Связанные понятия
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Упоминания в литературе
До 15 июля года, который является предшествующим очередному финансовому году, органы исполнительной власти должны завершить подготовку
бюджета . Должны быть собраны и проработаны все статьи доходов и расходов с детальным рассмотрением материала. Министру финансов должны быть представлены проект федерального бюджета, прогноз консолидированного бюджета, программы социально-экономического развития, программы внешних и внутренних заимствований, погашения государственного долга, примерные возможные отклонения будущего бюджета от предоставленных цифр и примерные уровни государственных пособий, стипендий, пенсий и дотаций с учетом индексирования.
Реализация бюджетной политики отражается в едином для всех государств «институте» – институте «государственных
бюджетов », который является атрибутом любого суверенного государства и (или) государственных образований. Понятие «бюджет», чрезвычайно емкое и неоднозначное, до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так, в «Экономическом словаре», изданном Институтом новой экономики в 2007 г., бюджет (фр. budget) определяется как: «роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке…»; «смета расходов по проекту»; «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Последнее определение почти полностью идентично определению, приводимому в ст. 6 БК РФ.[3]
Финансово-правовая категория «
бюджет » происходит от английского слова «budget», означающего «кошелек», «сумка», «расчет приходов и расходов».[68] В аспекте характеристики государства бюджет приобретает публично-правовой смысл. Государство концентрирует в своем распоряжении значительную часть национального дохода в целях реализации своих задач и функций – финансирования возникающих затрат в режиме расходов. «Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год».[69] Расчет доходов и расходов, выявление оснований нехватки бюджетных средств (дефицит) выполняют информационную роль, присущую публичным финансам в целом. Соответственно бюджетный метод ведения государственного хозяйства, подразумевающий наличие бюджета, имеет глубокие информационные основы. Именно с целью расчета государственных доходов и расходов, сосредоточения данных о них в одном источнике государство и формирует бюджеты (государственный бюджет, бюджеты публично-правовых образований). Бюджет как таковой, будучи составной частью финансовой системы, становится централизованным денежным фондом, принадлежащем государству на праве собственности. В свою очередь, это подразумевает жесткую юридическую регламентацию государством его формирования, распределения и использования, моментов соприкосновения с иными звеньями финансовой системы.
Данное определение представляется наиболее точным и полным, поскольку при исполнении
бюджета решается несколько важных и сложных задач в рамках проводимых в стране экономических, политических и социальных реформ. Бюджет государства – это баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, сборов и иных платежей в соответствии с бюджетным и налоговым законодательствами. Расходы бюджета ежегодно утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование расходов, утвержденных сверх бюджетных ассигнований, невозможно. Также особую значимость имеет своевременное и целевое использование бюджетных средств, поскольку задержка финансирования или отвлечение средств не на те цели, на которые они выдавались, приводит к сбою всего процесса исполнения бюджета. Это, в свою очередь, затрудняет реализацию экономических, политических и социальных реформ, проводимых в стране.
Однако, говоря об использовании такого инструмента, как налоговые льготы, необходимо помнить о том, что этот вид государственной поддержки инвесторов и предпринимателей осуществляется за счет бюджетных (государственных и региональных) средств и приводит в конечном итоге к выпадению из
бюджетов , в том числе и региональных, весьма значительных сумм. Проблема выпадающих доходов в последние годы становится все более актуальной. В целом по стране в 2009 г. общее число стимулирующих налоговых механизмов составляло 191, из них 60 – по налогу на прибыль организаций, 80 – по налогу на добавленную стоимость, 20 – по налогу на имущество, 16 – по земельному налогу, 12 – по налогу на добычу полезных ископаемых и 3 – по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов[111]. Как было отмечено на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в июне 2012 г., потери бюджета страны от налоговых льгот в 2011 г. составили 2,1 трлн рублей[112].
Связанные понятия (продолжение)
Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
Государственные доходы — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственный бюджет. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, то есть та часть, которая подлежит централизации в бюджеты различных уровней. В бюджете содержится основная часть государственных финансовых ресурсов, принимающих форму доходов бюджета. Если доходная часть государственного...
Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской...
Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Прямо́й нало́г — налог, взимаемый с физических и юридических лиц, с дохода и имущества...
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
Военный бюджет , или оборонный бюджет — величина государственных расходов, предназначенная для поддержания и обновления вооруженных сил государства.
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налог на прирост капитала (англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (однако она никогда не составляет менее 12,5%).К вычетам относятся...
Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) или другими хозяйствующими субъектами или физическими лицами (например, наёмными работниками).
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.
Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени ==
Ко́свенный нало́г — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Тамо́женная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения..
Подробнее: Таможенные пошлины
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Земельный налог (англ. land value tax) — налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального...
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Заём (непр. займ) — вид обязательственных отношений, договор, согласно которому одна сторона (заимодавец) передаёт или обязуется передать в собственность или управление другой стороне (заёмщику) деньги, ценные бумаги или товары, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить равную сумму денег или равное количество вещей или ценных бумаг того же рода и качества. Согласно другим источникам, заём может быть не только беспроцентным (безвозмездным...
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России), денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Пособие на ребёнка — материальная помощь, выдаваемая, как правило, государством на ребёнка в целях социальной поддержки родителей. Размер детского пособия обычно зависит от количества детей и/или их возраста.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
Налог на имущество организаций — это налог на движимое (приобретенное до 1 января 2013 года) и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность).
Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного...
Прогрессивное налогообложение (англ. Progressive tax) — система налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).
Комитет (от лат. comitatus — сопровождающий, сопутствующий) — 1) совет, собрание, съезд, коллегиальный орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области, обычно имеющей отношение к руководству или управлению, а также государственный орган исполнительной власти или структурная единица в системе органов законодательной власти.
Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Посо́бие — одна из форм материального обеспечения населения. Пособие назначается в случае заболевания, травмы, по беременности и родам, при потере работы и в других случаях. По форме выплат пособия подразделяются на единовременные и периодические. В зависимости от вида пособия существуют разные способы его расчета.
Казначе́йство — организация казначеев, обслуживающих казну — государственное, учрежденческое или частное хранилище денег.
Федеральное казначейство (Казначейство России, сокр. ФК) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Упоминания в литературе (продолжение)
Главную роль играет государственный
бюджет , с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций: военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Доходная часть федерального
бюджета строится на налоговых и неналоговых поступлениях. Доля налоговых поступлений в федеральном бюджете страны велика и почти половина расходных обязательств покрывается за счет налоговых доходов. В свое время Германии пришлось аналогично Российской Федерации провести ряд реформ в бюджетной системе, особое внимание было уделено налоговой сфере. Программа налоговых реформ Германии была одобрена в конце 1999 г. – начале 2000 г. и вступила в силу в 2001 г. Целью реформирования являлось сокращение фискального бремени для физических и юридических лиц, а также поддержание малого и среднего бизнеса для увеличения количества рабочих мест, тем самым совершенствования бюджетной политики государства и как результат повышения экономического роста страны.
Попытка развести понятия «
бюджет » и «смета доходов и расходов государства» была сделана В.А. Лебедевым в 1881 г. «В настоящем смысле бюджет мы можем определить как роспись государственных доходов и расходов на данный период времени, рассмотренную законодательными учреждениями и утвержденную высочайшей властью. Бюджет, собственно, отличается от простой сметы тем, что он должен быть выражением всего движения финансового управления государства, иначе сказать, в нем должны быть приведены в строгой системе все потребности государства и все средства их покрытия, что достигается подразделением всех доходов и расходов на рубрики. Наконец, должен быть общий систематический свод их в виде общих итогов. Как скоро бюджет составлен, рассмотрен законодательными учреждениями и утвержден верховной властью, он делается законом финансового хозяйства, имеющим силу на определенный срок – год или более, на который он издан. Со времени издания такого закона налагается обязанность на финансовые органы собрать государственные доходы в тех размерах, которые указаны бюджетом; а с другой стороны, налагается на министра финансов обязанность давать всем местам и лицам те средства, которые назначены им в бюджете»[17].
Новая Зеландия уже несколько лет является сподвижником бюджетных реформ, подавая пример остальным странам. В течение ряда лет в Новой Зеландии с исполнением
бюджета было не все благополучно. В 1994 году с целью укрепления фискальной дисциплины и усиления прозрачности принимаемого бюджета в этой стране был принят закон «О фискальной ответственности». Особенность данного закона заключается в том, что он требует, чтобы центральное правительство придерживалось ответственной бюджетной практики, но при этом не предполагает задания каких-либо конкретных фискальных или бюджетных целей (целевых показателей). Хотя в законе и не предусматривается постановка конкретных целей, в нем предусматриваются чрезвычайно строгие требования к отчетности (подаче сведений). Еще до начала процесса формирования бюджета на следующий год правительство Новой Зеландии передает на рассмотрение парламента положение «О бюджетной политике». В этом документе формулируется фискальный план правительства на предстоящий год, а также задачи среднесрочной фискальной стратегии. Одновременно с официальным представлением бюджета в парламент публикуется еще один документ – положение «О фискальной стратегии». В этом документе приводятся обновленные (уточненные) среднесрочные оценки доходов и расходов и объясняются причины расхождений (если таковые есть) между проектом бюджета и задачами и стратегиями, сформулированными в положении «О бюджетной политике». В Новой Зеландии также периодически выходят многолетние фискальные и экономические прогнозы правительства, которые сравниваются с аналогичными прогнозами, построенными независимыми (негосударственными) агентствами. Новозеландский подход позволяет добиться высокой прозрачности бюджетного процесса, в нем уделяется большое внимание обоснованию принимаемых решений и обеспечивается высокоэффективное распределение бюджетных ресурсов.
Прогнозные оценки доходов являются неотъемлемой частью многолетнего подхода к бюджетному планированию, однако они могут по-разному использоваться в различных странах. Так, Министерство финансов Австрии помимо прогнозных оценок доходов, которые строятся в ходе годового бюджетного цикла, готовит ряд среднесрочных оценок доходов. Эти многолетние прогнозные оценки доходов ежегодно обновляются и публикуются в составе среднесрочного финансового плана Австрии. В Германии многолетние прогнозные оценки доходов служат аналогичной цели, однако Министерство финансов обновляет их ежеквартально. Соединенные Штаты Америки также строят многолетние прогнозы по доходам в ходе бюджетного процесса – прогнозируются суммы доходов, которые будут собраны, если будут реализованы все подготовленные администрацией предложения по обеспечению доходных поступлений, содержащиеся в проекте
бюджета . Особое внимание уделяется в США так называемым «налоговым расходам»[35]. Таким образом, конгресс США рассматривает не только стоимость определенных расходных статей в многолетнем контексте, но и стоимость «налоговых расходов» за тот же период.
Действительно, в этот период важными формами финансовых поступлений в местные
бюджеты были отчисления от государственных налоговых доходов, включая их чрезвычайные формы. Активно применялась система горизонтального выравнивания доходов местных бюджетов через фонды регулирования. Основными регулирующими доходными источниками являлись отчисления от налога с оборота, сельскохозяйственного налога, подоходного и военного налога, а также государственных займов. Однако экстремальность ситуации, постоянная модификация реальной базы налогообложения создали предпосылки для поиска и реализации нестандартных решений в формировании доходной базы бюджетной системы, в которых, наряду с методами усиления централизованного регулирования бюджетных процессов, использовались возможности финансовой инициативы местных органов управления в решении проблем военного времени.
По прогнозам Минфина РФ, к началу 2016 г. консолидированные территориальные
бюджеты должны быть сбалансированы. В действительности достижение бездефицитности представляется маловероятным. Так, по нашим расчётам, возврат кредитов, полученных в 2008–2011 гг. только из федерального бюджета, потребует отвлечения собственных доходных источников регионов в объёме порядка 400 млрд. рублей[8]. В результате реальный дефицит субфедеральных бюджетов в 2015 г. составит 152 млрд. руб. (рис. 1.6), что в очередной раз свидетельствует о невозможности реализации в полной мере социальных инициатив Президента РФ. Между тем в федеральном бюджете на 2013–2015 гг. предусмотрено сокращение межбюджетных трансфертов почти на 200 млрд. руб., что сопоставимо с реальным объёмом дефицита бюджетов регионов.
Роль территориальных
бюджетов очевидна при рассмотрении их участия в решении общегосударственных экономических и социальных задач. Распределение и доведение до членов общества производимых благ осуществляются в значительной мере при помощи бюджетной системы. Как правило, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. Например, на народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется в последнее время более 80 % всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, на здравоохранение – свыше 88 %, на социальное обеспечение – более 70 %, на жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 90 %.
Известно, что сальдирование резко снижает прозрачность
бюджета , между тем, в российской бюджетной практике оно применяется весьма широко. Например, в законах о федеральном бюджете всех последних лет предусматривалось направление Правительством на различные цели средств, поступающих от возврата ранее выданных из федерального бюджета ссуд и в качестве платы за пользование ими, без указания конкретной суммы соответствующих поступлений. Поэтому представляется необходимым дополнить содержание принципа полноты отражения доходов и расходов бюджетов запретом на сальдирование.
Что касается классификации расходов и источников финансирования дефицита
бюджетов , то при их определении, напротив, существенно расширяется самостоятельность каждого уровня власти. Согласно ранее действовавшим нормам ОГВ субъектов РФ и ОМСУ имели право лишь на детализацию утвержденных федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не позволяло в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов. В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. № 63-ФЗ, осуществлен переход к утверждению целевых статей и видов расходов, а также статей и подстатей источников финансирования дефицита бюджетов законами (решениями) о соответствующих бюджетах. Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появится возможность адаптации, в рамках единой методологии, бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.
В настоящее время наиболее собираемые налоги являются либо федеральными, либо региональными. Если в 1992 году расходные полномочия были распределены между федеральными и муниципальными уровнями, а доля доходов местного
бюджета в консолидированном бюджете РФ в период 1992–1999 гг. составляла от 23,5 до 27,6 %, то с 1999 года начался период устойчивого снижения доли доходов местного бюджета, которая составила за последние годы менее 10 %. На этом фоне закономерной стала тенденция превышения расходов над доходами. Это было обусловлено, главным образом, изменениями в бюджетно-налоговом законодательстве: отменой многочисленных налогов (на содержание жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры и др.), передачей налога на добавленную стоимость полностью на федеральный уровень, сокращением ставки налога на прибыль организаций и другими изменениями. Сокращаемые налоговые доходы заменяются финансовой помощью из вышестоящих бюджетов, что снижает финансовую самостоятельность муниципальных образований.
1) Плановость росписи государственных доходов и расходов.
Бюджет – это план государственных доходов и расходов на определенный период. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появляется тогда, когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало, т. е. составляет смету (роспись) доходов и расходов на определенный период. Таким периодом во многих государствах был избран 1 год, который получил название финансового. В РФ он совпадает с календарным, в ряде других стран – иные сроки в зависимости от времени платежеспособности налогоплательщиков (в США с 1 октября, в Японии – с 1 апреля, в Швеции – с 1 июля). Таким образом, бюджет – это план государственного хозяйства на финансовый год, представляющий предположительное исчисление всех доходов и расходов государства. Это план государственных доходов и расходов на финансовый год.
В связи с низким уровнем экономического развития, дотационностью
бюджетов органы власти некоторых регионов России используют в качестве основного источника инвестиционных ресурсов средства федерального бюджета. В частности, в Кабардино-Балкарии планируется включение объектов туризма в различные федеральные программы и привлечение денежных средств в размере 23,2 млрд. руб., в том числе 6,2 млрд. руб. из федерального бюджета. При этом частные инвестиции составят около 14 млрд. руб. Реализация данной программы позволит обеспечить рост доходов до 5,2 млрд. рублей ежегодно, увеличить до 3,5 тыс. количество новых рабочих мест.
Заметим, что для основной части регионов СЗФО в 2006–2008 гг. стало характерным постепенное сокращение собственных доходов и увеличение безвозмездных перечислений из федерального
бюджета . Поступления финансовой помощи из федерального центра в округ увеличились за 2006–2008 гг. более чем в три раза, а в бюджеты Мурманской, Ленинградской областей и г. Санкт-Петербурга – в 6 раз по сравнению с суммами перечислений в 2004–2005 гг. Такая ситуация во многом обусловлена увеличением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в связи с реализацией приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 года[8] был призван обеспечить экономическую самостоятельность всех образовательных учреждений, включая, естественно, и вузы. В нем декларировалось нормативное финансирование в расчете на одного обучающегося, а также возможность для образовательного учреждения заниматься приносящей доход деятельностью, в том числе обучать часть студентов на платной основе. Но позже Бюджетный кодекс РФ существенно ограничил экономическую свободу учебных заведений. Достаточно быстро было введено казначейское исполнение
бюджета , учреждениям запретили брать кредиты, а все внебюджетные средства были объявлены неналоговыми доходами бюджетной системы. Это означало введение единой сметы доходов и расходов (бюджетных и внебюджетных), которая должна была утверждаться учредителем и изменяться только с его согласия. Это ограничивало свободу использования как бюджетных, так и внебюджетных средств. Правда, на практике вузы получили достаточно большую свободу в распоряжении внебюджетными средствами. При этом сразу после принятия Бюджетного кодекса РФ началась экспертная работа по снятию введенных им ограничений.
В первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются: приложения, например устанавливающие распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и др. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального
бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.
Другое приоритетное направление – обеспечение свободы экономической деятельности как необходимого условия экономического роста. В качестве приоритетов – дебюрократизация экономики, снижение административной и налоговой нагрузки на бизнес, создание благоприятных условий для притока капиталов и для производства. При этом впервые в качестве узловой проблемы российской экономики обозначается ее рентный характер, когда основные деньги делаются на эксплуатации существующих ресурсов, а не на производстве добавленной стоимости. При этом рентный принцип заложен в структуру государственной машины: «система защищает свои права на получение так называемой статусной ренты, говоря прямо– взяток и отступных». Соответственно задачей органов власти объявляется перенос акцентов с процесса дележа бюджетных доходов на создание условий, способствующих их формированию. Один из главных приоритетов бюджетной политики – бездефицитный
бюджет ; политический же аспект проблемы – «торговля» и «продавливание» такого бюджета в Госдуме, недопустимые с точки зрения морального принципа «жить по средствам». Это первый грозный сигнал Путина лоббистам ЮКОСа.
Данная классификация была введена в связи с острой проблемой дефицитности
бюджетов в 90-х гг. В случае, если денежных поступлений в бюджет было недостаточно для финансирования всех расходов, то осуществлялись только текущие расходы[218]. В настоящее время нормы, закрепляющие деление расходов на текущие и капитальные (ст.66–68 Бюджетного кодекса Российской Федерации), утратили силу. Следовательно, на сегодняшний день можно говорить только о научном значении экономической классификации расходов бюджета.
Одним из главных преимуществ такого подхода считается то обстоятельство, что указанные правительственные корпорации осуществляют порученные им государством публичные функции на началах самоокупаемости. Это позволяет устранить нагрузку на государственный
бюджет . Как следствие, на них не распространяется бюджетный процесс, применяемый для финансирования обычных ведомств исполнительной власти. Это исключение основывается на том, что при использовании этих структур главным источником их имущества является не бюджет (налогоплательщики), а потребители соответствующих услуг, в том числе, когда необходимые отчисления являются обязательными.
Но после того как средства собраны, их необходимо эффективно использовать. Поэтому одновременно с созданием Стабфонда государство назвало задачи, которые он будет решать. Во-первых, это накопление резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения мировых цен на углеводородное сырье и падения налоговых доходов. Во-вторых, это защита финансовых активов государства от курсовых рисков. Проект федерального
бюджета на 2006 год предусматривает право использовать средства Стабилизационного фонда и для выплаты внешнего долга. При этом, правда, Правительство РФ предполагает одновременно взять взаймы за рубежом 1,112 млрд. долларов.
Первые восемь лет 1990-х гг. в России существовало несоответствие макро – и микроэкономической политики. Макроэкономические решения были направлены на достижение стабилизации для последующего экономического роста. Правительством РФ был зафиксирован в «валютном коридоре» обменный курс рубля и было ограничено кредитование субъектов экономики, несмотря на незавершенность налоговых реформ, дефицит консолидированного
бюджета и внебюджетных фондов. Скоро это привело к нарастанию бюджетной задолженности и резкому росту государственных заимствований внутри страны и за рубежом. При этом задачи микроэкономической политики внятно не были обозначены, но в целом выявлялась государственная линия на сохранение системы социальной поддержки населения путем предоставления производственным компаниям субсидий, без их массового банкротства и ликвидации.
В основе государственных гарантий сохранения и развития культуры в России лежит бюджетное финансирование организаций культуры. Культура не входит в число приоритетов бюджетной политики в социальной сфере. Сохранявшийся до 2005 г. норматив, предписывающий направлять не менее 2 % расходов федерального
бюджета и не менее 6 % расходов местных бюджетов на финансирование культуры, не выполнялся ни разу, даже на стадии формирования бюджета; фактическое финансирование отрасли было значительно меньшим, хотя в номинальном выражении расходы на культуру, даже с учетом темпов инфляции, выросли не на проценты, а в разы. Однако если сравнить расходы на культуру консолидированного бюджета, то они выросли в 5,5 раза, а доходы от платных услуг – в 11 раз. Таким образом, рыночный потенциал сферы культуры рос с темпом, вдвое обгоняющим бюджетное финансирование[22].
Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов
бюджетов . Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период нэпа. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка. При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 01.01.1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В целях реформирования межбюджетных отношений Правительство РФ не только разрабатывает и утверждает стратегические документы в виде соответствующих концепций, стратегий и программ, но также обеспечивает их реализацию путем финансирования отдельных мероприятий. В рамках реформирования межбюджетных отношений одним из таких мероприятий может стать укрепление доходов субнациональных
бюджетов путем реализации так называемой Программы развития. Согласно данным целям, Правительство РФ формирует инвестиционный фонд из доходов от эмиссии и размещения государственных облигаций на сумму и сроки, соответствующие задачам развития и укрепления субнациональных бюджетов. По мере подготовки субъектов РФ к участию в Программе развития при этом допускается размещение облигаций траншами. Облигации размещаются как на отечественном, так и на зарубежном финансовом рынке, что соответствует действующему законодательству.
Особую роль в проведении государственной инновационной политики в стране должны играть федеральные отраслевые органы исполнительной власти и государственные корпорации, которым из федерального
бюджета выделяются многомиллиардные суммы на финансирование научных и инновационных проектов. Однако научно-техническая и экономическая эффективность от вложенных ассигнований незначительна или отсутствует вовсе. Для ликвидации указанных перекосов необходимо существенно повысить персональную ответственность руководителей указанных структур за достижение поставленных целей по модернизации экономики и ее переходу на инновационные рельсы. В этой связи необходимо разработать и утвердить Указом Президента Российской Федерации перечень статистически наблюдаемых показателей, характеризующих результаты деятельности министерств, ведомств, государственных корпораций. В их число в обязательном порядке должны входить следующие показатели инновационной деятельности:
Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" вступил в силу со 2 января 1992 года. Соответствующей инструкцией Государственной налоговой службы, этот налог представляет изъятие в
бюджет части прироста стоимости, созданной на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке имеет ревизия – как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требуют со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране выявляют фирмы, укрывающиеся от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость
бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, финансировать в должной мере здравоохранение, образование, правоохранительные органы и финансировать в должной мере.
Фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг предприятий ЖКХ в 2002 г. выросла на 50 % и превысила соответствующий федеральный стандарт в среднем по России на 19 %. Такое превышение сложилось в 51 субъекте Федерации. Однако финансовая поддержка регионов из федерального
бюджета , и также предприятий ЖКХ из бюджетов субъектов РФ определяется только исходя из утвержденного стандарта, без учета реального положения на местах. На 2003 г. уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением Правительством РФ установлен в размере 90 % от их стоимости. В соответствии с принятыми субъектами РФ решениями в среднем он составил 71 %. За счет предоставления льгот отдельным категориям граждан и субсидий малоимущим слоям населения фактически в целом по России уровень оплаты не превысил 58 %. Вместе с тем федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ потери доходов предприятий ЖКХ в полном объеме не возмещаются. Так, в 2001 г. в целом по стране им компенсировали 56 % (льготы) и 70 % (субсидии) соответствующих потерь. По данным Госстроя России, только в 2001 г. дефицит средств в целом по отрасли составил 87 млрд руб., треть которого является следствием прямого недофинансирования из бюджетов всех уровней.[151]
Бюджетные меры стран в рамках антикризисной программы предполагали значительное изменение структуры
бюджетов . Во-первых, многие страны заложили в бюджет на 2009 г. создание специальных фондов целевого назначения. Так, в бюджете США на 2009 г. были заложены средства в размере 250 млрд долл., которые при необходимости могут пойти на помощь финансовой системе страны в дополнение к программе TARP. В Германии из бюджета было выделено 500 млрд евро на создание специального фонда по стабилизации финансового рынка (SoFFin), средства которого предназначены для оказания помощи банкам по трем направлениям: гарантии на рынке межбанковского кредитования, рекапитализация и приобретение у банков высокорисковых активов. В Италии в начале 2009 г. был учрежден стратегический фонд при Совете министров для поддержки реального сектора экономики объемом 9 млрд евро. В Бразилии тогда же был создан суверенный фонд благосостояния с начальным размером около 6 млрд долл. прежде всего как дополнительный инструмент для смягчения влияния мирового финансового кризиса на экономику страны (в частности, для обеспечения доступа бразильских компаний к инвестициям).
5. Страховое право. Во многих учебных пособиях по финансовому праву финансы страховых организаций включаются в предмет финансового права. Вместе с тем в научных публикациях справедливо отмечалось, что в тот период, «когда существовала только система органов государственного страхования, находившихся при Минфине СССР, большая часть прибыли которых поступала в государственный
бюджет , с такой позицией можно было согласиться. По существу получалось так, что в ходе формирования фондов государственного имущественного и личного страхования, непосредственно предназначенных для оказания определенного рода услуг, параллельно обеспечивалось и образование государственного бюджета, т. е. государственное страхование вовлекалось в сферу финансовой деятельности государства. Таким образом, ряд отношений, связанных с отчислением средств в государственный бюджет, рассматривался как финансовые правоотношения»[254]. В настоящее время, как это убедительно доказывается, в частности, в процитированной публикации, такой подход не имеет более под собой объективных оснований. Система частного страхования не относится к сфере финансового права.
БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ – часть бюджета органов государственной власти или местного самоуправления любого уровня. В Б. р. предусматриваются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития страны или ее отдельных территориальных образований, а также расходы по восстановлению окружающей среды. Разграничение бюджета на Б. р. и бюджет текущих расходов не является обязательным, если это не предусмотрено законодательством. В РФ такое разграничение проводится в обязательном порядке. Целесообразность выделения таких бюджетов возникает тогда, когда требуется особо учитывать различия в подходах к формированию и оценке расходной части бюджета в зависимости от направления средств на указанные цели. При этом исходят не только из необходимости первоочередного финансирования текущих расходов, но и из признания важности обеспечения социального и экономического развития страны и ее отдельных территориальных образований, а также выбора приоритетных направлений такого развития. Расходная часть Б. р. может содержать ассигнования – дотации, трансферты и субвенции бюджетом нижестоящего территориального уровня, а также дотации и субвенции предприятиям и иным юридическим лицам.
Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование – вот далеко не полный перечень тех направлений расходов федерального
бюджета страны, для финансирования которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.
При недостатке собственных доходов для покрытия затрат, связанных с выполнением государственных планов-заказов и планов развития, им выделяются из федерального
бюджета средства на реализацию плана развития завода, выполнение НИОКР, мероприятия по мобилизационной подготовке, содержанию объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа, плана развития завода, социальное развитие (по ежегодно устанавливаемым нормативам). Оставшаяся часть прибыли в форме ее свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Поэтому финансы казенных предприятий вполне правомерно относить к сфере государственных финансов.
Следует отметить, что некоторый положительный опыт реализации такого рода социальных программ в стране уже имеется. Продуктовые талоны (или именные социальные ваучеры) с 2007 г. использовались для обеспечения продуктами питания граждан с тяжелым материальным положением на 9 территориях Волгоградской области. Программы реализовывались на уровне местного самоуправления, так как органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств
бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Однако закрепленные за бюджетами муниципальных образований налоговые поступления, как правило, оказываются недостаточными для реализации данного права. Поэтому наиболее подходящей является схема, когда при принятии решения о реализации программы по поддержке спроса на продовольственные товары местного производства региональные органы власти законодательным актом будут делегировать органам местного самоуправления те или иные полномочия с выделением из региональных бюджетов соответствующих субвенций [30].
Межведомственный комитет финансовых генеральных инспекторов оценивает качество программ и показателей эффективности; был также создан специальный ревизионный комитет по программам, который оценивает связи между программой и политикой государства, а также актуальность целей программы. Кроме того, в 2007–2008 гг. во Франции была проведена широкомасштабная реформа государственного управления (Общий обзор публичной политики), в рамках которой, в частности, были внедрены схемы оплаты труда по результатам, оценка государственных служащих на индивидуальном уровне, проведена оценка эффективности основных программ расходов и сформированы предложения по оптимизации текущих расходов, позволяющих сократить до 11 % текущих (операционных) расходов
бюджета на национальном уровне [8].
Функции планирования и контроля сконцентрированы на
бюджете (финансовой смете). Бюджет транслирует долгосрочные планы предприятия на краткосрочные и среднесрочные, требует системной отчетности о результатах хозяйственной деятельности. Эта отчетность разрабатывается для того, чтобы ориентироваться в выполнении долгосрочных программ. Бюджет предприятия представляет собой своего рода эталон (базу) и служит средством эффективного финансового контроля в течение предусмотренного периода. Идеальной является ситуация, когда бюджет, определенный в начале отчетного периода, будет отражаться в финансовых отчетах, составленных на конец отчетного периода. Создание ежегодного бюджета представляет собой процесс управления от руководства до работников операционного уровня и является жизненно важным для поддержания эффективного финансового управления. Функция контроля реализуется с помощью системы «стандарт-кост» и системы анализа отклонений.
В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 гг. принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального
бюджета », который определяет механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Общей предпосылкой для установления специальных правил управления нефтегазовыми доходами служит сочетание важной роли, которую играет в российской экономике добыча и экспорт углеводородов с непредсказуемыми колебаниями их цен.
Кроме того, в условиях посткризисного восстановления мировой и отечественной экономики и как следствие – возникновение нестабильной ситуации с доходной частью
бюджета одной из приоритетных задач современной политики системы государственного планирования становится вопрос повышения эффективности расходования на всех уровнях системы общественных финансов. Эффективность в бюджетной сфере становится синонимом эффективного государства. Государство несет ответственность за принятые на себя расходные обязательства и должно приводить доказательство того, что израсходованные средства принесли определенный результат. Причем полученные эффекты должны быть достаточно достоверны и подтверждаться определенными цифровыми значениями по направлениям, статьям, программам, видам продукции, услуг и т. д.