Психология кино

Вероника Одинцова, 2016

Цель данного учебно-методического пособия – в краткой форме представить информацию об основных подходах к феномену кино и интерпретации кино, раскрыть аспекты восприятия кино и особенности психологии режиссера и зрителя, а также рассмотреть особенности онтопсихологического подхода к феномену кино. Пособие предназначено для студентов психологических факультетов основных и дополнительных образовательных программ, а также преподавателей высших учебных заведений, интересующихся вопросами практической онтопсихологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология кино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. История развития киноискусства

Кино стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Хороший фильм увлекает зрителей в путешествие, где слезы сменяются улыбками и искренним сопереживанием героям, где время летит незаметно, а эмоции зачастую неизмеримы.

Но что же такое фильм? Отчего он пробуждает в нас столько чувств?

Само слово «film» в древнеанглийском языке имело значение «skin» — пленка, кожа (Gronemeyer, 1999). «В английском языке, где возникло данное слово и понятие, фильмом первоначально называли тонкую кожицу, пленку. После создания кинематографа слово стало обозначать одно из самых замечательных изобретений XX в. — кинопленку» (Этимологический словарь русского языка, 2003).

Создание кинематографа является качественным скачком в истории и в развитии общества.

Если вначале кино изображало сцены из жизни, различные зарисовки действительности, вскоре оно стало проникать в глубинный мир человеческой души, ее симптомов, переживаний и образов.

Еще Риччотто Канудо, первый теоретик кино, писал: «Кино, увеличивая выразительные возможности посредством изображения, позволяет прийти к общемировому языку. Новое средство выражения поэтому должно возвратить изображение жизни к источникам всех эмоций, ища самое жизнь посредством движения» (Аристарко, 1966).

З. Кракауэр, теоретик киноискусства, замечает: «По стремительности развития кино напоминает скорее не искусство, а новые области науки — атомную физику, электронику, космонавтику» (Кракауэр, 1974).

Сегодня кино окончательно закрепило свои позиции как на мировом рынке дистрибуции визуального контента, так и в статусе одного из важнейших из искусств.

Так же, как фотография и радиовещание, кино появилось благодаря развитию технологии. А сегодня, когда открыты границы для любых технологий по всему миру, кино является одной из мощнейших культурных коммуникаций, одним из наиважнейших маркетинговых и идеологических инструментов. С. М. Эйзенштейн, автор фундаментальных работ по теории кинематографа, заложивший основы монтажа в кино, уже сто лет назад утверждал в своей неопубликованной рукописи «Как я стал режиссером»: «Наше кино — прежде всего орудие, когда оно призвано к основной своей деятельности — воздействовать и пересоздавать» (Эйзенштейн, 1997). Но возможности этого «орудия» еще очень во многом не исследованы и применение зачастую оказывается неточным.

История мирового кино начинается не только с изобретения братьями Люмьер в 1895 году «синематографа» — это был лишь заключительный этап длительного, сложного, многообразного процесса, участниками которого были ученые, исследователи, техники, конструкторы и изобретатели самых различных стран. Обычно, излагая историю технического рождения кино, авторы умалчивали о том, что многочисленные съемочные и проекционные аппараты, существовавшие до Люмьера, служили для организации зрелищ и спектаклей. Жорж Садуль впервые рассматривает историю технической аппаратуры в тесной связи с ее репертуаром. Основное внимание он уделял не патентным вопросам (как это сделал, например, М. Куассак в своей «Histoire du Cinematographe», 1925) и не описанию технической конструкции аппаратов (как это было в «Hopwoods Living Pictures», 1915), а репертуару фенакистископа, оптического театра Рейно, кинетоскопа и других предшественников кинематографа. Чтобы уяснить зрелищную природу кино, Садуль проводит параллель между кино, театром теней и волшебным фонарем — наследником архаических форм магии, тайных культов и обрядов (Мартен, 1959).

«Магией» кино, по мнению Садуля, первым овладел Ж.Мельес, направивший кинематограф по пути театрализованного зрелища (Люмьеры снимали в основном хронику, заложив основы документального кино). Практически все, что необходимо для создания кинообраза, применил в кино Мельес: кинотрюк, съемка на натуре, съемка в декорациях, комбинированная съемка, переменный монтаж (последовательный был применен Люмьерами). Мельес впервые стал использовать в кино выразительные средства театра: сценарий, актеров, костюмы, грим, придавал также большое значение жесту, мимике. Фильмы Мельеса («Путешествие Гулливера», «Приключения Мюнхгаузена», «Хождение Христа по воде», «Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное» и др.) производили на зрителей в начале XX века такое же «магическое» воздействие, как, к примеру, автомобиль, аэроплан и другие чудеса техники.

За первые два-три десятилетия своего существования кинематограф проживает поразительные перевоплощения. Во-первых, он мгновенно превращается из балаганного зрелища в искусство; во-вторых, становится одним из важнейших средств массовых коммуникаций; в-третьих, являет собой мощнейший коммерческий фактор; в-четвертых, становится катализатором умопомрачительной карьеры «звезд». Достаточно вспомнить судьбу до кино никому не известных Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, Глории Свенсон и Рудольфе Валентино, Дороти и Лилиан Гиш, комиков Макса Линдера, Чарли Чаплина, Бастера Китона и многих других (Мартен, 1959).

Кино вобрало в себя элементы всех видов искусств и органично взаимосвязано с обоими «семействами» — традиционных и использующих технические средства искусств. Именно кино явилось «точкой» пересечения этих двух художественных систем, что обусловило его специфическую природу.

Взаимосвязь с нетрадиционными видами искусств, в которых создание произведений обусловлено применением технических средств, очевидна. Фотография предшествует кино, но является статичной. Телевидение разворачивает образность в режиме бесконечного аудиовизуального потока — программного вещания. Компьютерные технологии шагнули еще дальше, открыв перспективу «альтернативной реальности» Интернета.

Традиционные искусства — литература, музыка, изобразительное искусство и театр непосредственно встраиваются в кино. Кино и литература связаны не только на сценарном уровне (фильму, как правило, предшествует сценарий, исполненный по законам литературного творчества). Кино и изобразительное искусство оперируют визуальными образами. В свою очередь, музыка чаще всего является составной частью кинопроизведения, но их общий знаменатель — это звук, точнее звуковой образ, как, например, слово в литературе или цвет в живописи. Кино, заимствуя у музыки звуковое начало, преобразует и усложняет его до многосоставного звукового образа, где сплетаются шумовой, вербальный и собственно музыкальный компоненты. От театра кино заимствует мастерство режиссуры и актерскую игру, но при этом директивно акцентирует внимание зрителя на отдельных деталях, что отличает его от театра: зритель смотрит на действие исключительно «глазами» режиссера (оператора).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология кино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я