Неточные совпадения
Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
«Но где же, — молвил с изумленьем
Зарецкий, — где ваш секундант?»
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И
человека растянуть
Он позволял — не как-нибудь,
Но
в строгих правилах искусства,
По всем преданьям
старины(Что похвалить мы
в нем должны).
— Не будут стрелять,
старина, не будут, — сказал
человек в перчатках и оторвал от снятой с правой руки большой палец.
От этого, бросая
в горячем споре бомбу
в лагерь неуступчивой
старины,
в деспотизм своеволия, жадность плантаторов, отыскивая
в людях людей, исповедуя и проповедуя человечность, он добродушно и снисходительно воевал с бабушкой, видя, что под старыми, заученными правилами таился здравый смысл и житейская мудрость и лежали семена тех начал, что безусловно присвоивала себе новая жизнь, но что было только завалено уродливыми формами и наростами
в старой.
Если у таких
людей ум замечательно силен, они становятся преобразователями общих идей, а
в старину делались великими философами: Кант, Фихте, Гегель не разработали никакого частного вопроса, им было это скучно.
Будучи уверен, что его теперь никто не собьет и не смешает, он говорил и об огурцах, и о посеве картофеля, и о том, какие
в старину были разумные
люди — куда против теперешних! — и о том, как всё, чем далее, умнеет и доходит к выдумыванию мудрейших вещей.
Людям с славянофильским оттенком очень понравилось, что он хорошо изображает русский быт, и они без церемонии провозгласили Островского поклонником «благодушной русской
старины»
в пику тлетворному Западу.
«Банный день» справлялся у Зыковых по
старине: прежде, когда не было зятя, первыми шли
в баню старики, чтобы воспользоваться самым дорогим первым паром, за стариками шел Яша с женой, а после всех остальная чадь, то есть девки, которые вообще за
людей не считались.
В августе был у меня Яков Дмитриевич; объезжая округ, он из Перми завернул ко мне и погостил четыре дня. Вполне наш. Это был праздник — добрый
человек, неизменно привязанный к нам по
старине. Велел очень кланяться тебе и брату. Он очень жалеет, что не мог быть у вас за Байкалом до выезда из Иркутска. Теперь его постоянное жительство
в Омске. Сашенька здорова, но все же опасаются нервических ее припадков.
На днях у меня был Оболенский, он сын того, что был
в Лицее инспектором. Вышел
в 841-м году. Служит при Гасфорте, приезжал
в Ялуторовск по какому-то поручению и, услышав мою фамилию, зашел навестить меня. С ним я потолковал о
старине. Он нашел, что я еще мало стар; забросал я его вопросами местными, напомнил ему, что он жил с отцом во флигеле
в соседстве с Ротастом. Тогда этот Оболенский несознательно бегал — ему теперь только 32 года. — Только странный какой-то
человек, должно быть вроде своего отца.
— А знаете что? — вдруг воскликнул весело Горизонт. — Мне все равно: я
человек закабаленный. Я, как говорили
в старину, сжег свои корабли… сжег все, чему поклонялся. Я уже давно искал случая, чтобы сбыть кому-нибудь эти карточки. За ценой я не особенно гонюсь. Я возьму только половину того, что они мне самому стоили. Не желаете ли приобрести, господин офицер?
— Эк ведь
в какую глупость
человек въедет! — даже удивился Петр Степанович. — Ну прощай,
старина, никогда не приду к тебе больше. Статью доставь раньше, не забудь, и постарайся, если можешь, без вздоров: факты, факты и факты, а главное, короче. Прощай.
— Да что, сударь,
в"Русскую
старину"заглядывать — и нынче этого волшебства даже очень достаточно, — подтвердил Очищенный, — так довольно, что иногда
человек даже не мыслит ни о чем — ан с ним переворот.
Лучшие
люди нашего времени стремятся
в эти наиболее чтимые положения, и потому круг, из которого отбираются
люди правительственные и богатые, становится всё меньше и низменнее, так что по уму, образованию и
в особенности по нравственным качествам уже теперь
люди, стоящие во главе управления, и богачи, не составляют, как это было
в старину, цвета общества, а, напротив, стоят ниже среднего уровня.
«Жили на земле
в старину одни
люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих
людей, а с четвертой — была степь.
А теперь вот нет ничего такого — ни дел, ни
людей, ни сказок таких, как
в старину…
Учители NN-ской гимназии были, как это бывало
в старину в наших школах,
люди большею частию обленившиеся, огрубевшие
в провинциальной жизни, отданные тяжелым материальным привычкам и усыпившие всякое желание знать что-нибудь.
— Ну вот, он и есть. Философию знает и богословию, всего Макария выштудировал и на службе состоит, а не знал, что мы на богословов-то не надеемся, а сами отцовское восточное православие оберегаем и у нас господствующей веры нельзя переменять. Под суд ведь угодил бы, поросенок цуцкой, и если бы «новым
людям», не верующим
в Бога, его отдать — засудили бы по законам; а ведь все же он человечишко! Я по
старине направил все это на пункт помешательства.
Вообще —
в квартале нашем много родилось и жило замечательных
людей, —
в старину они рождались чаще, чем теперь, и были заметней, а ныне, когда все ходят
в пиджаках и занимаются политикой, трудно стало
человеку подняться выше других, да и душа туго растет, когда ее пеленают газетной бумагой.
Оттого, разумеется, внешний вид всего, на что простирается их влияние, более сохраняет
в себе
старины и кажется более неподвижным, чем там, где
люди, отказавшись от самодурства, стараются уже только о сохранении сущности своих интересов и значения; но
в самом-то деле внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели влияние
людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип внешними уступками.
А между тем чего же яснее, — разве не говорили славянофилы: следует изображать русского
человека добродетельным и доказывать, что корень всякого добра — жизнь по
старине;
в первых пьесах своих Островский этого не соблюл, и потому «Семейная картина» и «Свои
люди» недостойны его и объясняются только тем, что он еще подражал тогда Гоголю.
— Но у царя нашего есть верные слуги, они стерегут его силу и славу, как псы неподкупные, и вот они основали общество для борьбы против подлых затей революционеров, против конституций и всякой мерзости, пагубной нам, истинно русским
людям.
В общество это входят графы и князья, знаменитые заслугами царю и России, губернаторы, покорные воле царёвой и заветам святой
старины, и даже, может быть, сами великие…
— Да ведь позвольте, пожалуйста, ведь это так-с… тогда ведь, знаете,
в старину, какие
люди бывали: учились много, а не боялись ничего.
— Вы получите две тысячи вместо одной, — отвечала княгиня и сама присутствовала при операции, как графу по
старине намылили ногу, как его начали тащить
люди в одну сторону, а костоправ намыленными по локоть руками
в другую: дернул раз, два и
в третий что-то глухо щелкнуло, и граф вскрикнул...
Так вот, сударь, какие
в старину люди-то живали!
Человек он был смирный, собою неказистый, болезненный; занимался хождением по делам тяжебным [Хождение по делам тяжебным — адвокатская практика, ведение судебных дел,
в старину называвшихся тяжбами.] и иным.
Но легенда цветет пышнее. До сих пор балаклавские греки убеждены, что только благодаря стойкости их собственного балаклавского батальона смог так долго продержаться Севастополь. Да!
В старину населяли Балаклаву железные и гордые
люди. Об их гордости устное предание удержало замечательный случай.
В старину жуликов меньше было… всё больше разбойничали
люди, потому — крупнее душой были все… стыдились из-за пустяков совесть тревожить…
Помню, где-то за горою уже солнце всходило; ночь пряталась
в лесах и будила птиц; розовыми стаями облака над нами, а мы прижались у камня на росистой траве, и один воскрешает
старину, а другой удивлённо исчисляет несчётные труды
людей и не верит сказке о завоевании враждебной лесной земли.
Если спросите вы, кто он? то я… не скажу вам. «Имя не
человек», — говорили русские
в старину. Но так живо, так живо опишу вам свойства, все качества моего приятеля — черты лица, рост, походку его — что вы засмеетесь и укажете на него пальцем… «Следственно, он жив?» Без сомнения; и
в случае нужды может доказать, что я не лжец и не выдумал на него ни слова, ни дела — ни печального, ни смешного. Однако ж… надобно как-нибудь назвать его; частые местоимения
в русском языке неприятны: назовем его — Леоном.
Кузьма Петрович Мирошев существо тихое, скромное, покорное, по преимуществу доброе и вполне верующее, с благодарностью принимающее от бога и радость, и печаль:
человек божий,
в том высоком нравственном значении,
в каком употреблялись эти слова
в старину, но которыми теперь уже определяют у нас совсем другого рода
человека.
Мелания. Ты не предо мной, не пред
людьми кайся, а перед богом!
Люди — не простят, а бог — милостив. Сам знаешь: разбойники,
в старину, как грешили, а воздадут богу богово и — спасены!
— «Знаю», — ответствовал пустынник и с горестию указал рукою на небо [
В старину хотели всегда читать на небе предстоящую гибель
людей.
Будь терпелив, читатель милый мой!
Кто б ни был ты: внук Евы иль Адама,
Разумник ли, шалун ли молодой, —
Картина будет; это — только рама!
От правил, утвержденных
стариной,
Не отступлю, — я уважаю строго
Всех стариков, а их теперь так много…
Не правда ль, кто не стар
в осьмнадцать лет
Тот, верно, не видал
людей и свет,
О наслажденьях знает лишь по слухам
И предан был учителям да мукам.
Однажды собрал нам Кузин
человек с двадцать народу, сошлись мы
в глухом лесном овраге, куда
в старину, бывало, ходили охотники стеречь, как папоротник зацветёт.
Анна Федоровна не соглашалась — лучше графа Федора Иваныча никто не был — и наконец уже серьезно рассердилась, сухо замечала только, что «для вас, братец, кто последний вас обласкал, тот и лучше. Известно, теперь, конечно,
люди умнее стали, а что всё-таки граф Федор Иваныч так танцовал экосес и так любезен был, что тогда все, можно сказать, без ума от него были; только он ни с кем, кроме меня, не занимался. Стало быть, и
в старину были хорошие
люди».
То жребий ей пророчил славный,
То
старину припоминал, —
Кто
в древни веки ею правил,
Как
люди в ней живали встарь,
Как обучил, вознес, прославил
Ее тот мудрый государь,
Кому
в царях никто не равен,
Кто до скончанья мира славен
И свят: Великого Петра
Он звал отцом России новой,
Он видел след руки Петровой
В основе каждого добра.
Между отцом и сыном происходит драматическое объяснение. Сын —
человек нового поколения, он беззаботно относится к строгой вере предков, не исполняет священных обрядов
старины,
в его черствой, коммерческой душе нет уже места для нежных и благодарных сыновних чувств. Он с утра и до вечера трудится, промышляя кусок хлеба для себя и для семьи, и не может делиться с лишним
человеком. Нет! Пускай отец возвращается назад,
в свой родной город: здесь для него не найдется угла!..
— Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо
в старину, что мы выходили на свет и показывались
людям.
Нельзя и
старину за все похвалить: безурядицы много было: разбойник тогда по губернии стал ходить по имени Иван Фаддеич, и разбойник сильнеющий; может быть, более трехсот
человек шайка его была, словно
в неприятельских землях разъезды делал и грабил по Волге и другим судоходным рекам.
А стары обычаи преставлять не годится — ропот и смущение могут быть большие, молва пó
людям пойдет —
в Иониной-де обители новшествá возлюбили —
в старине, значит, не крепки.
Как бы жил ты, Антипушка, по старине-то, как порядочные люди-то живут: встал бы ты
в четыре часа, за порядком бы посмотрел, на дворе поглядел бы, и все такое, и все как следственно, к обедне бы сходил, голубчик, да и хозяюшку-то свою поднял бы: «вставай, мол, полно нежиться-то! пора за хозяйство приниматься».
Дом — не тележка у дядюшки Якова.
Господи боже! чего-то
в ней нет!
Седенький сам, а лошадка каракова;
Вместе обоим сто лет.
Ездит старик, продает понемногу,
Рады ему, да и он-то того:
Выпито вечно и сыт, слава богу.
Пусто
в деревне, ему ничего,
Знает, где
люди: и куплю, и мену
На полосах поведет
старина;
Дай ему свеклы, картофельку, хрену,
Он тебе всё, что полюбится, — на!
Бог, видно, дал ему добрую душу.
Ездит — кричит то и знай...
Если
в старину, когда каждый народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогда патриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом, то
в наше время, когда пережитое уже народами чувство требует от
людей прямо противоположного тому, чего требует их разум, нравственное чувство, религия — признания равенства и братства всех
людей, патриотизм не может представляться не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Это значит то, что для того, чтобы начать жить лучше (а всё улучшать и улучшать свою жизнь —
в этом вся жизнь
человека), нельзя оставаться
в прежних привычках, а надо заводить новые. Нельзя следовать тому, что по
старине людьми считается хорошим, а надо устанавливать для себя новые привычки, не заботясь о том, что
люди считают дурным или хорошим.
Происходит это оттого, что когда
люди поступают дурно, они всегда придумывают себе такие рассуждения, по которым выходит, что дурные поступки уже не дурные поступки, а последствия неизменных и находящихся вне власти
людей законов.
В старину рассуждения эти состояли
в том, что неисповедимая и неизменная воля бога предназначила одним
людям низкое положение и труд, а другим — высокое и пользование благами жизни.
Старший штурман, сухой и старенький
человек, проплававший большую часть своей жизни и видавший всякие виды, один из тех штурманов старого времени, которые были аккуратны, как и пестуемые ими хронометры, пунктуальны и добросовестны, с которыми, как
в старину говорили, капитану можно было спокойно спать, зная, что такой штурман не прозевает ни мелей, ни опасных мест, вблизи которых он чувствует себя беспокойным, — этот почтенный Степан Ильич торопливо допивает свой третий стакан, докуривает вторую толстую папиросу и идет с секстаном наверх брать высоты солнца, чтобы определить долготу места.
— Какая-то, слышь, у них особая тайная вера, — сказала Дарья Сергевна. — И
в старину, слышь, на ту же долину
люди сбирались по ночам и тоже вкруг Святого ключа песни распевали, плясали, скакали, охали и визжали. Неподобные дела и кличи бывали тут у них. А прозывались они фармазонами…
И потому еще, может быть, любят чужеродцы родные леса, что
в старину, не имея ни городов, ни крепостей, долго
в недоступных дебрях отстаивали они свою волюшку, сперва от татар, потом от русских
людей…
— У меня есть…Я не признаю
в данном случае исключений. Я сужу
людей только натощак,
старина, когда я менее всего расположен сентиментальничать. Десять лет тому назад я пробовал судить после обеда…Я что же выходило? Знаешь, что выходило,
старина? Я приговаривал к наказанию одной степенью ниже…А это не всегда справедливо! Однако ты толст, как стоведерная бочка! Ты, вероятно, ешь много? И тебе не жарко носить на себе столько лишнего мяса? А это что за девочка?
— Извините; это, значит, опять надо торговаться, а я позволю себе вам, сударыня, признаться, что до изнеможения устал с этим торгом.
В старину отцы наши на тысячи душ короче торговались, чем мы на одного
человека.