Плюш

  • Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных материалов для изготовления заказных дизайнерских игрушек, потому что он мягкий и приятный на ощупь. Его ворс располагается по всей ткани или на отдельных участках. По сравнению с бархатом ворс у плюша менее густой и более высокий. В зависимости от вида волокон плюш может быть разрезным (напоминает бархат), петельным, односторонним, двусторонним. По отделке ткань разделяется на гладкую, рисунчатую, тисненую, фасонную.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Вельве́т (от англ. velvet — «бархат») — хлопчатобумажная ткань с густым ворсом и продольными рубчиками на лицевой стороне, разновидность корда, но с более узкими рубчиками. Тонкий и мягкий вельвет по своей фактуре может напоминать бархат. Используется для пошива одежды, обуви, сумок и т. д.
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Крепдеши́н (фр. Crêpe de Chine — китайский креп) — вид шёлковой креповой ткани с умеренным блеском, одна из самых распространённых шёлковых тканей в СССР и России. Плотная, относительно тонкая ткань. Изготавливается переплетением нитей из шёлка-сырца в основе и нитей крепового кручения в утке́. Применяется для пошива блузок, платья, костюмов и шалей.
Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уто́к выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Упоминания в литературе

Плюш – ткань с ворсом на хлопчатобумажной, шерстяной или шелковой основе. Это старинный вид бархата с более редким и длинным ворсом, который по внешнему виду подразделяют на разрезной и петельный. Кроме того, бывает гладкий и тисненый плюш. Из данной ткани шьют чехлы и покрывала, а также используют ее для обивки мебели.
Ворсовая система может быть уточной, и тогда получают уточноворсовые ткани, такие как хлопчатобумажные полубархаты, вельветы. Ворс может вырабатываться из нитей основы, и тогда изготавливают основоворсовые ткани, такие как шелковые ворсовые бархат, велюр, плюш и мех на тканой основе. Ворс на поверхности тканей и изделий ворсовых переплетений может быть коротким или длинным, сплошным или рисунчатым в виде ворсовых продольных рубчиков различной ширины, полос, мелких ворсовых рисунков в пределах широких ворсовых полос, крупных ворсовых узоров.
Понадобится также упаковочная ткань: лен, плюш, шифон, фетр. Хороший фон для украшения тканевой упаковки стразами, бусами и бисером – обычная мешковина. Ее можно эффектно задрапировать, а можно выгодно подчеркнуть бантом.
Шерлок Холмс был холостяком и человеком не слишком светским, поэтому мог предаваться курению трубки и сигар, не заботясь о специальной одежде для этого процесса. Однако в те времена было весьма распространено мнение, что резкий запах табачного дыма, впитавшийся в одежду и волосы, неприемлем для «чувствительных и тонких» дамских ноздрей. Поэтому на свет появилась специальная куртка для курения (smocking jacket), надевавшаяся после обеда. Она была длиной до талии, шилась из фланели, бархата или плюша, с воротником-шалькой, обшлагами и деревянными пуговицами. Ткани подбирались глубоких тонов, например багрянисто-красные или бутылочно-зеленые. Куртка отделывалась узорами из шнура (т. н. «брандебурами», сходные брандебуры украшали гусарский мундир). Кроме защиты от запаха, куртка предохраняла костюм курильщика от пепла и тлеющих угольков. Стоила она около 20 шиллингов.
Это может быть вельвет, хлопок, лен, джинса, плюш, ситец – все, в чем комфортно и удобно.

Связанные понятия (продолжение)

Креп-сати́н — шелковая ткань из шелка-сырца в основе и крепа шелка-сырца в утке́, обычно гладкокрашенная, реже — набивная.
Молески́н (англ. moleskin «кротовая шкурка» от mole + skin) — толстая, плотная и прочная хлопчатобумажная ткань с начёсом на внутренней поверхности и гладкой глянцевидной лицевой стороной.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Рати́н (фр. ratine) — шерстяная ткань со своеобразными короткими завитками густого ворса.
Велю́р (фр. velours — бархат, от лат. villosus — волосатый, мохнатый; нем. Velours, Veloursleder; швед. mocka (läderkvalitet)) (хромовая замша) — вид натурального кожевенного материала, получаемого из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней. Для этого вида кожи берут сырьё с дефектами лицевой поверхности. Поэтому, чаще всего, в изделиях из этого вида кожи наружной стороной оказывается не гладкая лицевая (мерея), а внутренняя сторона, то есть бахтарма, которая тщательно шлифуется и получает...
Ла́стик (англ. lasting — «прочный») — тонкая плотная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной.
Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Сати́н (фр. satin, от араб. ‎ зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Габарди́н (фр. gabardine) — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60—70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Твил (англ. twill), ки́пер (нем. Köper) — плотная и прочная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В отделке красится преимущественно в цветные колеры и набивается как ситец. Шла на дамские платья, подкладки, драпировки и т. п. Также вырабатывается смешанный твил с хлопчатобумажной основой и утком из кардной шерсти или из смеси шерсти с хлопком.
Пике́ (фр. piqué от piquer — пристёгивать, прострачивать материю) — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением.
Искусственный мех — текстильный материал, имитирующий натуральный мех животных. Широко используется в изготовлении одежды, головных уборов, мягких игрушек и других изделий.
Шени́лл — жаккардовая ткань со сложным рисунком плетения. В структуре имеет одну или несколько шенилловых нитей с ворсинками. Название «шенилл» имеет французское происхождение, в переводе означает «гусеница» (от фр. chenille). Название дано ввиду состава нитей, основой которых являются начесанные, пушистые волокна.
Фати́н — лёгкая сетчатая ткань средней жёсткости, вуаль из полиэстерной нити. Полупрозрачная, матовая или блестящая. В отличие от тюля, фатин всегда гладкий и однородный. Плотность фатина — от 15 до 40 граммов на квадратный метр.
Бифлекс (от англ. bi - два, flexible- гибкий, тянущийся) - одна из разновидностей синтетического трикотажного полотна, изготовленного из нескольких разновидностей синтетического волокна. В состав бифлекса могу входить: нейлон, эластан, люрекс, микрофибра и т.п., которые придают ему эластичность.
Текстильная аппликация — техника создания узоров путём закрепления кусочков ткани на контрастной основной детали большего размера или на тканевом фоне.
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Нанбук — плотная и прочная разновидность хлопчатобумажных тканей, которая вырабатывается из пряжи среднего качества и имеет гладкую лицевую поверхность с уточным настилом.
Тарлата́н (фр. tarlatane, сорт кисеи) — однотонная полупрозрачная, как кисея, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с тканым орнаментом в клетку. Является сортом муслина. Тарлатан имеет, вероятно, индийское происхождение, появился в России во второй половине XIX века. Поначалу дорогой материал из привозного хлопка, впоследствии считался «простеньким», для юных девиц, а не элегантных дам.
Эпонж (Понжи, Pongee) — ткань. Название образовано от французского фр. eponge — губка.
Купро — (англ. cupro), вид искусственной ткани, похожей на шёлк, но из вискозы с медно-аммиачными волокнами, получаемыми из натурального полимера чистой целлюлозы. Изготавливается с 1918 года химическим путём из натурального сырья — древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.
Шевио́т (англ. cheviot) — плотная, тонкая, ворсистая ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи, получаемой камвольным способом. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep) или других мериносоподобных овец.
Фай (фр. faille) — шёлковая ткань репсового переплетения, образованная из сравнительно тонких нитей основы (органсин 20—26 ден) и более толстого утка (трам 26—32 ден), который, к тому же, прокидывается по две нити в каждый зев, отчего и получается характерный для репса рубчатый вид ткани. Была известна также под наименованиями пу-де-суа (фр. Poult-de-soie) и фр. Gros-grain, в последнем случае часто имелась в виду ткань с хлопчатобумажным утком. Выпускался однотонным.
Ворсова́ние — создание ворса (начёса) на поверхности ворсовых тканей, войлочных изделий и нетканых материалов путём механического извлечения на поверхность тканей концов волокон. Ворсование производится при изготовлении байки, фланели, замши, фетровых шляп, валяной обуви. После ворсования изделия становятся мягче на ощупь, лучше держат тепло, улучшается также их внешний вид и износоустойчивость.
Плис (нидерл. pluis, нем. Plisch, фр. peluche от лат. pilus — «волос») — хлопчатобумажная или шерстяная ткань с длинным ворсом до 6 мм, выполненная в бархатной технике и похожая на плюш.
Чувяки (адыг. цуакъэ — «обувь») — мягкая кожаная обувь без каблуков, распространённая на Кавказе и в Крыму. Так же называют вообще мягкие открытые туфли без каблуков. Их подразделяют по конструкции заготовки и материалам верха, они могут быть с задним и передним ремнями или без них. Детали верха изготовляют из натуральных и синтетических кож; подошвы могут быть кожаными, резиновыми или пластиковыми.Представляют собой кожаные тапочки с закрытой пяткой. Встречаются также матерчатые чувяки.
Подкла́дка — ткань, пришитая с изнанки одежды для укрепления швейного изделия (придания ему толщины и формы) и предотвращения истирания верхней ткани. Обычно подкладку выполняют из скользящей ткани, чтобы одежду на подкладке было легко надевать и снимать. На подкладку пальто и костюмов идут шёлковые ткани (саржа, сатин, атлас), хлопчатобумажные ткани (сатин, ластик, шотландка). Для утепления иногда шьют подкладку из шерстяных тканей.
Вати́н — нетканое полотно, получаемое из хлопкового линта, ваты, вискозы, шерсти и даже отходов швейного производства. Название происходит от французского слова ouatine («руно»), которым обозначали ватную ткань на сетчатой основе. Материал был первоначально создан в качестве дешевой замены для традиционных меховых подкладок. Ватин обладает малой плотностью, хорошими теплоизолирующими свойствами, благодаря чему нашёл широкое применение в качестве утеплителя для рабочей одежды, наполнителя мягкой мебели...
Крето́н (фр. cretonne) — плотная жёсткая хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент (клетки или полосы). Нить основы немногим толще нити утка́. Иногда естественный рисунок ткани дополнялся орнаментом, изготовленным по технике набойки.
Зефи́р (др.-греч. Ζέφυρος) — плотная и прочная хлопчатобумажная ткань из тонкой пряжи высокого качества. Название ткани с намёком на ветер по идее производителей подчёркивало её лёгкость.
Пайе́тка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка»), или же блёстка — мелкая плоская либо рельефная чешуйка из блестящего материала круглой или многогранной формы, имеющая отверстие для продевания нитки для крепления на ткани или другом материале. Может иметь самую различную окраску и иметь как блестящую, так и матовую поверхность.
Ажур (от фр. ajour (ajourer) — делать сквозным) — ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной).
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне...
Подкладочные материалы — материалы швейного производства, используемые для изготовления подкладки одежды. Это могут быть ткани, трикотажные полотна, искусственный и натуральный мех.
Корд — шерстяная ткань особого переплетения, создающего на её лицевой поверхности продольные рубчики шириной около 3—8 мм. В зависимости от плотности и толщины корд употребляют для пошивки платьев, костюмов или пальто. Наиболее тяжёлыми и плотными кордами обивают сиденья легковых автомобилей.
Маркизе́т — лёгкая, тонкая прозрачная хлопчатобумажная или вискозная ткань полотняного переплетения. Обычно выпускается набивным с крупными цветочным узором и реже отбеленным и гладкокрашеным.
Демикото́н (фр. demi-coton), также демито́н (фр. demitton), димитье́ — плотная и жёсткая двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения. Для производства демикотона использовалась двойная, хорошо скрученная пряжа низких номеров. Демикотон выпускали одноцветным, иногда достаточно ярких тонов, в трёх видах: подкладочном, простом и тяжёлом.
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Лю́рекс (англ. lurex) — нить в виде узкой полоски блестящей (покрытой фольгой или металлизированной) пленки, вплетаемая в ткань для её украшения.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Камисо́ль (фр. camisole «камзол») — предмет женского нижнего белья, представляющий собой короткий топ на бретельках свободного покроя или в обтяжку. По сути является облегчённой и укороченной версией комбинации.

Упоминания в литературе (продолжение)

Протирать мебель и удалять пыль с лакированной и полированной поверхности нужно мягким, сухим и чистым куском фланели, сукна или плюша. Пыль из тканей мягкой мебели рекомендуется удалять пылесосом или выбивать обычной плетеной колотушкой.
♦ Протирать мебель и удалять пыль с лакированной и полированной поверхности нужно мягким, сухим и чистым куском фланели, сукна или плюша. Пыль из тканей мягкой мебели рекомендуется удалять пылесосом или выбивать обычной плетеной колотушкой.
После сушки изделие покрывают спиртовым шеллачным лаком пополам с политурой, в результате чего поверхность приобретает стойкость против пыли, сырости, мелких механических повреждений. Для этого же служит жидкий лак, которым покрывают поверхность 3—5 раз. В конце обработки изделие слегка располировывают плюшем или мехом.
В конце каждого дня камер-фрейлины, в том числе Кэт Эшли, Бланш Парри, Кэтрин Ноллис и Дороти Стаффорд, разоблачали королеву: снимали с нее платья, вуали, драгоценности и перчатки. Затем зажигали восковые свечи, которые давали ровное пламя и приятно пахли, и королева умывалась и мыла ноги. На ночь Елизавету облачали в «ночное платье» – свободное, удобное одеяние, сшитое из дорогих тканей: атласа, шелкового бархата и тафты. «Ночное платье» украшалось золотой и серебряной тесьмой, подбитое ворсом, плюшем или мехом.[114] Иногда, если королева проводила день во внутренних покоях, в обществе камер-фрейлин, она носила «ночное платье» и днем. Ей часто дарили такие платья на Новый год.[115]
Если кровать не обеспечена прикроватными тумбами, вам придется докупить их отдельно, подбирая по тому же принципу соответствия – тяжелые и солидные. Односпальные кровати удобнее разместить по параллельным стенам. Покрывало на кровать можно сшить из плюша и отделать по краям оборками.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я