Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России

Е. В. Бессонова, 2010

Данная книга основана на результатах опроса руководителей 2000 малых предприятий из 20 регионов России и посвящена изучению влияния на деятельность предприятий изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, направленных на снижение административных барьеров и формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса. В книге анализируются проблемы, связанные с лицензированием, проверками и инспекциями, сертификациями и техническими регламентами, налоговым администрированием, арендой и покупкой помещений и земельных участков и возможностями внешнего финансирования предприятий малого бизнеса. Предлагаются рекомендации по совершенствованию экономической политики. Книга адресована представителям исполнительной и законодательной власти, исследователям, преподавателям, аспирантам, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся ходом реформы государственного регулирования и проблемами малого бизнеса.

Оглавление

  • Введение
  • Обзор зарубежного опыта реформы государственного регулирования и методов государственной поддержки малого бизнеса в условиях...
Из серии: Экономическая политика: между кризисом и модернизацией

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Обзор зарубежного опыта реформы государственного регулирования и методов государственной поддержки малого бизнеса в условиях кризиса

Реформы государственного регулирования в развитых и развивающихся странах

Российская реформа в сфере госрегулирования во многом соответствует мировым тенденциям эволюции государственного регулирования малого и среднего бизнеса и созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, причем эти тенденции не зависят от уровня развития экономики отдельных стран. В последние 20 лет изменения в законодательстве по упрощению создания и развития малого бизнеса имеют место как в развитых странах, так и в странах развивающихся и с переходной экономикой.

С 2003 г. Всемирный банк в рамках проекта «Ведение бизнеса» проводит мониторинг реформ, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. В последнем раунде исследования, в 2009 г., участвовали эксперты из 183 стран. Отчет Всемирного банка показывает, что в период финансового кризиса резко возросло число реформ в сфере государственного регулирования малого бизнеса. Таким образом, в период экономического спада наблюдается стремление государственных органов смягчить последствия кризиса путем развития малого бизнеса и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что должно привести к увеличению числа рабочих мест и росту доходов местных бюджетов, которые зависят от поступлений от малого и среднего бизнеса. В 2008–2009 гг. было зарегистрировано 297 реформ в системах нормативно-правового регулирования в 131 стране, что на 20 % больше, чем в предыдущем раунде, и больше, чем в каждом из предыдущих раундов. 60 % стран, участвовавших в опросе, проводили реформы в этой сфере.

Особенно активно прошли реформы в Восточной Европе, что связано со стремлением приблизить процедуры регистрации и контроля бизнеса к нормативно-правовым стандартам ЕС, и в Центральной Азии, которая в наибольшей степени пострадала от мирового финансового кризиса. Реформы были направлены в основном на снижение административной нагрузки и упрощение процедуры создания новых предприятий. Многие страны упростили процедуру выдачи разрешений на строительство, регистрацию имущества и внешнеторговые операции. Таким образом, продолжение реформы административных барьеров для малого бизнеса в РФ вписывается в контекст мировых тенденций. Изменения в законодательстве, касающиеся уменьшения видов деятельности, которые должны лицензироваться, упрощения процедур получения лицензий и сертификатов, сокращения числа инстанций, которые должны выдавать разрешения при открытии новых предприятий, и проверок со стороны контролирующих органов проводятся как в развитых, так и в развивающихся странах. Не проводят реформы в этой области только наиболее бедные страны или страны, втянутые в разного рода вооруженные конфликты.

Авторы обзора очередного раунда «Ведения бизнеса»[5] обращают внимание на то, что во время предыдущих кризисов (например, восточноазиатского) правительства ряда стран были вынуждены пересматривать процедуры регулирования в сфере банкротства, чтобы, с одной стороны, упростить перемещение факторов производства из убыточных в развивающиеся сектора экономики, а с другой — поддержать жизнеспособные компании и сохранить рабочие места. Ухудшение экономической ситуации может потребовать от Правительства РФ реформ системного характера, связанных с упрощением перемещения трудовых ресурсов и капитала между секторами экономики.

Принятие законов — это первый этап в проведении реформы, однако основные проблемы возникают при реализации этих законов. Поэтому важно знать опыт других стран, чтобы подготовить условия, при которых реформы проходят наиболее успешным образом.

Эмпирические исследования в области регулирования малого бизнеса по разным странам (как правило, это анализ процедур открытия новых предприятий) показывают, что упрощение этих процедур приводит к росту предпринимательской активности, увеличению производительности и сокращает уровень коррупции.

В работе Klapper et al. (2004) проводится анализ ограничений на создание нового бизнеса в европейских странах. Высокая степень регулирования процесса открытия новых предприятий приводит к тому, что в отраслях, где оно привело к существенному снижению числа ежегодно регистрируемых предприятий, по сравнению с естественным уровнем для данной отрасли среднее количество регистрируемых предприятий существенно выше, а последующие темпы их развития ниже. Данные российской статистики однозначно указывают на то, что доля малых предприятий в некоторых отраслях существенно ниже, чем в рыночных экономиках. Частично эта проблема объясняется наследием советской экономики. Хотя последние 20 лет привели к росту сектора малого бизнеса в экономике, их результаты оставляют желать лучшего. Поэтому ограничения на регистрацию новых предприятий до сих пор не позволяют устранить дисбаланс в структуре производства, унаследованный из плановой экономики, и, как мы видим из опыта других стран, могут приводить к снижению темпов развития существующих предприятий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Обзор зарубежного опыта реформы государственного регулирования и методов государственной поддержки малого бизнеса в условиях...
Из серии: Экономическая политика: между кризисом и модернизацией

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

http://www.doingbusiness.org/Documents/DB10_Overview.pdf

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я