциональное восприятие.
— «Лесной царь»
— Сюжет: Отец и сын едут ночью через лес, и мальчик видит лесного царя, который обещает ему богатство и счастье, если тот последует за ним. Мальчик отказывается, и лесной царь исчезает.
— Изобразительные средства: Жуковский создает атмосферу страха и тревоги через описание мрачного леса и загадочного существа. Используются гиперболы и сравнения для передачи силы и опасности лесного царя.
Сравнительный анализ
Изобразительно-выразительные средства
— Символика и аллегория: Оба автора активно используют символы и аллегории для передачи глубинных смыслов. Например, у Гюго монастырь символизирует ограничение свободы, а у Жуковского лесной царь олицетворяет искушение и опасность.
— Контраст и антитеза: Контрасты и антитезы встречаются в работах обоих авторов. У Гюго это контраст между миром и войной, у Жуковского — между светом и тьмой.
— Фольклорные мотивы: Фольклорные мотивы играют важную роль в балладах обоих авторов. У Гюго они связаны с традициями и обычаями, у Жуковского — с русскими народными сказками и поверьями.
— Атмосфера и настроение: Атмосфера и настроение баллад зависят от сюжета и используемых изобразительных средств. У Гюго баллады могут быть драматичными и трагическими, у Жуковского — мистическими и загадочными.
Задания для учеников
— Сравните сюжеты баллад: Попросите учащихся сравнить сюжеты баллад Жуковского и французских авторов. Какие общие темы и мотивы они находят? В чем заключаются отличия?
— Анализ изобразительных средств: Предложите ученикам выбрать одну балладу Жуковского и одну французскую балладу и провести анализ использованных изобразительных средств. Какие метафоры, символы и другие приемы они замечают?
— Творческое задание: Пусть ученики попробуют создать собственную балладу, вдохновленную работами Жуковского и французских авторов. Они должны использовать некоторые из тех же изобразительных средств, что и авторы, но добавить свои уникальные элементы.
— Дискуссионное задание: Организуйте дискуссию, в ходе которой ученики обсудят, каким образом культурные и исторические контексты влияют на содержание и форму баллад. Почему баллады разных народов имеют свои особенности?
Такие задания помогут ученикам глубже понять особенности баллад разных авторов и языков, а также развить свои аналитические и творческие способности.
Чтобы продемонстрировать особенности жанра баллад на примере французских и русских произведений, выберем конкретные тропы, эпитеты и метафоры из баллад Виктора Гюго и Василия Жуковского. Мы сравним их использование в оригинальных текстах на французском и русском языках, а также приведем аналоги или заменители, если таковые имеются.
Французские баллады Виктора Гюго
«La Ballade de la Nonne» (Баллада монахини)
— Тропы и эпитеты:
— Le cloître est un tombeau (Клуатр — это могила)
— Аналог у Жуковского: «Гроб живой» (в балладе «Светлана»)
— La voix des cloches funèbres (Голос погребальных колоколов)
— Аналог у Жуковского: «Звон похоронный» (в балладе «Светлана»)
— Метафоры:
— L’ombre du silence eternel (Тень вечного молчания)
— Аналог у Жуковского: «Тишина гробовая» (в балладе «Светлана»)
— Un rêve qui s’évanouit dans l’air (Сон, исчезающий в воздухе)
— Аналог у Жуковского: «Сон улетающий» (в балладе «Светлана»)
«Les Deux Archers» (Два стрелка)
— Тропы и эпитеты:
— Une flèche ailée (Крылатая стрела)
— Аналог у Жуковского: «Стрела крылата» (в балладе «Лесной царь»)
— Des yeux brillants comme le jour (Глаза блестящие, как день)
— Аналог у Жуковского: «Взгляд дневной» (в балладе «Светлана»)
— Метафоры:
— Le vent qui murmure dans les feuilles (Ветер, шепчущийся в листьях)
— Аналог у Жуковского: «Шепот листьев» (в балладе «Море»)
— Les ombres noires de la nuit (Черные тени ночи)
— Аналог у Жуковского: «Тени черные» (в балладе «Светлана»)
Баллады Василия Жуковского
«Светлана»
— Тропы и эпитеты:
— Ночные тени (ночные тени)
— Аналог у Гюго: Les ombres nocturnes (ночные тени)
— Бледная луна (бледная луна)
— Аналог у Гюго: La lune pâle (бледная луна)
— Метафоры:
— Сон пустой (пустой сон)
— Аналог у Гюго: Rêve vide (пустой сон)
— Ветви шептали (ветви шептали)
— Аналог у Гюго: Les branches chuchotaient (ветви шептали)
«Лесной царь»
— Тропы и эпитеты:
— Туманный вечер (туманный вечер)
— Аналог у Гюго: Soir brumeux (туманный вечер)
— Серебристый свет луны (серебристый свет луны)
— Аналог у Гюго: Lumière argentée de la lune (серебристый свет луны)
— Метафоры:
— Шёпот ветра (шёпот ветра)
— Аналог у Гюго: Chuchotement du vent (шёпот ветра)
— Злобный смех (злобный смех)
— Аналог у Гюго: Rire malveillant (злобный смех)
Особенности жанра баллад
Французские и русские баллады обладают общими чертами, такими как использование ярких эпитетов, метафор и других тропов для создания атмосферы и передачи эмоций. Однако каждый автор привносит свои национальные и культурные особенности, что отражается в выборе слов и образов.
— Французские баллады часто характеризуются утонченностью и элегантностью языка, использованием сложных метафор и аллегорий.
— Русские баллады Жуковского отличаются глубиной и выразительностью, большим вниманием к народным мотивам и традициям.
Такое сравнение помогает увидеть, как различные языки и культуры могут влиять на выражение одних и тех же идей и эмоций в жанре баллады.
Задания для учащихся по сравнению тропов, эпитетов, метафор, стилистических приемов и изобразительно-выразительных средств в балладах на французском, немецком и русском языках помогут развивать языковое мышление и углубить понимание особенностей различных литературных традиций. Вот несколько интересных и познавательных заданий:
Задание 1: Сопоставление эпитетов
Цель: Развитие навыка анализа лексических средств выражения.
Инструкция:
— Выберите одну балладу на французском языке (например, «La Ballade de la Nonne» Виктора Гюго), одну балладу на немецком языке (например, «Lenora» Готфрида Августа Бюргера) и одну балладу Василия Жуковского (например, «Светлана»).
— Выпишите из каждой баллады по пять эпитетов.
— Сравните эпитеты по следующим критериям:
— Частота употребления.
— Эмоциональная окраска.
— Национальная специфика.
— Сделайте выводы о том, как использование эпитетов влияет на общую атмосферу баллад и какие национальные особенности можно заметить.
Пример:
— Французский эпитет: la voix des cloches funèbres (голос погребальных колоколов).
— Немецкий эпитет: die kalte Nacht (холодная ночь).
— Русский эпитет: сон пустой (пустой сон).
Задание 2: Анализ метафор
Цель: Развитие умения распознавать и интерпретировать метафоры.
Инструкция:
— Выберите одну балладу на каждом языке (см. предыдущее задание).
— Найдите в каждой балладе по три метафоры.
— Опишите, какую функцию выполняет каждая метафора в тексте:
— Передача эмоций.
— Создание образа.
— Символизация.
— Сравните метафоры по степени их сложности и оригинальности.
— Подведите итоги, отметив, как метафоры способствуют созданию особого настроения в балладах.
Пример:
— Французская метафора: l’ombre du silence éternel (тень вечного молчания).
— Немецкая метафора: der Wind heult wie ein Wolf (ветер воет, как волк).
— Русская метафора: ветви шептали (ветви шептали).
Задание 3: Сравнение стилистических приемов
Цель: Развитие навыков анализа стилистических особенностей текста.
Инструкция:
— Возьмите те же баллады, что и в предыдущих заданиях.
— Определите, какие стилистические приемы использованы в каждой балладе:
— Повтор.
— Антитеза.
— Гипербола.
— Анафора.
— Сравните частоту использования этих приемов в каждой балладе.
— Объясните, как каждый прием влияет на восприятие текста и его эмоциональную окраску.
— Сделайте вывод о том, какие стилистические приемы характерны для каждой национальной традиции.
Пример:
— Французский прием: répétition (повтор): La cloche sonne, la cloche sonne… (Колокол звонит, колокол звонит…)
— Немецкий прием: Antithese (антитеза): Heiß und kalt, jung und alt (Горячий и холодный, молодой и старый).
— Русский прием: гипербола: безмерная тоска.
Задание 4: Перевод и адаптация
Цель: Развитие навыков перевода и адаптации литературных текстов.
Инструкция:
— Выберите одну балладу на французском или немецком языке.
— Попробуйте перевести выбранную балладу на русский язык, сохраняя оригинальные тропы, эпитеты и метафоры.
— Сравните ваш перевод с оригинальным текстом и проанализируйте трудности, с которыми вы столкнулись.
— Представьте результаты своей работы классу и обсудите, насколько успешно вам удалось передать атмосферу и стилистические особенности оригинальной баллады.
Пример:
— Французская строка: Le cloître est un tombeau (Клуатр — это могила).
— Ваш перевод: Клуатр — словно гроб.
Задание 5: Творческая интерпретация
Цель: Развитие творческих способностей и воображения.
Инструкция:
— Прочитайте одну балладу на каждом языке.
— Создайте свою собственную балладу, вдохновившись стилем и атмосферой прочитанных произведений.
— Используйте в своей балладе хотя бы три тропа, три эпитета и три метафоры, характерные для выбранного вами языка.
— Представьте свою балладу классу и объясните, какие элементы вы позаимствовали из оригинальных баллад.
Пример:
— Ваша строка: Ветер шептал, как старый друг, секреты ночи.
Задание 6: Анализ национальных особенностей
Цель: Развитие понимания культурных и исторических аспектов литературы.
Инструкция:
— Изучите выбранные баллады на французском, немецком и русском языках.
— Определите, какие национальные и культурные особенности проявляются в каждой балладе:
— Традиции.
— Исторические события.
— Народные мотивы.
— Сравните, как эти особенности влияют на выбор изобразительно-выразительных средств и общий тон баллад.
— Составьте таблицу, в которой будут представлены национальные особенности каждой баллады.
Пример:
Эти задания помогут учащимся глубже понять особенности жанра баллад в различных культурах, развить навыки анализа литературных текстов и улучшить владение языками.
Начало формы
Вывод
Таким образом, статья Виссариона Григорьевича Белинского предоставляет интересный межъязыковой анализ баллад Василия Жуковского, сравнивая их с произведениями немецких авторов. Этот подход позволяет лучше понять особенности художественного метода Жуковского и его вклад в развитие русской литературы. Таким образом, Василий Жуковский занимает особое место в истории русской литературы. Его творчество стало важным этапом в развитии русской поэзии и оказало значительное влияние на последующие поколения писателей.
Параграф 6. Иван Крылов
Параграф 6 посвящен жизни и творчеству Ивана Андреевича Крылова — выдающегося русского баснописца, драматурга и журналиста, который жил и творил в эпоху Просвещения в России.
Биография
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Его отец был военным офицером, а мать занималась воспитанием детей. В детстве Крылову пришлось столкнуться с трудностями: его семья была бедна, и он рано начал работать, чтобы помогать родителям. Однако это не помешало ему получить хорошее образование. Он самостоятельно изучал литературу, философию и иностранные языки.
В молодости Крылов работал в различных государственных учреждениях, но его истинным призванием стала литература. Он начал писать пьесы, статьи и сатирические произведения. В 1783 году вышла первая пьеса Крылова «Кофейница», которая принесла ему известность.
Творчество
Основной вклад Крылова в русскую культуру связан с его баснями. Басни Крылова отличаются простотой языка, глубоким смыслом и остротой наблюдений над человеческими пороками. Они стали классикой русской литературы и до сих пор читаются и изучаются в школах.
Первая книга басен Крылова вышла в 1809 году. Всего им было написано более 200 басен, которые были собраны в девять книг. Среди самых известных басен можно назвать «Ворона и лисица», «Слон и моська», «Лебедь, рак и щука» и многие другие.
Басни Крылова не только развлекают читателей, но и учат их моральным принципам. В них автор высмеивает такие пороки, как жадность, глупость, лицемерие и тщеславие. При этом его герои часто являются аллегориями человеческих качеств и характеров.
Значение творчества
Творчество Ивана Андреевича Крылова оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Его басни стали образцом жанра и вдохновили многих писателей и поэтов последующих поколений. Кроме того, они способствовали формированию национального самосознания и культурного наследия России.
Крылов также внес значительный вклад в развитие журналистики. Он был редактором нескольких журналов и газет, где публиковал свои статьи и очерки. Его работы отличались острым умом и критическим взглядом на общественные проблемы.
Басни Ивана Андреевича Крылова входят в школьную программу по литературе начиная с младших классов и сопровождают учеников вплоть до старших классов. Вот некоторые из наиболее известных басен, которые изучаются в школе:
— «Ворона и Лисица»Эта басня входит в программу 5—6 классов. Она учит детей распознавать лесть и её последствия. Обычно ученики заучивают эту басню наизусть полностью или частично.
— «Стрекоза и Муравей»Изучается в 5 классе. Ученикам предлагается выучить наизусть одну-две строфы. Басня рассказывает о важности труда и ответственности перед собой и обществом.
— «Лебедь, Щука и Рак»Входит в программу 7 класса. Ученики могут заучивать отдельные строки или четверостишья. Басня иллюстрирует важность единства действий и целей.
— «Квартет»Включена в программу 8 класса. Наизусть обычно учатся отрывки, так как басня достаточно длинная. Это произведение показывает, что без умения слушать друг друга и находить общий язык ничего хорошего не получится.
— «Свинья под Дубом»Также изучается в 8 классе. Басня учит ценить знания и мудрость, показывая, как невежество может привести к негативным последствиям.
Как изучаются басни в школе?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других