Ворс

  • Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.

    Ворс образуется в процессе производства тканей и может состоять как из волокон базового («грунтового») материала, начёсанных в процессе ворсования на специальных ворсовальных машинах, так и из волокон дополнительных ворсовых нитей, влетённых в грунтовое полотно.

    Начёсные ворсовые материалы могут быть не только ткаными (байка, фланель), но и неткаными (ворсовый фетр). В случае использования дополнительных нитей для создания ворса образующиеся петли либо сохраняются, создавая петельный ворс (махровая ткань), либо разрезаются (разрезной ворс — бархат, плюш).

    Слово родственно русскому «волос»; Фасмер выводит его из иранских языков: авестийского varǝsa («волос»), персидского vars / gars.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Рати́н (фр. ratine) — шерстяная ткань со своеобразными короткими завитками густого ворса.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Шени́лл — жаккардовая ткань со сложным рисунком плетения. В структуре имеет одну или несколько шенилловых нитей с ворсинками. Название «шенилл» имеет французское происхождение, в переводе означает «гусеница» (от фр. chenille). Название дано ввиду состава нитей, основой которых являются начесанные, пушистые волокна.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

Упоминания в литературе

Ворсовая система может быть уточной, и тогда получают уточноворсовые ткани, такие как хлопчатобумажные полубархаты, вельветы. Ворс может вырабатываться из нитей основы, и тогда изготавливают основоворсовые ткани, такие как шелковые ворсовые бархат, велюр, плюш и мех на тканой основе. Ворс на поверхности тканей и изделий ворсовых переплетений может быть коротким или длинным, сплошным или рисунчатым в виде ворсовых продольных рубчиков различной ширины, полос, мелких ворсовых рисунков в пределах широких ворсовых полос, крупных ворсовых узоров.
Бархат чаще получают из шелка, но в последнее время его также стали производить из хлопка, искусственных волокон, вискозы. К основе прибавляют дополнительные петельки высотой до 3 мм, которые образуют ворс. При раскрое и шитье следует обращать внимание на направление ворса. Гладить ткань можно только с изнаночной стороны.
Для крупных изделий, таких как одеяла и покрывала, традиционно используют хлопчатобумажные ткани, хотя не возбраняется вставлять небольшие включения из атласа, шелка или подкладочных тканей (особенно если последние имеют привлекательную расцветку) и синтетики, для которых характерны какая-либо оригинальная фактура, ворс, зернистость и другие необычные особенности, что обогащает изделие.
Канву часто прикладывают к другой ткани. Ее можно прикрепить к рабочей ткани швом «вперед иголку», вдоль и поперек рисунка. При этом перед работой обязательно следует проверить толщину канвы и рабочей ткани – оба материала должны быть одинаковы. Если же рабочей тканью служит бархат, велюр или любая другая ткань с ворсом, то канву надо пришить к изнаночной стороне основы. А вышивать, естественно, на лицевой стороне.
При раскрое старайтесь располагать выкройки так, чтобы материал использовался экономно, а количество отходов было минимальным. Детали из тонких тканей выкраивайте ножницами, а из меха, войлока и других подобных материалов – техническим ножом, причем мех обязательно прорезайте с изнаночной стороны, чтобы не повредить ворс.

Связанные понятия (продолжение)

Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Эпонж (Понжи, Pongee) — ткань. Название образовано от французского фр. eponge — губка.
Пике́ (фр. piqué от piquer — пристёгивать, прострачивать материю) — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением.
Сати́н (фр. satin, от араб. ‎ зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Ворсова́ние — создание ворса (начёса) на поверхности ворсовых тканей, войлочных изделий и нетканых материалов путём механического извлечения на поверхность тканей концов волокон. Ворсование производится при изготовлении байки, фланели, замши, фетровых шляп, валяной обуви. После ворсования изделия становятся мягче на ощупь, лучше держат тепло, улучшается также их внешний вид и износоустойчивость.
Велю́р (фр. velours — бархат, от лат. villosus — волосатый, мохнатый; нем. Velours, Veloursleder; швед. mocka (läderkvalitet)) (хромовая замша) — вид натурального кожевенного материала, получаемого из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней. Для этого вида кожи берут сырьё с дефектами лицевой поверхности. Поэтому, чаще всего, в изделиях из этого вида кожи наружной стороной оказывается не гладкая лицевая (мерея), а внутренняя сторона, то есть бахтарма, которая тщательно шлифуется и получает...
Нанбук — плотная и прочная разновидность хлопчатобумажных тканей, которая вырабатывается из пряжи среднего качества и имеет гладкую лицевую поверхность с уточным настилом.
Вати́н — нетканое полотно, получаемое из хлопкового линта, ваты, вискозы, шерсти и даже отходов швейного производства. Название происходит от французского слова ouatine («руно»), которым обозначали ватную ткань на сетчатой основе. Материал был первоначально создан в качестве дешевой замены для традиционных меховых подкладок. Ватин обладает малой плотностью, хорошими теплоизолирующими свойствами, благодаря чему нашёл широкое применение в качестве утеплителя для рабочей одежды, наполнителя мягкой мебели...
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне...
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Ковролин (ковровое покрытие) — мягкое напольное покрытие, предназначенное для настила на всё помещение целиком.
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Лю́рекс (англ. lurex) — нить в виде узкой полоски блестящей (покрытой фольгой или металлизированной) пленки, вплетаемая в ткань для её украшения.
Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).
Крепдеши́н (фр. Crêpe de Chine — китайский креп) — вид шёлковой креповой ткани с умеренным блеском, одна из самых распространённых шёлковых тканей в СССР и России. Плотная, относительно тонкая ткань. Изготавливается переплетением нитей из шёлка-сырца в основе и нитей крепового кручения в утке́. Применяется для пошива блузок, платья, костюмов и шалей.
Пашмина (от перс. پشم‎ — шерсть) — тонкая, мягкая, тёплая ткань, получаемая из пуха (подшёрстка) кашмирских горных коз, или как их ещё называют, кашемировых коз (один из видов Capra hircus). В Гималаях, на высоте около 4500 метров, где и обитают эти животные, очень суровый климат, и в этих условиях у кашемировых коз вырастает два типа шерсти: верхний — грубая, толстая шерсть (остевой волос) и нижний — тончайший пух. Каждую весну этот почти невесомый пух вычёсывают с области шеи и живота животных...
Тесьма́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Фай (фр. faille) — шёлковая ткань репсового переплетения, образованная из сравнительно тонких нитей основы (органсин 20—26 ден) и более толстого утка (трам 26—32 ден), который, к тому же, прокидывается по две нити в каждый зев, отчего и получается характерный для репса рубчатый вид ткани. Была известна также под наименованиями пу-де-суа (фр. Poult-de-soie) и фр. Gros-grain, в последнем случае часто имелась в виду ткань с хлопчатобумажным утком. Выпускался однотонным.
Молески́н (англ. moleskin «кротовая шкурка» от mole + skin) — толстая, плотная и прочная хлопчатобумажная ткань с начёсом на внутренней поверхности и гладкой глянцевидной лицевой стороной.
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Ткань панама или просто панама — разновидность плотных и относительно тяжёлых искусственных тканей, которые вырабатываются из особым образом скрученных волокон. Ткань панама применяется для шитья женских костюмов и платьев.
Букле́ (от фр. boucler «завивать») — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.
Текстильная аппликация — техника создания узоров путём закрепления кусочков ткани на контрастной основной детали большего размера или на тканевом фоне.
Во́йлок (от тюрк. ojlyk «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre).
Органди — разновидность лёгких полупрозрачных тканей, похожих на тонкую кисею или маркизет из самых тонких сортов вискозного шёлка повышенной крутки. Такая текстура материала требует крайне осторожного обращения при шитье и сразу нуждается в обмётывании краёв готового изделия.
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Крэш (англ. Crush) (кринкл) — жатая ткань. Долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса. Для изготовления ткани-крэш используют тонкие, либо синтетические материалы. На таких тканях заломы держатся долго и не распрямляются. Ткань-крэш удобна в использовании — она легко стирается и не требует глажки. Однако, чтобы сохранить помятость в нужном виде необходимо после стирки скручивать ткань. Лучше всего хранить вещи из такой ткани в скрученном...
Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.
Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уто́к выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Носки́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Го́льфы — получулки покрывающие нижнюю часть ног ниже колена. Могут являться деталью спортивного костюма, униформы (школьной, пионерской, военной, и т. д.), одежды для свободного времени и активного отдыха. Производятся обычно из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, также в сочетании с химическими нитями в том числе с добавлением эластана или нейлона. Особой разновидностью гольфов являются гетры.
Касайский бархат, или Велюр-дю-Касаи (фр. Velours du Kasaï) — вид ткани, производимой в Демократической Республике Конго. Традиционно, её изготавливают мужчины народности Шува этнической группы Куба, в то время как вышивку на этой ткани делают женщины. В идеале, вышивальщица должна быть беременной. Касайский бархат производят до сих пор.
Ма́рля (фр. marli — кисея) — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу текстильная хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками. По способу выработки марлю можно подразделить на марлю тонкую и марлю обыкновенную (подкладочную).
Счётные швы — швы, выполняемые по счёту нитей ткани по утку и основе, широко распространены в народной вышивке.
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Во́рсовые ткани — ткани с полотном, полностью или частично покрытым ворсом. Ворс улучшает внешний вид тканей, образуемая им воздушная прослойка уменьшает теплопроводность ткани, снижает износ и облегчает драпировку. Ворсовые ткани нашли широкое применение в одежде, а также для декоративных и технических целей.
Искусственный мех — текстильный материал, имитирующий натуральный мех животных. Широко используется в изготовлении одежды, головных уборов, мягких игрушек и других изделий.
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Шевио́т (англ. cheviot) — плотная, тонкая, ворсистая ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи, получаемой камвольным способом. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep) или других мериносоподобных овец.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.

Упоминания в литературе (продолжение)

Иногда появляется необходимость проводить покра – ску на достаточно большой поверхности. В этом случае как правило используют специальные валики из меха или поролона (рис. 11), которые можно изготовить из овчины или ткани с ворсом длиной не менее 15 мм. Перед началом работы валик обязательно вымачивают в воде.
Одним из главных недостатков пяльцев является именно сминание ткани в процессе работы. И если хлопчатобумажное полотно с вышивкой мулине после работы легко постирать, а затем прогладить утюгом, то вышивка по шелку или бархату может быть безнадежно испорчена: на бархате сомнется ворс по месту зажима ткани, а нежный и тонкий шелк растянется или испачкается, а стирать такие капризные материалы не рекомендуется. Поэтому вышивку на таких дорогих материалах лучше выполнять без пялец, натягивая ткань на указательном пальце. Не потребуются пяльцы и при комбинированной вышивке с использованием бисера и бусин, которые станут мешать плотному зажиму ткани между кольцами. Но во всех остальных случаях пяльцы послужат надежным подспорьем в работе, но ткань после работы стоит вынимать из пялец и хранить в расправленном виде, особенно если выполнять вышивку от случая к случаю, а не работать над ней каждый день.
Вязаные цветы – еще один вариант для оформления скрапстраничек и фоторамок. Тем, кто умеет вязать крючком, не составит труда за несколько минут изготовить маленький симпатичный цветочек и придать композиции законченный вид. Для вязания цветов лучше всего использовать хлопчатобумажную пряжу типа «ирис», «ромашка», «мак» и т. п. Также для этого прекрасно подходят катушечные нитки в 2–3 сложения, тонкая акриловая пряжа, пряжа с длинным ворсом или люрексом, букле или фасонная. Крючок для работы подбирают соответственно толщине выбранных ниток.
Облагораживание кожевой ткани представляет собой комплекс отделочных операций, применяющихся с целью получения велюра и искусственных покрытий на кожевой ткани меховых шкурок. Отделка под велюр заключается в создании на поверхности кожевой ткани путем шлифования короткого, густого, бархатистого ворса. Традиционно с такой отделкой выпускались шубные овчины (шкуры грубошерстных овец). В последние годы утвердился термин «меховой велюр», означающий отделку по кожевой ткани под велюр меховой овчины (шкуры тонкорунных, полутонкорунных, полугрубошерстных овец), в основном молодняка.
Обычно ткани режут по продольной нити. Материалы с ворсом можно резать только вдоль направления ворса.
Ковровые обои, или тафтинг-обои, используют для оклеивания стен и полов. Основа этих обоев состоит из ткани, к которой приклеивается ворс. Такое декоративное покрытие отлично смотрится, поглощает звук и сохраняет тепло.
Для вязания детских вещей, особенно для новорожденных малышей, лучше использовать только натуральную пряжу – хлопок, лен, вискозу, шелк, а из искусственных – качественный акрил, впрочем, это справедливо только для летних вещей. Тогда как для теплых изделий лучше подходит мериносовая шерсть, которая отличается мягкостью и «не кусается», а также шерсть альпака. Совершенно не годится мохеровая пряжа, а также пряжа с люрексом и длинным ворсом.
Кроме всех перечисленных типов, выпускается много других разновидностей малярных валиков. Например, филенчатые валики для вытягивания филенок, декоративные накатные валики с коротким синтетическим ворсом (рис. 5), рельефными рисунками или узорами для художественного оформления окрашиваемых поверхностей.
Кроме всех перечисленных типов, выпускается много других разновидностей малярных валиков. Например, филенчатые валики для вытягивания филенок, декоративные накатные валики с коротким синтетическим ворсом (рис. 5), рельефными рисунками или узорами для художественного оформления окрашиваемых поверхностей.
Если на ковре имеются вытертые или поврежденные места, то несколько исправить этот недостаток можно следующим образом: возьмите немного шерстяной ткани или пряжи, цвет которой близок к краскам ковра. Настригите ножницами из шерсти мелкий ворс. На вытертое место в соответствии с рисунком при помощи кисточки нанесите немного клея (лучше всего воспользоваться клеем БФ-2, но вполне подойдет и другой). На клей густо насыпьте приготовленный ворс, дайте клею схватиться и прогладьте через бумагу теплым утюгом. Через несколько часов, когда клей высохнет окончательно, избыток незакрепленного ворса можно удалить мягкой щеткой. Действуйте щеткой мягкими движениями, стараясь не повредить отреставрированное место.
• Если вы покрываете краской большую площадь, используйте валик, чтобы сделать это быстрее. Муфта со средним ворсом оптимальна для красок на водной основе, а с коротким ворсом – для масляных. Валики для радиаторов имеют меньший диаметр, чтобы иметь возможность просунуть их в узкие места радиатора.
Маленькие остатки норки или другого блестящего меха с коротким ворсом разного цвета, качества (любые – не совсем качественные, с тонкой мездрой, с лапок, живота, самые-самые обрезки) – можно превратить в шикарную шаль. Для этого из кусочков нужно сделать шарики, собрав их в узелочки и стянув капроновой ниткой. Края заправить внутрь, чтобы сделать шарик объемным. По возможности нужно постараться, чтобы шарики были одинаковыми по размеру. После того, как достаточное количество этих шариков изготовлено, их нанизывают иглой или крючком на расстоянии, равном диаметру шарика. Готовые цепочки соединяют поперек, еще раз продевая нить, и делая узлы для закрепления. Готовую шаль украшают бахромой, сплетенной из концов ниток. На конце каждой кисточки – шарик из меха.
– кисти, различные по виду. Для больших поверхностей используют маховые кисти с длинным ворсом, макловица нужна для работы с красками на водной основе, побелочные применяют для клеевых красок, а флейцы – для окрашивания гладких поверхностей;
♦ Для обновления бархата его отпаривают, то есть держат изнанкой над паром, и с лицевой стороны проводят мягкой щеткой, слегка смоченной в бензине, сначала против ворса, потом по ворсу.
Из чего же связать игрушку? Для этого подойдет практически любая пряжа, главное, чтобы она была безопасной для вашего ребенка, не вызывала аллергических реакций, не линяла после стирки и не имела слишком длинного ворса.
Цикля при зачистке древесины обычно ее не режет, а как бы скоблит, т. е. снимает верхний тонкий слой, оставляя после себя мельчайший ворс. При обработке древесины твердых пород этот ворс мал и практического значения не имеет, а при обработке древесины мягких пород он виден простым глазом и заметен на ощупь, поэтому такие породы, как осина, липа, циклями не обрабатывают, а шлифуют.
При шлифовании возможен разрыв волокон древесины. Чтобы не допустить этого, в процессе обработки приподнимите образующийся ворс влажной тряпкой, дайте ему просохнуть и удалите тонкой абразивной колодкой.
Начинать осваивать художественную роспись лучше всего с акриловых красок, так как они менее сложные в работе со скользкими стеклянными поверхностями, лучше закрепляются на поверхности, разные цвета легко перемешиваются для получения любого оттенка, а сами рисунки выходят яркими и насыщенными. При выборе акриловых красок важно, чтобы на них было указано, что они предназначены для работы со стеклянными поверхностями, в этом случае рисунок после высыхания будет водоустойчив и прочен. Наносятся акриловые краски при помощи кисти, при этом, в отличие от масляных красок или гуаши, для акриловых лучшим выбором станет качественная кисть с синтетическим, а не натуральным ворсом. При работе кисть необходимо периодически обмакивать в стакан с водой, так как акриловые краски относятся к категории быстросохнущих. При работе со сложными многоцветными рисунками лучше работать не одной, а сразу несколькими кистями, отдельно для каждой цветовой гаммы. После работы кисти необходимо тщательно промыть водой. В целом техника работы акриловыми красками та же самая, что и при работе с привычной акварелью или гуашью, краски легко смешиваются между собой, при смешивании дают многообразную палитру цветов и оттенков, позволяют создавать рисунки как яркого, насыщенного цвета, так и в пастельной, полутоновой гамме. Качественные акриловые краски имеют хорошую покрывную способность и, как правило, для закрашивания фона их достаточно нанести в один слой. После высыхания краски рисунок покрывают акриловым лаком.
Для удаления ворса поверхность увлажняют, просушивают и шлифуют вручную или на станках шкуркой N 6-8. Для увлажнения поверхности применяют теплую воду, однако для полного удаления ворса при использовании воды требуется не менее трехкратного увлажнения с последующим шлифованием, так как после шлифования удаляется только часть ворса, а оставшаяся часть вновь приглаживается к поверхности.
Во время шлифования волокна древесины перерезаются и при соприкосновении с жидкостью поднимаются, поверхность получается шероховатой. Поэтому до окончательной отделки ворс необходимо удалить. Для этого сначала увлажняют деталь водой или раствором, состоящим из 50 г карбамидной смолы, 1 г щавелевой кислоты и 1 л воды. На изделие раствор наносят тампонами. После высыхания поверхности ее отшлифовывают мелкозернистой шкуркой без нажима, чтобы не срезать следующий слой древесных клеток.
Клеенка. Это дешевый и доступный, однако недолговечный материал. К тому же подойдет далеко не любая клеенка. Ищите ту, у которой изнаночная сторона покрыта мелким ворсом. Клеенка, гладкая с обеих сторон, будет скользить по полу.
Эта процедура выполняется для получения на поверхности зеркальной пленки. Перед началом лакирования очистите древесину от ворса и прогрунтуйте. Для удаления ворса увлажните поверхность ватным тампоном, обернутым марлей. Смочите его водой, слегка отожмите и проведите им вдоль волокон, потом поперек них и снова вдоль.
Отчего зависит загрязнение ковра? Степень загрязнения зависит от типа волокна, его цвета, влажности, содержание остаточных масел и т.д. Меньше загрязняются ковры с очень плотным ворсом. Ковры с синтетическими волокнами, электризуются, поэтому загрязняются быстрее, чем шерстяные. Темные и тусклые цветовые тона ворса лучше маскируют грязь, волокна с меньшим блеском также кажутся менее загрязненными.
• ретушные кисти лучше подходят для нанесения точных мазков. Внешне они очень похожи на срезанную под углом плоскую кисть, обладающую коротким ворсом. Данная разновидность тоже используется при работе над переходами одного цвета в другой, а также на мелких участках (рис. 10).
Красивый коричневый цвет придают древесине пары аммиака. Окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду, ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом, и посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс «морения» будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Верхней одеждой мужчинам и женщинам служил плащ – бесшовное покрывало (плат) из грубой шерсти, овальной или прямоугольной формы. Плащ носили ворсом внутрь, закрепляя концы бронзовой булавкой-скобой. Летом крестьяне ходили босиком. Их зажиточные соплеменники и воины могли позволить себе сандалии с ременной шнуровкой, дополняя их шерстяными обмотками в холодное время года.
Перенесите с рисунка при помощи копировальной бумаги или кальки изображение совы, разделите его на 3 детали: туловище, единое с головой и хвостом, и два симметричных крыла. Вырежьте данные детали из «золотой пластинки». Фон сделайте черным, лучше всего из черной бархатной бумаги. Можно сделать фон и другим способом: наклейте на картон черный бархат, велюр или любую синтетическую ткань черного цвета с ворсом. Приклейте на фон сову. При этом сначала следует приклеивать туловище, а затем крылья, немного накладывая их на туловище. Приклейте сове глаза: сначала сделайте два больших овала из соломки, а сверху наклейте на них два овала поменьше, вырезанные из белой бумаги. В свою очередь в эти овалы поместите черные кружочки. Далее приклейте нос – ромб, вырезанный из соломки.
Побеленная поверхность потолков после окрашивания может выявить различные дефекты. Некоторые из них проявятся во время окрашивания, а некоторые только после того, как нанесен первый слой. Так, если на поверхности во время окрашивания после кисти остаются следы от ворса, значит, известковый раствор недостаточно жидкий. Исправить это можно очень просто, добавив в раствор определенное количество воды до получения массы нормальной густоты.
После раскроя листов фанеры нужно приступить к подгонке полученных кусков друг к другу согласно рисунку. Подгонка стыков проводится остро отточенным рубанком. Если фанера не ламинированная, далее шлифуют лицевые стороны плит наждачной шкуркой и покрывают их морилкой в необходимые тона. Иногда для подцветки пола используются сухие анилиновые краски. Поднявшийся ворс удаляют, шлифуя поверхность наждачной шкуркой. При необходимости процедура покрытия морилкой и шлифовки повторяется еще раз.
Валик для окрашивания потолка предпочтительнее с длинными ворсом и ручкой (рис. 23). Поролоновый валик в данном случае лучше не использовать. Для того чтобы можно было легко обмакивать валик в краску, надо перелить ее в ванночку подходящего размера (рис. 24). В свободной емкости возможно прокатывать валик в разные стороны и таким образом хорошо пропитывать его краской. Чтобы удалить с валика избыток краски, надо прокатить его по стенке ванночки. Для равномерного пропитывания валика краской можно прокатывать его по куску линолеума или оргалита.
При шитье замши нужно учитывать направление ворса: лучше, если он будет направлен сверху вниз.
На побеленной поверхность потолка после окрашивания могут проявиться различные дефекты. Некоторые из них проявятся во время окрашивания, а некоторые только после того, как нанесен первый слой. Так, если на поверхности от кисти остаются следы от ворса, значит, известковый раствор недостаточно жидкий. Исправить это можно очень просто, добавив в раствор определенное количество воды до получения массы нормальной густоты.
В краску кисть следует опускать только до половины ее ворса. Таким образом можно значительно уменьшить расход краски, которая не будет проникать во внутреннюю часть кисти, тем самым продлится срок ее службы, так как кисть не нужно будет долго держать в растворителе, чтобы отмыть от краски.
Закончив удаление лакокрасочного покрытия и коррозионных пятен, следует обезжирить поверхность кузова уайтспиритом. Необходимо следить, чтобы на поверхности не оставались ворсинки от ткани (если поверхность протирается ветошью, смоченной в растворе) или ворс кисти (если раствор наносится кистью). Проверка качества обезжиривания проводится с помощью фильтровальной бумаги: если на бумаге остаются следы жира или грязи, то поверхность необходимо промыть растворителем еще раз (а возможно, и не раз – пока она не будет полностью обезжирена).
– если бельевую ткань расположить на уровне глаз против источника света, то на лицевой стороне можно увидеть ворс;
Если на ковре образовались замины ворса, портящие его внешний вид, надо это место подержать несколько минут над паром, а затем поднять ворс, ударяя по ковру с изнанки выбивалкой из прутьев. Потом это место с из нанки на весу проглаживают утюгом до тех пор, пока оно не высохнет.
Большая круглая кисть (№ 6–8), основной инструмент живописи акварелью, из белки или колонка. Их ворс набирает достаточное количество влаги, отличается мягкостью и позволяет наносить сочные мазки. Ею можно не только наносить большие объёмы краски, но и рисовать кончиком кисти.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я