Милосердие

  • Милосердие — чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение; а также сама такая помощь, прощение, например, благотворительность.

    * Милосердие (христианство) — христианская добродетель.

    * Добровольное общество «Милосердие» — казахстанский общественный благотворительный фонд.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Дела милосердия (иногда также акты милосердия) — вид христианских поступков. Дела милосердия исполняются в христианстве и в воздаяние грехов, и из любви к ближнему.
Филантро́п (от греч. φιλέω, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») — человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях.
Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства, в том числе и официальные меры поощрения (например «объявление благодарности»)
Сочу́вствие, сострада́ние, сопережива́ние — один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека (в частности, страдания).
Проще́ние — отпущение вины, освобождение от заслуженного наказания (помилование, амнистия). Также - отказ от личной обиды, недобрых чувств к виновному, а также отказ от мести или требований расплаты и компенсации за понесённые убытки и страдания. Также - прощения долга или обязательств (прощение денежного долга, нарушенного обещания что-т сделать и так далее).

Упоминания в литературе

Мы легко даем в долг, когда уверены в отдаче денег. Между тем христианское милосердие учит предоставлять милость просто так, по щедрости и доброте душевной, по любви к людям, не планируя для себя в будущем возвращения подаяния.
Святитель подчеркивает, что в делах милосердия мы являемся соработниками Богу, в этом Он даровал нам особую честь, а Сам Господь участвует в наших делах милосердия, помогая нам – ведь все принадлежит Самому Богу, а от Него дается в дар, – собственным может быть у человека только доброе дело. Милостыню следует понимать очень широко – кроме вещественного подаяния, существует и личное служение страждущим, а также духовная милостыня: советом, утешением, сочувствием; руководство ближнего ко спасению – высшее проявление милосердия, через него человек больше всего уподобляется Богу… Здесь важно единодушие, чувство христианской общности, ответственности и взаимного попечения, сердечной заботы. Наибольшую духовную пользу приносит именно «духовная» милостыня. Поэтому христианская жизнь без милосердия и милостыни невозможна. Только путь милосердия ведет к совершенной добродетели – любви.
Милосердие – возможность обрести тонкие ценные вибрации для духовного роста вашего. Творя бескорыстную помощь ближнему, не унижая и не осуждая, этим вы проявляете желания оказать помощь с любовью. Своим осознанным отношением оказать ближнему своему услугу подставить плечо, вы помогаете человеку обретать равновесие и принимать верное решение. Милосердие – дитя любви. Вот почему любить нужно всех, чтобы испытывая это чувство, дарить окружающим милосердие своё, обретая при этом Свет и Бога в себе.
Если бы только была одна обязанность помогать бедным, но не требовалось при этом расположения сердца, апостол не просил бы и духовного рвения от дающих, не призывал бы их к благости искреннего милосердия.
Любовь подвигает душу на милосердие, и только любовь придает истинную цену милосердию. Милосердие и любовь неразделимы. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. Милосердие состоит в том, чтобы любить Бога ради Него самого, а своего ближнего – ради Бога.

Связанные понятия (продолжение)

Смире́ние — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.
Подая́ние (ми́лостыня) — добровольная раздача (пожертвование) своих денег, пищевых продуктов, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным и религиозным причинам...
Великоду́шие (калька с др.-греч. μεγαλοψυχία, «величие души») — добродетель, внешними проявлениями которой являются отсутствие злопамятства, снисходительность, готовность бескорыстно поступиться своими интересами во имя большей цели. Великодушие позволяет бороться против зависти и скупости.
Притча о добром самаря́нине (Притча о добром самаритя́нине, Притча о милосердном самаря́нине) — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и...
Самоотве́рженность — положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других.
Каруна (пали, санскр. — «сострадание») — категория буддийской философии, означающая преимущественно сострадание людям и другим живым существам.
Душепопечение (лат. cura animarum) — церковная психология, психологическая помощь священника прихожанину. Часто рассматривается как синоним духовничества. Термин был введён Григорием Двоесловом. В широком смысле душепопечение включает в себя богослужение, в узком — частные беседы с целью выслушать проблему и решить её в соответствии с Священным Писанием и учением Церкви. В отличие от психологической помощи душепопечение как правило не сводится к однократному сеансу, но имеет цель приобщить человека...
Гума́нность (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи.
Любо́вь (в Новом Завете греческое слово «агапэ», греч. αγάπη, лат. caritas) — христианская добродетель: любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой, причём главная из них.
«Сёстры милосердия» (англ. The Religious Order of the Sisters of Mercy, RSM) — католическая женская монашеская конгрегация, основанная в Дублине (Ирландия) 12 декабря 1831 года Кэтрин Элизабет Маколи. Деятельность конгрегации «Сёстры милосердия» направлена на помощь обездоленным и образование малообеспеченных. Члены конгрегации принимают обеты бедности, послушания и целомудрия. Отличительной чертой конгрегации является принятие характерного только для этой общины особого обета служения и активная...
Теологи́ческие доброде́тели (англ. theological virtues, фр. vertus théologales, исп. virtudes teologales) — категории, постулирующие идеальные качества человека.
Милосе́рдие (лат. misericordia) — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел. Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Опирается также на тезис, что в любом человеке следует видеть «образ Божий» независимо от его недостатков.
Благоро́дство (от др.-греч. eugenes, также как и благодетель и благополучие) — высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость . Также Благородный — исключительный по своим качествам, изяществу; отличающийся ценностью. В дореволюционном значении — относящееся ко дворянам.
Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Искупле́ние — концепция, при которой лицо предпринимает действия по исправлению совершённого правонарушения со своей стороны, либо путём прямого действия по устранению последствий этого поступка, либо действия, направленное на благо для других, либо какое-то другое выражения чувства угрызения совести. Искупление «тесно связано с прощением, примирением, печалью, раскаянием, покаянием, возмещением и чувством вины».
Самопожертвование — готовность пожертвовать чем-то своим для счастья другого; крайняя форма альтруизма.
Благоче́стие — это истинное почитание Бога в исполнении всех Его законов и постановлений, это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианском самообладании и терпении, равно как и в практических плодах братолюбия и внимания к нуждам ближних (2Пет. 1:6-7; Иак. 1:27; 1Тим. 3:16).
Метта (пали मेत्ता mettā) или майтри (санскр. मैत्री maitrī) — любящая доброта, дружелюбие, благожелательность, согласие, дружба, добрая воля, доброта, любовь, симпатия, пребывание «на одной волне», добросердечность, сорадование и активный интерес к другим. Это одна из десяти парамит буддизма тхеравады, и первое из четырёх возвышенных состояний брахмавихара, средство достижения высших состояний в классическом буддизме и в буддизме махаяны. Метта ценится во всех трёх главных религиях Индии.
Синерги́я (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, др.-греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов, эмерджентность.
Закя́т (араб. زكاة‎, устар. زكوة‎) — один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества (движимого и недвижимого) всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Согласно шариату, его выплата означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными. Точные размеры закята, как и то на какие виды собственности он распространяется, являются предметом...
За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого». Спиноза определял зависть как «неудовольствие...
Теория сатисфакции (от лат. Satisfactio) — в христианском богословии сложная теория, обнимающая собой целую группу догматических вопросов.
Нищие духом — согласно евангелиям от Матфея и Луки, выражение из первой Заповеди блаженства, употреблённое Иисусом Христом в Нагорной проповеди...
Умеренность — добродетель, выражающаяся в самоограничении для достижения нравственной цели. Входит в число четырёх кардинальных добродетелей.
Дочери милосердия, дочери милосердия св. Викентия де Поля, викентианки, серые сёстры (фр. Filles de la charité de Saint Vincent de Paul, FdC) — католическая женская конгрегация, основанная святыми Викентием де Полем и Луизой де Марийак в XVII веке. Дочерей милосердия, вместе с мужской конгрегацией лазаристов часто называют викентианами.
Теория нравственных чувств (англ. The Theory of Moral Sentiments) — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского просвещения.
Родительская любовь — поведенческие и эмоциональные проявления родительского инстинкта у человека.
Дая (dayā IAST) — санскритский термин, означающий «милосердие», «милость», «сострадание», «стремление помочь всем страждущим». В индийских религиях дая считается одним из «божественных качеств» и одной из основных добродетелей.
Смирение, кротость — религиозное сознание человека со скромным отношением к самому себе. Проявляется в почтительности, вежливости и отсутствии гордыни.
Кротость — это мягкость характера. Она помогает человеку терпеливо переносить оскорбления, при этом не раздражаться, не возмущаться и не желать отомстить. Кротость — качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. Кротость не следует отождествлять со слабохарактерностью и безволием, так в Библии «кротчайшим из всех людей на земле» назван Моисей (Чис. 12:3) — человек решительный и волевой, по приказу которого было убито около трех тысяч евреев, причастных к культу золотого...
Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
Сверхдо́лжные дела́, или Сверхдо́лжные заслу́ги (лат. super-erogatoria opera) — понятие, введённое в Средние века в католическое богословие, означающие излишние добрые дела, которые совершили святые, — деяния, которые не нужны были им самим для того, чтобы получить вечную жизнь и блаженства в будущей жизни.
«Парадоксы стоиков» (лат. Paradoxa Storicum) — работа римского философа и оратора Марка Туллия Цицерона, написанная в 46 г до н.э.
Духовная дружба (буддизм) — взаимное обогащение и дополнение друг друга, посвящение себя общей цели, основанной не на удовлетворении личных потребностей или потребностей других людей, а на взаимопомощи. Иногда духовную дружбу определяют как практику отсутствия себялюбия. Субъекты духовной дружбы не похожи друг на друга, что провоцирует восхищение именно теми качествами, которых нет у них самих. В духовной дружбе нас заботят другие люди, так как мы хотим видеть как они духовно растут и развиваются...
Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех».
Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества, присущей святости, основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. В православии бессребрениками именуются святые врачи, целители, которые не брали платы за исцеление больных, как то: Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, и другие.
Жалость к себе (также саможаление) — эмоция жалости, испытываемая к самому себе. Обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и обострённой несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому «больше повезло» (типичные вопросы «внутреннего монолога» — «почему я?», «чем я это заслужил?»).`
Лицеме́рие — моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
Утеше́ние — это термин, относящийся к психологической поддержке, оказанной тому, кто пострадал от тяжёлой, травмирующей утраты, такой как смерть близкого человека. Она, обычно, оказывается путём выражения сопричастного сожаления по поводу этой утраты и делании упора на надежде на положительные события в будущем. Утешение — это важная тема, присутствующая в истории, искусстве, философии и психологии.
Ве́рность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах и отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Нежность — это форма привязанности, отличающаяся чувствительностью и благожелательным вниманием в отношении другого человека, вызываемая любовью в его отношении. Она выражается в особых жестах, мягкости, деликатности, внимании к нуждам объекта нежности, особом взгляде, голосе, уважении. Нежность позволяет создать переходные отношения от дружеских к любовным. Стоит отметить, что нежность не обязательно совпадает с интимными желаниями, но может быть ключевым элементом в семейных отношениях.
Благослове́ние (калька с греч. εὐλογία) в религиозном смысле — славословия, которые человек возносит к Богу, воздавая ему хвалы за Его неизреченную благость («Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.»), или же пожелание успеха, счастья, долголетия в адрес другого человека. Является многозначным термином.
Покая́ние (др.-греч. μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», буквально: «изменение мыслей», от др.-греч. μετα- — приставка, обозначающая: «изменение, перемена» + др.-греч. νόος, νοῦς — «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей ») — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается...
Обе́т (др.-рус. и ст.‑слав. обѣтъ, чеш. oběť «жертва», словацк. оbet – то же. Из *оb- и *vetъ «изречение» (заве́т, приве́т), др.-рус. вѣтъ «договор, совет») — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий и т. п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место. Неисполнение обета является тяжким грехом, поэтому решивших нести обет наставляют подходить к этому...
Умиле́ние — христианская добродетель, проявляющаяся, согласно представлениям христианских авторов, так называемым радостотворным плачем и близкая к радостопечалию — состоянию, которое Святые Отцы описывали как одновременное сосуществование и неразделимое единство печали и радости.

Упоминания в литературе (продолжение)

31. Заслужи предпочтение пред ближним твоим тем, что ты его благотворительнее. Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию.
Чтобы исцелить, исправить такое убожество души, необходимо совершение подвигов самоотвержения и дел любви, общение с людьми милосердными и добродушными, а также беседы и чтение о делах милосердия, что вкупе и может постепенно смягчить душу и сделать ее отзывчивой, любящей и сердечной.
Жизнь истинного врача – настоящий подвиг самоотверженности и полной отдачи себя больным, порой неимоверно тяжелый и неблагодарный. Но путь избравших его наполняет жизнь высоким смыслом, приносит огромную радость от нужности, полезности другим. Люди, о которых эта книга, были именно такими врачами-подвижниками. Вступив в медицинское сообщество, они целиком отдавали себя служению больным, выполняли свой профессиональный долг. Никому не отказывали в помощи, совершенствовались в своих знаниях, трудились во благо России. Желаю и вам, дорогие коллеги, продолжать и поддерживать лучшие благородные традиции наших российских врачей – сострадательность и милосердие, доброжелательность и чуткость к больным. Будьте достойны их памяти! И пусть книга «Российская школа бескорыстия» поможет вам утвердиться в том, что именно стремление к высшим профессиональным и человеческим идеалам должно быть основной задачей жизни врача. Тогда придет настоящий успех – любовь и признательность тех, кому вы сумели помочь.
Доброта и самоотверженность сестер милосердия поражала даже тех, кто был далек от Христа. Известны случаи, когда раненые турки, получив помощь в русском полевом госпитале, обращались в христианство и принимали Святое Крещение.
Мир Божий – духовное Небо, которое мы сами в себе можем обрести благодаря любви, согласию, взаимопониманию, милосердию и доброте.
Супруга священнослужителя – это его первая помощница в христианской жизни и соработница в пастырском служении. Ей должны быть свойственны скромность, мирность, сдержанность, чуткость, беспорочная жизнь. Никаким поступком, словом или жестом она не должна давать повод для осуждения себя и своей семьи. Бережливость и в то же время милосердие и попечение о нуждающихся – драгоценные качества, украшающие матушку.
Не только в мире верующих людей, но и в светском обществе милосердие является добродетелью. Вызывает понимание и сочувствие служение милосердия любому нуждающемуся в помощи и сострадании человеку. Любому, кроме… тех, кого общество осудило к пожизненному лишению свободы. И это, в общем-то, понятно. Пожизненники – люди, которые совершили особо тяжкие преступления, на совести которых не одна загубленная жизнь. Этих людей общество извергло из своей среды, и если бы сейчас не действовал мораторий на смертную казнь, очень многие пожизненники были бы лишены жизни. О каком же милосердии и сострадании здесь может идти речь? Напротив, эти люди являются объектами презрения и ненависти общества.
Война – это ад на земле, но мы уверены, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия.
Прощение обид – это одна из важных тем для современного христианина. Только научившись прощать, мы сможем примириться с ближними, с самими собой и, что самое важное, с Богом. Это и есть истинное христианское милосердие, превосходящее по своему значению добрые дела, труды и подвиги. Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия…»[1]
Молитва, которая является ключом к общению с Аллахом, позволяет верующим находиться в постоянном контакте с великим Творцом, это связь с Аллахом и средство получить у Него прибежище и помощь. Им открывается путь в потусторонний мир, в мир сверхъестественного. Они склоняют головы только перед Аллахом и выражают покорность одному лишь великому Создателю Мира Бытия. В их жизни нет места для смирения и робости перед лицом угнетателей и тиранов. С помощью молитвы они просят помощи и поддержки у Источника Благосклонности и Милосердия.
В-третьих, нужно обязательно стремиться к милосердию и любви к ближнему, порой в чём-то отказывая себе ради другого, жертвуя собою ради ближнего. И если мы действительно будем к этому стремиться и будем преуспевать в этом, то молитва наша будет действенной, Бог нас услышит, потому что мы будем в единении с Ним, уподобляясь Ему, пребывая в любви и милосердии. Ему же слава во́ веки, аминь!
Дай нам, Господи, быть Твоими. По милосердию Своему будь и Ты нашим:
Что сказать после сего о силе жертвы благотворения во времена благодати новозаветной? Божественный Благотворитель человечества показал не только высочайший образец в Себе Самом, но и новое побуждение благотворителям. Он говорит им: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40) и, таким образом, делает благодетелям честь несравненную, называя Себя Сам должником их. Он же поставляет их на высокую степень блаженства в Своем Царствии, когда обращает к ним слово Свое: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Новая благодать явила нам высшие дары и милости Божии, а потому и от нас требует обильнейших жертв любви и милосердия.
Об умножении такой любви и возносят молитвы христиане по всему миру на протяжении веков – ведь без любви, милосердия и сострадания людей друг к другу мир рухнет.
Официальными указами невозможно научить человека гуманному отношению к себе подобному, невозможно бизнес на спасении превратить в благотворительность, увеличением количества высоко технологичного медицинского оборудования компенсировать равнодушие, то есть победить главные причины вымирания страны – человеческую разобщенность и сребролюбие. Способны ли мы одухотворить законодательные попытки в решении трагичнейшей проблемы нашего времени? Сегодня в России служение несут более 120 православных сестричеств, в составе которых как профессиональные медицинские и социальные работники, так и добровольцы. Забытое слово «милосердие» наполняется новыми, современными смыслами. В медицинских стационарах, в службах помощи бездомным, в детских домах и колониях для малолетних ждут помощи сестер милосердия.
Вот милосердие Отца нашего Небесного! Его помощь приходит тогда и в такой форме, когда мы не ждем и не думаем. Как часто мы не получаем просимого, а получаем то, что Он посылает к нашему же спасению и благополучию.
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч 19:17). Потребность делать добро имеет разные объяснения, как научные, так и теологические. Есть теории, рассматривающие альтруизм в качестве генетически заложенного в человеке кода, есть другие, сводящие благотворительность к простому эгоизму. Как бы то ни было, к счастью, не переводятся люди, которые помогают тем, кто слабее их, кого обделила судьба или природа. И не только потому, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5:7), но и потому, что милосердый благотворит душе своей (Притч 11:17) уже здесь, на земле. Он здесь и сейчас, немедленно получает награду за благодеяние. Творя дело милосердия, как бы мало оно ни было, человек обретает так трудно достижимую в нашем сложном мире гармонию с самим собой. …Делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было… (Втор 6:18)
Милосердие Господне и благость Божия все те же, с нами они всегда, во все дни жизни нашей, и чуду Божиему есть и в современной жизни место, только надо научиться видеть его и правильно воспринимать с несомненной верой и любовью. Станем всегда помнить о том, что любое наше доброе начинание будет поддержано и сотворено Богом. Будем же, по словам святителя Иоанна Златоуста, «непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления, Его милости, во всяком искушении – Его помощи». Врач прописывает лекарства и разрабатывает схему лечения, пациент следует его предписаниям, но исцеляет и совершает чудо выздоровления только Господь.
Евангельское учение и дела милосердия Иисуса Христа зажгли любовь и веру в сердцах учеников до такой степени, что они оставили все и последовали за Ним. Так и последователи Христа в основу своей жизни должны положить любовь к Богу, которая должна простираться до готовности ради имени Божия погубить свою жизнь, и любовь к ближнему, которая должна обнимать не только друзей и близких, но и ненавидящих нас врагов, и простираться до самопожертвования. Выше и плодотворнее этого начала для нравственной жизни ничего нельзя и представить.
11. Великое развращение в том, что вы присваиваете себе такие грехи, которые можно прощать, а Богу предоставляете то, что невозможно [прощать]! Это есть не что иное, как выбирать себе причины для прощения, Богу же оставлять случай к ярости и жестокости. Но позабыл ты апостольские слова: Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах твоих и победишь в суде твоем» (Рим. 3, 4). Итак, да признаем Бога, склонного более к милосердию, нежели к жестокости, как Он Сам о Себе говорит: Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6). Может ли жертва ваша быть приятна Богу, если вы отрицаете милосердие, а Он Сам говорит, что не хочет смерти грешника, но обращения его (Иез. 18, 32)?
Прошли века, ушли в землю миллионы людей – нет конца чудесам и благодеяниям, которых Она вечно живой источник, и нет пределов Ее милосердию! Миллионы людей страдали и призывали на помощь Матерь Божию: у всех в сердцах записаны чудеса Ее благодеяний. Может ли один человек собрать и записать все сведения о чудотворных иконах Царицы Небесной?! Их знает одна Матерь Божия, на каждый день для каждого человека являющая новые знамения Своего милосердия.
Без молитвы человек забывает о Боге, удаляется от Него, впадает в грех. В молитвах люди прославляют Бога за его милосердие, благодарят за Его благодеяния и обращаются за помощью в своих нуждах.
Уходил он оттуда постоянно радостный, умиленный, с твердой верой в милосердие Божие и надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний, помня слова Святого Писания: Дающий нищему не обеднеет (Прит. 28, 27).
51. Будем и мы призывать и просить Его и никогда не отступать, получим ли мы или не получим. Если в Его власти дать, то в Его власти и то, когда дать, Он Сам точно знает для этого время. Итак, будем просить, молить, уповать на Его милость и человеколюбие и никогда не отчаиваться в своем спасении, но будем делать должное с нашей стороны – и тогда несомненно последует нужное с Его стороны, так как у Него неизреченная благость и беспредельное милосердие, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
При искреннем и глубоком покаянии человек даже думать не посмеет о том, чтобы тешить свою самость, ведь его единственная и неугасимая надежда – на помощь Божию и Божественную благодать. И, действительно, по величайшей милости Господа Вседержителя даны нам таинства Святой Церкви, дана возможность исповедовать свои грехи и получать прощение от Господа, очищаясь до святости. Но мы смиренно признаем и то, что только по милости и милосердию Божиему, по Божественной воле происходит наше исправление и духовное обновление. Без помощи Господа напрасными окажутся все наши личные усилия по преобразованию души.
– Мы, Геронда, миряне, живем красивыми словами. Говорим о христианской любви, не имея ни малейшего милосердия. Отдаем свою старую одежду бедным для того, чтобы освободить шкаф, а не из-за сострадания. Даем, если нам докучают, и какую-нибудь сумму денег, чтобы заглушить робкий голосок своей совести, – говорю я.
Господь Иисус Христос, изливающий свою любовь и милосердие на кающихся грешников, жестко обличал духовных вождей народа, досконально знавших Писание и ревностно выполнявших сотни религиозных предписаний. У готтентота и у фарисея, как это ни странно, есть общая платформа – это искаженные представления о добре и зле. А виной этому искажению всегда бывает эгоизм. Ведь в основе Божественного учения и человеческой совести заложена противоположная эгоизму жертвенность: любовь определяется готовностью жертвовать, ведь и Христос взошел на Крест ради нашего спасения.
Возводя нас к совершению благости, изгоняя из нас зло, Господь, повелевший не судить и не осуждать ближних, отпускать ближним все согрешения их против нас, законополагает еще: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7,12). Мы любим, чтобы ближние наши были снисходительны к нашим немощам и недостаткам, чтобы они великодушно переносили от нас оскорбления и обиды, чтобы они делали нам всевозможные услуги и одолжения, – будем такими к ближним. Тогда достигнем полноты благости, соответственно которой получит особенную силу молитва наша, сила ее всегда соответствует степени благости нашей. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6,37–38) от милосердого и в милосердии Своем правосудного Бога. (1)
Бог всегда воздает по справедливости людям наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно. Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестно исполняющих свое дело, уверенных в своем призвании, людей занимающих свое место с достоинством, людей правдивых, неспособных блюдолизничать и лукавить, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», людей вдохновенных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди. Таким был Ушаков…
Люди смиренные и кроткие принимают болезни просто, с сознанием высокого смысла посланных испытаний. Больной стремится в эти последние недели, дни и часы очистить свою совесть Покаянием, просит помочь ему побороть смятение и страх, ловит каждое слово священника как посланное свыше, ждет совета, совместной молитвы, беседы, подготовляющей его к страшному часу смерти. Когда человек ожидает смерти со смирением и кроткой, открытой душой, с ним, без сомнения, можно прямо говорить о тайне кончины, о будущей жизни, не стараясь успокаивать его призрачными надеждами на выздоровление. Ему можно и надо говорить о приготовлении к смертному часу, утешая его надеждой на все покрывающее милосердие Божие, объяснить, что отходит он не в неведомую и мрачную страну, а возвращается в свое Небесное Отечество, к любящему и благому Отцу Небесному. Поменьше упоминая о Страшном суде и вечных муках, а побольше слов об усыновлении каждого человека Богом по слову Господа Иисуса Христа.
Первое, что заслуживает нашего внимания, – это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, – верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость. Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы, из-за своего малодушия и нетерпеливости, нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: «терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез», – и уже начинаем впадать в отчаяние. Вот насколько мы порой малодушны! Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.
Любящий Бога и в заповедях Господних проявляет радение, и в делах добра и милосердия творческое вдохновение. Святитель Феофан Затворник поучал, что любовь к Богу должна «подтверждать внутреннее расположение сердца соответствующими делами… выражаться стремлением ко всему доброму и богоугодному и отвращением от всего богопротивного». И тогда приходит ни с чем не сравнимое состояние человеческого духа, пребывающего в ликующей радости о Господе Воскресшем. Эта радость сердечная о Боге – явный признак истинной христианской любви. Святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо, что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге».
Во-вторых, потому, что Царство Божие – светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними – сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин. 20, 19).
Как избежать этой катастрофы? Независимо от выбранного семинаристом пути (семейного или монашеского) священнослужитель должен воспитать и развить в себе следующие качества. Во-первых, ревностное и радостное богоугождение, проистекающее из внутренней потребности быть всегда в союзе с Господом. Во-вторых, энергичность, динамика! Иерей – лицо отнюдь не вялое, индифферентное, безжизненное. В-третьих, радение батюшки о спасении вверенных ему Богом людей. Посмотрите на портретное изображение святого праведного Иоанна Кронштадтского… Он просто светится энергией любви! Он находил отдых в перемене занятий. Весь его световой день (а часто и добрая половина ночи) был посвящён делам молитвы, душепопечения и милосердия. Передышкой для него служила возможность уединиться с Евангелием хотя бы на полчаса или углубиться в сердечную молитву. Конечно, личность незабвенного всероссийского батюшки – недостижимый, но всё-таки конкретный идеал. Разочарованный инок и потерявший любовь к своей половине пастырь-семьянин – это зрелище равно неприятное и прискорбное! И того, и другого диавол уловил в свои погибельные сети. И тот, и другой – потенциальные отступники от Бога живого, в руки Которого страшно впасть, по выражению святого апостола Павла18.
Под именем покаяния как нравственного совершенства и доблестного подвига в деятельной благочестивой жизни святые отцы разумеют не частное очищение греховной совести на исповеди, а продолжительное истязание ее и непрестанное взывание к милосердию Божию, сопровождаемое всегдашним сокрушением сердца о содеянных беззакониях. «Покаяние есть, – говорит святой Лествичник, – добровольно осуждающий себя помысл. Кающийся есть непостыдный осужденник. Кающийся есть изобретатель наказания для себя самого. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Покаяние есть непрестанная безнадежность в телесном утешении. Покаяние есть сильное утеснение чреву и поражение души при чувстве мужественном».[9]
Книги выдающегося духовного лидера современности Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, составленные из Его лекций и бесед с различными группами населения, являются путеводной звездой на пути духовного восхождения человека. Такие беседы Он проводил на протяжении многих десятилетий. В них этот Великий Учитель указывает человечеству пути решения как духовных, так и материальных проблем, их взаимосвязь и последствия пренебрежения такими важными духовными составляющими, как праведность, милосердие, сострадание и приверженность истине. Простым, доступным современному читателю языком Саи Баба объясняет, как устроен мир, что представляет собой человек, каковы его цели и задачи, как он должен себя вести, чтобы его жизнь стала полезной и гармоничной. Так же просто и доступно для любого человека Он объясняет законы, по которым живет и развивается общество, экономика, политика, власть и другие институты государства, как соблюдение Космических законов и общечеловеческих ценностей влияет на процветание людей и общества и к каким негативным последствиям приводит их несоблюдение. Используя свои знания, Божественный Учитель дает методику, с помощью которой каждый человек может преобразить свое существование и жить достойной жизнью, не причиняя вреда окружающим и оказывая позитивное влияние как на своих близких, так и на общество в целом. И в конце концов, как ему стать настоящим Человеком и прийти к главной цели человеческой жизни – познанию Бога, являющегося истинной сутью каждого из нас.
Кто-то из мудрецов однажды сказал: «Любить жизнь – значит ждать чуда, ждать чуда – значит быть счастливым». Мир начинается с любви. И человек на протяжении всей жизни собирает счастливейшие её плоды – радость, добро, мудрость, милосердие. Милость сердца и профессионализм врача творят чудеса, дают человеку надежду, возвращают лёгкое дыхание жизни. Благодарность пациентов, обретших второе дыхание, – это и есть счастье докторов от Бога, которое согласуется с постулатами всех религий – и с Кораном, и с евангельской истиной: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Хульных и других скверных помыслов не бойтесь и не смущайтесь: они не Ваши, а бесовские, и Вы за них ответ Богу не дадите; только не допускайте их овладеть Вами, то есть не принимайте, а отвергайте и не слушайте их, а молитесь Богу, прося помощи. Но если и будете побеждены сими помыслами или иным грехом, не смущайтесь, а снова восставайте на борьбу с сопротивниками и [обращайтесь] к Богу с раскаянием, и так до самой смерти. Вам небезызвестно, что до падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении – неумолимым. Этот лукавый помысл отчаяния святые отцы советуют отражать крепкою надеждою на милосердие Божие.
Печаль может быть справедлива, но никогда не должна быть чрезмерна. «Печаль многи уби, – говорит опытный мудрец, – и несть пользы в ней». Печаль никогда не должна быть сильнее веры в Бога и надежды на Него. Что бы ни произошло, надобно веровать в Его милосердие и надеяться от Него помилования. Для сего надобно отвлекать мысль от предмета печали и занимать ум и сердце молитвою. Не должно смущаться тем, что в сих обстоятельствах молитва не совершенна. Приносите Богу намерение молитвы, Он призрит и даст молитву молящемуся.
Потому что болезни – это самая тяжкая скорбь человечества. Много есть болезней страшных и мучительных, совершенно искажающих жизнь человека, мешающих ему жить и действовать, повергающих его в безграничную скорбь, в тоску, слезы и уныние. А Бог милосерд и всем нам заповедал в первую очередь творить дела милосердия, дела любви. Врачевание от болезней есть первое из таких дел: оно является проявлением любви и сострадания нашего к людям».
• Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни, в одной надежде на милосердие Божие.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я