Фильм

  • Фильм (англ. film — плёнка), а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства. В технологическом плане фильм представляет собой совокупность движущихся изображений (монтажных кадров), связанных единым сюжетом. Каждый монтажный кадр состоит из последовательности фотографических или цифровых неподвижных изображений (кадриков), на которых зафиксированы отдельные фазы движения. Фильм, как правило, имеет звуковое сопровождение.

    В начале XX века в России принято было говорить «фи́льма» (в женском роде), и, кроме привычного нам значения, это слово относилось к киноплёнке.

    Область человеческой деятельности, связанная с созданием и воспроизведением фильмов, называется кинематографом. Кинематограф включает в себя область применения фильма как одного из направлений искусства (киноискусство), (кинотехнику), а также киноиндустрию. Фильмы создаются путём записи движущихся изображений окружающего мира с помощью киносъёмочных аппаратов или цифровых кинокамер, а также производятся из отдельных изображений с использованием мультипликации или спецэффектов.

    Просмотр фильмов является частью современной культуры. Герои популярных фильмов и актёры, их играющие, зачастую становятся знаменитыми, а их образы узнаваемыми. Специально для массового просмотра фильмов строят кинотеатры. Обычно продолжительность фильма составляет 90—120 минут (1,5—2 часа). В домашних условиях для просмотра фильмов традиционно используется телевизор с подключенным к нему видеопроигрывателем, в последнее время все чаще для этих целей служит персональный компьютер, смартфон и другие электронные устройства воспроизведения видео.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Сте́реокинемато́граф — разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения, или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека и оптический эффект параллакса.
Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне...
Кинопроизводство — процесс создания кинофильмов от первоначального замысла до непосредственного показа готового продукта аудитории в кинотеатрах, посредством телевидения или Интернета.
Немой кинематограф, Немое кино — разновидность кинематографа, не имеющая звукового сопровождения. С момента изобретения кинотехнологии и вплоть до появления звукового кино немые фильмы были единственной разновидностью кинофильмов. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении оркестра или одиночного тапёра.
Панскани́рование (англ. Pan & Scan) — один из двух способов согласования широкоэкранного кадра с классическим. Используется при переводе широкоэкранных кинофильмов в кинематографические системы с академическим соотношением сторон экрана 1,37:1, а также при демонстрации по телевидению стандартной четкости с обычным экраном 4:3. Пансканирование предусматривает обрезку исходного изображения фильма по горизонтали при печати фильмокопий и телекинопроекции, в результате которой оставшаяся его часть заполняет...

Упоминания в литературе

В XXI в. компьютерные технологии являются одним из обычных элементов кинопроизводства, а возникающие на их основе визуальные спецэффекты – признаком современного экранного языка, во многом изменившего традиционную киноэстетику. А ведь на памяти ныне живущего поколения, в 60-80-е гг. XX в., компьютер выступал в фильмах С. Кубрика («Космическая Одиссея 2001 года»), П. Хайамса («2010») и других как враждебная человеку сила, и лишь в 90-е гг. начался процесс его «приручения» («Газонокосильщик» Б. Леонарда, «Сеть» И. Уинклера). С 1973 г. – времени появления первого фильма с цифровой обработкой изображения («Мир дальнего Запада» М. Крайтона, в котором показывалось инфракрасное поле зрения робота), – компьютерная графика, цифровое видео, многоканальные звуковые технологии прошли долгий путь развития[9]. Его значимой вехой стало появление виртуального монтажа, компьютерных спецэффектов, морфинга (способа превращения одного объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации, что лишает форму классической определенности), композитинга (процесса соединения нескольких изображений в одном окончательном), плавающей раскадровки, motion capture (захвата движения) и др. Возникла возможность создания новых фантазийных персонажей, трансформации объектов, изменения фона, «зачистки» изображения от ненужных деталей (временем прихода компьютерной графики в Голливуд считается 1982 г., когда появился триллер «Трон» С. Лисбергера, живописующий приключения героя в недрах гигантского компьютера; в России компьютерная графика была впервые применена в 1994 г. в фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем» в эпизоде с шаровой молнией, влетающей в дом). Новые приемы, как это нередко бывает в технических искусствах, поначалу использовались в качестве эффектного трюка, аттракциона в массовых жанрах и лишь постепенно обрели собственно художественную значимость.
После того как все объекты созданы и расположены на предназначенных для них местах, можно назначать им текстуры и работать над освещением сцены. Для отображения сцены применяются камеры различных типов (рис. 1.4). Виртуальная камера транслирует сцену в соответствии с указанными пользователем параметрами. Можно управлять, например, такой характеристикой, как глубина резкости (см. главу 3), когда в фокус камеры попадает определенная область или объект, а остальная часть сцены размыта. В итоге сцена становится похожа на фотографию, сделанную реальной камерой. Ключевым моментом возможностей трехмерных редакторов является анимация, или оживление неподвижного изображения. С ее помощью создаются спецэффекты для кино, рекламы и, конечно, полнометражные фильмы.
В версии ’09 было шесть готовых тем для фильмов; в версии ’11 их стало гораздо больше. В частности, появились форматы роликов для домашних фильмов с грандиозным симфоническим музыкальным сопровождением. Еще одно новшество – два режима для быстрой подготовки спортивных фильмов. Выбирая одну из тем Movie Trailer (Анонс фильма), например боевик (Action), приключения (Adventure), черный юмор (Noir) или хит (Blockbuster), я увидел три вкладки профессионального студийного вида: Outline (и желтый блокнот с рукописным шрифтом), Storyboard (иллюстрированный сценарий фильма) и Shot list (монтажный лист). Именно на двух последних вкладках происходит волшебное превращение: на них показаны миниатюрные изображения типов клипов, необходимые для подготовки ролика, – действие, групповой план, крупный план и т. д. Продолжительность клипов изменить нельзя, поскольку они синхронизируются с фоновой музыкой. Результат – киноролик высокой четкости, безупречно согласованный с потрясающим музыкальным сопровождением.
Естественно, что в каждом виде кинематографа и в каждом конкретном фильме специфика творчества оператора, работающего над космической темой, проявляется по-разному… Однако наиболее существенные её особенности оказываются одинаковыми для самых разных фильмов, для работы операторов, обладающих различной творческой манерой и ставящих перед собой различные изобразительно-выразительные задачи. Так, например, принципы съёмки стартующей ракеты, разработанные советскими операторами научно-популярного кино, во многом оказались общими с методами аналогичных съёмок, применяемыми американскими операторами, хотя они и были найдены независимо друг от друга. Эти же принципы с успехом были использованы операторами ряда документальных фильмов, а затем в фильме – «Укрощение огня»[14], где впервые в художественном кино были сняты реальные объекты космонавтики. Операторы телевидения, ведущие эфирные передачи с космодрома, также эффективно начали применять данный принцип.
Магнитофонная запись звука позволила широко использовать реальные звучания и документальную речь. Этим воспользовались не только кинематографисты, но и радиорепортёры, этнографы, журналисты, социологи. Однако существенным барьером при документальной съёмке оставался шум работы самой камеры, который попадал на магнитную плёнку и снижал качество записи. Поэтому сразу же начались целеустремленные работы по созданию бесшумных камер, которые могли бы предоставить документалистам свободу при съёмке спонтанного жизненного потока. Одной из первых стала камера «Кутан», сконструированная при активном участии Ж. Руша инженером А. Кутаном и применённая при съёмке ленты «Хроника одного лета». Комплект установки (камера-магнитофон-батарея) весил около 9 килограмм и мог обслуживаться двумя людьми. Первые бесшумные камеры были предназначены для съёмки на 16-мм плёнке и в течение ряда лет использовались на телевидении и при съёмках этнографических лент, энтузиастом которых был руководитель отдела этнографических фильмов Музея человека Ж. Руш. Некоторые из них переводились на 35-мм плёнку и демонстрировались в коммерческом прокате.

Связанные понятия (продолжение)

Комбинированная съёмка, кинотрю́к — совокупность технологий кинематографа, в результате которых на экране получается изображение, не существовавшее в действительности, но для зрителей не отличающееся от снятого в павильоне или на натуре. В советском кинематографе термин «комбинированная съёмка» обозначал возможность комбинировать в одном кадре несколько изображений, снятых независимо друг от друга. В иностранных источниках эти технологии относятся к общей категории спецэффектов.
Не следует путать с Широкоэкранный кинематографШирокоформатное кино — разновидность кинематографических систем, в основе которых лежит использование киноплёнки с шириной, превосходящей стандартную 35-мм. Широкоформатные киносистемы отличаются большой площадью кадра, не требующего сильного увеличения и позволяющего получать высококачественное изображение на больших экранах, превосходящих по размерам экран форматов с анаморфированием. Угловой размер изображения для зрителей при этом достигает...

Подробнее: Широкоформатное кино
Звуково́й кинемато́граф, звуково́е кино́ — разновидность кинематографа, в которой, в отличие от «немого», изображение сопровождается записанным звуком (речью, музыкой, шумами и звуковыми эффектами). Первый известный публичный показ звукового фильма состоялся в Париже в 1900 году, но коммерческий успех к звуковому кино пришёл лишь через три десятилетия. Главными проблемами реализации технологии оставались ненадёжная синхронизация раздельных носителей изображения и звука, а также низкая громкость и...
Широкоформатная система НИКФИ — широкоформатная кинематографическая система, основанная на использовании поперечного кадра на перфорированной киноплёнке шириной 70 мм и сферических (аксиально-симметричных) объективов. Эта система была известна в мире под названием Sovscope-70 и использовалась в СССР и странах социалистического блока, в том числе под названием DEFA-70.
Фонофильм Фореста, Фонофильм (англ. Phonofilm) — одна из первых систем звукового кино с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология, разработанная Ли де Форестом в начале 1920-х годов, обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Стандарт не получил распространения из-за низкого качества звука, но стал основой для последующих систем. Совмещённые фильмокопии с фонограммой «Фонофильм» не поддерживаются...
Кинетоско́п (англ. Kinetoscope, от греческого «кинетос» — движущийся и «скопео» — смотреть) — ранняя технология кинематографа для показа движущегося изображения, изобретённая в 1888 году Томасом Эдисоном. В отличие от современного кинопроектора, кинетоскоп не давал возможности коллективного просмотра на экране, а был предназначен для индивидуального зрителя, наблюдавшего изображение через окуляр.
Виставижн, Виста Вижн (англ. VistaVision, Vistavision Motion Picture High-Fidelity) — широкоэкранная кинематографическая система, использующая для съёмки стандартную 35-мм киноплёнку, движущуюся в киносъёмочном аппарате горизонтально, и сферическую (аксиально-симметричную) оптику. Продольное расположение кадра большой площади позволяет получать изображение высокого качества.
Экра́нное каше́ — технология согласования соотношения сторон экрана, не требующая обрезки исходного изображения. Получила распространение при демонстрации кинофильмов по телевидению и мастеринге видеодисков. При такой технологии передаваемый кинокадр автоматически достраивается чёрными каше до телевизионного, принятого в соответствующем вещательном стандарте.
Систе́ма кинемато́графа, Кинематографи́ческая систе́ма — совокупность технических характеристик, заложенных в оборудование для производства и демонстрации кинофильма, определяющие тип применяемого носителя, соотношение сторон изображения на экране и его фотографическое качество, а также тип и характеристики совмещённой фонограммы. Часто эта же совокупность технических параметров называется «кинематографическим форматом».
Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение» ← multi «много») — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Колоризация — преобразование монохромного (чёрно-белого) кинематографического или фотоизображения в цветное. Колоризация считается разновидностью цветного кинематографа или фотографии и применялась до изобретения этих технологий. В настоящее время колоризация находит применение при реставрации кинофильмов для их улучшения.
Todd-AO — широкоформатная кинематографическая система, основанная на использовании поперечного кадра негатива на перфорированной киноплёнке шириной 65-мм и сферических (аксиально-симметричных) объективов. Фильмокопии этого формата печатались на 70-мм киноплёнке с таким же расположением кадра. Первая в мире коммерчески успешная широкоформатная киносистема, ставшая основой для большинства остальных, в том числе советской НИКФИ.

Подробнее: Тодд-АО
Синерама (англ. Cinerama, образовано от Cinema и Panorama) — панорамная кинематографическая система, разработанная в 1952 году в США. Её авторы — Фред Уоллер и группа технических специалистов.
Внутрикадровый монтаж (фр. montage) видео- или аудиоматериала — принцип построения одного монтажного кадра (или отрезка фонограммы), предусматривающий, в отличие от межкадрового монтажа, такое соединение его элементов, когда действие разворачивается в пределах одного плана и не требует дополнительных склеек. Представляет собой разные приемы, которыми пользуется кинооператор в течение одного кадра: «переход фокуса», «панорама», «наезд», «отъезд», «движение камеры». Считается, что внутрикадровый монтаж...
Мутоскоп (англ. Mutoscope) — ранняя технология кинематографа, получившая успех в виде торговых автоматов для просмотра коротких движущихся кинороликов. Устройство изобретено бывшим помощником Эдисона и создателем «Кинетофона» Уильямом Диксоном, но патент получен 21 ноября 1894 года на имя соавтора Германа Каслера из-за сложных отношений Диксона с бывшими работодателями. Как и «Кинетоскоп», мутоскоп не предполагал проекции изображения на экран, позволяя просматривать картинки через окуляр единственному...
Синемато́граф (фр. Cinématographe от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать; то есть «записывающий движение», изначально «Проекционный кинетоскоп» фр. Kinétoscope de projection) — аппарат для записи и воспроизведения движущегося изображения, созданный братьями Люмьер. 13 февраля 1895 года ими получен патент под номером 245032 на «аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений». Устройство представляет собой универсальный проекционный, съёмочный...

Подробнее: Кинематограф (аппарат)
Съёмка — процесс создания кинематографического изображения на киноплёнке или цифровом носителе. Киносъёмка является важнейшим этапом кинопроизводства, который может длиться несколько месяцев и быть самым дорогостоящим. Поэтому он требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода. Правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана позволяют сократить съёмочный период до минимума. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности...
Скры́тое кашети́рование (англ. Open matte) — способ съёмки широкоэкранных фильмов, при котором на киноплёнке экспонируется кадр большей высоты, чем используется для конечного изображения на экране. При этом границы кадра, предназначенного к печати на фильмокопии, обозначаются специальными рисками в видоискателе киносъёмочного аппарата, отображающем полный кадр.
16-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 15,95±0,025 миллиметра с одним или двумя рядами перфорации. Получила широкое распространение в современном кинопроизводстве с небольшими бюджетами.
Часть фи́льма — отрывок фильма, демонстрируемый без перезарядки кинопроекционного аппарата.
Мувитон (англ. Movietone) — одна из первых систем звукового кинематографа с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Дорожка переменной плотности фильмокопий стандарта «Мувитон» пригодна для воспроизведения любым современным кинопроектором, поскольку совпадают как частота проекции, так и смещение дорожки относительно изображения.
Соотноше́ние сторо́н экра́на или Отноше́ние ширины́ ка́дра к высоте́ (также форматное соотношение, англ. aspect ratio) — понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея. В кинематографе применяется обозначение соотношения сторон экрана, отличное...
Люби́тельское кино́, кинолюби́тельство — хобби или один из видов самодеятельного творчества с применением методов и средств кинематографа.
8-мм киноплёнка, 8-миллиметровая киноплёнка — киноплёнка шириной 7,975±0,03 миллиметров с односторонней перфорацией, выпускаемая как в одинарном, так и в двойном исполнении 2×8. Самая узкая из всех существующих киноплёнок, разработанная для любительского кино. Фильмокопии на ней принято называть мелкоформатными.
Многокамерная съёмка (англ. multiple-camera setup, multiple-camera mode of production, multicam) — метод съёмки в кинематографе и на телевидении, основанный на одновременной съёмке одной и той же сцены несколькими киносъёмочными аппаратами или видеокамерами. В результате получается две или несколько записей изображения с разных точек и с разной крупностью плана, полученных одновременно. При монтаже сцены используются наиболее выразительные части отснятого каждой камерой материала. Фрагменты плёнок...
Вайтафон, Витафон (англ. Vitaphone) — первая массовая система звукового кино, основанная на раздельной записи и воспроизведении звука и изображения. Технология не предусматривала изготовления совмещённой фонограммы на фильмокопии. Вместо этого звуковое сопровождение фильма записывалось на граммофонную пластинку, которая воспроизводилась проигрывателем, синхронизированным с кинопроектором общим приводом. Для грампластинок диаметром 16 дюймов (40,64 сантиметра) впервые использовалась скорость...
Триэргон (нем. Tri-Ergon) — первая система звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на киноплёнку, запатентованная в 1919 году тремя немецкими изобретателями Йозефом Энгелем, Гансом Фохтом и Йозефом Массолем. Название составлено из двух греческих слов и буквально означает «Работа трёх». Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Первая демонстрация состоялась во время премьеры...
Ли-Тёрнер колор — старейшая технология цветного кино, созданная Эдвардом Рэймондом Тёрнером. А также кинокомпания,существовавшая с 1898 по 1905 года.
История кинематографа начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года, когда на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа.
Цифрово́е кино́ (цифровой кинематограф; англ. Digital Cinema) — современная технология кинематографа, основанная на использовании цифровых форм производства и распространения кинофильмов без использования киноплёнки. Фильмы демонстрируются с жёстких и оптических дисков при помощи цифрового кинопроектора вместо обычного. Цифровой кинематограф не использует технологии телевидения высокой чёткости и не имеет ничего общего со стандартами сжатия видео высокой чёткости. В цифровом кино используются свои...
«Широкий экран», Широкоэкранный формат фильма — советская широкоэкранная кинематографическая система с анаморфированием, известная за рубежом, как SovScope. Советский широкоэкранный формат предусматривал использование стандартной 35-мм киноплёнки и стандартной частоты съёмки и проекции 24 кадра в секунду, применявшихся также для фильмов с «классическим» соотношением сторон кадра. Все фильмокопии, изготовленные на 35-мм плёнке делились на «широкоэкранные», «кашетированные» и «обычного формата», о...
Монта́ж медиаконте́нта — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно цельное произведение. Аналогичная переработка видеозаписей на телевидении называется словом «видеомонта́ж», однако во всех отраслях медиа общепринят более короткий термин монта́ж (фр. montage). Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию...
Техниколор (англ. Technicolor) — технология получения цветного кинематографического или фотографического изображения, изобретённая в 1917 году Гербертом Калмусом и Дэниэлом Комстоком (англ. Herbert Kalmus, Daniel Comstock). Ранний виражный процесс заключался в тонировании черно-белых диапозитивов в красный и зелёный цвета с их последующим склеиванием, что позволяло получить цветное изображение. В дальнейшем эта примитивная техника трансформировалась в распространённую технологию печати высококачественных...
Кашети́рование, каши́рование, кашети́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем, использующих стандартную 35-мм кинопленку и сферические (аксиально-симметричные) объективы, при этом располагая изображение на поперечном кадре меньшей, чем у классического формата, высоты. При кинопроекции кашетированного фильма также используется сферический объектив с фокусным расстоянием, меньшим, чем для фильма классического формата, чтобы получить на более широком экране изображение...
Кинонегати́в — негативная киноплёнка, предназначенная для получения негативного кинематографического изображения, которое используется для последующей печати фильмокопий или контратипов. Термин также используется для названия получаемого на негативной киноплёнке негатива фильма.
Кру́пный план — понятие в кинематографе и на телевидении, обозначающее расположение камеры, при котором большую часть кадра занимает лицо человека или, реже, предмет. В фотографии крупному плану чаще всего соответствует понятие «портрет». Ещё более крупное изображение части лица или небольшого предмета называется «деталь». Крупность, при которой в кадре видны только глаза актёра, иногда называется итальянский план, из-за своей популярности в спагетти-вестернах.
Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к неподвижным изображениям. В то же время, в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на...
Кинопанорама — советская панорамная кинематографическая система, использовавшая для съёмки и проекции изображения три 35-мм киноплёнки. Разработана в московском Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) на основе американской системы «Cinerama» под руководством Евсея Голдовского и введена в эксплуатацию в 1957 году. Первоначальное название «Панорама» через год было заменено на более информативное. В странах, где демонстрировались советские фильмы, снятые по этой системе (Куба, Греция, Норвегия...
Видеоа́рт — направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники.

Подробнее: Видео-арт
35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные...
Диафи́льм — разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая использовалась в образовательных и развлекательных целях до конца XX века, когда была вытеснена фильмами на видеокассетах, а позднее на DVD. Диафильмы были дешёвой альтернативой узкоплёночных кинопроекторов, требующих специальных навыков и дорогих в обслуживании. В СССР были особенно популярны в детских дошкольных учреждениях, некоторые из которых до сих пор заменяют чтение вслух показом диафильмов.
Панора́мный кинемато́граф, Синера́мное кино́ — кинематографические системы, основанные на разделении изображения на несколько частей, каждая из которых снимается своим объективом на отдельную киноплёнку Характерной особенностью панорамного кино был большой горизонтальный угол поля зрения кинокамеры и сильно изогнутый цилиндрический экран с таким же углом обзора, превышающим поле зрения человека.
Обы́чный форма́т, классический формат, академический кадр — кинематографическая система использующая стандартную перфорированную 35-мм киноплёнку с классическим соотношением сторон 1,37:1 получаемого на экране изображения и одноканальной оптической фонограммой (или пространством для неё) между изображением и перфорацией, с одной стороны. Обычный формат для съёмки и демонстрации кинофильма использует сферическую (аксиально-симметричную) оптику и стандартную частоту 24 кадра в секунду.
Съёмка с экрана, пересъёмка — процесс копирования кинематографического, телевизионного, реже фотографического изображения, осуществляемый одновременно с показом кинофильма.
Универса́льный форма́т ка́дра, УФК — производственная кинематографическая система на 35-мм киноплёнке, разработанная в СССР в 1967 году для съёмки кинофильмов. Особенность формата заключается в том, что изображение занимает всю ширину киноплёнки между перфорациями. При этом исходный кадр негатива никогда не используется полностью, а является основой при печати фильмокопий в других общепринятых прокатных форматах. УФК близок к зарубежной системе «Супер-35», но имеет несколько принципиальных отличий...

Упоминания в литературе (продолжение)

Почти не попадает на зарубежные экраны продукция так называемого «дзисю сэйсаку эйга». Это что-то вроде «самодельных» фильмов, которые продюсируют, финансируют и прокатывают (по преимуществу в некоммерческих учреждениях) сами режиссёры, работающие за рамками киноиндустрии. Сюда входят студенческие работы, политические документальные ленты, экспериментальные проекты. Это не совсем то же самое, что «независимое» кино, которым в Японии обозначается всякий фильм, снятый вне главных студий. Достаточно часто «независимые» фильмы финансируются по сложной схеме усилиями кино- теле- и продюсерских компаний. Во многих случаях используется система предварительной продажи фильма для показа по телевидению или видео, так что в полном смысле слова назвать их «независимыми» нельзя.
Хичкок руководствовался схожими соображениями, когда использовал для построения кадра реквизит увеличенного размера, но в целом в истории кино и телевидения было лишь несколько примеров практического применения этого метода. В середине 1940-х гг. Студия Артура Рэнка в Лондоне недолгое время пыталась взять на вооружение придуманный Дэвидом Ронсли метод съемки, известный как «независимый кадр»: все планы выстроили заранее (как в раскадровке Disney) и декорации для каждого из них установили на трибуну, так что их можно было снимать в стиле поточного производства (с использованием элементов рирпроекции). Однако эта система была создана для того, чтобы сократить съемочное время и затраты на фильм, а не с целью сделать возможными «живые» постановки. По данной методике было снято всего несколько фильмов. Однажды я отловил Ричарда Аттенборо и попросил его поделиться воспоминаниями о работе над картиной, поставленной по системе «независимого кадра», в которой он появился, будучи еще совсем молодым актером. И Аттенборо рассказал мне, что в заранее выстроенном кадре актеры чувствовали себя очень зажато, из-за чего от этого метода впоследствии и отказались; однако те функциональные трибуны еще долго оставались полезным инструментом на Pinewood Studios.
Российский кинематограф в этой части работы над фильмом значительно отстает. И дело не в отсутствии аппаратуры и специалистов высокого класса – у нас есть и то и другое. Дело в установке на озвучание со стороны продюсеров отечественных фильмов как на менее хлопотный и более дешевый вариант записи звука. Это происходит во многом потому, что наш зритель, включая и кинематографистов, отвечающих за качество своей продукции, практически «отрезан» от оригинальной фонограммы зарубежных фильмов: он видит их дублированными или с наложением закадрового голоса.
Определение анимации как вида кино не вызывает сомнения, если рассматривать такую её форму, как фильм. Однако, появление новых форм и видов анимации, да и некоторые из давно существующих – рекламный ролик, клип или ТВ-заставка – не вписываются в классическое определение фильма как совокупности фотографических изображений, последовательно расположенных на плёнке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране. Обычно подобные феномены анимации классифицируются либо с позиций технологии, либо используют термины, заимствованные из других видов искусств. Некоторые современные формы и виды анимации вообще не классифицированы, часто их определяют как мультимедийные произведения, сетевые или дигитальные проекты, но ни одно из них не является точным и исчерпывающим.
Чтобы использовать клипы при монтаже, необходимо поместить (импортировать) их в окно Project (Проект) (см. разд. 6.1). После завершения монтажа фильма его следует экспортировать во внешний медиа – файл, т. е. записать файл на диск компьютера. Фильм создается с установками, которые вы определяете предварительно (например, частота кадров, качество сжатия и т. д.). При этом клипы могут иметь существенно другие установки (например, размер кадра или качество звука). Поэтому в процессе экспорта Premiere совершает сложные математические операции по пересчету программы монтажа над исходными клипами, составленной вами в процессе работы над проектом и записанной в символическом виде в окне Timeline (Монтаж). Время экспорта может быть весьма продолжительным, поскольку приходится пересчитывать каждый пиксел для каждого кадра фильма. Для вас эта работа остается как бы «за кадром».
Внестудийное вещание (производство) предполагает использование многокамерного способа съёмки какого-либо события или мероприятия четырьмя и более камерами. В зависимости от задач количество камер может быть увеличено. Этот способ съёмки позволяет за определенный период времени снять большее количество кадров разной крупности, чем это возможно сделать, снимая событие одной камерой. 15–20 лет назад небольшое количество ПТС в нашей стране ограничивало применение многокамерного способа съёмки. Они использовались в основном на натуре при съёмках парадов Победы, первомайской и ноябрьской демонстраций трудящихся, да небольшого количества спортивных соревнований и театральных постановок, санкционированных высшим руководством. Сегодня многокамерный способ применяется при съёмке практически всех спортивных, музыкальных, торжественных и корпоративных мероприятий. В последнее время этот способ съёмки широко применяется при съёмке игровых фильмов и телевизионных сериалов.
Подлинный переворот произошел в 1995 году с появлением любительской камеры Sony DCR-VX1000. Стоил этот маленький шедевр японской электроники около $2000, весил 1,460 г, работал с крошечными кассетами MiniDV и, тем не менее, давала качество, сопоставимое с профессиональными камкодерами Beta-cam SP. Этой камерой и ее последующими модификациями было снято множество фильмов, имевших успех на международном рынке неигрового кино.
Для кинематографистов видовой спектр такой продукции многие десятилетия оставался практически неизменным – киножурнал, хроникально-документальный и научно-популярный фильм. Телевидение, пребывающее в фазе поиска собственной жанрово-стилевой палитры, в дополнение к классическому новостному сюжету сгенерировало принципиально новые формы документального телевизионного фильма. Примером может служить почти не встречающаяся в неигровом кино до конца 1950-х годов, но вполне органичная для телевидения жанрово-стилевая форма фильма-интервью.
Другой важный компонент нового телефона, усовершенствованная камера, производит противоречивое впечатление. Режим видеокамеры может быть превосходным, если снимать вне помещения при ярком свете. В этом случае можно снять плавное видео с разрешением 640×480 и частотой кадров 30 кадр/с; конечно, яркие участки размыты, но качество изображения лучше, чем у камеры любого телефона, выпускаемого американской компанией, и бесспорно приемлемо для проектов iMovie. При использовании камеры в помещении частота снижается до 15–24 кадр/с; при самом тусклом освещении получаются размытые, прерывистые, нестабильные записи. В камере удачно используется акселерометр, позволяющий правильно ориентировать видео как в портретном, так и ландшафтном режиме, поэтому нет опасности получить видеокадры, повернутые на 90°. Можно выполнять очень простые операции редактирования видео в самом телефоне и публиковать фильмы на сайтах MobileMe или YouTube.
Проанализированные в предыдущем разделе передачи демонстрировали нам использование монтажа в качестве выразительного средства, позволяющего автору интерпретировать реальность в соответствии со своим личным взглядом на мир. Однако клиповый монтаж отнюдь не всегда используется как художественный прием. Во многих телевизионных передачах клиповый монтаж используется как «знак времени», выражающий общее, специфически современное отношение к реальности. Клипы предваряют не только многие сериалы, но и информационные и развлекательные программы. Они могут состоять из ритмично смонтированных документальных кадров или эпизодов фильма, или просто смоделированных компьютером графических изображений и являются своеобразной эмблемой программы. Клиповый монтаж, эксцентричные клиповые сопоставления можно увидеть и в сюжетах информационных и публицистических программ, в рекламе. Он используется создателями мультимедийной продукции, в роликах, размещенных на разнообразных сайтах и в социальных сетях.
Первая модель StarTAC стала мировой знаменитостью, ее показывали несчетное число раз в различных фильмах, ей посвящали множество статей. Вокруг этого аппарата возник культ, как это часто бывает с первым устройством, обогнавшим свое время. Любопытная коллизия возникла на корейском рынке. Здесь StarTAC стал одним из первых мобильных телефонов, когда этой связью пользовались считаные единицы. Копирование ее дизайна местными производителями только подливало масла в огонь, оригинальный StarTAC стал в Южной Корее синонимом успеха и благосостояния. В 2004 году компания Motorola специально для рынка Южной Кореи выпустила StarTAC 2004. У аппарата было две версии – одна обычная, вторая выполненная с использованием драгоценных металлов, в частности клавиатура была сделана из чистого золота. Аппарат пользовался в Корее большим успехом.
Никто не оспаривает той истины, что кинематограф очень во многом складывался под воздействием фотографии. Свойства пластической, изобразительной композиции фотографии и живописи всё чаще просматриваются в ткани фильма. В соотношении предметов на съёмочной площадке, в динамической световой обработке идёт отбор компонентов фотовыразительности применительно к потребностям собственно кинематографического изображения. Принципы организации пространства перед объективом кинокамеры, а затем и технические условия съёмки – всё постепенно осваивается мастерами кино.
В 1909 году французский изобретатель де Пино пытается записать звук прямо на кинопленке тем же способом, с помощью которого звук фиксируется на валике фонографа. Чуть раньше, в 1906 году, Юджин Лост запатентовал в Англии систему фотографической записи звуковых колебаний на кинопленке, обеспечивающую полную синхронизацию звука и изображения. (Но сама звукозапись оставалась некачественной.) Именно это открытие и сделало возможным спустя два десятилетия рождение современного звукового фильма. Параллельно в Германии разрабатывалась оптическая система звука в кино «Три-Эргон» Г. Фогта, Д. Энгля и И. Массоле, в Америке аналогичная аппаратура Ли де Фореста, «говорящая фильма» «Дженерал электрик компани», в Швеции «осциллографическое звуковое кино» Свена Берглунда...
Первые три десятилетия истории звукового кинематографа можно считать периодом освоения основных принципов использования звука в фильме. Известный манифест Сергея Эйзенштейна о «Вертикальном монтаже» подробно разрабатывает понятие «звукового контрапункта» или «асинхронного звука» в фильме. Главными положениями данного подхода можно считать провозглашение значимости звуковой драматургии как важной части реализации аудиовизуальной целостности фильма. Преодоление иллюстративности, звукового дублирования изображения станет на долгие годы одним из важнейших принципов звукорежиссуры. Такие определения как «звукомонтаж», «звуковой крупный план», «акустический пейзаж», «звуковой наплыв», «звуковые символы, метафоры» и т. д прочно войдут в словарь режиссеров середины двадцатого века.
Технология так называемых видеовключений – одна из самых последних виртуальных технологий product placement. Используя многочисленные возможности цифрового видеомонтажа, создатели фильмов прибегают к замене одного продукта РР на другой – в зависимости от страновой специфики. Именно так поступили создатели фильма «Разрушитель», зная о том, что популярная в США сеть закусочных Тасо Bell в Европе неизвестна. Для европейского проката этого фильма бренд Тасо Bell способом компьютерного монтажа заменили на Pizza Hut.
Оптические диски в настоящее время остановились в развитии – появление суперемких носителей в виде Blu-Ray в 2008 году, сопровождавшееся в течение нескольких лет обширной рекламной шумихой, компьютерной индустрией осталось практически незамеченным. И даже в той области, для которой они предназначались – распространение фильмов высокого качества – Blu-Ray отнюдь не стали доминировать, оставшись скорее дорогой игрушкой для счастливых обладателей Sony PlayStation и «навороченных» домашних кинотеатров. А вот старые типы оптических носителей – CD и DVD – уйдут еще нескоро, потому что они идеально приспособлены для централизованного распространения медиаконтента и компьютерных программ. Постепенно уходят они лишь из применений, связанных с многократным использованием для переноса информации, того, для чего когда-то были предназначены дискеты, – флэш-носители оказались для этой цели надежнее, быстрее и удобнее.
Технология трехмерного изображения совершила переворот в сфере мультимедийных развлечений. 3D-блокбастеры собирают рекордную кассу, а старые двумерные фильмы срочно перековываются в трехмерные развлечения. Но 3D-контента все-таки не хватает, шутка ли – переделать все кинематографическое наследие, все великие фильмы? Чтобы решить проблему, Samsung разработала контроллер, обеспечивающий преобразование двумерной картинки в 3D-видеопоток, создавая правдоподобный эффект «объемности». www.samsung.ru
Компьютерная графика в последнее время все чаще применяется во всех областях, связанных с кинематографией, архитектурой, производством рекламной и дизайнерской продукции. Все большее количество фирм, так или иначе связанных с этой деятельностью, наряду с традиционными средствами используют разнообразные компьютерные программы и привлекают к сотрудничеству людей, владеющих ими. Во многих высших учебных заведениях уже введены курсы обучения трехмерной графике и компьютерному черчению. Какова же причина такого повышенного интереса к компьютерной графике и в чем ее основное преимущество перед привычными классическими решениями? Наверное, в том, что она позволяет с потрясающей фотореалистичностью стереть грань между нашей фантазией и ее визуальным воплощением. Теперь не надо строить огромные макеты чудовищ для того, чтобы показать динозавров в фильме «Парк Юрского периода», или лететь на далекие планеты, чтобы поучаствовать в битвах «Звездных войн». Можно увидеть будущий дом или квартиру во всех деталях раньше, чем строители возьмутся за инструменты, и изменить проект или исправить ошибки до того, как дом будет построен. Возможность заглянуть в далекое или близкое будущее – вот, очевидно, главная причина популярности этого сравнительно молодого вида искусства.
Виды, формы функционирования и технологии анимации. Природа анимационного фильма. Понятие пространства, времени и героя в анимационном фильме. От «театров изображений» и оптических игрушек к первым киносеансам. Принципы восприятия и законы построения анимационного изображения, понятие фазы и компоновки при анализе анимационного движения. Эксперименты в области анимации до появления кинематографа. Творчество Э. Рейно и его «Оптический театр».
Более дорогим и сложным вариантом позиционирования кинозала с помощью нового оборудования была установка в зале «Синематюра», оборудования, позволяющего показывать цветные картины. Вот как описывал кинокритик свое впечатление от просмотра цветного фильма: «Это новое изобретение, демонстрирующее кинематографические картинки в красках механическим, особо приспособленным аппаратом, а не раскрашенных при помощи разноцветных красок. Иллюзия получилась полнейшая. Каждый лепесток представлен был в своей натуральной окраске со всеми оттенками»[107].
Этот процесс на Западе и Востоке идет параллельно во времени, но вектор творческого поиска имеет свои принципиальные различия. Начиная с кинематографического опыта Жоржа Мельеса, который в своих фильмах использует (кроме всевозможных монтажных трюков) мастерство иллюзионистов и фокусников, и заканчивая современным сращиванием арсенала трюкового исполнительского мастерства, подчиненного «голливудской» визуализационной эпатажности трюкодемонстрации в кино. Западный кинематограф как был ориентирован на это со времен черно-белого кино, так и продолжает быть верен выбранному направлению до наших дней, совершенствуя его (с применением инновационных компьютерных технологий). Конечно, нельзя утверждать, что эта тенденция присутствует во всех западных кинокартинах без исключения. Но то, что она является одной из приоритетных – совершенно очевидно.
В «Двух бойцах», одном из самых ранних блокадных фильмов, блокадная хроника обрабатывается в несколько приемов и слоев: она становится дробнее, подчиняется скорости закадрового голоса (и текста, бегущего снизу вверх) и служит своего рода нарративным резюме (в терминах Жерара Женетта) блокадной зимы. Хроника здесь монтируется с музыкой и появляющимся на экране текстом, а диегетизацию производят титры («Саша вышел из госпиталя» и т. д.), вовлекающие судьбу персонажей фильма в хроникальный обзор. Некоторые фрагменты монтируются при помощи наплыва, сгущающего время и пространство. С точки зрения функционирования хроникального блокадного словаря наплыв при достаточно быстром темпе может быть связан с легкой узнаваемостью кадров, их достаточной укорененностью в памяти, а потому отсутствием необходимости в более или менее подробном их «проговаривании». Даже на этом раннем этапе архивирования блокады они действуют скорее как знаки архива, а не как одна из его версий, находящихся в процессе становления.
Данная глава особенно важна, так как рассматриваемые в ней элементы интерфейса не просто полезны, а необходимы. В окне Альбома представлены базовые элементы любого проекта: видео– и аудиоклипы, переходы, титры и прочий «строительный материал» для будущего фильма. В области предварительного просмотра в окне Проигрывателя можно контролировать результат, что тоже немаловажно.
Если проанализировать структуру кинохроникальной продукции LUCE с точки зрения тематики представленных в ней сюжетов, то обнаруживается неожиданная закономерность. Например, за один только 1933 год на экраны итальянских кинотеатров было выпущено 61416 метров кинохроники (это примерно 215 новостных выпусков продолжительностью 10 минут). Из них пропагандистские материалы социально-политической тематики составили 20 %, еще 19 % – это фильмы на темы культуры: репортажи о театральных и музыкальных премьерах, музейных экспозициях, выставках и т. д., а остальные 61 % – это сюжеты о гонках на моторных лодках, о популярных в народе австрийских зоопарках, о том, как дети купаются в море и как рабочие проводят уик-энды на лоне природы…
Для молодых, технически оснащенных и ценящих свое время персон телевидение сегодня все больше превращается в производителя и склад-носитель интересующей аудиовизуальной продукции, которую удобнее потреблять вне телевидения и даже телевизора. Фрагмент фильма или программы, увиденный на экране телевизора, как правило, с множественными рекламными перебивками, часто в неудобное для зрителя время – это не более чем анонс, реклама фильма или программы, которые он посмотрит потом, на удобном носителе, в удобное время, в удобном режиме.
Во время просмотра фильмов вы, наверное, обращали внимание на то, что задний план, на фоне которого двигаются герои, как правило, остается неизменным. Дело в том, что примерно 95 % повторяющихся изображений заднего плана могут быть исключены при оцифровке без заметной потери в качестве, при этом значительно снижается объем цифрового потока.
«Магией» кино, по мнению Садуля, первым овладел Ж.Мельес, направивший кинематограф по пути театрализованного зрелища (Люмьеры снимали в основном хронику, заложив основы документального кино). Практически все, что необходимо для создания кинообраза, применил в кино Мельес: кинотрюк, съемка на натуре, съемка в декорациях, комбинированная съемка, переменный монтаж (последовательный был применен Люмьерами). Мельес впервые стал использовать в кино выразительные средства театра: сценарий, актеров, костюмы, грим, придавал также большое значение жесту, мимике. Фильмы Мельеса («Путешествие Гулливера», «Приключения Мюнхгаузена», «Хождение Христа по воде», «Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное» и др.) производили на зрителей в начале XX века такое же «магическое» воздействие, как, к примеру, автомобиль, аэроплан и другие чудеса техники.
К клипам можно применить лишь четыре художественных эффекта: размывание, карандашный стиль, плакатный стиль и порог для цветового эффекта в стиле поп-арт. Кроме того, имеются такие эффекты, как фильтры, с помощью которых отдельные цвета «всплывают» в правильном месте черно-белого изображения, зеркальное отображение, деформации и пикселизация, хотя возможности управлять ими ограниченны. Еще один простой, но очень важный эффект – настройка яркости, который можно применить к любому числу выбранных клипов. Можно добавлять текст в виде титров, заголовков и списков участников в конце фильма. Для этого есть многочисленные стили и виды анимации, в том числе с такими эффектами, как постепенное появление изображения, быстрое появление изображения, растягивание и вращение.
Как и в каждой предшествующей коммуникационной революции (вспомним о потрясениях, вызванных внедрением печатного станка, радио, фильма или телевидения), эпоха коммуникационного изобилия порождает преувеличения, ложные надежды и иллюзии. Томас Карлейль надеялся на то, что печатный станок низвергнет все традиционные иерархии, включая монархии и церкви. «Благодаря шрифту из подвижных литер он первым облегчил работу переписчиков, – писал он, – распустил наемные армии и разжаловал большинство королей и сенатов, создав совершенно новый демократический мир». Или взять другой пример: Д. У. Гриффит предсказывал, что изобретение кинематографа приведет к тому, что школьников «будут практически всему учить посредством кинокартин», и им «уже никогда не понадобится читать историю»[14]. Революции всегда порождают странные фантазии и преувеличенные ожидания. Наша революция – не исключение, по крайней мере так думают умные люди. Однако, если оценивать по скорости, размаху и сложности, новая галактика коммуникационного изобилия не имеет прецедентов. Цифровая интеграция текста, звука и изображения – совершенно новое для истории явление. И то же самое можно сказать о компактности, портативности и доступности широкого спектра коммуникационных устройств, способных обрабатывать, отправлять и получать информацию в легко воспроизводимой форме, в больших количествах, через огромное географическое расстояние, за крайне небольшое время, а иногда и мгновенно.
Однако другая существенная сторона вопроса не дает нам предаваться эйфории в отношении звукозрительных возможностей кинематографа. Вспомним слова английского философа Джорджа Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Кинопроизведение не существует без зрителя. В свою очередь можно сказать, что звук в кино осуществляется, когда он воспринимается зрителем, эстетически переживается им. Когда послание автора через звук находит живой отклик в зрителе. Но сегодня средний возраст наиболее активного кинозрителя неуклонно снижается, приближаясь к подростковому. Режиссер, работающий для этой аудитории, вынужден использовать звук в ограниченном диапазоне его эстетических возможностей – в основном как «направителя эмоций», своего рода «психагога» (это мы наблюдаем, прежде всего, в голливудской кинопродукции, изобилующей закадровой комментирующей музыкой, что, впрочем, вовсе не говорит о ее низком качественном уровне), а иногда и «фокусника», поражающего чудесами саунд-дизайна. Такой ограниченный звуковой функционал диктуется пределом культурного, образовательного и психологического «порога восприятия» массового зрителя. Не последнюю роль в звуковом (в первую очередь музыкальном) решении фильма играет и удачно сработавший однажды звуковой прием, становящийся в дальнейшем своего рода штампом в работе даже выдающихся кинокомпозиторов и, таким образом, также иногда (часто по воле продюсера) ограничивающим режиссера в его творческих исканиях.
Традиционное соотношение сторон экрана ноутбуков ранее составляло 4:3. В последнее время преобладают широкоэкранные модели с соотношением сторон 16:9. Такова мировая тенденция, и относится она как к нетбукам, так и к мониторам и телевизорам. На широком экране приятнее смотреть фильмы, а также удобно просматривать два документа рядом, что в типичных «ноутбучных» задачах очень важно. Например, вы сравниваете два прайс-листа или, глядя в каталог товаров, заполняете заявку.
Вторая группа фильмов, производство и прокат которых поддерживаются государством, названа в поручениях «коммерческими фильмами». Учитывая, что такое понятие законодательно не определено, следует пояснить, что здесь имелись в виду полнометражные художественные киноленты, рассчитанные на широкий кинотеатральный прокат. Таких фильмов должно было выпускаться не более 40-единиц в год, и на их поддержку планировалось выделить 1 млрд, рублей, т. е. в среднем по 25 млн. руб. на один проект. Как уже подчеркивалось, государственное финансирование в данном случае может быть только частичным. В этой связи важно знать, что средний производственный бюджет игрового фильма в России с 2006 года составляет 72 млн. руб., а большая часть отечественных игровых фильмов за этот период (68 %) имели производственный бюджет от 25 до 80 млн. руб.[3]
Интерес кинозрителей к документальным материалам с полей сражений мировой войны и нехватка последних иногда «компенсировались» перемонтажом довоенных киноматериалов, снятых в войсках, и выпуском их под новым названием как современная кинохроника. К такой фальсификации относятся сохранившиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов под учетным номером «12496 А, Б» и названием «Индо-Британские войска на западном фронте» цветоделенные фрагменты, описанные в каталоге «Kinemacolor» в разделе «The Royal Review of 50,000 Troops» (Королевский смотр 50 000 войска). Съемка была проведена 14 декабря 1911 года во время смотра войск в Дели. Эти вырезанные и перемонтированные кадры из полнометражного цветного фильма «The Durbar At Delhi» (Торжества в Дели) под видом актуальной кинохроники выпустила в России фирма Пате в 1914 году под нелепым названием «Индийские войска всех колоний, сражающиеся теперь в Европе с Тевтонами». Несоответствие названия содержанию кадров зритель обнаруживает не сразу, хотя перед ним проходят эпизоды грандиозного военного парада и отнюдь не в Европе. Почти натуральное цветное изображение, огромное количество войск, динамичное действие и отсутствие какой-либо географической привязки заставляют зрителей поверить в эту историческую фальсификацию.
В далекие времена почти все американцы регулярно ходили в кино. Например, в 1929 г., когда появилась премия «Оскар», около 95 млн человек, то есть четыре пятых населения США, раз в неделю посещали кинотеатр. На тот момент существовало более 23 000 кинозалов. Многие из них имели огромные размеры. Например, кинотеатр Roxy в Нью-Йорке был рассчитан на 6200 мест. В те дни несколько крупнейших киностудий создавали буквально все, что попадало на большой экран (более 700 художественных фильмов в 1929 г.). Актеры, режиссеры, сценаристы и другие работники кино могли сотрудничать по условиям контракта только с одной кинокомпанией. У каждой киностудии была сеть кинотеатров, в которых и показывались ее фильмы. Такой режим позволял полностью контролировать весь процесс кинопроизводства, начиная от сценария фильма и заканчивая показом. Конец эры могущества киностудий обозначился в 1950 г., когда Верховный суд США одобрил антимонопольный закон, обязующий крупнейшие кинокомпании Голливуда продать свои кинотеатры.
Очки Vuzix Wrap 920, вообще-то, можно подключать и к обычному компьютеру, однако переходник для iPod/iPhone поставляется сразу в комплекте, что четко обрисовывает их целевую аудиторию. В этих очках можно играть в компьютерные игры с эффектом «виртуальной реальности», однако куда более востребованное применение для них в наши дни – просмотр фильмов. Как утверждает производитель, ощущения, как от просмотра на экране диагональю 67 дюймов с расстояния в 3 м. Масса Vuzix Wrap 920 всего 85 г; она распределяется между оправой, наушниками и двумя дисплеями с разрешением 640×480. В принципе гаджет неплохой, хотя и довольно дорогой, да и 640×480 – вчерашний день для нынешнего видеоконтента высокой четкости. С другой стороны, Vuzix Wrap 920 удобны в обращении, легки, допускают совместное ношение с обычными очками и способны отображать 3D-контент.
Аккумулятора, по заявлению производителя, достаточно для воспроизведения двух полнометражных фильмов. И еще один существенный момент – цена, куда более выгодная, чем у фактически «однозадачных» устройств E Ink.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я