Можем, ведь и средневековая
схоластика позволяла различные, подчас даже самые смелые и рискованные допущения, лишь бы они вдохновляли поиск и работу мысли.
В православном богословии, которое испытало на себе влияние западной
схоластики, начавшееся преимущественно в XVII в., дела обстоят иначе.
Развитие христианской
схоластики привело к необходимости использовать какую-нибудь систему строения мира.
Светские юристы и судьи не сразу обратили внимание на достоинства договорных теорий второй
схоластики.
Господствовавшие в средневековой философии
схоластика и догматизм исключали возможность исследования современной боевой практики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ликворный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пока что наша история представляет собой не что иное, как некую богословскую
схоластику, набор исторических догм, не просто отличающихся от реальной истории, но вообще ничего общего с ней не имеющих.
Но не следует думать, будто проблема истины – это сугубо философская проблема и споры вокруг неё – чистая
схоластика, не имеющая отношения к тем вопросам, с которыми приходится сталкиваться не философам, а другим людям.
Благодаря полному отрыву от жизни при этом и сама наука превратилась в мёртвую
схоластику.
Этот собор вернулся в своих определениях к сакраментальному богословию, сформировавшемуся в период высокой
схоластики**.
Здесь также недопустимы спекулятивные крайности на основе псевдонаучного знания, философской
схоластики, мифо-поэтических и теологических конструкций.
Не вправе ли мы сказать, следовательно, что критицизм, как и позитивизм, есть школа, и позитивная и критическая философия суть
схоластика, следовательно, принадлежит к возрасту несовершеннолетия.
Ко времени поздней
схоластики в западном богословии уже налицо целая «культура» обсуждений и конструкций с актуальной бесконечностью, причём не только богословских, но и натурфилософских.
Именно этот ранний представитель
схоластики впервые в экзегезе начинает учитывать непосредственно особенности тех вещей, которые подвергаются символизации, создавая практически законченный репертуар аллегорически-типологических толкований, в котором отсутствует только одно – толкование конкретных литургических предметов.
Однако со временем
схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения.
На этом явно строится христианская религиозная
схоластика.
Эти кружки и общества были отражением веяний времени, ибо развивающийся интеллект человечества, до сих пор скованный догмами церковной
схоластики и фанатизма, на стезе научного познания природы не мог довольствоваться его ортодоксально-религиозным истолкованием и искал путей для распространения куда более рациональной и постижимой разумом картины мира.
Век
схоластики становился веком гуманизма.
Именно в этих условиях появляется и развивается школа
схоластики, которая представляла собой религиозную философию, применяющую философские понятия и методы размышления к христианско-церковному вероучению.
Это было время не теологии в чистом виде (то есть теологии византийской), но время высокой европейской
схоластики, когда носители идей полемизировали между собой и были крупными учёными.
Развитие
схоластики, усложнение её проблематики, происходящее в XI–XII в., приводят к тому, что истолкование текстов перерастает во всё более самостоятельное философствование, а комментарии приобретают черты самостоятельных тематических трактатов.
Математическую физику развивали в рамках
схоластики по меньшей мере с XIV в.
Основу
схоластики составили византийская естественная теология и патристика, античная философия в её предложенной неоплатонизмом христианской переработке и герменевтика как типовая познавательная процедура – поиски ответов на все вопросы в соответствующих базовых текстах.
Третье важное идейное течение
схоластики представляет собой концептуализм(лат. conceptus – понятие).
Собственно таксономическим содержанием, означающим прежде всего классифицирование самих организмов, а не их признаков (сущностей), родовидовая схема наполняется благодаря её разработке зрелой
схоластикой, где она обсуждается и дорабатывается в первую очередь в плане возможности онтологизации универсалий (реальные vs. номинальные группы организмов, см. выше).
И, разумеется, ни в каком присяжном советском медиевистическом опусе нельзя и вообразить такой, к примеру, «материалистический» тезис, при всём его, казалось бы, прямолинейном социологизме: «Классическая
схоластика – такое же порождение новой городской культуры, как и классическая мистика».
На определённом этапе своего становления
схоластика приходит к необходимости систематизировать эти категории и в конце концов дать философски строгое определение подобному эстетическому восприятию космоса, сколь распространённому, столь же и неясному, преисполненному поэтических метафор.
Дальнейшее развитие его тормозилось господством религиозной идеологии, базировавшейся на креационистских идеях, и потому средневековая
схоластика утверждала примат веры над знанием.
В связи с их освоением в
схоластике основными пунктами становятся вопросы аристотелевской натурфилософии и логики.
Во-первых, несмотря на всё, что наговорили о суевериях, Тёмных веках и сухой
схоластике, это движение, в любом смысле слова, вело к большему свету и даже к большей свободе.
Заниматься
схоластикой на серьёзной вечеринке не совсем то, что нужно.
Наконец, в третий свой период
схоластика совершенно сливается с мистицизмом и окончательно утрачивает какиелибо серьёзные перспективы как научное или богословское направление человеческой мысли.
Изучение
схоластики и ведения сократического диалога, изучение философских практик.
Особенно явно эта тенденция прослеживалась в католичестве, которое в эпоху
схоластики активно реципировало (включило) античную философию, прежде всего, аристотелизм, в свою догматику.
Вслед за католической
схоластикой и протестантским «Духовным регламентом» православие усвоило и западное общение с иным миром.
Скорее можно было бы назвать
схоластикой отвлечённую философию и современную гносеологию, так как они порвали с духом жизни, жизни себя противопоставили.
Все эти термины и их взаимные различения – не пустая
схоластика, они антропологически содержательны.
Часто при обсуждении вопроса «что такое старение» споры напоминают бесплодную
схоластику, так как они не наполнены практическим смыслом, это спор ради спора.
Его умозрительные рассуждения о том, берётся ли заработная плата из капитала или из дохода, относятся к области
схоластики и совершенно упраздняются содержанием третьего отдела этой второй книги «Капитала».
Наконец, ещё однагруппа, используя приёмы метафизики, уводит экономическую теорию и общественное сознание в дебри
схоластики, софистики и демагогии, и пытается замаскировать истинные причины экономических кризисов.
Старый добрый вопрос
схоластики: что первично, курица или яйцо?
Таким образом, под занавес «Рассуждения о методе» философ открыто скрещивает шпаги и с латынью, заумным языком своих учителей, и с книжной премудростью, чуждой деятельного познания мира, и с космополитизмом университетской
схоластики, далёкой от сознания потребности в создании философии на национальном языке.
Но на этапе ранней
схоластики обсуждение этого вопроса ограничилось разграничением двух уровней бытия – чувственно постигаемого или умозрительно постигаемого интуитивным путём.
Существенное влияние на развитие западноевропейской
схоластики оказала философия арабского мира.
Сложившийся в течение многих столетий, а точнее, в течение двух с половиной тысяч лет рассудочный абстрактно-всеобщий способ мышления отделил философию от конкретных наук, превратил её в мнимую мудрость, в субъективную наукообразную
схоластику, хотя и полезную для развития мышления, но неспособную решать многие мировоззренческие проблемы.
Но так как она извлекает этот новый принцип из недр религии, то новая философия отличается от старой католической и современной протестантской
схоластики тем, что её согласие с религией не обусловливается согласием с христианской догматикой.
Постоянный поиск новых выразительных средств, определяющий характер всего его творчества, является лишь симптомом того сдвига, который захватил в это время весь грандиозный массив мысли, сформированный схоластической философией, и который выводил её из догматического оцепенения; при этом наследие
схоластики не отбрасывалось, но вовлекалось в совершенно новое мыслительное движение.
Утончённый
схоластик вдруг убедился, что живая жизнь прекраснее и привлекательнее изысканных теоретических постулатов.
В школе царила
схоластика.
Вся орда «коммунистических философов» занималась словесным жонглированием или попросту говоря
схоластикой.
Нам скажут, что первым делом следует договориться об определении
схоластики как таковой.