Вечерние беседы-2021 (март – май)

Эдуард Генрихович Вайнштейн

Книга представляет собой запись вечерних бесед с семьей при чтении Евангелия. Удалось сказать много важного, чего даже и не напишешь просто так. Оказывается, некоторые вещи могут быть только произнесены, и ты забываешь их после произнесения, потому что сказаны они не тобой, а через тебя, и ради тех, кто тебя слушает. Дети нуждаются в самом простом и сердечном объяснении духовных и вообще жизненных истин. Если Бог даст сил, планируется издание целой серии книг вечерних бесед.

Оглавление

Вечерняя беседа 24. 03. 2021

Опираться на кого-то можно, только пока есть любовь

Вечерняя беседа от 24.03.2021: «Вот представляешь, Алесенька… Прошу прощения, я пришел. Представляешь, Алесенька, какая картина вырисовывается. Нашей с тобой жизни. Прошедшей. Что основание, на котором мы строили нашу семью, оно было крайне неверным. Я имею в виду отца Виктора. Там просто вот вызревала какая-то мина. Мина. На это нельзя было опираться. А мы опирались. Но это был, наверное, какой-то призыв к его совести тоже. Что вот семья, дети рождаются… Любят друг друга… Нуждаются в помощи, в опоре… И пока в нем Божие начало действовало, этот расчет оправдывался. А когда перестало действовать, сразу проявилась человеческая слабость. Невозможность опираться на него. Потому что там нет любви. (Дальше читаю Евангелие от Марка.)

Вне Церкви люди водимы злыми духами

Вот я часто вспоминал это место в Евангелии. (О гадаринском бесноватом.) Потому что та жизнь, которая у меня была, до Церкви, она казалась обычной, нормальной, ничего в ней такого не было… И я, по меркам мира, был хорошим молодым человеком — добрым, даже в какой-то степени одухотворенным. Но когда я пришел в Церковь, то выяснилось, что — и достаточно быстро — что вся моя жизнь, рядом с Богом, она рассыпается, она, можно сказать, была полностью заражена нечистыми духами. Оказывается, что те люди, которые живут вне Церкви, которые строят свои жизни по каким-то другим расчетам, они оказываются все водимы злыми духами. Они как бы все беснующиеся. Все. А когда мы приходим в Церковь, мы узнаем о себе эту беду. Мы не можем выстаивать в храме, нас то раздражает, это бесит — мы узнаем эту болезнь. Но мы понимаем, что это болезнь, а вне Церкви это не считается болезнью, эти духи заправляют людьми. Эта гордость, бешенство, злоба… И люди, одержимые этими страстями, главенствуют. Всем управляют. И для того, чтобы удержать свою власть, они чуть ли не на преступление готовы. Как мы это увидели в моей маме… И в Насте. Моя мама, чтобы удержать главенство, делала одно, а Настя — чтобы достичь главенства, делала другое. Но так как мы всё-таки с <вашей> мамой выбрали жизнь с Богом, эта неправота их была очевидной. А вот страшно, когда неочевидна неправота таких людей. Вот это страшно. И все эти вещи я достаточно быстро понял, когда в Церковь пришел. Что все эти люди внецерковные — они беснующиеся. Они одержимые бесами. Представляете? Явно это не проявляется.

Подражать исцеленному гадаринскому бесноватому

Вот вы… Я вам говорю, с какими вещами вы соприкасаетесь, встречаясь с нецерковными людьми. Господь сделал так, что это сокрыто. Святость и греховность бывают неотличимы друг от друга. Ну только в крайних своих формах всё-таки видно — либо человек очень светится, прям, либо он очень мрачный. Так — малоотличимо. А на самом деле люди могут принадлежать совершенно разным мирам — совершенно! Если б нам это открылось, как всё это выглядит в духовном мире — кого мы там встречаем каждый день, каких там рогатых, черных… Ну вот я вспоминал вот этот рассказ из Евангелия. По смирению. Потому что я всегда… Я тоже очень рано понял, что надо выбирать всегда смирение, если хочешь быть с Богом. Думать о себе как можно более смиренно. И по смирению я подумал, что вот я должен подражать вот этому вот бесноватому, которого Господь исцелил и направил к своим. Чтобы он рассказал им, что Бог с ним сделал. И поэтому я так много уделил сил, внимания папе своему, и маме, и дяде Эдику, и дяде Боре до сих пор вот внимание уделяю. И сестре своей Марии. И даже двоюродной, там, своей сестре… И всем друзьям, которых я знал до Церкви… Каждому я дал возможность последовать вслед за мной. Каждому. Единицы откликнулись. Единицы. Более того, оказывается, что и среди детей возможны отщепенцы, предатели, которые выбирают именно бесовскую сторону, по причине того, что так кажется первое время легче. Но это большое заблуждение. Потому что те чувства, которые потом будут, они будут очень страшные. И очень тяжелые. Гораздо более трудные, чем те чувства, тоже нелегкие, которые приходится выносить человеку спасающемуся. Но у человека спасающегося — у него есть надежда, у него есть упование, у него есть утешения духовные!.. Внутренний свет!.. А у человека, который продаёт свою веру, у него этого ничего больше нет. Он, конечно, может жить, в теплом болотце, но правда его жизни — это отчаяние. И мрак. Вот так вот. Так что другого пути нет! Я многократно вам говорю! Другого пути нет! И еще раз — нет другого пути! Если вы свернете с этого пути, вам всё равно придется возвращаться. Но только в очень жалком побитом состоянии. Вам это надо?.. А вот заодно я объяснил, почему я всё время оборачиваюсь назад. Я вспоминаю эти слова. Я считаю, что это смиренная модель поведения. Так, не забывать тех, кого ты оставил позади, а свидетельствовать им о том, что, вот, случилось с тобою.

Кто прикоснулся ризам Моим?..

(Продолжаю читать Евангелие. Слова об исцелении кровоточивой, прикоснувшейся к ризе Христа.) Вот сегодня услышал слова отца Андрея Ткачева, что смирение — это есть риза Божества. И я думал над этим. И вообще, это одна из моих любимых тем для размышления — что такое смирение. Потому что одного смирения достаточно для того, чтобы спастись. Это такое волшебное качество, которое спасает без всяких дел. Слышишь, Марусь? (Маруся: «Угу». ) Мамочка, ну что ты наделала? Маруся уже, у нее… (Алеся: «Ну не спит!.. Эденька, она не спит, она просто лежит. Эдь, читай? Ничего я не наделала. Вообще, успокойся! Читай!») Так вот. Я думал об этом. И Господь откликнулся. Вот: «Кто прикоснулся ризам Моим?» Слышь, Алесь? М? Понимаешь, иль нет? Я думал, а Он спрашивает: «Кто прикоснулся ризам Моим?» А у меня история эта, действительно, может, лет двенадцать продолжается… Нехорошая. Очень даже может быть, что столько это и длится. Течение крови. (Продолжаю читать.) «Буди цела от раны твоея»…

Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам

(Дальше читаю Евангелие, потом Апостола Иакова.) Видите, сколько здесь тем, очень глубоких, поднимает апостол Иаков? Очень важных. (Алеся: «Перекликается с главой евангельской». ) Да. Да… А так оно всё время перекликается. Вот он что говорит? «Кто хочет быть друг миру, в котором мы живем, тот будет враг Богу». Пожалуйста. Что «до ревности любит Дух Божий». Он не мирится с присутствием какого-то еще духа внутри нас. Никогда с этим не согласится. И потом говорит: «Покоритесь Богу и воспротивьтесь диаволу — и убежит от вас, диавол»… Если ты покоришься Богу. Диавол убежит. «Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам». Многие люди сетуют на то, что Бог как бы далеко. А ты приблизься к Нему. Как приблизься? А вот как мы стараемся — читая святые книги, исполняя заповеди… Приблизься! Думай о Нем чаще… Подумай о вечности своей! Постарайся освятить свою жизнь. Святая вода, просфорочки, Евангелие, иконы, акафисты… А еще надо, чтобы это было с любовью!.. Чтобы это было не из-под палки. Чтобы тебе это было В УДОВОЛЬСТВИЕ… Ты должен понять, что никакого большего утешения нет. Кроме как вот того, что нам вера наша доставляет. Таким образом мы будем защищены от лукавого. А иначе все мы, все мы — в псалмах сказано: «Во грехах роди моя мати моя». Это о каждом человеке. Каждый несет в себе какую-то родовую травму. Травму. Что-то злое внутри каждого. В ком-то более явно, в ком-то менее явно. И может быть, лучше тому, кому это более явно. Что вот — ему легче смириться. Зная эту болезнь в себе. Но это аксиома, что у каждого это есть. И если мы не будем стремиться к Богу, это злое начало овладеет нами. И погубит. Ну не буду примеры приводить. Хотя мог бы. Это всё очень плачевные примеры. Как это бывает. Что человек хорохорится-хорохорится, ерепенится-ерепенится — ну а потом как миленький, под конец плетется за лукавым вслед. Потому что к Богу не стремился. Не старался, не спасался… Даже если ты будешь стараться, нет никаких гарантий, что всё закончится успехом. А уж если не будешь стараться — на что тогда рассчитывать?.. Вот так, ребята… (Тяжко вздыхаю.)

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

Ну и опять: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас»… Вознесет. То есть это — смирение — это не есть забитость, это не есть что-то безысходное, это как раз есть путь к величию. Когда ты смиряешься. Самые сильные люди, самые красивые, самые надежные, самые верные, самые настоящие — это люди смиренные. Смиренные! Которые всю правду в своей жизни творят по смирению своему. Ну вот так. Ну, Марусь, как скажешь — читать или нет? (Обломова.) Нет?.. Ну, ладно, хорошо.»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я