Связанные понятия
Покупатель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
Заказчик — лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.
Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.
Подробнее: Продажи
Нематериальные активы — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов.
В маркетинге продукт — товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей. Продукты делятся на материальные и нематериальные. К последним относятся услуги, например, услуги туристических агентств или бухгалтерского обеспечения предприятия. Все продукты на рынке можно расположить в промежутке от чистых товаров до чистых услуг. Считается, что чистые услуги составляют существенную часть всех выгод и приобретений, которыми сопровождается приобретение...
Упоминания в литературе
При отказе покупателя от принятия товара по основаниям, предусмотренным законом, иными правовыми актами или договором, он принимает поступивший в его адрес товар на ответственное хранение[16]. В подобной ситуации
поставщик , который был незамедлительно уведомлен об отказе от переданного товара, обязан вывезти такой товар или распорядиться им в разумный срок. В противном случае покупатель вправе либо реализовать товар, либо возвратить его поставщику. Все необходимые расходы, связанные с ответственным хранением, реализацией товара или его возвратом поставщику, подлежат возмещению последним.
Если продавец передал покупателю товар в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи, то покупатель обязан известить об этом продавца. Только в том случае, если продавец не распорядится излишне переданным товаром, покупатель вправе (если иное не предусмотрено договором) принять весь товар (п. 2 ст. 466 Гражданского кодекса РФ). Излишне поставленный товар может быть возвращен
поставщику . Если товар возвращается в момент его приемки (т. е. принимается только такое количество товара, которое определено договором), то в бухгалтерском учете никаких дополнительных записей по возврату не делается. Если товар невозможно возвратить сразу (если, например, поставка произведена из отдаленного района), то этот товар принимается на ответственное хранение на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» до того момента, пока продавец не распорядится излишне поставленным товаром. При передаче товара третьему лицу по указанию собственника товара он списывается с забалансового счета. Если излишне поставленный товар принят покупателем, оприходован на балансовый счет 41 «Товары» в качестве собственного товара, предназначенного для продажи, и продавец в разумный срок не извещен о нарушении условий договора и об отказе в приемке превышающего указанное в договоре количества товара, то дополнительно принятый товар оплачивается по цене, определенной в соответствии с договором, если иная цена не определена соглашением сторон (п. 3 ст. 466 ГК РФ).
АКЦЕПТНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ (англ. payment by acceptance) – одна из основных форм безналичных расчетов посредством инкассо платежных требований при расчетах за товары, услуги и выполненные работы, когда платеж производится лишь при согласии покупателя (заказчика) по документам
поставщика (подрядчика). При А. ф. р. поставщик, отгрузив продукцию или оказав услуги контрагенту, выписывает на него счет, платежное требование и сдает их в банк, обслуживающий поставщика, на инкассо. Банк берет на себя организацию документооборота, до получения платежа от покупателя предоставляет поставщику кредит. Сумма платежного требования списывается со счета покупателя и перечисляется на счет поставщика при наступлении срока оплаты. На акцепт покупателю дается определенное время (обычно 3 рабочих дня). Отказ от оплаты платежного требования, который заявляется плательщиком с приложением обоснований такого отказа. Если мотивы отказа не соответствуют условиям договора или действующим правилам, то отказ признается необоснованным. Отказ от оплаты платежного требования может быть полным или частичным. За необоснованный отказ от акцепта предусматриваются штрафные санкции (до 5% от неакцептованной суммы платежа). А. ф. р. защищает прежде всего интересы покупателя.
Договор поставки товаров регулирует отношения по оптовому обороту товаров между профессиональными продавцами и покупателями. По договору поставки
поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Стороны договора поставки – поставщик, с одной стороны, и покупатель, с другой стороны – предприниматели (юридические или физические лица), осуществляющие деятельность, связанную с получением прибыли, и с этой целью покупающие или продающие товар по договору поставки. Договор поставки должен содержать следующие важные сведения:
Если покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного
поставщиком товара, то он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить об этом факте поставщика.
Связанные понятия (продолжение)
Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее цель «получение прибыли» в качестве своей основной деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Фина́нсовый институ́т — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.
Финансовые активы (англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Дистанционная торговля (англ. distance «расстояние») — одна из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является наличие между продавцом и потребителем расстояния. Таким образом, между продавцом и покупателем не происходит личного контакта, а покупатель совершает покупку на основе изображений и текстового описания товаров. Продажа товара дистанционным способом предполагает, что покупатель ознакомился с товаром не в полном объёме: не было тактильных ощущений...
Потреби́тельский креди́т — кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления. Такой кредит берут не только для покупки товаров длительного пользования (квартиры, мебель, автомобили и т. п.), но и для прочих покупок (мобильные телефоны, бытовая техника, продукты питания). Он выступает или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через кредитные карты. При...
Скидка — сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю.
Рассро́чка — способ оплаты товаров или услуг, при котором платёж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. Рассрочка наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа между контрагентами возникают кредитные обязательства.
Комиссионное вознаграждение (комиссионные) — экономико-юридический термин, применяемый в различных сферах экономических отношений в обществе. Комиссионным вознаграждением могут называть плату за работу в качестве агента-посредника по осуществлению коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемую в процентах от суммы сделки. Также термин применяется для обозначения оплаты комиссионных услуг, взимаемых банком при проведении определенных банковских операций.
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.
Контраге́нт (лат. contrahens —противодействующий; contra — против + agens — действующий; con-trahere взаимно противостоять) — одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.
Электро́нная торго́вля (англ. Electronic trading, eTrading, e-Trading) — осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет.
Кредитный скоринг — система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) лица, основанная на численных статистических методах. Как правило, используется в потребительском (магазинном) экспресс-кредитовании на небольшие суммы. Также возможно его использование в бизнесе сотовых операторов, страховых компаний и т. д. Скоринг заключается в присвоении баллов по заполнению некой анкеты, разработанной оценщиками кредитных рисков андеррайтерами. По результатам набранных баллов системой принимается решение...
Портфе́льные инвести́ции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.
Основные средства — это средства труда, участвующие в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Рынок недвижимости — совокупность участников (покупатель, продавец, собственник, девелопер, брокер, агент, риелтор, управляющий недвижимостью, государственные регулирующие органы и т. д.) и сделок (покупка, продажа, аренда и т. д.), совершаемых между ними на рынке.
Программа лояльности — комплекс маркетинговых мероприятий для развития повторных продаж существующим клиентам в будущем, продажи им дополнительных товаров и услуг, продвижения корпоративных идей и ценностей, других видов потенциально прибыльного поведения. Проводится, в основном, на этапе зрелости жизненного цикла товара.
Самоокупаемость — принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации.
Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей). Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.
Электронная торговая площадка (ЭТП) — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи.
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Фáкторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
Подробнее: Факторинг
Коммерческий кредит — разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.
Страховой продукт как результат целесообразной деятельности людей представляет собой определенный объем материальных благ, выделенный из страхового фонда с целью компенсации ущерба от уже произошедшего страхового случая либо с целью проведения превентивных мероприятий в отношении застрахованных рисков...
Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. Foreign Exchange — «зарубежный обмен») — рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Часто используется сочетание «рынок форекс» (англ. Forex market, FX-market).
Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятия «фирма» и «предприятие» идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.
Клиринговая палата (англ. Clearing House), клиринговый центр, клиринговая компания — посредник, финансовая организация, предлагающая услуги клиринга (взаимозачёта).
Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника и/или ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. В отличие от услуг и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем...
Прямые инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (ЧК) (англ. Private Equity) — вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).
Подробнее: Частные капиталовложения
Маркетме́йкер (англ. Market maker — создатель рынка) — фирма-брокер/дилер, берёт на себя риск приобретения и хранения на своих счетах ценных бумаг определённого эмитента с целью организации их продаж. Маркетмейкеры действуют на биржевом и внебиржевом рынке как непосредственные участники сделок. На Нью-Йоркской Фондовой бирже маркетмейкеров называют «специалистами». Как правило, маркетмейкеры действуют по обе стороны — как продавцы, так и как покупатели. Типично маркетмейкер имеет обязательство продать...
Корпора́ция (от лат. corpus — тело): В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
Финансовые услуги — это услуги финансового посредничества, зачастую кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %.
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Управление частным капиталом (англ. wealth management) — комплекс консультационных услуг, охватывающих все аспекты финансовой жизни частного клиента с крупным состоянием — финансовые инвестиции, планирование, бухгалтерский учёт и налогообложение, юридические вопросы.
Консигнация (лат. consignatio, англ. consignment — документ, письменное доказательство) — форма комиссионной продажи товара, при которой его владелец (консигнант) передает консигнатору товар на склад. При этом товар остается собственностью консигнанта до момента его реализации. Как правило, если товар не реализуется длительное время (например, более года), то он возвращается обратно консигнанту за его счёт.
Международный факторинг (англ. international factoring) — разновидность факторинговой операции, обеспечивающей финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда продавец и покупатель являются резидентами разных государств. Международный факторинг часто используется как финансовая услуга по долгосрочным или бессрочным внешнеэкономическим контрактам, для которых характерны регулярность поставок и значительный товарооборот.
Госуда́рственная услу́га — деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий...
Финансовые технологии или финтех (англ. FinTech) — отрасль, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников на рынке финансовых услуг. В настоящее время к финтеху себя относят как многочисленные технологические стартапы, так и крупные состоявшиеся организации, старающиеся улучшить и оптимизировать предоставляемые финансовые услуги.
Упоминания в литературе (продолжение)
При приемке товаров следует также обращать внимание на сроки годности товара (в случае, если они указаны на упаковке) и наличие документов, необходимых согласно законодательству для продажи данного товара (сертификатов, технической документации, инструкций и т. п.). Необходимо помнить, что при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, без соответствующих сертификатов ответственность за это ляжет на продавца, даже если соответствующие документы должны были быть, но не были представлены
поставщиком . А получить необходимые документы после того, как покупатель уже подписал накладную и принял товар, бывает очень сложно, особенно если договор с поставщиком разовый и долгосрочное сотрудничество не планируется.
После вступления поправок в силу человек, покупающий, например, мебель по каталогу, вправе рассчитывать на своевременную доставку. Если же товар не будет доставлен потребителю в срок, указанный в письменном договоре,
поставщик будет обязан за каждый день просрочки выплачивать покупателю (или снижать стоимость товара) 0,5 % от его стоимости.
Сторонами договора являются
поставщик и покупатель. На стороне поставщика выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, как коммерческие, так и некоммерческие организации или граждане-предприниматели. Покупателями в договоре поставки могут быть любые лица, кроме граждан, приобретающих товар для бытовых нужд. Государство также может выступать покупателем по договору поставки, что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд.
5. Нарушения
поставщика , за которые в ГК РФ предусмотрена ответственность, заключаются в поставке товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые нельзя устранить в приемлемый для покупателя срок, либо в неоднократном нарушении сроков поставки товаров.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ, в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с
поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10 % предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом. Данная норма распространяется на поставку товаров, выполнение НИР, опытно-конструкторских или технологических работ и иных работ, прямо предусмотренных в ч. 6 ст. 9. В остальных случаях уменьшение объемов товаров, работ, услуг не допускается.
Поэтому нельзя делать вывод о том, что, заключая договор поставки, заказчик в силу прямо выраженного им согласия становится одной из сторон обязательства перевозки. Заказчик является одним из субъектов договора поставки, но этот факт сам по себе еще не делает его субъектом обязательства перевозки. Также неубедительны выводы о равноценности понятий «заказчик», «потребитель» и «грузополучатель». Изготовитель продукции не всегда является
поставщиком , а поставщик – грузоотправителем. Продукция может быть отгружена адресату по договору поставщика с предприятием-изготовителем.
В соответствии с договором лизинга в обязанности лизингодателя входит покупка необходимого оборудования. Кроме того, если медицинской организации требуется оборудование какого-то определенного
поставщика , то данное условие также оговаривается договором.
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с
поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ст. 4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц).
Особенности оформления отгрузочных документов при торговле транзитом. Статьей 509 Гражданского кодекса РФ установлено, что покупатель товара в случае, предусмотренном договором, вправе потребовать от продавца осуществить отгрузку в адрес третьего лица. На практике подобные операции называют торговлей транзитом, т. е. торговлей, при которой торговая организация осуществляет поставку товара покупателю не со своего склада, а со склада своего
поставщика .
Заложенный в ст. 167 НК РФ механизм определения даты реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения, являясь более совершенным по сравнению с действовавшим ранее Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», тем не менее, не исключает многочисленных злоупотреблений. Возможности для уклонения от уплаты НДС связаны с определением момента реализации при учетной политике «по оплате» в случаях, когда товары покупателю налогоплательщик реализует на условиях последующей оплаты. После фактической отгрузки товаров, хотя право собственности на них переходит к покупателю, так как оплата покупателем не произведена, их реализация не признается для целей обложения НДС. В данной ситуации налогоплательщик вправе предъявить к возмещению из бюджета сумму НДС, которую он уплатил своему
поставщику . Как правило, в этом случае реальная передача товарно-материальных ценностей не производится, а движение денежных средств по счетам организаций лишь имитируется, оставляя следы в банковских выписках, которые предъявляются в налоговые органы.
1. Порядок расчетов по бюджетным обязательствам получателей бюджетных средств с резидентами Республики Беларусь. Расчеты с
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляются по факту поставки товара (работ, услуг) за исключением случаев, предусмотренных действующей инструкцией.
Таким образом, основными элементами конкурсной процедуры, отличающими ее от механизма обычной двусторонней сделки, являются многоступенчатый публичный характер, общность требований организатора торгов для всех участников и возможность проведения предварительной квалификации среди претендентов, а также наличие со стороны последних повышенных обязательств, выражающихся в предоставлении специальных форм гарантий: гарантии серьезности предложения – от 2 до 5 % общей суммы предложения (призвана исключить возможность отказа оферентов от своих предложений); гарантии исполнения обязательств – от 5 до 10 % общей суммы полученного заказа (ограждает заказчика от неспособности
поставщика или подрядчика выполнить свое обязательство по договору); гарантии авансового платежа – гарантийная сумма, как правило, соответствует величине аванса (в случае, если оферент не осуществит поставку и не сможет вернуть аванс, она обеспечивает заказчику возврат суммы аванса).
В соответствии с первым вариантом право собственности переходит к одной из сторон бартерного контракта после исполнения контрагентом обязательств по поставке товаров и перехода риска случайной гибели от
поставщика товаров к покупателю.
Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами, с тем чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами. Выступая кредитором, т. е.
поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.
Многие организации ведут деятельность (продают товары, оказывают разного рода услуги и т. п.) в интересах других лиц. Такого рода деятельность ведется на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Комитент – юридическое или физическое лицо, которое передает комиссионеру на продажу товарно-материальные ценности, выплачивая ему за это комиссионное вознаграждение (постановление СМ СССР от 25.07.1988 г. № 888). Товар только передается комиссионеру для продажи, но собственником его до передачи в распоряжение покупателя остается комитент. Такое положение защищает
поставщика от риска, связанного с возможной неплатежеспособностью или банкротством заказчика. Комиссионер – лицо, которое от своего имени продает и покупает товары и ценные бумаги в пользу и за счет третьего лица (заказчика), получая за это комиссионное вознаграждение согласно договору комиссии (постановление СМ СССР от 25.07.1988 г. № 888).
Отражение полученных авансов в бухгалтерском учете осуществляется на основании Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положением по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации». Авансы или предварительная оплата предстоящих поставок товара, выполнения работ, оказания услуг по своему характеру относятся к коммерческим расчетам между хозяйствующими субъектами, вернее, являются одним из способов таких расчетов. Коммерческие расчеты, в свою очередь, возникают между организациями в ходе исполнения обязательств по договорам купли-продажи, поставки товаров, возмездного оказания услуг и т. д. Расчеты такого характера являются обычно быстроликвидными активами и обязательствами. Их принято квалифицировать как расчеты с дебиторами и кредиторами. Основными счетами бухгалтерского учета, помогающими отразить данные о расчетах и сформировать бухгалтерские и налоговые регистры расчетов с дебиторами и кредиторами, являются счет 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» и счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Без учета обязательств, принятых за счет бюджета, орган, исполняющий бюджет, не в состоянии эффективно проводить анализ исполнения бюджета, так как не располагает достаточной информацией о предстоящих расходах, вытекающих из заключенных договоров бюджетополучателями на приобретение товаров и услуг, и, как следствие, не имеет возможности полноценно спланировать их своевременную оплату. Вполне понятно, что подписание договора с
поставщиком , по которому бюджетное учреждение предполагает получить товар или услугу, еще не гарантирует их поставку, так как обе стороны могут внести изменение в соглашение на более поздней стадии или сам поставщик по какой-то причине может нарушить договор. В этом случае соглашение не приводят к просроченной задолженности.
Таким образом, дистрибьютор представляет собой участника торгового процесса, обязанного по договору реализовывать товары определенного производителя или
поставщика специально поименованным в договоре способом.
Например, Красноярское антимонопольное управление обвинило филиал основного производителя молочной продукции в России – ООО «ЮниМилк», у которого были обнаружены заключенные дистрибьюторские соглашения о поставке молочной продукции, содержащие условия, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, например о том, что дистрибьюторы должны согласовывать с
поставщиком цены, по которым молочная продукция будет отпускаться другим операторам рынка. Причем нарушившими требования антимонопольного законодательства признаны не только ООО «ЮниМилк», но и дистрибьюторы. Проверяющие органы выдали предписание об исключении из дистрибьюторских соглашений обнаруженных противоречий. Вместе с вынесением предписаний коммерческие организации и их должностные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, могут привлекаться к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ч. 1 ст. 37 ФЗ «О защите конкуренции»), и привлечение к ответственности не освобождает этих лиц от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа.
Размер оплаты или кредиторской задолженности определяется на основе цены и условий, определенных договором между организацией и
поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если в договоре цена не предусмотрена или не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения размера оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и других ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное владение и пользование аналогичных активов.
2. Деятельность платежного агента по приему платежей осуществляется на возмездной основе. Общий принцип определения агентского вознаграждения содержится в ст. 1006 ГК РФ, согласно которой принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Таким образом, в договоре между платежным агентом и
поставщиком товаров (работ, услуг) может содержаться положение о вознаграждении платежного агента за счет средств поставщика.
Представляется, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность и поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, упоминаемых в ст. 9 настоящего Закона, ничем не отличаются от рассмотренных выше
поставщиков и перепродавцов. Их выделение законодателем связано с необходимостью установления специального режима правового регулирования коммерческих договоров, в которых материальным условием о предмете выступают продовольственные товары, для которых необходимо формирование особого режима защиты в связи со спецификой физических свойств продовольствия, нуждающегося в соблюдении специальных условий его производства, хранения, доставки и реализации.
Е.А. Суханов рассматривает лизинг как самостоятельную разновидность обязательств по передаче имущества в пользование, которая, однако, «в отличие от обычной аренды, предполагает участие в данных отношениях не только арендодателя и арендатора, но и третьей стороны – изготовителя (
поставщика ) оборудования, с которым и арендодатель, и арендатор могут вступать в непосредственные отношения». Признавая, что в лизинге участники последовательно связаны между собой двумя и более отдельными договорами, Е.А. Суханов считает, что арендатор получает право требования от поставщика исполнения его обязанностей перед арендодателем, «как если бы он являлся стороной этого соглашения и как если бы оборудование поставлялось непосредственно пользователю» (п. 1 ст. 11 Конвенции). Таким образом, «в финансовом лизинге друг с другом одновременно связаны фактически все три стороны (участники), и любое из возникающих здесь договорных обязательств можно представить как обязательство с участием третьего лица»[57].
Штраф – это действие, необходимое, чтобы заставить
поставщика выполнить все условия контракта, это есть сумма, увеличенная по сравнению с указанной в контракте и возрастающая в зависимости от степени нарушения срока поставки, поставки некачественного товара, несоответствующего ассортимента и т. д.