Как бы мы ни оценивали социальную философию
рационализма, нельзя отрицать, что он достиг непреходящих результатов в раскрытии роли общественных установлений.
Таким образом, подход классического
рационализма стал новым этапом в изучении темы.
Оно происходит в условиях глубокого кризиса европейского
рационализма нового времени и сопутствующих ему гуманистических ценностей.
Они могут отвергать научный западный
рационализм, но не могут от него укрыться.
Даже сегодня наш научный
рационализм не смог до конца заменить собой древнюю священную географию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дядюшкин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философский
рационализм позволяет сделать таким механизмом всё, что мы пожелаем.
Эти теории были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах
рационализма, свободы и гражданского равенства.
Таким образом, буддизм никак не вписывался в рамки религии чистого
рационализма.
Современный
рационализм рассматривал это время как мрачный период истории.
Важно, что в этих авторитетных трудах философские идеи века
рационализма преломлялись применительно к государству.
Идея
рационализма в полной мере распространялась и на государство, которое должно было в первую очередь подчиняться действию начал разума, логики, порядка.
Эти особенности не укладываются в рамки обычных представлений о болезни и лечении и традиционной трактовки сознания с позиции
рационализма.
Как это напоминает романтическую и славянофильскую критику
рационализма!
Так, когнитивной, или умопостигаемой, составляющей
рационализма явилось формирование нового стиля мышления.
Тем не менее он ясно дал понять, что это не было возвратом к антиисторичному просветительскому
рационализму.
Голландский философ, представитель
рационализма европейской философии ХVII в.
Далеко не случайно, что картезианский
рационализм оказался совершенно слеп к силам исторической эволюции.
Это лишний раз свидетельствует, что живительным источником культуры является не сухой
рационализм, а чувства, эмоции, страсти, духовная потребность в самовыражении себя в окружающем мире.
При этом он приходил к основополагающей для всей философской традиции
рационализма идее о том, что законы, по которым разум познаёт мир, соответствуют законам природы.
Верхушка общества, глубоко потрясённая разгромом попытки революции, отошла от политики и пыталась приписать поражение абстрактному
рационализму юридического мировоззрения декабристов.
Ошибки одностороннего
рационализма может исправить не ослабление, а усиление разума и неотступный поиск истины – но не псевдорелигиозный обскурантизм…
Для него характерен этический
рационализм, отождествление знания с добродетелью.
Они были склонны считать, что юридический
рационализм присущ правовому мышлению как таковому, и скоропалительно приписывали его всем профессиональным юристам.
Детальный анализ попыток объяснить, почему мы придерживаемся тех или иных ценностей, помогает разграничить разные виды
рационализма.
Они формировали дух
рационализма, который постепенно проникал во все сферы художественной культуры.
Критического
рационализма (имеющееся знание критикуется на основе принципов рационального, то есть основанного на логике, следующего каким-то правилам, а не произвольного рассуждения, и эти рассуждения проверяются ещё и экспериментами в физическом мире, а не только мыслительными экспериментами).
Вызывает удивление сам факт, что в обществе холодного
рационализма и индивидуализма, практически равнодушном к страданиям других людей, в обществе, одержимом идеей автоматизации и механизации всего и вся, жаждущем скорейшего безжалостного покорения природы невзирая на возможные последствия, – так вот, в этом же самом обществе нежная забота о живых созданиях, не принадлежащих к человеческому роду, становится чрезвычайно распространённым явлением.
Тем не менее, можно говорить, что господствующим в умах рекламистов уже становится представление, что степень воздействия рациональных и иррациональных мотивов в потребительском поведении и принятии решений может колебаться в широких рамках – от крайнего
рационализма (обычно в выборе дорогой техники, например, оборудования для предприятия) до предельного иррационализма (чаще при покупке товаров необременительной для кошелька потребителя стоимости) и что создателю рекламы нельзя исходить из своих личных представлений о том, что может волновать людей.
Но в их «верую, ибо абсурдно» был отказ от узкого
рационализма, в их готовности приносить величайшие жертвы было сознание более высокое, чем любые рациональные доводы противников христианства.
Ортега-и-Гассет, «сам
рационализм начинает уже открывать не новые разумные основания, но границы разума, его пограничье с бесконечным пространством иррационального».
Спекулятивные рассуждения классической философии, выпадение из поля зрения
рационализма проблемы индивидуального бытия личности, неспособность его сторонников постичь и описать повседневный мир стали причиной колоссального духовного напряжения в обществе, вызвавшего мощный выброс интеллектуальной энергии, продукты которого образовали целое созвездие взглядов на природу и содержание иррациональных феноменов.
Поэтому лабораторный
рационализм стал объединяться с иррационализмом «научного мировоззрения».
Основных таких влияний было три: восточнохристианская духовная традиция, новоевропейский
рационализм и западная пантеистическая мистика.
В области моральной философии конструктивистский
рационализм склонен пренебрегать полезностью абстрактных механических правил и рассматривает как истинно рациональное только такое поведение, в котором нормой считается оценка каждой частной ситуации «по достоинству» и выбор решения из конкретных альтернатив в соответствии с известными последствиями каждой.
К этому же времени относятся многочисленные попытки создания «религии в пределах только, разума» – такого религиозного мировоззрения, которое полностью укладывалось бы в рамки
рационализма и, следовательно, исключало всё, что представляется необычным, сверхъестественным.
Русский богослов показывает логику развития
рационализма из исходного злого и своевольного импульса.
Однако в джайнизме больше элементов
рационализма.
Один из признаков подобного типа мышления – отказ от жёсткого
рационализма, который в своих крайних проявлениях исключает существование какого-либо иного мира, кроме видимого и умопостигаемого.
Рококо чужды строгий
рационализм классицизма, всяческая иерархия жанров, но ему близко стремление классицизма проникнуть в глубины человеческой души.
Мы знаем, что у нас лучшие продукты переходной эпохи
рационализма и мистицизма, акклиматизируясь, вырождались и принимали старый ритуалистический характер.
Рассудочность, голый
рационализм, более не имеют романтической привлекательности для молодых бунтарей и лишены ореола непогрешимости для зрелых людей.
С торжеством
рационализма пришла идея бесконечного пространства.
Экономический
рационализм правил бал в 1980-х в первую очередь потому, что мы переживали период идеологического противоборства между двумя системами – капиталистической и социалистической.
Излишний
рационализм убивает человечность, в которой человек более не нуждается.
Мне комфортно в такой обстановке, хотя человеку, который ставит на первое место
рационализм и верность традициям, она может прийтись не по вкусу.
Но, увы, его сковывали две мощные цепи – протестантский
рационализм и романтическая чувственность.
Отличались
рационализмом, проповедью свободы воли человека и т. п.
Дадаисты отрицали
рационализм и логику, каноны и стандарты, воспевали иррационализм и бессистемность.