Отличительным признаком русского
футуризма являлась его приверженность национальным традициям, интерес к народному творчеству и веяниям в общественной жизни.
История российского
футуризма далеко выходит за пределы литературы.
В сторону нового панциря гибкого бега, к отысканной современной скорости – ценности дня
футуризм повернул лицо художника и, предвосхищая силу, указывает как на рассвет бетона, железа и тока в будущем беге.
Футуризм представляет собою также бесспорное ответвление старой литературы.
И опять, как и прежде, некоторые сбросили этот засаленный халат. И дали пощёчину старьёвщику – академии, объявив
футуризм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: доочиститель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итальянский
футуризм окончательно раскололся к 1915 году.
Первая декларация – «Манифест
футуризма» 1909 г.
Идеи
футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах (напр., скульптуре), нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также искусствоведении и литературоведении.
Но приблизительно на этом и кончается влияние
футуризма.
Вспомним лозунг современного
футуризма: ’’наш бог – бег’’.
Его поддерживал также стоящий на позициях
футуризма «Союз молодёжи».
В
футуризме уже за несколько лет до этого существовало свободное применение полиграфии, в котором наборщик располагал на наборной пластине текст хоть вертикально, хоть горизонтально, хоть по диагонали, смешивая шрифты, размеры и рисунки.
Такая тенденция есть как у критиков
футуризма, так и у представителей этого последнего, но она не верна (208).
Динамика движения навела на мысль выдвинуть и динамику живописной пластики, но усилие
футуризма дать чистую живописную пластику как таковую не увенчалась успехом: он не мог разделаться с предметностью вообще и только разрушил предметы ради достижения динамики.
Начало XX века – эпоха
футуризма – время страсти, бунта, революции.
Искусство
футуризма – это крик отчаявшегося, потерявшего основание в обществе, заблудившегося в себе индивида.
Футуризм должен выпарить мёртвую водицу – медлительность и мораль.
Большинство манифестов раннего
футуризма были опубликованы в русских переводах в 1912–1914 годах.
Одной из главных характеристик русского
футуризма стало «всечество» – восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве.
Но теперь, когда история
футуризма уже вошла в общую историю литературы, становится необходимой и полная биография.
Мы заходим в небольшой вагончик, выполненный в стиле
футуризм середины двадцатого века.
От этих серых стен так и исходит духом
футуризма.
Как основатели
футуризма они требовали полного разрыва с общепринятыми формами мышления и стиля.
Так, представители русской «формальной» школы, формулируя свои исходные методологические установки, полемически направляли их против символизма, что не удивительно, поскольку формалисты не скрывали того, что их школа возникла благодаря другому художественному направлению, а именно
футуризму, утверждавшему себя в полемике с символизмом.
Решительно новое понимание границ искусства и современности в итальянском
футуризме оказалось не менее, а возможно, и более значимым, нежели его новации в области чистой живописи или чистой литературы.
Таким образом,
футуризм провозглашает необходимое вмешательство художников в государственные дела с целью, наконец, создать правительство бескорыстного искусства вместо нынешнего, которое является педантичной наукой воровства.
Слово
футуризм содержит самую обширную формулу обновления, которая, будучи одновременно гигиенической и возбуждающей, облегчает сомнения, разрушает скептицизм и собирает все усилия в огромной экзальтации.
На тяге человека к иллюзиям и переменам прорастают и авангардные формы искусства – так в 1910‐х годах из‐за недовольства старой господствующей культурой и экстравагантных мечтаний о будущем расцвёл
футуризм – как ультралевая творческая практика «будетлян», дерзких «бубновых валетов» и «жёлтых кофт».
Конечно, здесь можно сделать отсылку и к русскому
футуризму начала двадцатого века, с его идеей зауми, и к поэтам символистам, заявлявшим о невозможности постижения мира путём рационального мышления.
Как в модных в своё время литературных течениях
футуризм и поток сознания, наше повествование не будет хронологически выверенным, поступательным во времени.
Западный
футуризм представляет нечто совершенно противное русскому духу и творчеству, в нём много шума, много движения, ритма, энергии, ртути, пенистости, кипучести, это не столько западное явление, сколько собственно американское (по духу), хотя и возникшее на европейской почве…
Манифесты послевоенного
футуризма известны гораздо меньше, хотя в них разрабатывались весьма интересные и актуальные идеи, возникали симптоматичные аналогии с другими европейскими авангардными движениями, а также велась чрезвычайно важная полемика вокруг искусства и политики.
Сказала, а сама в душе каюсь: тогда что ж ты просила отца русского
футуризма придумать для книги название?!
В ту эпоху, в первую половину 10-х годов,
футуризм ещё не выходил из периода первого натиска, беспорядочного, неорганизованного бунта.
Но что делает
футуризм значительным явлением – это именно его устремлённость к будущему, безумная мысль сделать переворот во вселенной, сделать возможным воплощение будущего в настоящем и во имя этого будущего сжечь, испепелить, схоронить и разрушить подгнившее здание настоящего.
Перенося поэтику
футуризма в сферу музыки, он близок атональности, с её отсутствием функциональной иерархии.
Наверное, именно эта жажда свободы привела её к увлечению
футуризмом.
Движение, скорость, динамика вошли в программу
футуризма: «Все движется, все бежит, все быстро преобразуется <…> движущиеся предметы умножаются, деформируются, продолжаясь, как ускоренные вибрации в пространстве, которое они пробегают».
Затем последовал большой перерыв, но с появлением политически-ангажированной полемики вокруг итальянского
футуризма возник и новый интерес к его художественным программам.
Его перекочевавшее затем в советские учебники истории литературы социологическое объяснение, связанное с культурным выдвижением разночинства как социального слоя на фоне развития городов, промышленного капитала и новых производственных отношений, не объясняет также, почему большинство пролетарских писателей 1920-х вернулись к эстетике и поэтике «дворянского» реализма, не приняв идей коммунистического
футуризма.
Это два полюса романа и всей мифологии
футуризма.
Так рождался русский литературный
футуризм с его бунтом, критической направленностью против всего и всех, против прошлого и современного, против морали обывателя, против традиционной эстетики, против обожествления классики.
Это одновременно аллегория рождения
футуризма, аллегория преодоления законов природы и история инициатической смерти и возрождения.
Причиной появления
футуризма было стремление изобрести искусство нового, машинного, индустриального века.
Футуризм борется за освобождение картины от её статических пут.
Футуризм выходил за рамки поэзии и живописи, это был образ жизни, определённая манера поведения.
Этот своеобразный синтез кубизма и
футуризма предполагал, с одной стороны, разложение видимого мира на части, а с другой – стремился построить из этого нечто новое, передовое.
К авангардным направлениям в изобразительном искусстве относятся
футуризм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм, фовизм.
Футуризм радикально, резко противопоставляет себя традиции как таковой.