Неточные совпадения
Нет спора, что можно и даже должно давать народам случай вкушать от плода
познания добра и зла, но нужно держать этот плод твердой рукою и притом так, чтобы можно
было во всякое время отнять его от слишком лакомых уст.
Ему
было девять лет, он
был ребенок; но душу свою он знал, она
была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его
была переполнена жаждой
познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте.
Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах
был виден ум; опытностию и
познанием света
была проникнута речь его, и гостю
было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад
был этому гость.
Брат Василий задумался. «Говорит этот человек несколько витиевато, но в словах его
есть правда, — думал <он>. — Брату моему Платону недостает
познания людей, света и жизни». Несколько помолчав, сказал так вслух...
Он прочел все, что
было написано во Франции замечательного по части философии и красноречия в XVIII веке, основательно знал все лучшие произведения французской литературы, так что мог и любил часто цитировать места из Расина, Корнеля, Боало, Мольера, Монтеня, Фенелона; имел блестящие
познания в мифологии и с пользой изучал, во французских переводах, древние памятники эпической поэзии, имел достаточные
познания в истории, почерпнутые им из Сегюра; но не имел никакого понятия ни о математике, дальше арифметики, ни о физике, ни о современной литературе: он мог в разговоре прилично умолчать или сказать несколько общих фраз о Гете, Шиллере и Байроне, но никогда не читал их.
«У него тоже
были свои мысли, — подумал Самгин, вздохнув. — Да, “
познание — третий инстинкт”. Оказалось, что эта мысль приводит к богу… Убого. Убожество. “Утверждение земного реального опыта как истины требует служения этой истине или противодействия ей, а она, чрез некоторое время, объявляет себя ложью. И так, бесплодно, трудится, кружится разум, доколе не восчувствует, что в центре круга — тайна, именуемая бог”».
— Догадка
есть суждение, требующее фактов. А, по Канту, не всякое суждение
есть познание, — раздумчиво бормотал Тагильский. — Вы никому не сообщали ваших подозрений?
«Все, говорит, я исследовал и, кроме бога, утверждаемого именно православной церковью, ничего неоспоримого — нет!» — «А — как же третий инстинкт, инстинкт
познания?» Оказывается, он-то и ведет к богу, это
есть инстинкт богоискательства.
Лекция
была озаглавлена «Интеллект и рок», — в ней доказывалось, что интеллект и является выразителем воли рока, а сам «рок не что иное, как маска Сатаны — Прометея»; «Прометей — это тот, кто первый внушил человеку в раю неведения страсть к
познанию, и с той поры девственная, жаждущая веры душа богоподобного человека сгорает в Прометеевом огне; материализм — это серый пепел ее».
Способный от природы мальчик в три года прошел латынскую грамматику и синтаксис и начал
было разбирать Корнелия Непота, но отец решил, что довольно и того, что он знал, что уж и эти
познания дают ему огромное преимущество над старым поколением и что, наконец, дальнейшие занятия могут, пожалуй, повредить службе в присутственных местах.
Так как у тунгусов нет грамоты и, следовательно, грамотных людей, то духовное начальство здешнее, для опыта, намерено разослать пока письменные копии с перевода Евангелия в кочевья тунгусов, чтоб наши священники, знающие тунгусский язык, чтением перевода распространяли между ними предварительно и постепенно истины веры и приготовляли их таким образом к более основательному
познанию Священного Писания, в ожидании, когда распространится между ними знание грамоты и когда можно
будет снабдить их печатным переводом.
Он не вмешивался никогда не в свои дела, никому ни в чем не навязывался,
был скромен, не старался выставить себя и не претендовал на право даже собственных, неотъемлемых заслуг, а оказывал их молча и много — и своими
познаниями, и нравственным влиянием на весь кружок плавателей, не поучениями и проповедями, на которые не
был щедр, а просто примером ровного, покойного характера и кроткой, почти младенческой души.
И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное средство
познания ее
есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
Познание истины не может
быть только человеческим
познанием, но не может
быть и только божественным
познанием, как, например, в монистическом идеализме Гегеля, оно может
быть только богочеловеческим
познанием.
Но
есть и опасность,
есть отвращение от путей
познания,
есть уклон к народнически обоснованному невежеству.
Познание не
есть только интеллектуальный процесс, в нем действуют все силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от Истины.
Познание истины
есть творческая активность человека, который несет в себе образ и подобие Божие, т. е. заключает в себе и божественный элемент.
Познание Истины
есть преображение, просветление мира, а не отвлеченное
познание, в нем теория и практика совпадают.
На более глубокую почву должна
быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в
познании, так и в действии.
Оценка
есть путь
познания так называемых наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях природы, но и в явлениях психических и социальных.
В человеке
есть активное, творческое начало, с которым связано
познание.
Экзистенциальная философия
есть субъективный метод в философии, она утверждает
познание мира в человеческом существовании и через человеческое существование, она антропоцентрична.
Приходят к тому, что философское
познание должно
быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что познающий разум не может познавать существования, которое никогда не может
быть объектом.
Познание истины
есть не выработка рациональных понятий, а прежде всего оценка.
Если жизнь, созданная после социальной революции,
будет уродлива и
будет находиться на очень низком уровне
познания истины, то это
будет показателем внутренней порчи.
Но
познание существования вне объективизации возможно через Дух, возможно духовное
познание, которое на вершинах всегда существовало, оно
было еще в древней Индии.
Истина, единая цельная Истина
есть Бог, и
познание Истины
есть вхождение в божественную жизнь.
Дело в том, что он и прежде с Иваном Федоровичем несколько пикировался в
познаниях и некоторую небрежность его к себе хладнокровно не выносил: «До сих пор, по крайней мере, стоял на высоте всего, что
есть передового в Европе, а это новое поколение решительно нас игнорирует», — думал он про себя.
А она мне вдруг кричит: «Я ненавижу Ивана Федоровича, я требую, чтобы вы его не принимали, чтобы вы ему отказали от дома!» Я обомлела при такой неожиданности и возражаю ей: с какой же стати
буду я отказывать такому достойному молодому человеку и притом с такими
познаниями и с таким несчастьем, потому что все-таки все эти истории — ведь это несчастье, а не счастие, не правда ли?
— Напротив, я ничего не имею против Бога. Конечно, Бог
есть только гипотеза… но… я признаю, что он нужен, для порядка… для мирового порядка и так далее… и если б его не
было, то надо бы его выдумать, — прибавил Коля, начиная краснеть. Ему вдруг вообразилось, что Алеша сейчас подумает, что он хочет выставить свои
познания и показать, какой он «большой». «А я вовсе не хочу выставлять пред ним мои
познания», — с негодованием подумал Коля. И ему вдруг стало ужасно досадно.
Понимаю же я, каково должно
быть сотрясение вселенной, когда все на небе и под землею сольется в один хвалебный глас и все живое и жившее воскликнет: «Прав ты, Господи, ибо открылись пути твои!» Уж когда мать обнимется с мучителем, растерзавшим псами сына ее, и все трое возгласят со слезами: «Прав ты, Господи», то уж, конечно, настанет венец
познания и все объяснится.
Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие
познания добра и зла.
— Оставьте все, Дмитрий Федорович! — самым решительным тоном перебила госпожа Хохлакова. — Оставьте, и особенно женщин. Ваша цель — прииски, а женщин туда незачем везти. Потом, когда вы возвратитесь в богатстве и славе, вы найдете себе подругу сердца в самом высшем обществе. Это
будет девушка современная, с
познаниями и без предрассудков. К тому времени, как раз созреет теперь начавшийся женский вопрос, и явится новая женщина…
Все вышли в столовую. Григорий Григорьевич сел на обыкновенном своем месте, в конце стола, завесившись огромною салфеткою и походя в этом виде на тех героев, которых рисуют цирюльники на своих вывесках. Иван Федорович, краснея, сел на указанное ему место против двух барышень; а Иван Иванович не преминул поместиться возле него, радуясь душевно, что
будет кому сообщать свои
познания.
Невозможно отделить философское
познание от совокупности духовного опыта человека, от его религиозной веры, от его мистического созерцания, если оно
есть у человека.
Моя философская мысль
была борьбой за освобождение, и я всегда верил в освобождающий характер философского
познания.
Между фактами моей жизни и книгой о них
будет лежать акт
познания, который меня более всего и интересует.
Это
было для меня уже не книжное, а опытное
познание православия, православия, сознающего себя наиболее истинным.
Моя память о моей жизни и моем пути
будет сознательно активной, то
есть будет творческим усилием моей мысли, моего
познания сегодняшнего дня.
Христианская философия
есть философия субъекта, а не объекта, «я», а не мира; философия, выражающаяся в
познании искупленности субъекта-человека из-под власти объекта-необходимости.
Бог
есть Тайна, и
познание Бога
есть приобщение к Тайне, которая от этого становится еще более таинственной (апофатическая теология).
Это философское
познание и осмысливание не
есть память о бывшем, это
есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего.
В книге, написанной мной о себе, не
будет выдумки, но
будет философское
познание и осмысливание меня самого и моей жизни.
Но
есть тайна, перед которой мы останавливаемся именно от глубины
познания.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена
была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и этики, хотя и при ином отношении к
познанию.
Основная тема моя
была в том, как дальше развить и вместе с тем преодолеть мысль Канта, пытаясь оправдать возможность
познания первореальности до рационализации, до обработки сознанием.
Но довольно скоро пришел к своеобразной теории
познания, которую пытался усовершенствовать всю жизнь, хотя неспособен
был создать системы.
Меня никогда не интересовал объект,
познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в котором трепещет вселенная, смысл существования субъекта, который
есть микрокосм.
Повторяю, это не
есть книга признаний, это книга осмысливания,
познания смысла жизни.
Теория же
есть творческое
познание, возвышающееся над обыденностью.