Русалки – это позднее воплощение
анимистического верования в упырей и берегинь, они в чём-то сродни греческим нимфам – хранительницам рощей, рек и ручьёв.
Эти верования объясняются
анимистическими представлениями первобытного человека.
Об одном таком своеобразном индивидуальном мировоззрении, напоминающем
анимистические взгляды первобытных людей, и будет сейчас идти речь.
Анимистический этап представлений по сути является религией в эпоху матриархата, а поклонение родящему началу, связанному с образом женщины, составляет доязыческий вариант религии.
Мир виделся им совсем иначе, чем нам сегодня, и они стремились описать его, как только могли, при помощи унаследованного от предшественников набора
анимистических, виталистических и механистических теорий.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мозаический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обычно говорят, что они придерживаются
анимистических или племенных верований – термины (как подтвердит вам любой антрополог), абсолютно ничего не значащие.
Они могли быть «преемниками» более древних богов или простыми
анимистическими духами, посещавшими эти поляны с того момента, как люди впервые поселились на них.
Эта вера в способность растений к перевоплощению восходит к древним
анимистическим представлениям и вере в оборотней.
Одушевление природы лежит в основе
анимистического мировоззрения.
В отличие от туземных
анимистических религий, которые считались дикими, ислам рассматривали как цивилизованное вероисповедание, управляемое определённым набором правил, норм и догм, которые можно изучать и использовать.
На заре развития человеческого сознания, в каменном веке, вероятно, господствовало
анимистическое мышление.
На наш взгляд, это мировоззрение, присущее отдельным народам, которое основано на анимизме – вере в духов и в души, возникшее на определённом этапе развития
анимистических верований.
Поначалу они, похоже, думали о принесении им жертв не больше, чем принято на
анимистической стадии религии многими примитивными народами, которые не соединяют религиозные мысли с великими космическими явлениями.
Как видно из легенд отдалённых друг от друга народов, не связанных культурными взаимоотношениями и конфликтами,
анимистическими обществами принято одушевлять окружающую природу.
Вы увидите, что на протяжении большей части человеческой истории оборотни считались важными духовными сущностями, аспектами изначальной
анимистической магии, преображения и пробуждения силы своей животной природы.
В неё входит обширная коллекция
анимистических практик, которые люди использовали с тех пор, как начали изображать перевоплощение в наскальных рисунках.
Для того времени, как и у других народов мира, были характерны
анимистический культ духов природы и культ предков.
Тем не менее, одно дело
анимистические воззрения, и другое – те, что возникли, укрепились и распространились вместе с появлением цивилизации.
Сакральное
анимистической эпохи отличается от сакрального периода упадка родового строя и тем более от священного исторических религий.
Есть и
анимистическая теория: в её основе лежит убеждение, что каждое растение не только испускает особые энергетические волны, но и обладает индивидуальным сознанием, и их дух приводит в действие заклинания.
В нём есть шаманистические и
анимистические элементы.
Он глубоко проник в характер мифопоэтического сказа и могучую духовную энергию народного предания, в суть
анимистической символики природы в миропредставлении славяно-русов, постиг смыслоценности бытия дружинного рыцарства, ощутил накал патриотических чувств создателей эпоса и осознал значимость творческого воскрешения древних песен для нового единения россиян, запутавшихся в хаосе разлада последнего десятилетия минувшего века.
По мере накопления информации происходит качественный скачок, в ходе которого примитивные
анимистические верования превращаются в религию, представляющую новый этап развития общественного сознания.
Возможно, что изначально альвы и дверги представляли собой обычных духов умерших родственников и уже при становлении пантеизма являлись пережитками
анимистических верований.
Никобарцы суеверны, верят в духов, имеют
анимистические представления, но не имеют своей религии.
След
анимистического взгляда на природу – тотем волка остался на знамёнах государства.
Известны также
анимистическая гипотеза, согласно которой религия родилась из сновидений, галлюцинаций и пр., и социальная гипотеза, по которой религия родилась из стремления дать сакральное объяснение и оправдание сложным социальным отношениям между людьми и др. [см. об этом: 594].
Функционирование буддийских институтов регламентировалось имперским политико-правовым укладом: народы, исповедовавшие буддизм, квалифицировались самодержавной политической властью как подданные империи – инородцы буддийского вероисповедания, а приверженцы
анимистических культов – как язычники.
Подобные
анимистические представления и вера в магию, которые, собственно, и заложили базис для образования религии, сейчас присущи всем мировым религиям, а значит, анимизм и магия оставались и всё ещё остаются активными составляющими религиозного сознания.
Между «душой» и «духом» проводится различие: душа представляется
анимистическому воображению связанной с каким-нибудь отдельным телом или явлением, духу же приписывается самостоятельное, не связанное с отдельными предметами существование, хотя дух, согласно данным представлениям, может временно вселяться в какое-либо тело или вещь.
Бок о бок с буддизмом в этих регионах существовали архаические
анимистические культы.
Шаман сталкивался с явлениями природы, которые не мог объяснить, и чем комфортнее становились его существование и быт, чем больше времени оставалось на вопросы о духовном опыте, тем более широкой и наполненной становилась
анимистическая культура.
Если рассматривать вытеснение влечений как мерило достигнутого культурного уровня, то приходится согласиться, что и в период господства
анимистической системы имели место успехи и прогресс, которые совершенно несправедливо недооцениваются благодаря их суеверной мотивировке.
На ступени
анимистического образа мыслей ещё нет возможности объективно доказать истинное положение вещей, но, несомненно, такая возможность появляется на более поздних ступенях, когда ещё совершаются все подобные процедуры, но уже становится возможным психический феномен сомнения как выражения склонности к вытеснению.
Мы разделяли абсолютно
анимистическое убеждение, что наши мягкие игрушки устраивают пикники, стоит нам выйти из комнаты, посиделки с воздушными шариками, ленточками, песнями и даже карнавалами.
В годы британской колонизации среди ва активно действовали христианские миссионеры, но большинство ва, несмотря на христианское и буддийское влияние, сохраняют приверженность традиционным
анимистическим верованиям.
Вот это избирательное сродство душ российского офицера, немного педанта, но мечтателя и анархиста в душе и почти первобытного охотника с
анимистическим миросозерцанием и редкой душевной деликатностью, их мужская дружба в огромной и бесчеловечной, как океан, тайге и есть тот гвоздик, на котором мировые весы замирают на миг в равновесии и гармонии.
О том, насколько другие наблюдения и опыт участвовали в образовании основных
анимистических учений, таких как, например, сновидения, теней, зеркальных отражений и т. п., имели место очень оживлённые дискуссии, не приведшие, однако, к определённому заключению.
Нам нетрудно будет понять, что магия является первоначальной и более значительной частью
анимистической техники, потому что среди средств, с помощью которых нужно обращаться с духами, имеются также и магические.
При господстве
анимистической системы не может быть иначе, как только так, чтобы всякое предписание и всякое действие имело систематическое основание, называемое нами теперь «суеверным».
Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются
анимистические, религиозные взгляды.
Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как
анимистического феномена.
Едва ли существует значительная философская идея, которую нельзя было бы соотнести с соответствующим опытом, замыслом или указанием этих древних писаний, – а между тем, по мнению некоторых, всё это – лишь досужие умствования, за которыми не стоит ничего, кроме грубого, варварского, натуралистического и
анимистического невежества.
Именно в их лице изначально начинают формироваться институты государственной власти наряду с институциональным оформлением мест захоронений (в последующем – капищ, святилищ, храмов, церкви), явившихся продолжением и развитием раннерелигиозных
анимистических, фетишистских, магических, тотемистических и иных верований.
Обычно они полагают, что возникновение мистического мировоззрения в самом широком смысле слова связано с оформлением
анимистических, мифологических, а затем религиозных представлений у древнего человека.