Неточные совпадения
Как и во всех местах, где собираются люди, так и на маленьких немецких водах, куда приехали Щербацкие, совершилась обычная как бы кристаллизация
общества, определяющая каждому его члену определенное и неизменное место. Как определенно и неизменно частица воды на холоде получает известную
форму снежного кристалла, так точно каждое новое лицо, приезжавшее на воды, тотчас же устанавливалось в свойственное ему место.
«Не правы ли они? Может быть, в самом деле больше ничего не нужно», — с недоверчивостью к себе думал он, глядя, как одни быстро проходят любовь как азбуку супружества или как
форму вежливости, точно отдали поклон, входя в
общество, и — скорей за дело!
— Не
общество. Я знаю, что в нашем
обществе такой же беспорядок, как и везде; но снаружи
формы еще красивы, так что, если жить, чтоб только проходить мимо, то уж лучше тут, чем где-нибудь.
Более был бы приемлем плюрализм, но плюрализм в
обществах буржуазных и капиталистических связан с индивидуализмом и есть прикрытая
форма тирании через капиталистическое господство.
Этот процесс в разных
формах уже происходил в истории человеческих
обществ.
Абстрактные мысли, принимающие
форму мифов, могут перевернуть историю, радикально изменить
общество.
Поэтому внутренне не освобожденные души создавали новые
формы рабьего
общества.
Я так долго возмущался против этой несправедливости, что наконец понял ее: он вперед был уверен, что всякий человек способен на все дурное и если не делает, то или не имеет нужды, или случай не подходит; в нарушении же
форм он видел личную обиду, неуважение к нему или «мещанское воспитание», которое, по его мнению, отлучало человека от всякого людского
общества.
Впоследствии я думал, что возможен религиозный разрыв с
обществом, которое пользуется благами действительности в
форме ли охранения или в
форме оппозиции.
В русской среде, в русском
обществе и собрании я часто ощущал подпольные токи, которых в такой
форме я не замечал в западной среде.
В тот же вечер мы зашли с Гаврилой в холостую квартирку учителя. Он принял нас приветливо и просто изложил свой план: мы соберем факты и случаи крайней нужды в среде наших товарищей и изложим их в
форме записки в совет. Он подаст ее от себя, а учителя выработают устав «
общества вспомоществования учащимся города Ровно».
На почве русского православия, взятого не в его официальной
форме, быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и
обществе.
Если б он знал, например, что его убьют под венцом, или произойдет что-нибудь в этом роде, чрезвычайно неприличное, смешное и непринятое в
обществе, то он, конечно бы, испугался, но при этом не столько того, что его убьют и ранят до крови, или плюнут всепублично в лицо и пр., и пр., а того, что это произойдет с ним в такой неестественной и непринятой
форме.
Она только что освободилась от того самого немца в
форме благотворительного
общества, который рано вечером остановил свой выбор на Мане Беленькой, а потом переменил ее, по рекомендации экономки, на Пашу.
Дней через несколько к Донону собралось знакомое нам
общество. Абреев был в полной мундирной
форме; Плавин — в белом галстуке и звезде; прочие лица — в черных фраках и белых галстуках; Виссарион, с белой розеткой распорядителя, беспрестанно перебегал из занятого нашими посетителями салона в буфет и из буфета — в салон. Стол был уже накрыт, на хрустальных вазах возвышались фрукты, в числе которых, между прочим, виднелась целая гора ананасов.
Мы говорим:
общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех
форм физического и морального порабощения человека таким
обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию.
Белградские соколы-душановцы, более пятисот человек, были в своей красивой
форме, а провинциальные члены
общества в своих национальных костюмах: сербы-магометане — в фесках, сербы-горцы — в коричневых грубого сукна куртках, с кинжалами и пистолетами за строчеными поясами. Было несколько арнаутов. Один, бывавший в Батуме и на Кавказе, говорил по-русски.
Откупщик, обрадованный улучшением положения своего патрона, вознамерился всему
обществу уездного города задать пир велий и придумал для этого пира
форму пикника с катаньем по озеру на лодках.
Везде повторяется одно и то же. Не только правительство, но и большинство либеральных, свободно мыслящих людей, как бы сговорившись, старательно отворачиваются от всего того, что говорилось, писалось, делалось и делается людьми для обличения несовместимости насилия в самой ужасной, грубой и яркой его
форме — в
форме солдатства, т. е. готовности убийства кого бы то ни было, — с учением не только христианства, но хотя бы гуманности, которое
общество будто бы исповедует.
Одно состояние, нажитое торговлей предметами, необходимыми для народа или развращающими народ, или биржевыми операциями, или приобретением дешевых земель, которые потом дорожают от нужды народной, или устройством заводов, губящих здоровье и жизни людей, или посредством гражданской или военной службы государству, или какими-либо делами, потворствующими соблазнам людей, — состояние, приобретаемое такими делами не только с разрешения, но с одобрения руководителей
общества, скрашенное при этом показною благотворительностью, без сравнения более развращает людей, чем миллионы краж, мошенничеств, грабежей, совершенных вне признанных законом
форм и подвергающихся уголовному преследованию.
Процесс этот совершается так, что худшие элементы
общества, захвативши власть и находясь в обладании ею, под влиянием отрезвляющего свойства, всегда сопутствующего ей, становясь сами всё менее и менее жестокими, делаются неспособными употреблять жестокие
формы насилия и вследствие того уступают свое место другим, над которыми совершается опять тот же процесс смягчения и, как бы сказать, бессознательного охристианения.
Тогда опять прибегли к «заезжанию», как к
форме, оставляющей для заезжаемых наиболее досуга, и так как
общество постепенно разрасталось, то представилась необходимость разделить его членов на заезжателей и заезжаемых.
Самой младшей, Касе, исполнилось недавно четырнадцать лет, но этот феноменальный ребенок перерос на целую голову свою мать, далеко превзойдя старших сестер могучей рельефностью
форм. Ее фигура давно уже вызывала пристальные взоры заводской молодежи, совершенно лишенной, по отдаленности от города, женского
общества, и Кася принимала эти взоры с наивным бесстыдством рано созревшей девочки.
Чтобы хорошо узнать свойства жизни растения, надо изучать его на той почве, на которой оно растет; оторвавши от почвы, вы будете иметь
форму растения, но не узнаете вполне его жизни Точно так не узнаете вы жизни
общества, если вы будете рассматривать ее только в непосредственных отношениях нескольких лиц, пришедших почему-нибудь в столкновение друг с другом: тут будет только деловая, официальная сторона жизни, между тем как нам нужна будничная ее обстановка.
Но с течением времени, по мере сознательного развития
общества, тип этот изменял свои
формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение.
И неужели именно его я вижу теперь одетым в
форму, почти членом
общества, почти мужчиной?»
Обе эти пиесы, написанные в драматической
форме, были читаны в «
Обществе соревнователей просвещения» в Петербурге, в журнале которого они и напечатаны [Оба эти пиесы… в журнале которого они и напечатаны.
Бывая иногда, по своему положению в свете и по своей литературной славе, в кругу людей так называемого высшего
общества, Загоскин не мог не грешить против его законов и принятых
форм, потому что был одинаков во всех слоях
общества; его одушевленная и громкая речь, неучтивая точность выражений, простота языка и приемов часто противоречили невозмутимому спокойствию холодного этикета.
— Но чем же вы можете доказать ваше мнение? Чтобы оно было убедительно, надо, чтобы вы нам показали такое событие из современной жизни русского
общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало
форме и программе святочного рассказа, то есть было бы и слегка фантастично, и искореняло бы какой-нибудь предрассудок, и имело бы не грустное, а веселое окончание.
У нас для военных подвигов всегда было довольно героев, и, в восторгах, какие доныне испытывают барышни от офицерской
формы и усиков, можно видеть неоспоримое доказательство того, что
общество наше умеет ценить этих героев.
Во всем нашем
обществе заметно теперь только еще пробудившееся желание приняться за настоящее дело, сознание пошлости разных красивых игрушек, возвышенных рассуждений и неподвижных
форм, которыми мы так долго себя тешили и дурачили.
В том
обществе, где сильно еще действуют в отдельных личностях чужие, бессмысленно взятые на веру
формы и формулы, долго нельзя ожидать плодотворной и последовательной деятельности.
Трудно удержаться от этой
формы, говоря о личности, подобной Станкевичу, в виду тех понятий, какие обнаруживаются столь многими в нашем
обществе.
Муза! ты отступаешь от плана!
Общий очерк затеяли мы,
Так не тронь же, мой друг, ни Ивана,
Ни Луки, ни Фомы, ни Кузьмы!
Дорисуй впечатленье — и мирно
Удались, не задев единиц!
Да, играли и кушали жирно,
Много было типических лиц, —
Но приспевшие дружно реформы
Дали
обществу новые
формы…
Прислушайтесь к тому глубокому недовольству теперешней
формой христианства, которое распространяется в
обществе, выражается ропотом, иногда озлоблением, печалью. Все жаждут пришествия царства бога. И оно приближается.
— Я полагаю, — говорил один бравый поручик в конноартиллерийской
форме, — я полагаю, что в русском
обществе необходимо должны составиться свои центры действия, которые провопоставят силе правительства силу общественного заговора.
Т. 14. С. 154).], хотя и облекающимися в чуждую и уродливую
форму социально-политического утопизма, да и вообще известный аполитизм русского народа, имеющий источник не только в недостаточной дисциплине личности и
общества, но и вообще в отсутствии вкуса к срединному и относительному.
— Не
общество. Я знаю, что в нашем
обществе такой же беспорядок, как и везде; но снаружи
формы еще красивы, так что если жить, чтобы только проходить мимо, то уж лучше тут, чем где-нибудь».
Легкая
форма его бесед, с тонкою критикою истории культуры, зароняла во мне мысль, что жизнь современного
общества, которая делалась доступною моему ведению, идет не по тому течению, которое может вывесть человечество к идеалу. Идеал этот представляло мне христианство, которое все будто бы уважают, но к которому, однако, никто сильно и искренно не стремится. Что это за ложь? как повернуть, чтобы это пошло иначе?
Можно было бы сказать, что
общество и природа дают материю для активной
формы личности.
Конец этого мира есть не что иное, как окончательное преодоление объективации, освобождение от власти объектности, освобождение и от власти
общества, как одной из
форм объектности.
Это путь выхода в
общество с его общеобязательными
формами, это путь общеобязательной науки.
Из всех
форм рабства человека наибольшее значение имеет рабство человека у
общества.
Всегда и во всех
формах органическое понимание
общества антиперсоналистично, оно неизбежно признает примат
общества над личностью и принуждено видеть в личности орган общественного организма.
В мире объективации, в мире социальной обыденности неизбежной оказывается организация пола в социальном институте семьи,
формы которой, конечно, не вечны, могут очень меняться и очень зависят от экономического строя
общества.
Общество требует от личности труда в разнообразных
формах, от принудительного рабского труда до принудительного социально организованного труда.
Конечно, и внешняя трагедия, определяющаяся социальными
формами и отношениями, связана с внутренним трагизмом жизни, ибо человек есть существо социальное и принужденное жить в
обществе.
Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и цивилизаций, как и смерть исторических
форм государства,
общества и бытового уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о том, что они не исполнены и искажены.
Может быть трагической борьба человека за внутреннюю свободу и освобождение от порабощающих его
форм государства,
общества и быта.
Но эти табу переходят в жизнь подсознания для последующих стадий в жизни
общества, и с ними сталкиваются новые
формы сознания.