Обсуждение ключевых
методологических проблем психологии стало благоприятной почвой для развёртывания конкретных исследований в области психологии.
Однако такое решение
методологических проблем зачастую оказывается недостаточно для успешного решения исследовательских задач.
Безусловно, при разграничении этих двух категорий возникает ряд
методологических проблем.
Такой подход к разработке
методологических проблем реализуется на основе разработки особой философской дисциплины – методологии научного познания.
Таким образом, нерешённость основных
методологических проблем привела психологию в начале XX века к тому, что она оказалась разбитой на множество противостоящих друг другу и борющихся друг с другом направлений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: косенький — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всё это подтверждает важность дальнейшего анализа
методологических проблем истории психологии и предопределяет цель и задачи настоящей работы.
Раздел II → анализируются философские и
методологические проблемы социальных и гуманитарных наук, их особенности и роль в жизни и развитии общества.
Главные
методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника.
Следующий – второй – раздел посвящён общим
методологическим проблемам, возникающим при попытках выделения и измерения неформальной занятости.
Важной
методологической проблемой является оценка современного состояния психологической науки.
История науки как активно развивающаяся отрасль знания порождает новые
методологические проблемы, количество и многообразие которых велико.
Нет, например, лекции, посвящённой
методологическим проблемам истории психологии.
Ключевые
методологические проблемы психологии по-прежнему далеки от разрешения, единая и общеразделяемая парадигма, а тем более теория, о которых мечтали психологи прошлого, по-прежнему отсутствуют.
Особое внимание в этой школе уделяется фундаментальным
методологическим проблемам психологии.
Разумеется, базовые
методологические проблемы психологии столь многочисленны, сложны и многообразны, что попытка охватить их в одной книге была бы абсурдной.
Это определяет особую важность
методологической проблемы определения объективных критериев истинности создаваемой в ходе историко‐психологической рефлексии картины развития психологического знания.
На первый взгляд, перед историком общественной мысли, решившимся на применение регионального подхода, не возникает особых
методологических проблем.
Наиболее тесная взаимосвязь прослеживается с философией(в части
методологических проблем познания), с формальной логикой (в части использования в доказывании выявленных формальной логикой закономерностей организации мышления, например законов тождества, достаточного основания, исключённого третьего и т. д.), с диалектической логикой (изучающей законы и формы отражения в мышлении процессов, происходящих в реальной действительности, организацию конкретных мыслительных процессов и операций).
Описание «живого движения», эволюции и развития системы – одна из наиболее сложных
методологических проблем науки.
Во-вторых, необходимо разработать «коммуникативную методологию», призванную обеспечить интеграцию психологического знания, что рассматривается автором как одна из наиболее актуальных
методологических проблем современной психологической науки.
Однако методологический плюрализм не прочно закрепился в профессиональном самосознании психологов, а вызвал у них неоднозначное отношение, привёл не столько к решению, сколько к обострению базовых
методологических проблем психологической науки, содействовав её методологическому усложнению, а не упрощению.
Попыткой приоткрыть значение этих событий является предлагаемая вниманию читателей книга «По ту сторону сознания:
методологические проблемы неклассической психологии».
Таким образом, среди
методологических проблем научного познания человека мы фиксируем следующую: как возможно преодолеть те жёсткие разграничительные линии, которые разделяют подход к человеку как природному существу, с одной стороны, и подход к нему как к образованию в существенной мере надприродному – с другой?
Во второй части сборника «
Методологические проблемы организации саморазвивающихся сред» в контексте представлений о научной рациональности проанализированы философские основания становления «средовой парадигмы».
Именно в этой функции практической психологии острее всего выступают
методологические проблемы, отчётливее всего проявляется её социальная, гуманитарная и даже идеологическая роль: здесь, как в зеркале, отражаются действительные цели общества.
Например, разработка понятийного аппарата этих наук не опирается на осознанную постановку и решение
методологических проблем введения, оценки и унификации понятий.
Оба они по-разному решают
методологическую проблему перехода от набора частных контекстов к более общей истории политических языков.
Несколько позже в тексте введения я рассмотрю
методологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться в столь широко трактуемой области, как эта.
Анализ литературы позволил выявить ряд
методологических проблем исследования концепции устойчивого развития социально-экономических систем как современного направления экономической теории.
Так, в сборнике «
Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни» анализируется социалистический образ жизни, рассматривается его взаимосвязь с процессом урбанизации.
Нерешённость и дискуссионность
методологических проблем теории социальной работы как науки обусловлена целым рядом современных противоречий.
Автор около 200 научных работ, посвящённых
методологическим проблемам исторических исследований.
Актуальными, а вместе с тем дискуссионными, являются
методологические проблемы соотношения диахронического и синхронического аспектов (методов), а также эмпирического и теоретического уровней исследования физической культуры и спорта.
Сам методологический анализ и соответственно методология (теория методов) могут быть более или менее общими – в зависимости от того, какие методы и связанные с ними
методологические проблемы рассматриваются, в какой форме и какие методологические принципы на основе этого формулируются (20, 36, 80).
Другой
методологической проблемой экономической теории является определение сущности понятия «устойчивое развитие».
Вопрос о сущности и значимости здоровья всегда был центральной
методологической проблемой многих наук.
Исследование применения категорий исторического и логического в психологической науке, таким образом, привело к разработке
методологической проблемы взаимосвязи этих категорий, реализации принципа единства исторического и логического в изучении истории отечественной психологии и определении актуальных задач современных историко-теоретических исследований.
Предложено поднять роль журнала «Социологические исследования» в решении актуальных теоретических и
методологических проблем социологии, в организации научных дискуссий, в повышении научно-теоретического уровня и эффективности социологических исследований, в обеспечении тесной связи с научными учреждениями, вузами, заводскими социологами; редколлегии журнала принять меры к улучшению критико-биографической работы.
Для решения
методологических проблем педагогики используются многообразные методы педагогического исследования.
Одной из самых важных
методологических проблем советская психология всегда считала вопрос об объективных основаниях существования психики, о тех объективных существенных связях психики с миром, которые характеризуют её природу на разных уровнях существования.
Адекватное теоретическое осмысление глобализации порождает целый комплекс
методологических проблем.
Однако для реализации этого принципа требуется продуманная система соединения и накопления полученных результатов, т.е. рабочее разрешение серьёзных
методологических проблем, не имеющих очевидных и бесспорных решений.
Постановка
методологических проблем исследования журналистики является естественным результатом развития научного знания и по мере взросления науки требует своего разрешения.
Попытки разрешения
методологических проблем сравнения и сравнимости привели к созданию целого класса техник и методик, которые отсутствуют в «несравнительных» социологических исследованиях.
Мы понимаем, что публикация материалов номера – лишь один из первых шагов на пути осмысления
методологических проблем сравнительного исследования государственной состоятельности.
Поэтому есть надежда, что предлагаемое направление исследования может дать плодотворные результаты в анализе
методологических проблем политической экономии в широком смысле, включая политическую экономию коммунистического способа производства, а также в решении вопросов хозяйственной практики.
Пособие может быть полезно для всех, кто проводит научные исследования в области физической культуры и спорта и интересуется соответствующими
методологическими проблемами.
Для решения определённых
методологических проблем для выбора правильного метода познания может быть использована всякая научная теория, поскольку обосновываемые в ней положения и законы в определённой степени могут помочь учёному получить ответ на вопрос о том, каким образом ему лучше действовать в процессе познания.
Отечественные исследователи значительно бо́льшее внимание по сравнению с зарубежными уделяют гносеологическим и особенно
методологическим проблемам научного исследования физической культуры и спорта.
Другая альтернатива «методологическому объективизму» – конфессиональное религиоведение – также получила значительное развитие благодаря тому, в частности, что в христианских церквах основных конфессий сформировался серьёзный интерес к психологии, и процесс интеграции психологических подходов не только в практику душепопечения, но и в некоторые области теологической работы вызвал к жизни так называемую пастырскую психологию, которой в свою очередь пришлось столкнуться с существенными
методологическими проблемами в связи с изначально принципиально светским характером привлекаемых психологических доктрин.