Первые три пары и пятая пара образуют составные строки пятистопного
ямба с цезурой после третьей стопы и дактилическим окончанием перед цезурой.
Язвицкий и сам сочинял похвальные оды, которые издал в 1811 году, а второе сочинение о поэзии предварил дедикацией своей монаршей ученице, написанным четырёхстопным
ямбом.
Конечно, получившаяся картина эволюции ритма русского 4-стопного
ямба ещё будет проверяться и уточняться.
Стихотворение написано шестистопным
ямбом – одним из излюбленных размеров поэта.
Так продолжается до начала XX века, когда альтернирующий ритм ослабевает и 4-стопный
ямб возвращается к ритму XVIII – начала XIX века.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: карбин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так, в русском классическом 4-стопном
ямбе членящие паузы отмечены графическими концами строк, словоразделами после каждых 8–9 слогов и рифмами.
Из этого состязания четырёх типов русского триметра победителем вышел первый тип – 5-стопный
ямб с дактилическим окончанием.
Поэтому он разрабатывает его в полном соответствии с ритмической традицией ходового 5-стопного
ямба русских драматических переводов XIX века, не осложнённой никакими влияниями немецкого оригинала или античных прототипов.
Причина тому – взаимодействие ритмов 5-стопного и 6-стопного
ямба в его бесконстантном стихе.
Оригинал и перевод написаны
ямбом, но только это их и роднит.
Он вёл курс практического изучения русского классического
ямба и методом статистического подсчёта разбирал вместе со слушателями его ритмические фигуры и разновидности.
Во втором случае стих окажется 6-стопным
ямбом с мужским окончанием.
При этом некоторые пишут сносные стихи, не умея «отличить
ямба от хорея» или даже не подозревая о существовании этих мудрёных терминов.
Заглавие книги, в которой были собраны статьи на эту тему («Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти», 1999), было предсказано во второй статье цикла («Метр и смысл: к семантике русского трёхстопного хорея», 1976), а в следующей статье появился и базовый термин («Семантический ореол метра: к семантике русского трёхстопного
ямба», 1979).
Так как античный триметр при всех своих диподических особенностях всё же является прежде всего последовательностью шести ямбических стоп, то первым русским размером, который напрашивается для перевода, оказывается 6-стопный
ямб – стих с константой на шестой стопе.
По мнению критика, раздосадованного отступлениями от правил классической драматургии, в том числе заменой обычных для «высокой» комедии «хороших александрийских стихов» вольным
ямбом, грибоедовская «фантасмагория не театральна: хорошие актёры этих ролей не возьмут, а дурные их испортят».
Стихотворение написано разностопным
ямбом. Рифмовка – перекрёстная.
Такое впечатление обманчиво: обе темы сплелись неразрывно, как в белых
ямбах 1907 года, так и в очерке 1919-го.
Во второй половине XIX века складываются относительно устойчивые пропорции употребления стихотворных размеров в русской лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным
ямбом, четверть – остальными ямбическими стихотворными размерами, четверть – хореями, четверть – 3-сложными размерами.
Однако нельзя исключить и иного, более простого: ритм 4-стопного
ямба мог испытать влияние ритма 4-стопного хорея, а в русском 4-стопном хорее альтернирующий ритм был заложен уже в естественной языковой модели и твёрдо держался на протяжении всей истории этого размера.
Так, 3-стопный
ямб может иметь 1 полноударную ритмическую вариацию (ударения на I, II, III стопах) и 3 неполноударных (ударения на I и III; на II и III; только на III стопе).
Цифры эти настолько устойчивы, что с некоторой приблизительностью можно считать, что на внутренних слабых позициях сверхсхемные ударения теоретически составляют в сумме около 6,5 % от всех стихов, а на анакрусе
ямба – 50 % от стихов с пропуском первого ударения и 14 % от стихов с наличием первого ударения.
Первичный ритм (он же «метр») – это значит: «в
ямбе ударения (точнее – ударения многосложных слов) могут падать только на чётные слоги, в хорее – на нечётные».
У большинства поэтов в
ямбе ударность слабых мест постепенно падает от начала к концу стиха (см. таблицу 12).
Он показал, что один и тот же метр может иметь разный ритм: так, один и тот же русский 4-стопный
ямб имел в XVIII веке «рамочный» ритм, а в XIX веке – «альтернирующий» ритм.
Каждая из этих трёх строк, определённо, написана
ямбом. Таково было желание автора, и оно произвольно.
Цель эта оставляла свой отпечаток на занятиях по любым предметам, так что я ничуть не сомневалась, что и сейчас дело не ограничится определениями
ямба и хорея.
Стих
ямбом напишу и удивлю строкой.
Нельзя, например, просто писать
ямбом, не зная, зачем и почему делаешь это.
Такая стопа
ямба встречается там, где ударение (в пределах одного слова) было передвинуто на соседний слог.
Но даже при такой внутренней установке на правильность стиха для поэта было очевидно, что рамки чистого
ямба тесны для поэзии.
Лёгкий пушкинский
ямб сменяется размеренной народной мелодикой, вслед за которой вступает тяжеловесный гекзаметр.
Помнится, в школе она лихо закручивала двустопным
ямбом.
Некоторые мои стихи не будут попадать в размеры
ямба или хорея и даже соответствовать определённым правилам стихосложения.
За ним последовали поэт
ямба вперемежку с поэтом хорея.
Верлибр при таком взгляде на вещи предстаёт естественным, первичным видом стиха, а всякие там
ямбы, хореи и амфибрахии – это уже вторично-искусственные надстройки.
Познакомься с тем, как звучат
ямб и хорей, а после можешь начать упражняться в верлибре… и строить метаметафоры…
Привычным
ямбом льются строки…
Когда я поступал на филфак, в 90-х годах, на экзамене по литературе мне досталось задание: привести примеры
ямба и хорея.
Свет сменяет темнота, неудачи уступают место успеху,
ямб передаёт корону хорею…
Декабристы создали ораторскую поэзию, которая своеобразно преломила традиции высокой лирики классицизма, глубоко преобразованные их романтической поэтикой, но именно в их стихах продолжали и в XIX в. жить интонации торжественного
ямба.
Из числа стихотворений позднего периода к жанру
ямбов наиболее приближается «Поэт» и «Не верь себе».
Наконец, 2– и 3-стопные
ямбы встречаются еще, в сочетании с 2-стопным амфибрахием, в одном наброске («Все призрак, суета»).
Размер… ну да, во второй строке куда-то подевался один шаг: вместо пятистопного
ямба получился четырёхстопный.
Во-первых, он идеально чувствует, где в пятистопном
ямбе сделать цезуру, чтобы читатель ощутил живое дыхание живого человека.
Строки путают
ямб и хорей…
Обязательна ли в этом
ямбе цезура на второй стопе?
Хорей и
ямб являются 2-сложниками.
Дальше в балладе чеканным
ямбом перечислялись различные способы убийства с вариациями.
Мы забываем или, лучше сказать, склонны забывать, что влюблённость не зависит от поворота лица возлюбленного или возлюбленной, но она – бездонное место под кувшинками, ночная паника пловца (здесь удалось передать четырёхстопный
ямб оригинала).