Связанные понятия
Социальное обеспечение (абр. Собес) — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Социальная помощь — это денежная помощь и помощь в натуральной форме, в основном финансируется из бюджета и добровольных пожертвований и платится людям, которые находятся в тяжелом материальном положении, как на основе проверки их дохода и наличия средств к существованию, так и по определенным критериям без проверки дохода. Это означает также, что некоторые слои населения будут пользоваться благами программы помощи, а другие будут исключены из сферы её действия.
Медицинское страхование — форма страхования здоровья человека, которая покрывает часть расходов вызванных страховым случаем, консультацией с врачом или иные расходы на медицинские услуги посредством регулярного совместного вложения средств в общий фонд.
Упоминания в литературе
Социальная защита населения Германии имеет на современном этапе очень гибкую систему, которая опирается на исторически сложившиеся традиции. Основой является развитая система
социального страхования от разных видов рисков, таких как: временная потеря трудоспособности, инвалидность, безработица, восстановление здоровья (реабилитация), помощь по бедности, рождение ребенка, смерть и т. д. Государство является равноправным партнером социального страхования совместно с работодателем и застрахованным[31]. Оплата пребывания клиента в реабилитационном центре (для пожилых, нетрудоспособных) производится соответствующим фондом социального страхования: индивидуально, в зависимости от состояния здоровья при поступлении, требуемого периода релаксации, программы реабилитации. Оплата услуг в детских учреждениях производится в том же порядке фондом социального страхования родителей.
По мнению французского исследователя С. Розенблюма, в XIX в. системы социального обеспечения, в том числе пенсионного страхования, как таковой во Франции не существовало, если не считать предоставление социальной помощи престарелым беднякам и разного рода социальных схем, существовавших в государственных учреждениях и крупных компаниях. Лишь в 1895 г. был принят закон, обязывавший компании вкладывать средства в фонды, признанные государством и подконтрольные ему[207]. Первой попыткой создать пенсионную схему, основанную на принципе отчислений, стало принятие в 1910 г. Закона о рабоче-крестьянских пенсиях. Была установлена единая ставка отчислений, которая делалась в фонд, организуемый работодателем, профсоюзом, обществом взаимопомощи, или в национальные, региональные, отраслевые фонды, которыми управляли представители работодателей, получателей пособий и правительства. Однако разногласия по поводу обязательного характера отчислений не позволили этой схеме охватить все население. Франция все еще находилась под влиянием либеральных идей и не была готова к «велфэрному» государству. После окончания Первой мировой войны, когда к Франции была вновь присоединена Эльзас-Лотарингия, германские концепции социального обеспечения, успешно действовавшие в этой области, постепенно распространились по всей французской территории. В 1930 г. была введена система
социального страхования , основанная на подоходном принципе начисления пенсий и пенсионных выплат. Так же как и модель Бисмарка, эта схема обязательного социального страхования реально защищала только тех людей, чей заработок не превышал некоего установленного «потолка». Пенсии напрямую зависели от уровня капитализации. При этом некоторые группы населения, такие, например, как государственные служащие, уже имевшие собственные схемы пенсионного обеспечения, были исключены из новой системы.
Если организация имеет право согласно п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) на льготы по уплате единого социального налога (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода; организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и прочих вознаграждений, не превышающих в налоговом периоде 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы; с сумм выплат и прочих вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо; общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов; при этом льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, прочих полезных ископаемых, иных товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), то ей нужно дополнительно представить в отделение ФСС РФ заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному
социальному страхованию . Копии документов заверяют подписью руководителя и печатью организации.
6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам
социального страхования (п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (далее – Положение о ФСС России), утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101). Правительство РФ определило в постановлении, за счет каких средства образуется ФСС России. В частности, за счет страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством. Кроме того, в перечень данных источников включены страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС России. С учетом положений инвестиционного законодательства ФСС России образуется также за счет доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период. Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочие поступления тоже названы в качестве источников, за счет которых формируются средства Фонда (п. 7 Положения о ФСС России).
Принцип всеобщей защиты, закрепленный в национальных системах здравоохранения, и рост государственного финансирования отразились на системах
социального страхования и постепенно привели к тому, что с 60-х годов прошлого века обязательное социальное обеспечение распространилось на все социальные и профессиональные группы населения. Социальное обеспечение постепенно получили, так называемые, независимые работники, не имеющие постоянной зарплаты, предприниматели, ремесленники, представители свободных профессий и работники сельского хозяйства. Впоследствии, в системы обязательного медицинского страхования были включены и другие категории населения, в большинстве случаев не имеющие работы. На данный момент, системы социального страхования охватывают почти все население государств-участников ЕС. Тем не менее, в Германии и Нидерландах довольно большая часть населения все еще исключена из обязательного социального страхования или освобождена от него.
Связанные понятия (продолжение)
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату. Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором...
Посо́бие — одна из форм материального обеспечения населения. Пособие назначается в случае заболевания, травмы, по беременности и родам, при потере работы и в других случаях. По форме выплат пособия подразделяются на единовременные и периодические. В зависимости от вида пособия существуют разные способы его расчета.
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России), денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Пенсионное страхование – страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.
Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
Пособие на ребёнка — материальная помощь, выдаваемая, как правило, государством на ребёнка в целях социальной поддержки родителей. Размер детского пособия обычно зависит от количества детей и/или их возраста.
Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Пенсионный фонд (англ. Pension fund) — фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. Пенсионные фонды подразделяются на государственные и негосударственные в зависимости от управляющей компании.
Прогрессивное налогообложение (англ. Progressive tax) — система налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).
Самозанятость — форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
Единый социальный налог (ЕСН) был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Таким образом взимание страховых платежей в социальные фонды было передано в ведение налоговой службы РФ.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Обязательное страхование — форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы, объекты страхования, определяет круг страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Налог на прирост капитала (англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.
Правила страхования — документ, разрабатываемый и утверждаемый страховой компанией (страховщиком), либо объединением страховщиков, а в обязательных видах страхования — ОСАГО, ОСОПО — государством.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует...
Процентный доход — доход, получаемый владельцем денежных средств от предоставления их на время другим экономическим субъектам. Представляет собой компенсацию, выплачиваемую за пользование финансовыми средствами. Обычно выражается в форме годовой процентной ставки.
Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
Застрахованный — физическое лицо, на имя которого заключён договор личного страхования, либо физическое или юридическое лицо по договору страхования ответственности, ответственность которого застрахована этим договором...
Прекаризация (от англ. precarious и лат. precarium — сомнительный, опасный, рискованный, негарантированный, нестабильный, стоящий на песке), прекаризация труда — переход от постоянных гарантированных трудовых отношений к неустойчивым формам занятости, ведущий к практически полной потере работником социально-трудовых прав, в том числе занижение заработной платы, отсутствие оплачиваемого отпуска, больничного листа и других социальных завоеваний.
Работода́тель — один из субъектов трудового права. Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ, работодатель — юридическое лицо, физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры.
Добровольное страхование - страхование на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования.
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости...
Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.
Нало́говый вы́чет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. К примеру, по налогу на доходы физических лиц, на данный момент в Российской Федерации существуют 5 видов налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные.
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Страховая защита – часто употребляемый в литературе и нормативных актах, посвященных страхованию и страховому праву, термин, обозначающий потенциальную готовность страховщика, которая обеспечена юридическим обязательством последнего, предоставить страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу при наступлении страхового случая материальное обеспечение в форме страховых и иных предусмотренных страхованием выплат .
Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени ==
Сверхуро́чная рабо́та в трудовом праве — работа сверх установленной (нормальной) продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя (в отличие от совместительства, когда работа производится по инициативе работника).
Пенсио́нная рефо́рма — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. В числе прочего, изменения могут касаться соотношения накопительной (отчисляемой и инвестируемой самим будущим пенсионером) и солидарной (за счёт страховых взносов трудоспособных граждан) составляющих в пенсионном обеспечении, а также размера пенсий и условий (возрастных, медицинских, социальных) её получения.
Финансовые активы (англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)
Сострахование (англ. coinsurance) – совместное страхование несколькими страховщиками одного и того же объекта. Данный способ обеспечения страховой защиты применяется, как правило, при страховании крупных объектов, когда одна страховая компания не в состоянии принять на себя крупные риски.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Теневая занятость (или неформальная занятость), в России иногда также называемая «левой работой», «работой за чёрную зарплату» — это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует...
Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей...
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. Такое определение содержится в Федеральном Законе № 27 — ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г.Из данного определения страхового стажа можно выделить следующие признаки...
Упоминания в литературе (продолжение)
Федеральный закон «Об основах обязательного
социального страхования » понимает под обязательным социальным страхованием часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, и которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
♦ Государственные внебюджетные фонды. Через них реализуется политика государства в области обязательного
социального страхования , которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту осуществляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и других предусмотренных законодательством случаях – через Фонд социального страхования Российской Федерации. Бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. До 1 января 2010 г. взносы в эти фонды были отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространялись все положения налогового законодательства.
Конституция РФ, имеющая на всей территории России высшую юридическую силу, определяет статус РФ. РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Каждому гражданину РФ гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции РФ). Конституцией поощряется также добровольное
социальное страхование , создание дополнительных форм социального обеспечения (ст. 39 Конституции РФ).
Как определено в ч. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), обязательное
социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Социальное страхование осуществляется в общественных интересах и носит публичный характер. Для него характерна массовость застрахованных лиц, не являющихся страхователями. Как правило, оно является обязательным и осуществляется при участии государства и его денежных фондов. Эти фонды выступают либо в качестве источника страховых выплат, либо в качестве источника выплаты страховых премий. Для государственных страховщиков, участвующих в осуществлении социального страхования, цель извлечения прибыли не является основной, и поэтому не редкость, что в ходе осуществления страховых операций они остаются в убытке. Социальное страхование всегда жестко регламентировано государством, субъекты страхового отношения ограничены в своем волеизъявлении, и само страхование зачастую реализуется в бездоговорной форме. Платежи в государственные фонды социального страхования носят характер налоговых платежей. Социальное страхование в основном относится к страхованию, понимаемому в широком значении этого термина. Социальное страхование в настоящее время включает государственное пенсионное страхование, осуществляемое через Пенсионный фонд, государственное социальное страхование, а также обязательное медицинское страхование.
В конце XIX в. – начале XX в. исследование проблем
социального страхования велось как в научных кругах, среди практиков (юристы, экономисты, инженеры, врачи), так и среди широкой общественности. Актуализировались вопросы, связанные с понятиями социального риска и страхового случая как оснований социального страхования, определением источников страхования (за счет средств работодателя, самих работников, государства и их различных сочетаний) и характера социального страхования (обязательное или добровольное, на гражданско-правовых началах или на особых, социальностраховых), формированием нормативной базы и др.
11. Обеспечение права на обязательное
социальное страхование работников. Данное право регламентируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004). Обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, предполагающая страхование работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Работодатели обязаны страховать всех работающих по трудовому договору.
Следующее право работника, предусмотренное за ним ТК РФ – право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и право на компенсацию морального вреда, нанесенного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей. Эта обязанность исполняется работодателем путем перечисления соответствующих страховых взносов по обязательному
социальному страхованию . Обязательное социальное страхование работников является видом принудительного страхования. Это означает, что обязательному социальному страхованию подлежит каждый работник, независимо от его желания, в том числе и внештатные работники, а также работники, выполняющие временные работы. Сейчас обязательное социальное страхование имеет три разновидности: обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование. Выплаты по обязательному социальному страхованию производятся в фонд социального страхования, выплаты по обязательному пенсионному страхованию производятся работодателем в Пенсионный фонд РФ, выплаты по обязательному медицинскому страхованию производятся работодателем в Фонд обязательного медицинского страхования. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по обязательному страхованию, является Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию выступает заключение трудового договора между работником и работодателем. За счет средств обязательного социального страхования выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по усыновлению ребенка, пособие по уходу за ребенком, обеспечение при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая или профессионального заболевания; выплачиваются трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также обеспечиваются некоторые иные виды обеспечения и обслуживания.
1 глава. Рассмотреть сущность и значение
социального страхования , правовое регулирование социального страхования в РФ. Рассматривая зарождение страховой науки, отметить, что большую роль в этом сыграл в 1755 г. Первый русский университет. Важнейшими направлениями совершенствования системы социального страхования в РФ на ближайшие годы будут являться: механизмы установления ставки страховых взносов, изменения в структуре социальных внебюджетных фондов и в управлении ими, развитие внутренней ситуации в каждом из социальных внебюджетных фондов (набор обязательств и выплат, внешние источники их финансирования).
В продолжение начатой темы отметим, что вновь принятые нововведения в области государственных гарантий прав граждан, работающих в северных регионах страны, подводят правовой статус отмеченных категорий лиц под действие общефедеральных норм трудового права в части решения вопросов оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот,
социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, установления трудового стажа.
Фактические отчисления на
социальное страхование представляют собой сумму соответствующих взносов в централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения. Эти платежи являются основным источником средств для выплат населению пенсий, пособий, финансирования расходов на лечение и отдых работников.
Однако организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, с размера выплат в пользу своих сотрудников производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по тарифам, установленным на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также производят уплату взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в соответствии с установленными тарифами. Для сферы оказания услуг подвижной связи, в том числе сотовой, тариф для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве составляет 0,2 %. Если услуги сотовой связи оказывает индивидуальный предприниматель, то в качестве страховых взносов на пенсионное страхование он, как и предприниматели в других областях российской экономики, ежеквартально уплачивает в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2004 г.) фиксированный платеж, который в настоящее время составляет 100 руб. в месяц на страховую часть трудовой пенсии и 50 руб. в месяц на накопительную часть трудовой пенсии.
Оплата пособий по
социальному страхованию , полная или частичная оплата путевок служащим и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, а также финансирование прочих мероприятий по социальному страхованию на предприятиях (организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах) любой формы собственности должны проходить через бухгалтерии работодателей.
В 1998 г. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» введен новый вид социального страхования – социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. До его принятия в России эти функции выполняла система индивидуального возмещения ущерба при утрате трудоспособности, представлявшая сложный механизм страховых и нестраховых методов.
Значительны дополнения и изменения в гл. 35 ТК РФ («Охрана труда»), в том числе введены дополнительные статьи о государственной экспертизе охраны труда (ст. 216.1), порядке извещения о несчастном случае (ст. 228.1), сроках и порядке их расследования (ст. 229.1, 229.2), расследовании несчастных случаев государственными инспекторами труда и др. Надо полагать, что на основе новых механизмов будут созданы предпосылки для формирования банка данных об условиях труда на рабочем месте. В настоящее время такой информации просто не существует, и это не позволяет принимать управленческие решения по повышению эффективности охраны труда на производстве. С момента вступления Федерального закона № 90-ФЗ в силу инспектора по труду получат возможность выполнять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение выплат по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.
Комиссии или уполномоченные по
социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Обязательное медицинское страхование является видом обязательного
социального страхования , который представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 24 комментируемого Закона банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. В связи с этим в перечень органов, которым банки предоставляют информацию, составляющую банковскую тайну, Федеральным законом № 213-ФЗ были внесены изменения. С 1 января 2010 г. справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду
социального страхования Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 2 декабря 2004 г.). В ст. 1 этого Закона говорится: «Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
Объектом обложения физических лиц, имеющих постоянное местожительство в России, являются доходы расчетного года как в денежной (отечественной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. В облагаемый подоходным налогом доход не включаются: государственные пособия по
социальному страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности, а также пособия и другие виды помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой гражданам из средств благотворительных, внебюджетных и экологических фондов, – алименты у лиц их получающих, все виды а пенсий, доходы физических лиц, являющихся членами артелей, образованных в соответствии с Типовым уставом артелей старателей; проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях, банков России; суммы, получаемые в возмещении вреда при утрате трудоспособности; доходы граждан от продукции личного подсобного хозяйства; – доходы в денежной и натуральной форме, получаемые в результате наследования или дарения; доходы от денежно-вещевой лотереи, кроме личных доходов организаторов денежно-вещевых лотерей, суммы, получаемые гражданами по страхованию.
Особым институтом социальной защиты населения является
социальное страхование . В действующем в России финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Государственные финансы имеют свои специфические черты. Важной особенностью является их структура, так как источниками их формирования на 80–90 % служат налоговые поступления, а на 10–20 % – неналоговые доходы от использования государственной собственности. При этом спецификой отличается и создание централизованных фондов (пенсионный, фонд
социального страхования , медицинского страхования и др.).
Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд
социального страхования , Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.
НАЕМНЫЙ РАБОТНИК – лицо, работающее по трудовому договору (контракту) на предприятии и в организации, независимо от их форм собственности и хозяйственно- правовых форм. Данный критерий (трудовой договор) отличает статус Н. р. от статуса граждан, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, фермеров, членов кооперативов и семейных предприятий. Сторона, нанявшая работника и предоставившая ему рабочее место, выступает как работодатель, и их отношения образуют особую сферу государственного регулирования – сферу трудового права. Кодекс законов о труде (К30Т) предусматривает права и обязанности сторон, включая заключение и расторжение трудового договора, начисление и выплату заработной платы, обязательное
социальное страхование , режим рабочего времени и времени отдыха, нормирование и охрану труда, правила трудовой дисциплины, порядок разрешения трудовых споров. Все нормы трудового законодательства федерального уровня обязательны для соблюдения и действуют бессрочно, постоянно. В то же время индивидуальный трудовой контракт может иметь срочный характер и предусматривать дополнительные условия найма, не противоречащие федеральным законам.
Медицинское страхование – совокупность видов государственного
социального страхования , обеспечивающих всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предусматривающих обязанности страховщика по реализации страховых платежей в размере частичной или полной компенсации дополнительных затрат застрахованного, вызванной обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинской помощью, на условиях программы медицинского страхования.
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Развитие финансового права сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Федеральная налоговая служба, Федеральное служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.
2) доставку пенсий, которые выплачиваются за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Фонд
социального страхования РФ (ФСС РФ) управляет средствами государственного социального страхования РФ и представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ.
От того, каким будет первый (а именно он и является определяющим) вид экономической деятельности в учредительных документах, зависят многие значимые показатели. Например, размеры обязательных взносов в органы
социального страхования назначают на основании классификации основного вида деятельности. Теоретически определять, а возможно, и менять основной вид деятельности функционирующего предприятия можно ежегодно по состоянию на 1 января очередного года на базе статистических данных по результатам хозяйствования за истекший год. Практически всегда это делается один раз – в момент регистрации предприятия.
3) Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 183-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год»;
Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования » (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.) в ст. 6 говорит о том, что страхователями обязаны являться те лица, которые определяются в соответствии федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Указанный Закон дает понятие страхователя. Это:
женщины, подлежащие государственному
социальному страхованию , а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
В Российской Федерации к некоммерческим организациям, осуществляющим обязательное государственное страхование, следует отнести Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. Образование таких фондов связано с их исключительным целевым назначением.
В силу этого частное здравоохранение не может быть организационно-финансовой основой национальной системы охраны здоровья в целом, а должно использоваться как дополнение к государственному здравоохранению или системе, основанной на
социальном страховании .
Значительная роль в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, развитии социального партнерства в России отводится совместной деятельности Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) и Координационного совета предпринимательских союзов России (КСПСР). Их совместные усилия должны быть направлены на реализацию сотрудничества в совместных экспертизах законопроектов и других актов в области политики занятости, заработной платы, охраны труда,
социального страхования и других вопросах социально-экономического характера и трудовых отношений, участия в определении социальной политики.