Принимая позицию
деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия.
Английский
деизм в конце XVII – начале XVIII вв. создал климат неверия в сверхъестественное.
Но в сущности
деизм его так же холоден, как официальное государственное исповедание тогдашних католиков.
Разум порождает лишь бледный
деизм, который вскоре отвергается, поскольку не может служить утешением в горе.
Протестантизм, пуританизм,
деизм суть ли живые религии?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гаоляновый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Православное понимание истории чуждо жёсткого детерминизма, присущего не только вульгарному материализму, но и многим модификациям протестантизма, которые принято называть
деизмом.
На почве
деизма рождаются разные философские теории, согласно которым историю делают гении, толпа, человечество, наука и техника и проч. и проч.
Осиротевшие в раннем детстве, они воспитывались опекуном, привившим им принципы
деизма.
Таким образом, английское масонство, предлагавшее более или менее чистый
деизм вне всяких конфессиональных ограничений и с большим простором для личных стремлений, могло встретить совершенно подготовленную почву: пиетизм, в разрыве с официальной теологией и, в своих лучших представлениях, проникнутый христианской любовью, был близким предшествием масонства.
Деизм считается разновидностью объективного идеализма, переходным звеном к материализму.
Самые первые его сторонники отвергали
деизм и веру в то, что все религии объединятся в одну, а позднее они столкнулись с вызовами этического движения и унитарианства.
Негативные отношения между ними порождают, с одной стороны, просвещённый
деизм, который почти не отличается от ислама, а с другой – пиетизм, из-за которого церковь распадается на атомы.
Поэтому
деизм является шагом от теизма в сторону атеизма.
В то же время
деизм предполагает разум, логику и наблюдение за природой.
Определяющими чертами натурфилософского направления были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (
деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Кроме того,
деизм исходит из представления о «естественной», «разумной» религиозности, присущей человеку.
Такая мысль получила название
деизма.
Внутри
деизма существует много течений.
Любопытно, что в своей взрослой вере он как бы синтезировал убеждения родителей –
деизм отца и стихийный «экуменизм» матери, не видевшей разницы между православием и католичеством.
Ну, может, кто-то эрудированный скажет лениво: так это же получается
деизм какой-то…
Он зло осмеивал не только пороки католического духовенства и суеверия масс, но иногда даже основные положения религии; он с негодованием отворачивался от узкой нетерпимости и догматизма возникающего в его время протестантства, а взамен исповедовал какой-то неопределённый
деизм, какое-то отвлечённое христианство.
Я утратил тогда и на долгое время детскую веру; только что перестал томиться; – успокоиться же на каком-то неясном
деизме, эстетическом и свободном, на котором я успокоился недолго позднее, я в то время ещё не мог.
Ведь уже сам дух петровских преобразований обусловливал отказ от церковной авторитарности мышления, определённое размежевание философии и теологии, адаптацию принципа «двойственности истины»99, более или менее рафинированного
деизма, с сопутствующим им всем отказом от экстремистских вариантов христианоцентризма.
Позитивизм, в свою очередь, способствовал формированию
деизма – «усечённого» варианта религиозного мировосприятия.
Незаметно
деизм трансформируется в атеизм.
Новое экономическое учение воздействовало на умы современников не столько в качестве научной дисциплины, сколько в качестве модного мировоззрения, своеобразной сельскохозяйственной версии
деизма.
Природные явления нужно изучать в их исторической эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь
деизмом и поклонением авторитетам.
Что же касается
деизма и агностицизма, то эти две философские системы несовместимы друг с другом.
Последователи
деизма считают, что священные писания, по современным меркам, довольно противоречивы и спорны.
Тогда всё разнообразие этических религий современности уступит место
деизму метафизики интеллекта, и соответственно снимет конфликты, которые не затухают много веков, со времён возникновения незрелого расколотого интеллекта.
Что и неудивительно – задолго до атеизма в европейской культуре широко распространился
деизм, который и является сущностной предпосылкой эволюционизма.
И этот шаг –
деизм просветителей 18 века…
Но хочется разобраться как следует: не продвинулись ли хотя бы некоторые из «основателей» далее
деизма.
Поскольку в
деизме бог мыслится как мастер при машине, постольку в эпоху абсолютизма суверен моделировался по теологическому образцу.
Основная критика традиционных религий со стороны
деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме.
Ещё более серьёзным последствием
деизма была потеря веры.
Вокруг этого общественного вероучения – своего рода морального
деизма, подкреплённого патриотическими убеждениями и чувствами, – государство должно создать церемонии и ритуалы, порождающие прочные узы гражданской любви, связанные с долгом по отношению к другим гражданам и к стране в целом.
Протестантизм через пантеизм и
деизм логично пришёл к атеизму…
Таким образом,
деизм мало чем отличается от атеизма.
Очевидно, что к одному из таковых следует отнести предпосылки
деизма, причём в форме, наиболее не приемлющей христианство.
Религиозная мысль приходит к “lex perpetua primae institutionis” (“вечному закону первого установления”), к
деизму уже со стороны философских соображений…
Русский же материализм проявляется в колоссальной восприимчивости к европейскому
деизму, атеизму и материализму XVIII и XIX вв.
Не случайно, что либеральные теоретики (Руссо, Локк, Кант, Вольтер, Монтескьё) максимум провозглашали
деизм, на дух не перенося любые проявления теизма и панентеизма.
Деизм проникает во всё более широкие круги, становясь фактической религией масонских лож.
Английский
деизм и французский материализм подвергали религию жёсткой, нелицеприятной критике и требовали ограничения её влияния на общество.
И действительно, эта отвлечённая, путём логического отрицания достигнутая религия – называется ли она рациональной, естественной религией, чистым
деизмом или как-нибудь иначе – всегда служит для последовательных умов лишь переходом к совершенному атеизму; останавливаются же на ней лишь умы поверхностные, характеры слабые и неискренние.
Далее, в
деизме считается, что для развития и поддержания бытия мира совершенно достаточно его собственных сил и действующих в нём законов, установленных однажды и навсегда.
Сомнение, однако, появляется у него только как точка перехода, сначала к тому, что он сам называл
деизмом в противовес теизму, и, наконец, к решительному атеизму и материализму.
Она заключается в разоблачении сущности
деизма, являющегося ничем иным, как шагом к атеизму.
Внутри
деизма существует много философских направлений.