Связанные понятия
Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Налог на прирост капитала (англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.
Упоминания в литературе
БОНИФИКАЦИЯ (фр. bonification от лат. bonus – добрый, хороший) – 1) надбавка к цене товара, качество которого выше установленного договором, стандартом, базисной кондицией. Обратная бонификация – скидка с цены поставленного товара, качество которого ниже предусмотренного договором; 2) возврат налогов, взысканных с экспортируемых товаров, с целью повышения их конкурентоспособности на мировом рынке; 3) государственная
субсидия , позволяющая сократить размер процента по кредиту, предоставляемому определенным категориям заемщиков (Б. процента). Осуществляется как путем выдачи субсидии непосредственно получателю кредита для компенсации части уплачиваемых им процентов за кредит, так и путем предоставления субсидий специальным кредитным или финансовым учреждениям, что позволяет последним кредитовать заемщиков по более низкой процентной ставке. Применяется как способ государственного регулирования жилищного строительства, сельского хозяйства, экспортной торговли, а также для стимулирования регионального развития. Так, в США Б. процента наиболее широко применяется при кредитовании жилищного строительства и электрификации сельскохозяйственных районов; 4) единовременный денежный взнос, производимый держателями облигаций государственного займа при его конверсии.
Все расходы бюджетов могут осуществляться в различных формах, таких как ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным и муниципальным заказам; ассигнования на обязательные выплаты населению (различного рода пенсии, стипендии, пособия и другие социальные выплаты); субвенции и
субсидии юридическим и физическим лицам; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, различным государственным внебюджетным фондам; выдача кредитов иностранным государствам; предоставление средств на обслуживание и погашение государственного долга; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; создание различных резервных фондов.
Первая – форма прямой бюджетной поддержки – включает предоставление
субсидий на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственное производство, субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования организаций и предприятий агропромышленного комплекса, предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, субсидирование расходов капитального характера и др.
Благодаря изменениям, внесенным в законодательство региона, инвесторы в моногородах получили возможность пользоваться государственной региональной поддержкой и налоговыми льготами, такими, как пониженная до 13,5 % ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет, освобождение от налога на имущество, получение бюджетных
субсидий в случае создания новых рабочих мест. Например, при реализации проекта с объемом инвестиций от 30 млн рублей и создании более 25 рабочих мест предусмотрена субсидия за каждое рабочее место в размере, эквивалентном 2 тыс. евро. Период действия налоговых льгот для инвесторов в моногородах больше чем для инвесторов на других территориях региона на два налоговых периода. Если стоимость инвестиционного проекта от 100 до 500 млн рублей, то льготы действуют шесть налоговых периодов, а если более 500 млн рублей, то семь периодов[99].
Первые 8 лет 1990-х гг. в России существовало несоответствие макро– и микроэкономической политики. Макроэкономические решения были направлены на достижение стабилизации для последующего экономического роста. Правительством РФ был зафиксирован в валютном «коридоре» обменный курс рубля и было ограничено кредитование субъектов экономики, несмотря на незавершенность налоговых реформ, дефицит консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, что скоро привело к нарастанию бюджетной задолженности и резкому росту государственных заимствований внутри страны и за рубежом. При этом задачи микроэкономической политики внятно не были обозначены, но в целом выявлялась государственная линия на сохранение системы социальной поддержки населения путем предоставления производственным компаниям
субсидий , без их массового банкротства и ликвидации. С 1993 г. прямые бюджетные субсидии экономике были резко сокращены, но хозяйствующие субъекты все равно получали поддержку в виде скрытых субсидий, которые, в свою очередь, обрели форму масштабной кредиторской задолженности и неденежных расчетов по налогам и платежам за энергоресурсы. Энергетические монополии, а также МПС стали «держателями» гигантской дебиторской задолженности, крупнейшими неплательщиками налогов, ключевыми участниками зачетных схем. В период 1994–1998 гг. закономерно наблюдался хронический недобор налогов и рост недоимки в бюджеты всех уровней. Скрытые субсидии (мягкие бюджетные ограничения) для всех производственных компаний и энергетических монополий, в частности, в форме недоимки, индивидуальных льгот, налоговых освобождений, зачетов, обходились государству очень дорого. Без скрытых субсидий бюджетный дефицит в 1996 г. снизился бы до 0,3 % ВВП, в 1997 г. сменился бы профицитом в 0,1 % ВВП, а в 1998 г. величина профицита достигла бы 4,5 % ВВП.[36]
Связанные понятия (продолжение)
Бюдже́т (от старонормандского bougette в знач. кошелёк, сумка, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства ит. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Рассро́чка — способ оплаты товаров или услуг, при котором платёж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. Рассрочка наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа между контрагентами возникают кредитные обязательства.
Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
Заём (непр. займ) — вид обязательственных отношений, договор, согласно которому одна сторона (заимодавец) передаёт или обязуется передать в собственность или управление другой стороне (заёмщику) деньги, ценные бумаги или товары, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить равную сумму денег или равное количество вещей или ценных бумаг того же рода и качества. Согласно другим источникам, заём может быть не только беспроцентным (безвозмездным...
Тамо́женная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения..
Подробнее: Таможенные пошлины
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) или другими хозяйствующими субъектами или физическими лицами (например, наёмными работниками).
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Пенсионный фонд (англ. Pension fund) — фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. Пенсионные фонды подразделяются на государственные и негосударственные в зависимости от управляющей компании.
Самоокупаемость — принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации.
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Ипотечное кредитование (в просторечии "ипотека") — долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, помещений, сооружений.
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция...
Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального...
Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.
Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени ==
Банковские операции (также банковские услуги) — транзакционные и бизнес-операции, обычно совершаемые банками; в некоторых странах на исключительной основе.
Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Оборотный капитал — понятие классической политической экономии Адама Смита. Одно из основных понятий политической экономии К. Маркса. Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определённые производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.
Финансовые активы (англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)
Монопо́лия (от греч. μονο — один; πωλέω — продаю) — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Проектное финансирование — это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта.
Финансовые услуги — это услуги финансового посредничества, зачастую кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %.
Прямы́е инвести́ции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).
Рефинанси́рование (англ. refinancing, refinance) — замена существующего долгового обязательства на новое долговое обязательство на рыночных условиях. Порядок и условия рефинансирования значительно отличаются в зависимости от юрисдикции и экономических факторов, включая банковское регулирование, валютный и процентный риск, а также кредитоспособность заёмщика. Рефинансирование может сочетаться с реструктуризацией долга.
Акти́в : часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату.
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Прямо́й нало́г — налог, взимаемый с физических и юридических лиц, с дохода и имущества...
РСБУ (Росси́йские станда́рты бухга́лтерского учёта) — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством финансов России, которые регулируют правила бухгалтерского учёта. Применяются наряду с МСФО, GAAP США и другими бухгалтерскими стандартами деловой практики.
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
Амортиза́ция в бухгалтерском учёте — процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на себестоимость производимой продукции (работ, услуг).
Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.
Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Сберегательный вклад — банковский вклад, предназначенный для непрерывного накопления средств для крупных покупок. Особенностью данного вклада является то, что счёт можно пополнять достаточно мелкими суммами, к тому же возможно частичное изъятие средств. Все операции по зачислению и списанию денег отражаются на сберегательном счету. Для отражения операций могут использоваться сберегательные книжки.
Ипоте́ка — одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остаётся во владении и пользовании должника, а кредитор, в случае невыполнения должником своего обязательства, приобретает право получить удовлетворение за счёт реализации данного имущества.
Упоминания в литературе (продолжение)
1.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Вторым не менее традиционным инструментом является предоставление
субсидий . В рамках ТОСЭР субсидии предоставляются на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до ста процентов от ставки рефинансирования. Как уже было отмечено, особый интерес и ответственность государства состоит в создании региональной инфраструктуры в рамках территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, поэтому субсидии в указанном направлении представляются для государства обоснованными. Когда инфраструктура создается по модели государственно-частного партнерства, государство в силу своей высокой заинтересованности старается предложить как можно более широкий пакет льгот инвесторам, которые готовы участвовать в реализации таких проектов. Отметим, что в рамках ОЭЗ инвестор, принимающий участие в создании инфраструктуры, не обязательно должен быть ее резидентом. Между тем, именно резиденты-инвесторы подпадают под льготный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, может быть организована через систему предоставления безвозмездных
субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (например, через государственные жилищные сертификаты), что сократит необходимый размер кредита.
Помимо политического руководства почти во всех западных странах государство различным путем оказывает содействие своим гражданам в приобретении жилья, если они в этом нуждаются. Чаще всего используются три типа государственной помощи: прямая
субсидия , или премия, выделяемая семье приобретателя или инвестору, на которого возложено обязательство довести эту помощь до семьи; искусственное снижение стоимости займа путем бонификации процентов (то есть частичной выплаты государством или муниципалитетом процентов по займу); уменьшение облагаемого дохода заемщика на сумму процентов по займу. Так, во Франции льготные жилищные ссуды дополняются собственно финансированием со стороны депозитной кассы муниципального жилья и умеренной квартплатой.
В рамках программ, осуществленных HUD в 1991 г., более 11,6 млн семей получили бюджетные
субсидии через систему страхования ипотечных кредитов. Несколько миллионов семей получили прямые и косвенные льготы в рамках таких программ, как, например, гранты для развития общин. Политика, проводимая HUD, оказывает воздействие на национальную экономику в целом посредством влияния на сферу ипотечного кредитования и домостроительную индустрию.
Субвенции и
субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. Они предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно: расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Предприятие получает государственную
субсидию на проведение сертификации продукции, работ, услуг. Для получения субсидии субъекты малого предпринимательства заключают с государственным органом договор на погашение части затрат, произведенных в рамках текущего финансового года и связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, если эти затраты необходимы для экспорта товаров (работ, услуг). В их число входят расходы на работы по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия. Договор должен предусматривать:
● предоставление предприятиям льготных кредитов или
субсидий , чтобы компенсировать работодателям издержки по сохранению рабочих мест в условиях финансового кризиса (например, в Сингапуре стоимость такой программы составила 3 млрд долл.);
Минэкономразвития разрабатывает механизмы кредитования МСП по целевой ставке не выше 10 % годовых, ориентированные преимущественно на средний бизнес. Для этого Внешэкономбанк планирует привлечь средства Фонда национального благосостояния. Это тот резерв, за счет которого планируется достижение 50 %-ного роста инвестиций в основной капитал средних предприятий к 2016 г. В мае 2014 г. создано Агентство кредитных гарантий, которое предположительно обеспечит гарантии кредитов на 880 млрд руб. в ближайшую пятилетку. Подобные схемы поддержки МСП работают в США, Японии, странах Европы. На мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 г. в федеральном бюджете предусмотрено 21,5 млрд руб. Эти
субсидии даются по регионам пропорционально удельному весу субъектов МСП. В 2013 г. при региональном распределении средств акцент был смещен с прямого финансирования предприятий на поддержку инфраструктуры (гарантийных и микрофинансовых фондов, бизнес-инкубаторов и промышленных парков). Минэкономразвития предлагает повышать ответственность субъектов Федерации за реализацию мероприятий поддержки МСП и предоставлять субсидии с учетом результативности его развития в регионах за предыдущий период (увеличения числа новых предприятий, прироста работников, инвестиций в основной капитал и др.) [10].
С 1993 г. прямые бюджетные
субсидии экономике были резко сокращены, но хозяйствующие субъекты все равно получали поддержку в виде скрытых субсидий, которые, в свою очередь, обрели форму масштабной кредиторской задолженности и неденежных расчетов по налогам и платежам за энергоресурсы. Монопольные субъекты энергетики, а также МПС стали «держателями» гигантской дебиторской задолженности, крупнейшими неплательщиками налогов, ключевыми участниками зачетных (меновых) сделок. В период 1994–1998 гг. закономерно наблюдался хронический недобор налогов и рост недоимки в бюджеты всех уровней. Скрытые субсидии (мягкие правовые ограничения) для всех производственных компаний и энергетических монополий, в частности в форме недоимки, индивидуальных льгот, налоговых освобождений, зачетов, обходились государству очень дорого. Без скрытых субсидий бюджетный дефицит в 1996 г. снизился бы до 0,3 % ВВП, в 1997 г. сменился бы профицитом в 0,1 % ВВП, а в 1998 г. величина профицита достигла бы 4,5 % ВВП.[35]
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем
субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.
Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов международных организаций, правительств иностранных государств, юридических и физических лиц, бюджетов других уровней, в виде дотаций, субвенций,
субсидий , трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах.
Расходы бюджета – материальные средства, которые распределяются на нужды государства и местного самоуправления. Перераспределение бюджетных средств происходит при помощи дотаций, субвенций, бюджетных ссуд и
субсидий . При этом в подавляющем большинстве случаев все виды расходов бюджета носят безвозвратный характер. Однако бюджетные ссуды и бюджетные кредиты могут предоставляться также и на возвратной основе.
При этом следует обратить внимание, что содержащийся в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» критерий отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельскохозяйственному товаропроизводителю был несколько иным до принятия Федерального закона «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Так, если до вступления в силу изменений, предусмотренных данным Федеральным законом, одним из критериев определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя являлось понятие «общий доход», включающее в себя не только выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, но и доходы, полученные в виде
субсидий , направленных на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства в результате осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, поступления от продажи основных средств и иных активов, возмещение причиненных организации убытков, сумма дооценки активов и прочие доходы, – то в настоящее время в качестве этого критерия используется доход сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг).
В связи с тем что деятельность этих денежных фондов осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, они носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных корпораций. Они выражаются в форме взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных
субсидий .
Если в административно-командной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – предписывать, то в рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития экономики. Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, уровней таможенных пошлин, квот, дотаций и
субсидий , мер по поддержанию экспорта придает необходимую действенность соответствующим экономическим регуляторам.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем
субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.
Расходная часть отражает цели бюджетных вложений для развития и урегулирования экономических процессов. Эти расходы носят безвозвратный характер и в совокупности представляют бюджетное финансирование. Значительное место бюджетных расходов приходится на социальные нужды: социальные пособия, образование, здравоохранение. Расходы путем
субсидий и инвестиций ускоряют темпы развития определенных отраслей. Расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления также играют важную роль. Существуют еще расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Часть расходов используется для обеспечения поставок на внутренний рынок импортных товаров.
– предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
1) от 19 марта 2009 г. № 244 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета
субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009—2010 годах физическим лицам на приобретение автомобилей»;[113]
Каждое из направлений бюджетных ассигнований имеет подробную расшифровку на нескольких уровнях. Например, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг направляются на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, предоставление
субсидий бюджетным и автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, закупку для государственных (муниципальных) нужд (схема 3.5).
– право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет
субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
Многие исследователи, обращаясь к проблеме взаимоотношений государства и культуры, делали акцент преимущественно на финансовой стороне. Экономика культуры – специальная научная дисциплина, по словам белградского культуролога М. Драгичевич-Шешич; использует как непосредственные (прямые), так и косвенные инструменты воздействия на экономические отношения в культуре. Непосредственное воздействие – финансирование из бюджета в виде дотаций и
субсидий . Когда речь идет о дотациях, имеют в виду выделение средств производителю (учреждению культуры), что частично покрывает издержки производства; когда речь идет о субсидиях, подразумевают, что выделяемые средства целенаправленно воздействуют на снижение стоимости какого-либо продукта или услуги. Развитие театрального дела, например, можно стимулировать путем выделения театрам определенных дотаций для покрытия расходов по постановке спектакля и оплаты труда занятых в спектакле или же путем повышения интереса публики за счет снижения стоимости билетов до цены, доступной большинству зрителей (субсидии). Обе формы стимулирования культурной деятельности не являются взаимоисключающими, они взаимно дополняются и используются одно-временно[16].
– доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков
субсидий , субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. № 144 утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета
субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Собственный капитал подразделяется на уставный, добавочный, резервный капитал, а также на нераспределенную прибыль, фонды специального назначения и прочие резервы, безвозмездные поступления и государственные
субсидии .
Государство взаимодействуют с фирмами и домашними хозяйствами через налоги. Домохозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный и др.), а получают от государства заработную плату, жалованье, трансфертные платежи (пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату и т. п.). Фирмы платят государству прямые налоги (на прибыль, взносы на социальное страхование) и косвенные налоги (акциз, налог с оборота и др.), а получают от государства трансфертные платежи в форме
субсидий , налоговых льгот, льготных займов, оплаты расходов бюджетных организаций и др.
• доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков
субсидий и субвенций прошлых лет;
– в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, автономным учреждениям в форме
субсидий , субвенций;
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня в целях софинансирования расходных обязательств (Фонды софинансирования расходов).
• снижение требований к субъектам РФ по уровню финансирования их расходных обязательств, софинансируемых за счет
субсидий из федерального бюджета;
«Однако в Китае концепция государственных доходов несколько отличается от того, как люди других стран понимают ее применительно к своему государству. В самом деле, в Китае есть уровни доходов государственных, доходов бюджета и бюджетных поступлений… Доходы бюджета состоят из налоговых поступлений,
субсидии на покрытие потерь госпредприятий и других доходов»[41].
Расчет ВВП (ВНП) по доходам осуществляется суммированием всех видов факторных доходов (заработная плата, премии, прибыль, рентные доходы, проценты) плюс два компонента, не являющихся доходами – амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. налоги минус
субсидии . Сюда не включается выплата процентов по государственному долгу.
На протяжении всех лет реализации реформы средний размер пенсии варьирует вокруг величины ПМП. Учитывая то, что пенсии слабо дифференцированы, это означает, что многие пенсионеры, хотя и не попадают в категорию бедных (по официальной методологии Росстата), но и обеспеченными названы быть не могут. При этом дополнительная поддержка пожилого населения за счет социальных льгот,
субсидий , бесплатного доступа к ряду общественных благ во многом нивелируется более высокими рисками уязвимости в доступе к медицинским и социальным услугам по уходу в старших возрастах.