Бизнес

  • Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

    В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы, но иногда пытаются обозначить разницу значений. В английском языке слово бизнес используется для всех оттенков значения понятия дело.

    Бизнес является одним из основных занятий в условиях рыночной экономики, источником экономического и социального развития общества. Охватывает производственную, коммерческую, консультационную, банковскую и другие сферы деятельности.

    По численности работников, объёму производства продукции, условиям деятельности выделяют малый, средний и крупный бизнес. Самый массовый вид бизнеса — малый бизнес: как правило, это небольшое предприятие, которое выпускает однородную продукцию и занимает небольшой удельный вес на рынке. В некоторых странах существует система государственной поддержки такого бизнеса, так как он, самоорганизуясь, устраивает ежедневные мелкие нужды людей, одновременно обеспечивая широкую занятость.

    Человек, который позиционирует себя как бизнесмен — ориентирует свои действия на создание себе актива, который, со временем, не перестанет приносить ему доход независимо от дальнейшей активности личного участия в нём. Он может быть или только собственником предприятия, или так же работать на своём предприятии, или развивать себе партнёрство с любым удобным крупным предприятием в сфере менеджмента, маркетинга, финансов и др.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приводящие к систематическому получению прибыли, предпринимательством не...
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).
Хедж-фонд (от англ. hedge — преграда, защита, страховка, гарантия) — инвестиционный фонд, ориентированный на максимизацию доходности при заданном риске или минимизацию рисков для заданной доходности. Представляет собой пул активов инвесторов, управляющийся профессионалами в интересах инвесторов. Используют сложные торговые стратегии, которые часто включают кредитное плечо, короткие продажи и деривативы.
«Готовый бизнес» — устоявшееся понятие, используемое в контексте купли-продажи предприятий на постсоветском пространстве; подразумевает действующий объект малого и среднего бизнеса, выставленный на продажу, ведущий стабильную хозяйственную деятельность и не требующий дополнительных вложений в обеспечение деятельности в результате перехода собственности.

Упоминания в литературе

Кандидат экономических наук Л. Э. Слуцкий считает, что наиболее перспективным при решении вопроса об участии банков в создании новых малых предприятий как одного из способов расширения клиентской базы является учет таких особенностей российского рынка, как венчурный бизнес и развитие семейного предпринимательства. В качестве одного из вариантов решения вопроса инвестирования малого бизнеса является венчурное финансирование. Стимулирующим фактором венчурного инвестирования является прибыль от увеличения стоимости акций предприятия. Расчет кредитора достаточно прост: предприниматель налаживает серийное производство оригинальной продукции, увеличивая тем самым размер прибыли. Как следствие, растет стоимость акций предприятия, а финансист, предоставивший кредит в обмен на ценные бумаги, получает возможность реализовать свою долю с большой выгодой. И хотя венчурные компании зачастую находятся в убытке, но в случае успеха кредиторы получают значительную прибыль, с лихвой покрывающую риск убытков.
БИЗНЕС (англ. business) – 1) экономическая, предпринимательская деятельность, какое-либо занятие, дело, приносящее доход или другую выгоду; 2) производственное, торговое, коммерческое предприятие: 3) коммерческая практика или политика одного предпринимателя или целой фирмы; 4) удачная сделка, покупка; 5) «деловой мир», среда коммерсантов. Субъект, осуществляющий активную экономическую, предпринимательскую, коммерческую деятельность, называется бизнесменом. Он может быть владельцем какого-либо дела или не иметь его, а быть наемным работником в сфере менеджмента, маркетинга, финансов и т. п. Бизнесмен должен обладать необходимыми личными качествами: стремлением делать карьеру, волей к самореализации и самоутверждению, жаждой к высокому качеству собственной жизни и т. п. Б. позволяет получить из какого-либо дела максимум дохода, который может быть реализован в интересах самого бизнесмена и общества. Переход к рыночной системе хозяйствования в нашей стране создаст благоприятные предпосылки для развития Б. и расширения сфер его деятельности. Успех в функционировании Б. во многом будет зависеть от наличия квалифицированных кадров в области менеджмента, маркетинга, финансов. Это потребует создания соответствующих школ, в которых обучали бы основам бизнеса. Возможно, следует использовать зарубежный опыт организации государственных органов. Так, в США действует Администрация малого бизнеса.
С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий. Эти особенности малого бизнеса достаточно быстро были поняты западными кредитными организациями. Именно в силу этих причин малые предприятия за рубежом стали привлекательными для банковских структур клиентами. В середине XX в. работой с представителями малого предпринимательства занимались в большинстве случаев мелкие кредитные организации. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Крупные банки сочли мелких предпринимателей перспективными клиентами. Эти кредитные организации стали создавать в своей структуре отделы, которые оказывают малому бизнесу различного рода услуги – от обслуживания счетов и осуществления расчетно-кассовых операций до предоставления квалифицированных консультаций в сфере финансов. Часть кредитных организаций взяла инициативу по оказанию помощи в сфере методологии в свои руки, тем самым приняв на себя часть функций государства, например, подобной деятельностью занимается английский банк Barclays Bank. Данная кредитная организация, сотрудничая с издательским домом Basil Blackwell, была в свое время занята изданием методических пособий, оказывающих помощь руководителям малых предприятий в организации и руководстве бизнесом. Ряд этих предписаний в свое время был издан на территории Российской Федерации.
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Связанные понятия (продолжение)

Капита́л (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — важное понятие, до сих пор не имеющее точного определения в русскоязычной литературе и толкуемое: как система...
Агентство недвижимости — специализированная коммерческая организация, осуществляющая как правило посреднические услуги между продавцом и конечным покупателем на рынке недвижимости.
Микрофинанси́рование (англ. microfinance) — вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства, предполагающий более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.
Инвестиционный банк (англ. Investment bank) — финансовый институт, который организует для крупных компаний и правительств привлечение капитала на мировых финансовых рынках, а также оказывает консультационные услуги при покупке и продаже бизнеса, брокерские услуги, являясь ведущим посредником при торговле акциями и облигациями, производными финансовыми инструментами, валютами и сырьевыми товарами, а также выпускает аналитические отчеты по всем рынкам, на которых он оперирует.
Со́бственный капита́л — это раздел бухгалтерского баланса, отражающий остаточное требование учредителей (участников) к созданному ими юридическому лицу. Он может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от дополнительных инвестиций в компанию (эмиссионный доход при выпуске акций, безвозмездно полученные ценности и прочее) и результатов собственной деятельности (чистый доход за период, переоценка основных средств и прочее).
Мировой финансовый рынок — часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран.
Институциона́льный инве́стор (англ. institutional investor) — юридическое лицо, выступающее в роли держателя денежных средств (в виде взносов, паев) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество (в том числе права на недвижимое имущество) с целью извлечения прибыли. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые организации, кредитные союзы (банки). Институциональные инвесторы обеспечивают почти половину торговли на нью-йоркской фондовой...
Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. Foreign Exchange — «зарубежный обмен») — рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Часто используется сочетание «рынок форекс» (англ. Forex market, FX-market).
Исла́мский банкинг (англ. islamic banking, араб. مصرفية إسلامية‎) — банковская деятельность, соответствующая принципам шариата, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга — финансовая деятельность, основанная на принципах шариата.
Рыночная инфраструктура — это различные учреждения, предприятия, организации, обслуживающие различные виды рынков, создают благоприятные условия для их эффективного функционирования. Это — биржи, банки, финансово-кредитные посредники, коммерческие фонды, страховые агентства, службы занятости, торговые и другие организации, каждая из которых действует в своей сфере.
Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (фр. franchise — льгота, привилегия), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (паушальный взнос) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франча́йзи) возмездное право действовать...
Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономическая система, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идеи смешанной экономики придерживаются сторонники демократического социализма...
Поку́пка в гру́ппах (приобретение в группах) — это способ приобретения товаров или услуг за счёт совокупных платежей потребителей, объединенных в группу, для каждого из участников группы.
Акционерная собственность работников (англ. ESOP) — одна из разновидностей так называемого «народного капитализма», способ экономической организации при капитализме, при котором трудящиеся являются акционерами собственных предприятий. Теоретиком ESOP был американский экономист Луис Келсо, разработавший схему участия работников в капитале предприятий (англ. ESOP — Employee stock ownership plan).
Инклюзивная бизнес-модель (англ. inclusive business model) — экономически целесообразная схема ведения предпринимательской деятельности, включающая бедных (основание пирамиды) в качестве потребителей, покупателей, работников, производителей и предпринимателей на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости, обеспечивая взаимовыгодное развитие для всех её участников.
Социальное инвестирование (англ. Social investment) — общее название различных практик вложения ресурсов с целью достижения положительного социального эффекта.
Пузырь доткомов (англ. Dot-com bubble) — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии.
Обратная ипотека — это механизм монетизации имеющегося у владельца жилья. По своей сути это особый необслуживаемый кредит (заём) под залог имеющейся у пенсионера недвижимости. Основной долг по займу и все начисляемые проценты периодически капитализируются (не выплачиваются кредитору) и возвращается только после смерти пенсионера за счёт продажи жилого помещения.
Микрокредитова́ние (англ. microcredit) — один из основных видов микрофинансирования, заключающийся в выдаче небольших кредитов людям, которые не имеют доступа к традиционному банкингу в силу разных причин.
Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими...
Консолиди́рованная фина́нсовая отчётность — финансовая отчётность группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчётную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период. Характерная особенность консолидированной отчётности группы — активы, обязательства, доходы и расходы двух или нескольких юридически самостоятельных единиц объединяют в отдельную систему финансовых отчётов...
В начале 1990-х годов в России была выбрана европейская модель рынка ценных бумаг, которая предусматривала деятельность на рынке как банков, так и небанковских инвестиционных институтов, которые обладали одинаковыми правами, выполняя операции на фондовом рынке. Стоит отметить, что европейская модель связана с повышенным уровнем банковского риска, поэтому до сих пор не получила полной адаптации к российским условиям и функционируют под воздействием Центрального банка.

Подробнее: Банк брокер
Проп-трейдинг (пропрайтери трейдинг, от англ. Proprietary trading — досл. «частная торговля») — принцип работы финансовой компании, когда основную часть её деятельности составляет торговля акциями, валютами, товарными фьючерсами, облигациями и производными на эти активы на финансовых рынках по всему миру с помощью собственных средств компании.
Торго́вое финанси́рование — в русском языке собирательный термин, обозначающий финансовые инструменты, позволяющие предоставить покупателю отсрочку платежа на приобретаемый товар.
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
Инвестицио́нная компа́ния — организация, осуществляющая коллективные инвестиции. Главными функциями инвестиционных компаний являются диверсификация инвестиций и управление инвестиционным портфелем, в который входят ценные бумаги разных эмитентов и другие виды фондовых инструментов. В соответствии с ситуацией данные финансовые посредники осуществляют покупку-продажу ценных бумаг, перераспределяя капитал в перспективные отрасли и предприятия.
Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Социальная облигация (англ. Social Bond) — финансовый инструмент, многосторонний контракт, в котором выплаты, обычно со стороны правительства, первоначальным инвесторам увязаны с достижением финансируемыми ими организациями определённых счётных целей по решению социальной проблемы.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Кредит для физических лиц (розничный кредит) — заём, выдаваемый населению на личные нужды, например, на покупку автомобиля, бытовой техники, недвижимости и т. д. Понятие «розничный кредит» идентично термину «ретейл».
Бизнес-брокер (от англ. Business broker) - юридическое или физическое лицо, посредник между продавцом и покупателем готового бизнеса, агент сделок слияния и поглощения бизнеса. Бизнес-брокер выступает медиатором в отношениях двух сторон, работает в интересах процесса сделки. В России, как правило, функции бизнес брокера следующие: поиск объекта бизнеса на продажу (по запросам покупателя, или без них), предварительная оценка бизнеса, сопровождение сделки купли-продажи готового бизнеса (медиация переговорного...
Управление частным капиталом (англ. wealth management) — комплекс консультационных услуг, охватывающих все аспекты финансовой жизни частного клиента с крупным состоянием — финансовые инвестиции, планирование, бухгалтерский учёт и налогообложение, юридические вопросы.
Слияния и поглощения (англ. mergers and acquisitions, M&A) — класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании.
Финансовая пирамида (также инвестиционная пирамида) — система обеспечения дохода членам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств новых участников: доход первым участникам пирамиды выплачивается за счёт средств последующих. В большинстве случаев истинный источник получения дохода скрывается, вместо него декларируется вымышленный или малозначимый. Именно подмена или сокрытие информации являются мошенничеством.
Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
Концептуальные основы финансовой отчетности (англ. Conceptual Framework for Financial Reporting) — пакет руководящих документов, одобренных Комитетом по Международным стандартам финансовой отчётности в апреле 1989 года, на территории Российской Федерации введён в действие с 9 июня 2014 года. Концептуальные основы не являются международными стандартами финансовой отчетностью, но определяет основные требования к качеству финансовой отчётности, то есть информация должна быть уместна и достоверна (полная...
Ве́нчурный би́знес (от англ. venture — рискованный) — рискованный научно-технический или технологический бизнес. Венчурный бизнес является производным от науки, фундаментальной и прикладной, и появился на свет как требование экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.
Мировые финансовые центры (англ. International financial centres) — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др.
Инвестиционный меморандум (англ. offering memorandum) — документ, который содержит структурированную информацию, которая предоставляется потенциальным инвесторам.
Венчурное финансирование — это долгосрочные (5—7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Финанси́ст (financier; французском языке: ) — термин, характеризующий человека, который обычно имеет дело с большими объемами денежных средств и, как правило, занимается финансированием проектов, крупномасштабным инвестированием или управлением капитала. Термин происходит от французского слова «финансирование», «оплата». Термин «финансист» обычно характеризует богатых и могущественных людей.
Социа́льное предпринима́тельство — использование стартапов и других средств предпринимательства для разработки, финансирования и реализации решений социальных, культурных или экологических проблем. В этом аспекте социальное предпринимательство сближается с третьим сектором. Концепция социального предпринимательства может быть применена к широкому спектру организаций, различных по размеру, имеющих разные цели.
Чёрный ры́нок — социальный институт теневой экономики в части незаконного обращения товаров и услуг на рынке. В экономике чёрный рынок является подклассом института рынка и подчиняется тому же закону спроса и предложения. Существенными отличительными чертами чёрного рынка является отсутствие в нем прямого государственного регулирования и налогообложения, поскольку чёрный рынок существует вне правовой системы конкретного общества, нарушая сложившийся в нем правопорядок. Вместе с тем регулирование...

Упоминания в литературе (продолжение)

Расширение круга секьюритизируемых активов, инновационность схем и методов структурирования демонстрирует, что секьюритизация может быть использована в качестве не только эффективного финансового инструмента, но и механизма для достижения бюджетных целей, для осуществления экономической и социальной политики в государственном масштабе. Об успешных результатах инновационного прогрессивного развития секьюритизации свидетельствуют в частности успешные примеры сделок европейской секьюритизации государственного сектора. В первую очередь здесь следует выделить секьюритизацию малого и среднего бизнеса (SME Securitisation). Примером этого вида секьюритизации служит создание платформы PROMISE, решение немецкого банка KfW[4] о разработке стандартного набора инструментов для синтетической секьюритизации кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). В США аналогом являются кредиты, гарантируемые Управлением по делам малого предпринимательства (Small Business Administration – SPA), a в недавнем прошлом осуществлялись сделки с долговыми обязательствами малых предприятий, испытывающих финансовые трудности (distressedsmoll business loans). Однако в отличие от европейского рынка в США сделки такого рода не заключаются на регулярной основе и носят скорее разовый характер.
Отсутствие ограничений, касающихся освобождения от уплаты НДС, безусловно, является фактором повышающим привлекательность упрощенной системы в России. Вместе с тем российские экономисты обращают внимание на то, что согласно сложившейся практике, некоторые крупные компании отказываются работать с ИП, которые находятся на упрощенной системе, и не платят НДС и делать это приходится работающим с ними компаниям, для которых это невыгодно. Таким образом, законодательно закрепленная возможность МП и ИП уплачивать НДС при упрощенной системе, важна для предпринимателей, которые занимаются производством промежуточной продукции, а также участвуют в производственной кооперации с крупным бизнесом. Вместе с тем для тех субъектов малого предпринимательства, которые производят и реализуют продукцию конечному потребителю, освобождение от НДС позволяет минимизировать цены на товары и успешно конкурировать с крупными предприятиями.
Проведенный анализ показал, что как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи застрахованным лицам при наступлении определенных событий. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер, акции предприятий, банковские депозиты и т. д. Иными словами, страховые компании предоставляют хозяйствующим субъектам и гражданам услуги как страховую защиту, которую можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.
Существует несколько основных схем организации страховой защиты крупного бизнеса. Первая – создание промышленной компанией собственного страховщика – кэптива. Страхование в кэптивных компаниях зачастую воспринимается негативно, однако здесь надо учитывать двоякую природу их появления. Во-первых, кэптивы возникли как ответ бизнеса на сложившуюся практику налогообложения с целью его оптимизации. Именно с решением этих задач большинство сейчас связывает деятельность кэптивных страховщиков. Во-вторых, создание крупным бизнесом собственных страховых компаний связано со специфической природой рисков этих предприятий. Например, чтобы эффективно страховать риски в топливно-энергетическом комплексе, риск-менеджменту нужно разбираться в его отраслевой специфике на уровне ведущих специалистов предприятия (с точки зрения выявления и приема на страхование рисков). Поскольку далеко не каждая страховая компания (даже крупный универсальный страховщик) может позволить себе содержать в штате специалистов по различным отраслям, крупным предприятиям приходится создавать свои отраслевые страховые компании. Этой стратегии придерживается большинство компаний, входящих в десятку крупнейших. При этом большинство так называемых кэптивов давно уже переросло это определение.
К росту на рынке доли банков, имеющих иностранных собственников, в странах с развивающейся и переходной экономикой приводит ряд факторов, в том числе и приватизация государственных банков, и продажа банков, рухнувших в результате банковских кризисов (часто после реструктуризации, проведенной за счет правительства). Иностранные владельцы приносят с собой капитал, технологии, ноу-хау, они не зависят от местного бизнеса и политической элиты, но заявить с уверенностью о том, что они улучшают доступ к финансовым услугам, пока нельзя. Большинство иностранных банков сравнительно велики, и кредитование малого и среднего бизнеса не входит в их приоритеты: они уделяют больше внимания потребностями крупных фирм и лиц с крупным капиталом. Однако с выходом на рынок иностранных банков высокая конкуренция за клиентов может вынудить местные банки уделять больше внимания ранее игнорируемым сегментам. Практика показывает, что страна, позволяющая иностранным банкам работать на ее территории, со временем улучшит доступ к финансам для малых и средних предприятий, даже если иностранные банки будут ограничиваться кредитованием крупных фирм и правительства. По контрасту показатели деятельности государственных банков в данном направлении обычно бывают слабыми.
В условиях рыночной экономики прибыль отдельно взятой организации является важнейшим оценочным показателем деятельности конкретной организации в области предпринимательства и бизнеса. Прибыль является источником благосостояния любой организации и ее социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель, каждая организация будет стремиться к ее получению. Получение прибыли позволяет не только поддерживать производственную деятельность коммерческой организации, но и удовлетворять ее различные социальные интересы. Поэтому организации стремятся к увеличению получаемой прибыли. Таким образом, стремление получить прибыль и увеличить ее является мощным фактором развития производственной деятельности коммерческой организации. Этот стимул и определяет экономическую и социальную сущность категории прибыли.
Однако рынок указанных услуг на добровольной основе так и не появился. Частный бизнес не захотел терять часть прибыли, которая должна была перечисляться в такие фонды в виде страховых взносов. Между тем в обществе ощущалась объективная потребность в системе страхования вкладов. Указанная система во всем мире признается необходимым элементом экономического правопорядка и действенным инструментом обеспечения стабильности банковской системы. Ведь имеющий место во время экономических трудностей кризис доверия к банковским институтам всегда провоцирует массовый отток вкладов, что в итоге приводит к коллапсу банковской системы, влекущему существенные социальные, экономические, политические и иные проблемы. Недаром страхование депозитов, предоставляющее имущественные гарантии клиентам банков в случае несостоятельности последних, в настоящее время действует во всех цивилизованных странах, а в США подобная система существует уже более 75 лет.
Согласно экспертным оценкам, предпочтительность бизнеса, основанного на франчайзинге, в первую очередь связана с низкой долей прекращения деятельности. Так, в первые пять лет работы лишь 14 % франчайзи закрывают свой бизнес, против 85 % в иных областях предпринимательской деятельности[4]. Согласно статистике по США, до 97 % компаний, открывшихся при помощи франчайзинга, продолжают функционировать после пяти лет работы. Для сравнения, общие показатели успеха не столь оптимистичны: только 40 % компаний остаются на рынке через два года, и соответственно – 10 % через десять лет[5]. Безусловно, данная статистика отражает показатели по США – одной из ведущих стран с развитой рыночной экономикой, что не позволяет непосредственно применять ее к иным рынкам франчайзинга. Однако это безоговорочно свидетельствует о большей эффективности и перспективности данного инструмента по сравнению со многими разновидностями предпринимательской деятельности по соотношениям инвестиций, рисков и доходности.
Для России близким по существу отношений с малым и средним бизнесом является пример Франции, т. к. она, также, является членом Всемирной торговой организации и не может напрямую выдавать субсидии предпринимателям. Что же касается косвенных методов помощи, в том числе и финансовой, то для этих целей создана государственная организация OSEO, которая включает в себя Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO действует в нескольких направлениях поддержки бизнеса, одним из которых является предоставление гарантии банковского кредитования[5] через банки партнеры во всех регионах страны[6].
К первой группе предприятий можно отнести, например, компанию “Аспект-Модификатор”, достаточно известный производитель автохимии. Эксперты “Магазина готового бизнеса” оценили ее стоимость в 120 тыс. долл. США. В 1997 г. компания занимала около 50 % отечественного рынка автомобильной химии, но к 2001 г. смогла сохранить лишь 8 %. Суммарные затраты на приобретение активов были оценены в 130 тыс. долл. США, однако эти активы узкоспециализированы, а значит, низко-ликвидны и имеют небольшую стоимость продажи. Итоговая стоимость бизнеса была сформирована в основном за счет нематериальных активов: товарного знака (узнаваемого на всей территории России), технологической документации, положительных экспертных заключений ведущих исследовательских центров. Но главное, потребители помнят, как всего несколько лет назад они буквально выстраивались в очередь за продукцией компании “Аспект-Модификатор”. Учитывая это, потенциальные инвесторы прогнозируют хорошие перспективы развития для компании.
В обоих случаях, будь то коммерческая концессия или франчайзинг – это предпринимательская деятельность, которая основана на определенных взаимовыгодных условиях, заключающихся в предоставлении одной из сторон этих отношений, зачастую организацией с определенным рыночным положением, статусом, репутацией, то есть более крупной компанией, другой стороне, как правило, более мелкой организации или индивидуальному предпринимателю за установленную плату своих средств индивидуализации, технологии ведения бизнеса, любой другой информации, необходимой для успешного функционирования.
Для третьего этапа развития банковской системы все более актуальными становятся проблемы организации эффективного риск-менеджмента и повышения качества корпоративного управления. Поясним, вкратце, что это означает. Чтобы получать прибыль, банк должен вкладывать имеющиеся в его распоряжении средства в различные активы. Но если инвестиции составляют слишком большую долю его средств, банк рискует оказаться неплатежеспособным в период, когда значительная часть вкладчиков и инвесторов пожелают забрать свои средства. С другой стороны, если резервы, созданные на случай неожиданного оттока капиталов, слишком объемны, снизжается прибыль. Таким образом, основная задача ведения банковского бизнеса – найти то оптимальное состояние системы, при котором достигается баланс между стремлением обеспечить максимальную эффективность вложений и не утратить платежеспособность[21].
Предприниматель-менеджер в рамках большой организации. Это типичный предприниматель периода рационального бизнеса. Как правило, он не является собственником фирмы. По своему положению он близок менеджеру, работающему за вознаграждение. Прибыль для него является вознаграждением за принятие на себя риска. Предприниматель такого типа работает в команде других менеджеров-предпринимателей с жестким разделением труда. Широкую известность получил опыт Ли Яккоки, предпринимателя-менеджера, занимавшегося реорганизацией компании «Крайслер». Придя на работу в эту компанию, он определил размер своего жалованья в один доллар в месяц. В качестве вознаграждения в случае успеха ему был установлен бонус как процент от прибыли. К концу года его доход составил один миллион долларов. У этого типа предпринимателей есть свои сильные и слабые стороны (табл. 1.2).
С развитием капитализма, обусловившим рост промышленного производства, развитие науки и новых технологий, расширение международного обмена, объемы управленческой информации стали превышать физические возможности людей по ее обработке. К тому же усиление конкуренции потребовало от компаний большей специализации. Возникло естественное разделение на систематические, ежедневно выполняемые задачи и задачи, выходящие за рамки компетенции руководства компаний. Внешние консультанты как раз и были призваны восполнить отсутствие необходимых навыков внутри организации. Вместе с этим возросло значение тренированности необходимых управленческих навыков: так, например, если руководитель и произвел успешную реорганизацию своего бизнеса десять лет назад, это вовсе не значит, что его навыки проведения реструктуризации сохранились до настоящего времени. Рассмотрим на примере аудиторских услуг историю зарождения и развития консалтинговых услуг в целом. С помощью исторического анализа будет выделен продукт, представляемый аудиторскими компаниями. Аудит в современном понятии этого слова существует уже более ста лет. Его возникновение связано с развитием капитализма, возникновением крупного капитала и появлением акционерных обществ. Именно тогда впервые появилось разделение интересов между менеджментом предприятий и их владельцами. При этом возникла необходимость в независимом арбитре, проверяющем правильность ведения учета и отчитывающемся в этом перед владельцами компании. Таким образом, основная задача аудиторов состояла и состоит в защите интересов собственника через подтверждение правильности ведения финансового учета на предприятии. Но помимо непосредственно отчета о проверке правильности ведения бухгалтерского учета аудиторы прикладывают к отчету еще и нечто нематериальное, а именно свою репутацию.
Образующие финансы коммерческих организаций денежные отношения структурируют связи данного субъекта на внешние и внутренние. Внешние денежные отношения отражают хозяйственное взаимодействие субъекта с другими компаниями, банками, государственными учреждениями и органами, иностранными фирмами. Внутренние денежные отношения складываются при формировании уставного капитала учредителями, на этапе формирования и использования доходов подразделениями компании, при оплате труда работников, формировании себестоимости продукции и специальных фондов, осуществлении СМР хозяйственным способом, дивидендных выплатах и др. На стадии создания валового дохода у производственной компании складываются внешние денежные отношения с поставщиками необходимого для производства сырья, комплектующих частей, материалов и оборудования, с покупателями выпускаемых товаров, между структурными подразделениями компании соответственно их участию в производстве продукции и получении дохода, с банками при получении кредитов и др. На этапе распределения денежных доходов обеспечивается баланс отношений внутри коммерческой организации: с работниками по оплате их труда, с учредителями по участию в бизнесе, с государством по обязательным платежам, с коммерческими банками по возврату кредитов и процентов, со страховыми компаниями, участниками рынка ценных бумаг, с инвесторами и т. д. В ходе использования денежных доходов непременно должен обеспечиваться баланс исполняемых финансовых решений с их реальной эффективностью.
Из миллионов граждан и сотен тысяч предприятий, занимающихся хозяйственной деятельностью, лишь ничтожная часть получила доступ к кредитам. Последние предоставлялись под завышенные проценты и требования залогового обеспечения на короткие сроки и на невыгодных условиях. Подавляющее большинство предприятий были вынуждены развиваться только за счет собственных средств – доля банковского кредита в финансировании инвестиций крупных и средних предприятий длительное время не превышает одной пятой. Для малого бизнеса кредит оставался практически недоступным. Неразвитость системы кредитования предпринимательской деятельности и практически полное отсутствие механизмов долгосрочного кредитования производственной сферы – прямое следствие заскорузлой политики финансовых властей, не выполнявших свою главную функцию в рыночной экономике по организации кредита.
Следует отметить, что банковский сектор современной России прошел большой путь. В то же время с момента зарождения в конце 80-х годов XX века и до настоящего времени развитие шло преимущественно в рамках экстенсивной модели. В основе этой модели – ориентация банков на краткосрочные результаты деятельности, обуславливающая в т. ч. агрессивную коммерческую политику и высокую концентрацию рисков. Банковский сектор пока не вышел на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. Проблемами банковского сектора являются: низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, достоверность информации о состоянии банков, а также надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях.
Денежные правоотношения, образующие финансы коммерческих организаций, структурируют связи данного субъекта на внешние и внутренние. Внешние денежные отношения отражают хозяйственное взаимодействие субъекта с другими компаниями, банками, государственными учреждениями и органами, иностранными фирмами. Внутренние денежные отношения складываются при формировании учредителями уставного капитала, на этапе формирования и использования доходов подразделениями компании, при оплате труда работников, формировании себестоимости продукции и специальных фондов, осуществлении СМР хозяйственным способом, дивидендных выплатах и др. На стадии создания валового дохода у производственной компании складываются внешние денежные отношения с поставщиками необходимых для производства сырья, комплектующих частей, материалов и оборудования, с покупателями выпускаемых товаров, между структурными подразделениями компании соответственно их участию в производстве продукции и получении дохода, с банками при получении кредитов и т. д. На этапе распределения денежных доходов обеспечивается баланс отношений внутри коммерческой организации: с работниками – по оплате их труда, с учредителями – по участию в бизнесе, с государством – по обязательным платежам, с коммерческими банками – по возврату кредитов и процентов, со страховыми компаниями, участниками рынка ценных бумаг, с инвесторами и т. д. В ходе использования денежных доходов непременно должен обеспечиваться баланс исполняемых финансовых решений с их реальной эффективностью.
Даже чисто корпоративная сеть (corporative network), основу образования которой составляет единая собственность представляющей эту бизнес-сеть ТНК, также не может обойтись без контрактных отношений при интернационализации бизнеса. Это объясняется обособленностью национальных экономических пространств (кроме стран – членов ЕС), несмотря на правила ВТО, касающиеся снижения таможенных барьеров. Поэтому, например, американская головная компания (headquarters), имеющая свою 100 %-ную промышленную собственность в Южной Корее (допустим, дочернее предприятие), все равно должна заключать международные контракты со своим же зарубежным предприятием, чтобы обеспечить функционирование интракорпоративной логистики.
Однако уже в 2002 году обязательное лицензирование было отменено. Одна из главных претензий – решение, достойна ли компания официально работать в сфере недвижимости, принимали люди, далекие от риелторского бизнеса, незнакомые со спецификой отрасли. Кроме того, по мнению многих, контроль государства над отраслью сводился только к выдаче «входных билетов» на рынок (по традиции сопровождавшейся лабиринтом бюрократических процедур), однако не позволял обеспечить качество работы. На смену обязательному лицензированию пришла действующая по сей день система добровольной сертификации, разработанная профессионалами рынка, поэтому соблюдение стандартов бизнеса в сфере недвижимости сегодня является, по сути, инициативой самих риелторских компаний.
Первая группа мотивационных факторов – поиск и освоение новых рынков. Стремление компаний расширить рынок сбыта своей продукции и услуг является, пожалуй, основным мотивом участия компаний в международном бизнесе. Высокий уровень сбытa означает и более высокий уровень прибыли. Кроме того, здесь действует правило «экономии на масштабах деятельности». Многие крупнейшие международные компании свыше половины своих доходов получают от продаж за рубежом (таблица 1).
Ассоциации лиц, которые, как правило, сами являются предпринимателями в определенной отрасли экономики или смежных с ней отраслях. Поскольку принимаемые ими инвестиционные решения оказывают положительное влияние на их собственный бизнес, такие инвесторы могут осуществлять инвестиции меньшего размера и с меньшей доходностью, чем классические венчурные капиталисты. Они также уделяют большее внимание ранним стадиям существования инновационных предприятий, позволяя им преодолеть так называемую «долину смерти». Одна из возможных схем деятельности такой ассоциации представлена на рис. 4.6 [Фияксель, 2007].
Без сомнения, деловая репутация отечественных компаний нуждается в серьезном улучшении. Приходится согласиться с фактами низкого уровня доверия к отечественному бизнесу и отсутствием конкретных действий российского топ–менеджмента в области улучшения деловой репутации. Вопросы этики и деловой репутации для российских компаний чаще всего имеют второстепенное значение. В то же время, по данным консалтинговой компании “Эрнст и Янг“, от 30 до 50 % успеха компании зависит от ее имиджа и деловой репутации. В рыночной стоимости компаний стоимость репутации составляет в среднем 20–25 %, иногда достигает 85–процентной отметки. Вряд ли потенциальный инвестор направит свои средства в нетранспарентную, находящуюся в центре общественных скандалов, хотя и рентабельную компанию. А это означает, что формирование деловой репутации, публичного имиджа компании не менее важно, чем работа над транспарентностью ее деятельности и выстраиванием системы управления. Также следует отметить еще одно важное обстоятельство. По данным опроса топ-менеджмента 1500 иностранных компаний, треть из них заявляют о готовности в ближайшее время начать свой бизнес в России. Вступление России в ВТО подстегивает процесс прихода иностранных инвесторов, желающих развивать свой самостоятельный бизнес. Результатом этого станет усиление конкуренции, рост числа существующих и появление новых стратегических партнерств, ускорение процесса смены собственников. В таких условиях проблемы формирования и управления деловой репутацией компаний выходят на первый план, становясь одним из основных конкурентных преимуществ.
Потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Эти платежи, которые рассматриваются потребителями как расходы, для производителей являются выручкой. Таким образом, ключевой характеристикой рыночной системы является свобода потребителей и производителей принимать решения по купле-продаже, вести бизнес на свободно избираемых ими рынках, а принципом здесь является поощрение индивидуального экономического интереса, в результате чего и лучше всего удовлетворяются интересы общества в целом.
Принципиальное отличие ТНБ от национальных банков состоит главным образом в обладании собственной, созданной ими разветвленной международной банковской сети, которая позволяет им оперативно, вовремя (just in time) и к месту (just in proper place) реагировать на запросы клиентов в лице ТНК и менее крупных инвесторов (вплоть до фирм малого бизнеса), удовлетворяя их потребности в финансовых ресурсах для эффективного ведения международного бизнеса.
Ни для кого не секрет, что эффективность крупного бизнеса обусловлена рядом причин: многие из крупных предприятий являются монополистами на своем рынке и, как правило, они работают в сферах, являющихся наиболее экономически выгодными, у них хорошие отношения с местными органами власти и т. д. Но начать сразу же заниматься крупным бизнесом не возможно, если только вы не олигарх и не планируете расширить бизнес за счет освоения новых рыночных ниш. Для ведения крупного бизнеса необходимы огромные финансовые, материальные и человеческие ресурсы. Для того чтобы увеличить размеры своего бизнеса до крупного предпринимательства, нужно работать не покладая рук, рисковать, играть и выигрывать. При этом умелое манипулирование в бизнес-игре людьми, ресурсами, информацией приведет в конечном итоге к победе.
В последнее время банки активно развивают потребительское кредитование и экспресс-кредитование без залога, которые также характеризуются снижением качества. Многие банки объявили о планах агрессивного роста в розничном кредитовании и кредитовании малого и среднего бизнеса, поэтому особую важность приобретает контроль качества кредитного портфеля в этих отраслях. Особенно это касается необеспеченных и малообеспеченных продуктов. Некоторые банки выбрали эти виды финансирования в качестве приоритетных направлений, при этом пока непонятно, насколько данные продукты оправданы в среднесрочном периоде, если иметь в виду правильную оценку кредитных потерь.
Финансовая глобализация получила значительное развитие на базе укрепления международной торговли. В 1960‑х гг. процесс интернационализации финансовых связей начал развиваться на основе интеграции производства, капитала и сбыта в товарной сфере. Финансовая взаимозависимость национальных экономик развивалась постепенно на фоне дальнейшего углубления разделения труда. Сырьевые ресурсы были объединены первыми через систему косвенного кредитования через посредников – банки, прямого финансирования – биржи, за ними последовали валюты, производные финансовые инструменты и пр. Тем не менее, в современной геоэкономике торговля уступила лидерство финансам. По оценкам «Гарвард бизнес ревю», на каждый долл. ар, вложенный в реальный сектор мировой экономики, в настоящее время приходится более 50 долл. аров, обращающихся в финансовой сфере[12].
Вывод, который можно сделать на основании всего вышеизложенного, таков: в современном мире кредитование покупателя (читай – дебиторская задолженность у поставщика) – непременное условие успешного ведения бизнеса и тем более развивающегося бизнеса. С одной стороны, оно существенным образом увеличивает объемы продаж, позволяет формировать устойчивые хозяйственные связи, с другой – повышает предпринимательские риски.
В условиях финансового посредничества, специфика деятельности банков, как посредников, связанная с производством услуг финансового характера, с посредничеством между экономическими агентами, с высокой степенью зависимости от клиентской базы, во многом определяет содержание экономического анализа в банковском бизнесе и его основные направления, разработкой которых активно занимаются отечественные ученые и практики. Один из подходов, разрабатываемый Шербаковой Г.Н. [17], приведен на рисунке 1.1.
Вместе с тем в узком смысле некоторые авторы[27] называют потребительскими кредитами лишь ссуды, предоставленные на приобретение потребительских товаров или оплату услуг[28]. Кроме того, понятие «потребительский кредит» ограничивается и когда акцент делается только на цель кредита. Например, под потребительским понимают кредит, назначение которого состоит в предоставлении населению денежных средств или товаров для удовлетворения потребительских нужд с последующим возмещением долга[29]. В экономико-правовом определении потребительского кредита для целей банковского бизнеса делается акцент на то, что это «продукт, связанный с удовлетворением потребительских нужд населения, источником возврата которого являются доходы населения, основными ресурсами выступают сосредоточенные в банках вклады населения, а целью предоставления является получение прибыли».[30]
Интеллектуальная инвестиция в подавляющем большинстве случаев воспринимается как финансовое вложение в научные разработки, обучение, подготовку специалистов, приобретение патентов и лицензий и тому подобное. Это определение верно лишь отчасти. Не стоит забывать о том, что инвестиции – это совершенно не обязательно вложение денег. Предлагаем рассматривать интеллектуальную инвестицию как вложение умственных средств и капиталов в перспективное дело. К примеру, если вы талантливый маркетолог и знаете, как вывести бизнес на более высокий уровень продаж, вы можете инвестировать свои знания в этот бизнес на условиях дальнейшего получения прибыли, полученной в результате вашей работы. В нашем хрестоматийном уже небольшом магазинчике, который олицетворяет собой мелкий бизнес, выглядеть интеллектуальная инвестиция может следующим образом: хозяин жалуется на падение продаж, а вы знаете, как их поднять. Вы предлагаете хозяину свою интеллектуальную инвестицию за долю прибыли, которая будет получена после ваших ноу-хау.
Система регулирования банковского бизнеса и надзора за банковской сферой в большинстве стран базируется на государственном авторитете, возможностях и авторитете ассоциаций банкиров и их клиентов. В контексте адекватного надзора за банковской сферой международно активных банков строится Базельская система. Ее основная идея – мудрое и конструктивное отношение к рискам не только в сфере кредитования, а вообще во всех аспектах финансовой деятельности в силу их взаимосвязанности, взаимовлияния. Требования системы Базель-2 в конечном счете влияют на все коммерческие банки независимо от их международной активности. Они оказывают влияние и на клиентуру банков, особенно на ее корпоративную часть. Большинство банков морально готово к переменам в этих направлениях. Этого нельзя сказать о той части нововведений, которые связаны с риск-менеджментом. Во многих западных странах, а не только в России, уровень знаний и практических навыков в сфере управления рисками на пересечении интересов коммерческих банков и интересов их клиентуры недостаточен. Для полновесной реализации идей базельского процесса требуется интегративный риск-менеджмент, учитывающий интересы всех участников банковских операций. Соответственно, интегративный риск-менеджмент под эгидой пруденциального банковского надзора – это потребность настоящего и будущего. Речь идет о смене парадигмы управления финансовой системой в духе превентивности и проактивности, то есть в контексте управления неопределенностью будущего.
Хозяйственные общества наиболее распространены в нашей торговой практике, за исключением общества с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ). Они подходят и для ведения малого бизнеса, и для крупных капиталовложений (см. табл. 4). Важно отметить, что коммерческими организациями являются именно хозяйственные общества, хотя термин «общество» иногда встречается и в названиях организационно-правовых форм некоммерческих организаций, например, «общество взаимного страхования» (ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»).
Российская экономика в настоящее время имеет довольно специфическую структуру, которая состоит из самых разнообразных ресурсов, таких, например, как рабочая сила, капитал, земля и т. п. При создании своего бизнеса необходимо особое внимание уделять такому важному процессу, как рекрутизация. Рекрутизация как обеспечение более эффективного применения имеющихся ресурсов позволяет в большей степени увеличить стоимость бизнеса. Основной целью рекрутизации является поиск источников становления и развития предприятия или организации. В данном случае следует отметить, что непосредственный поиск источников развития бизнеса осуществляется исходя из внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы развития бизнеса основываются исключительно на разработке инвестиционной, финансовой, а также операционной стратегий формирования стоимости путем применения собственных либо заемных источников доходов. Внешние факторы развития бизнеса основываются исключительно на реорганизации различных видов деятельности, а также на развитии самой структуры предприятия или организации. Внутренние и внешние факторы развития бизнеса необходимо знать каждому, кто занимается предпринимательской деятельностью, а также людям, решившим организовать свой бизнес. Поэтому стоит данные факторы рассмотреть более подробно.
Данные об объеме выданных банками кредитов не отражают степень доступности денежных средств для малого бизнеса. Многие эксперты указывают, что уменьшение объемов кредитования вызвано не сокращением объемов предложения банками, а спросом самих предприятий на инвестиции[7]. Тем не менее вопрос доступности средств для покрытия дефицита оборотных средств становится актуальным для многих предприятий. Традиционно опросы малых фирм являются главным источником информации об их финансовом положении, дают более точное представление об истинных потребностях, позволяют принимать обоснованные решения и оценивать эффективность принимаемых мер. Так, в результате сопоставления результатов опроса, проведенного ЦЭФИР, с опросом европейских малых и средних предприятий выяснилось, что потребность российских предприятий во внешнем финансировании удовлетворена гораздо меньше при сходных объемах помощи[8].
Некоторые российские ученые-экономисты различают понятия «предпринимательство» и «бизнес». Например, под предпринимательством понимают наличие особой рисковой и инновационной основы, полной экономической ответственности, гибкой организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Поскольку в мировой экономической литературе и на практике эти два термина не различают, а также предполагая, что возможен перевод английского слова business как «предпринимательство», можно использовать эти два термина совершенно равноправно.
Трудности могут возникнуть в определении компаний, которые входят в группу. Стандарты не содержат четкого ответа на данный вопрос в одном документе. Для определения группы компаний необходимо воспользоваться МСФО 27 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании»[1], МСФО 22 «Объединение компаний», МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании», МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности», а также появившиеся относительно недавно ПКИ-9 «Объединение бизнеса – классификация в качестве покупки или объединения интересов», ПКИ-12 «Консолидация – компании специального назначения», ПКИ-22 «Объединения компаний – последующие корректировки в первоначально указанные величины справедливой стоимости и деловой репутации», ПКИ-28 «Объединение бизнеса – «дата обмена» и справедливая стоимость долевых инструментов» и ПКИ-33 «Консолидация и метод учета по долевому участию – потенциальные права голоса и распределение долей владения».
Модернизация российской экономики, её переход на инновационный путь развития и обеспечение роста ВВП возможно только при условии внедрения и эффективного использования высокотехнологичного оборудования на предприятиях различных форм собственности и размеров. В отличие от крупных компаний, самостоятельное финансирование потребности в дорогостоящем оборудовании малым бизнесом проблематично. Одним из источников финансирования доступных всем типам компаний и активно развивающимся в настоящее время является лизинг. Работа с таким сектором экономики, как малый бизнес, имеет свои особенности. Например, оценка кредитоспособности потенциального лизингополучателя все чаще переводится в сферу скоринговых систем, позволяя ускорить процесс принятия решения. Однако по-прежнему окончательное решение о начале финансирования каждого проекта определяется его эффективностью для лизингодателя.
Выходом является обновление финансовой модели взаимодействия государства и инвестиционного сообщества, которая могла бы, не нарушая законов рынка, стимулировать частный бизнес к решению социально значимых, в том числе долгосрочных стратегических задач общества. Такая модель последнее время успешно реализуется во многих странах в форме отношений государственно-частного партнерства (ГЧП).
Анализ внутренней среды (оценка затрат) производится для получения полной оценки рыночного бизнеса организации, ее истинного экономического положения на рынке товаров и услуг с учетом совокупности организационного, информационного, кадрового компонентов. Также не стоит забывать, что при сервисизации мировой экономики успех предприятию будет обеспечивать эффективно используемый сервисный потенциал. Для этого следует провести оценку затрат, позволяющую определить получение максимально реального коммерческого успеха при помощи усредненной цены конкурирующих товаров, эта цена и будет базовой для переговоров с покупателем.
Основным вопросом для понимания содержания и эффективности финансового анализа является концепция предпринимательской деятельности (бизнеса) как системы решений об использовании ресурсов (капитала) для получения прибыли. Прибыль как форма дохода предприятия выступает как конечный финансовый результат, создающий необходимые условия для сохранения его экономической жизнеспособности и дальнейшего развития. Независимо от сферы осуществления бизнеса его конечная цель остается неизменной. Все многообразие управленческих решений для достижения ключевой цели любого бизнеса можно выразить тремя аспектами:
Традиционно все издержки и доходы от различных направлений деятельности субъектов естественных монополий сваливают в один котел, который и определяет рентабельность их деятельности в целом. Говорить о механизмах управления рентабельностью можно только в том случае, если в рамках естественных монополий проводится раздельный учет доходов и расходов по разным направлениям бизнеса. Если этого не происходит, то реальных механизмов управления рентабельностью у субъектов естественных монополий просто не может быть. Именно поэтому в России давно сложилась практика, когда естественные монополии защищают свои предложения по тарифам, не предоставляя регулирующим органам исчерпывающей информации, которая обосновывала бы структуру их доходов и расходов, и зачастую используют административный ресурс для продавливания своих интересов. Реально тарифообразование в сфере естественных монополий – не только экономический, но и политический торг.
О планах проведения IPO на российских и международных площадках в ближайшие годы объявили более 100 российских компаний. Основная причина бума IPO – благоприятная экономическая ситуация в нашей стране. С одной стороны, высокие темпы экономического роста обуславливают устойчивый рост количества компаний, желающих диверсифицировать источники финансирования и тем самым оптимизировать структуру пассивов (уменьшив долю более дорогих кредитных средств и увеличив объем более дешевых, привлекаемых за счет продажи акций). С другой стороны, динамичное развитие экономики обеспечивает стабильный рост российского бизнеса. Таким образом, все большему числу российских компаний требуются дополнительные средства, чтобы развиваться синхронно с рынком.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) (англ. International Chamber of Commierce) – организация, основанная в 1919 г. и объединяющая торгово-промышленные палаты и предпринимательские организации более чем ста стран мира. Торгово-промышленные палаты – это способ организации цивилизованного предпринимательства. В развитой рыночной экономике существуют определенные правила поведения. Частный собственник может поступать так, как он считает нужным, но в пределах, не наносящих ущерба другим. Но такие правила, говоря иными словами, кодекс культуры бизнеса, не складываются в одночасье. С 1 января 1993 г. Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) стала полноправным членом Международной торговой палаты (МТП). Согласно статусу «члена национального уровня» Россия, как член МТП, может участвовать в работе международных технических комиссий (по вопросам налогов, международных инвестиций, маркетинга, банковского дела, торговли, менеджмента, окружающей среды, интеллектуальной собственности и ряду других проблем), получать на льготных условиях большую часть публикаций, издаваемых МТП, принимать участие в конгрессах, конференциях и других мероприятиях, организуемых под ее эгидой. Штаб-квартира МТП расположена в Париже.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я