Цитаты из русской классики со словом «познавать»
Однако только опознанное в религиозном опыте Трансцендентное, сущее выше мира, открывает глаза на трансцендентное в мире, другими словами, лишь непосредственное чувство Бога дает видеть божественное в мире,
познавать мир как откровение Божие, научает в имманентном постигать трансцендентное, воспринимать мир как Бога, становящегося и открывающегося.
Сознание первичное не объективирует и не умерщвляет, оно живет
познавая и
познает живя.
Не кто-то или что-то
познает бытие как противостоящий ему предмет, а само бытие
познает себя и через познание просветляется и возрастает.
Натурализмом я называю всякую метафизику, которая
познает бытие как объект, как «природу», хотя бы то была духовная природа.
Приходят к тому, что философское познание должно быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что
познающий разум не может
познавать существования, которое никогда не может быть объектом.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход людей от одного понимания жизни к другому совершался посредством только одного того процесса, при котором каждый человек отдельно и один за другим
познает опытом тщету власти и внутренним путем постигает истины христианские.
Всё, что мы
познаем, мы
познаем или нашими пятью чувствами, то есть тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или тем, что переносимся в другие существа, живем их жизнью. Если бы мы
познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен. То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством любви переноситься в другие существа и жить их жизнью. Люди телами своими разделены и не могут понимать друг друга. Любовью же они все соединены, и в этом великое благо.
Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно борется с ним и, чувствуя себя призванным к победе над Роком, постепенно вовлекает в эту великую боьбу и Восток. Запад рассматривает человека как высшую цель природы и орган, посредством коего она
познает самое себя, бесконечно развивая все свойства этого органа; для Востока человек сам по себе не имеет значения и цены.
И через скорбь он
познает основную истину жизни — истину о высшем, трагическом призвании человека.
Подобно Марксу и Энгельсу, Н. Федоров думает, что философия должна не
познавать только мир, но и изменять его, она должна создавать проект спасения мира от зла и страдания, прежде всего от смерти как источника всякого зла.
Злоупотребляя несколько его невежеством в догматике и св. писании, я опирался на изречение: «по делам их
познаете их» и на подходящих, текстах из Иоанна, совершенно отвергая обрядность и ставя на ее место «дела», то есть практическое стремление к осуществлению формулы любви.
Глубокую, замечательную истину высказал какой-то философ, который утверждал, что ценность человеческой души можно
познавать по глубине ее падения и по высоте взлетов.
Он свои художнические требования переносил в жизнь, мешая их с общечеловеческими, и писал последнюю с натуры, и тут же, невольно и бессознательно, приводил в исполнение древнее мудрое правило, «
познавал самого себя», с ужасом вглядывался и вслушивался в дикие порывы животной, слепой натуры, сам писал ей казнь и чертил новые законы, разрушал в себе «ветхого человека» и создавал нового.
Там хотя и сказано, что не подобает неиспытанному в вере учителем других быть, однако ж прибавлено: «Разве токмо по благодати Божией сие устроится…» А благодать, матушка, по сто двадцать пятому правилу Карфагенского, не токмо подает знание, что подобает творити, но и любовь в человека вдыхает да возможет исполнити то, что
познает.
Отныне ты пойдешь отверженца путем,
Кровавых слез
познаешь сладость,
И счастье ближних будет в тягость
Твоей душе, и мыслить об одном
Ты будешь день и ночь, и постепенно чувства
Любви, прекрасного погаснут и умрут
И счастья не отдаст тебе ничье искусство!
Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может
познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели — любви к смерти.
Он начинал
познавать прелесть одиночества и сладкую отраву мечтаний.
Не успев познать самого себя — так как насчет этого в России строго, — он очень доволен, что никто ему не препятствует
познавать других.
Когда же
познает, что не только он хуже всех мирских, но и пред всеми людьми за всех и за вся виноват, за все грехи людские, мировые и единоличные, то тогда лишь цель нашего единения достигнется.
— Христианином нужно быть, — заговорила не без некоторого усилия Лиза, — не для того, чтобы
познавать небесное… там… земное, а для того, что каждый человек должен умереть.
А мальчики между тем, усевшись в классной комнате вместе с хозяйскими подростками, на практике
познают, что ежели корни учения горьки, зато плоды его сладки.
Познаю во всем величие сего законодателя и понимаю тонкую предусмотрительность книгу сию хоронящих.
Что прежде достигалось длинным путем умозаключений и догадок, теперь я
познаю интуитивно.
До сих пор ты еще
познавала жизнь, а придется испытывать ее…
Всюду движение и всё движение, нет ни одной сотой секунды покоя, — как же я уловлю действительность, как
познаю её, если сам я в каждый данный момент не то, чем был, и не то, чем буду в следующий?
Только за рубежом
познаешь верность слов поэта, что «дым отечества нам сладок и приятен».
Когда сие ему сделает хотя небольшую боль, то вероятнее всех ученых доказательств из собственного своего опыта
познает он, что оскорблять чувства, следовательно, и нежить, — можно».
— И окончательно
познаем друг друга? — подхватил Раскольников.
К службе и к своим перекочевкам с места на место он относился с редким легкомыслием, и когда при нем серьезно говорили о чинах, орденах, окладах, то он добродушно улыбался и повторял афоризм Пруткова: «Только на государственной службе
познаешь истину!» У него была маленькая жена со сморщенным лицом, очень ревнивая, и пятеро тощеньких детей; жене он изменял, детей любил, только когда видел их, а в общем относился к семье довольно равнодушно и подшучивал над ней.
Платонов. Понимаю я царя Эдипа, выколовшего себе глаза! Как я низок и как глубоко
познаю свою низость! Отойдите! Не стоит… Я болен. (Освобождается.) Я еду сейчас… Извините меня, Марья Ефимовна! Я с ума схожу! Где Трилецкий?
— Нет, не
познаю. Не во гнев будь сказано, на веку столько довелось наглядеться рож всяких, что черт их и припомнит всех!
Иду за ним… и слов у меня супротив его, душегуба, нету, и сил моих нету противиться. «Согреши, говорит,
познаешь сладость покаяния…» Больше не помню. Подошли мы вплоть к кошевушке… Он стал обок. «Начинай, — говорит. — Сначала бабу-то по лбу!» Глянул я тут в кошевку… Господи боже! Барыня-то моя сидит, как голубка ушибленная, ребяток руками кроет, сама на меня большими глазами смотрит. Сердце у меня повернулось. Ребятки тоже проснулись, глядят, точно пташки. Понимают ли, нет ли…
«Мы свои своим, и свои нас
познают».
«Религия не имеет никакого отншения даже и к этому знанию (т. е. такому, в котором «естествознание восходит от законов природы к высочайшему и вселенскому Управителю» и II котором «вы не
познаете природы, не постигая вместе с тем и Бога»), ее сущность постигается вне участия последнего.
Теория познания, идущая от Канта, подменяет проблему человека и его силы
познавать бытие проблемой трансцендентального сознания, гносеологического субъекта или мирового духа, божественного разума.
История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для
познающего его собственным внутренним миром, если он будет его
познавать из человека и в человеке.
Гносеология требует послушания научно опознанному бытию, а научно опознанное бытие есть для творческой природы человека темница, так как никогда научное познание не
познает этой творческой природы.
Кант и идеалистические теории познания утверждают, что
познает совсем не человек, ибо это означало бы психологизм и антропологизм, т. е. релятивизм в познании, и познается совсем не мир, ибо это означало бы наивный реализм.
То, что утверждает Мальбранш, совершенно бесспорно, однако применимо не прямо к Божеству, одновременно миру трансцендентному и имманентному, но к Его «образу и сиянию» в мире, к божественной Софии: мы
познаем вещи, все (πάν) не непосредственно в Боге, но в Софии.
Наука
познает действительность, но действительность эта не есть сущность бытия, а лишь болезненные его проявления.
И то, что мы в мире дальнем
познаем как стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и материи, идеи и тела, духовная, святая телесность.
Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия
познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же
познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
Но и
познает он совсем не бытие, а противостоящий ему объект, коррелятивный субъекту и для познания специально созданный.
В этом трагедия познания, которую многие философы отлично сознавали и формулировали это так: бытие иррационально и индивидуально,
познаю же я всегда рациональное и общее.
Человек потерял силу
познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал
познавать познание.
Только свободный
познает свободу, только творящий
познает творчество, только дух
познает духовное, только микрокосм
познает макрокосм.
Наука по существу своему и по цели своей всегда
познает мир в аспекте необходимости, и категория необходимости — основная категория научного мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия.
Я хочу сам
познавать, а не предоставлять познание гносеологическому субъекту или мировому разуму, хочу познания, как творческого акта человека.
Оккультизм
познает тайну космоса, но без тайны Бога и тайны Христа, без Логоса, без изначального осмысливания.
Я — человек — хочу
познавать бытие, и мне нет дела до познания, которое совершается в сфере внечеловеческой.
Ассоциации к слову «познавать»
Синонимы к слову «познавать»
Предложения со словом «познавать»
- Человек познаёт мир природы прежде всего через свои органы чувств.
- В детстве человек познаёт мир, учится приспосабливаться к нему, делает выводы.
- Как только человек получил способность мыслить, он сразу же начал познавать окружающий мир.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «познавать»
Значение слова «познавать»
ПОЗНАВА́ТЬ, -знаю́, -знаёшь; прич. страд. наст. познава́емый, -ва́ем, -а, -о; повел. познава́й; деепр. познава́я. Несов. к познать. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПОЗНАВАТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «познавать»
- Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
- [Л.Н.Толстому]
Но все же ты для нас — светильник на горе.
О, продолжай учить, на старости прекрасной,
О царстве божием, о мире, о добре!
Тебе все ведомо, осмысленно и ясно.
Туманно лишь одно прозренью твоему:
Все сущее твой ум и познает, и судит;
Но грань воздвигнута и гению!.. Ему
Все ведомо, что есть; но темно то, что будет.
- И да познают все владыки,
Что те лишь их дела велики,
Хвале которых правда щит!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно