Вечерние беседы-2021 (март – май)

Эдуард Генрихович Вайнштейн

Книга представляет собой запись вечерних бесед с семьей при чтении Евангелия. Удалось сказать много важного, чего даже и не напишешь просто так. Оказывается, некоторые вещи могут быть только произнесены, и ты забываешь их после произнесения, потому что сказаны они не тобой, а через тебя, и ради тех, кто тебя слушает. Дети нуждаются в самом простом и сердечном объяснении духовных и вообще жизненных истин. Если Бог даст сил, планируется издание целой серии книг вечерних бесед.

Оглавление

Вечерняя беседа 27. 03. 2021

Что даст человек в выкуп за душу свою?

Вечерняя беседа 27.03.2021. Коля приехал к нам накануне Причастия. (Читаю Евангелие.) «Вот здесь в этом Евангелии изложен один из самых главных принципов духовной жизни, и вообще жизни, один из самых главных законов здесь сказан. Господом Иисусом Христом. И вот он звучит в этих словах. Что «кто хочет душу свою спасти — погубит её. А кто погубит свою душу ради Христа и Его Евангелия — тот спасет ее». И «какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Или что даст человек в выкуп за душу свою?» Душа человека дороже всего мира, всей вселенной. Всех звездных галактик, и так далее. Одна человеческая душа. И если человек хочет ее спасти, свою душу, он не должен следовать своим желаниям. Он не должен идти на поводу своих хотелок. Хочешь душу свою спасти — отвергни ее ради Христа. И Евангелия. Тогда спасешь. Если будешь следовать по своим хотелкам — погибнешь. Если будешь исполнять все свои желания, не думая о том, что Богу угодно, что не угодно, то погибнешь. А если всё пожертвуешь, все свои хотения пожертвуешь ради того, чтобы угодить Богу, спасешься. И вот не нужно иметь пред собой никаких внешних целей, никогда. Нужно иметь цель только внутреннюю. Спасение души. Угождение Богу. И тогда все внешние цели придут сами собой.

Буди нам как Моисей. Как вождь, путеводяй в пустыне

Ну вот, например, Путин, когда ему предлагали Президентом стать, он отказался. Он сначала сказал: «Нет, — говорит, — это я не смогу. Я никогда не планировал. Никогда даже не думал об этом. Это, как бы, не по мне ноша». Но Ельцин настоял. И он согласился. Послушался. И вот стал тем, кем он стал. Не думая об этом. Думал он — я, конечно, не знаю, что у него в душе, вот, но мне кажется, что думал он о правильных вещах. По крайней мере, уже в 2000-м году я услышал о нем от архимандрита, тогда он был архимандрит Тихон (Шевкунов), сейчас митрополит, Псковский. Что Путин — это человек, не просто верящий в Бога, а знающий Бога. Уже тогда я такое услышал. Это, конечно, милость Божия большая, что мы живем при таком правителе. Конечно, это не на всё влияет, и жизнь, она всё равно остается трудной, но неслучайно, что мы живем при вот таком верующем правителе, который исповедуется, причащается. Такого не было у нас в стране со времен Царя Николая Второго. Не было. Чтобы нами управлял такой человек. Это какое-то знамение надежды. О чем он тоже сказал. Когда он пришел, первое его выступление было на Рож… ну, Новый год. Когда Ельцин сказал, что он уходит, Путин поздравлял людей с Новым годом и сказал, что «близится праздник Рождества, — сказал он. — Рождество — это всегда было знамение надежды. И пусть эта надежда ваших сердец сбудется». Я дословно не помню, приблизительно такой был текст. Можно найти, кстати. Что он тогда сказал. Я тут же, как чуткий человек, я тут же уловил, что он обещает людям надежду. Так оно и есть. С Путиным связана надежда. Хотелось бы, чтобы всё быстро было бы. Раз-раз, пришел такой правильный человек, всё сразу на место поставил, и мы зажили в раю. Но так не бывает. Помните, Моисей водил по пустыне еврейский народ 40 лет… Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ. Пока не умерли все те люди, которые были развращены египетским рабством. Которые помнили вот эту вот подневольную жизнь — она была очень унизительная, но она была сытая. Гарантированное было питание. Из котлов этих египетских. Но рабство очень сильно развращает людей. Они теряют человеческое достоинство. Вот должны были умереть эти люди, помнившие рабство. И умер сам Моисей. Потому что он однажды возроптал на Бога. Это был Богу очень угодный человек. Один из самых великих людей вообще всего рода человеческого. Но однажды он тоже на Бога возроптал. За это в землю обетованную он не вошел. Он увидел ее только издали. А войти ему Господь не дал. И вот в день рождения Путина празднуется память такого святого — Никандра Псковского. По стечению обстоятельств, именно икону этого святого нам от Батюшки Николая Гурьянова передала Фаина. Флора, мамина подруга, которая стала инокиней. Она вот ни с того ни с сего, еще тогда, в начале 2000-х, может, даже в конце 90-х, точно не помню я это… Ну, наверно, в начале 2000-х, передала две иконы — одну Святителя Николая, которою он её благословил… Она ведь встречалась, да, с Батюшкой Николаем Гурьяновым? Встречалась? И вот он ее благословил. Двумя иконами. Почему-то она эти иконы решила подарить нам. И если помните, они у нас висели в чертановском доме. Может быть, они где-то там и остались — эти иконы пропали, Батюшки Николая Гурьянова, при переездах. У нас пропала целая большая сумка икон, в том числе икона Царственных Мучеников. Мы потом что смогли, восстановили, а что-то так и не восстановилось. Вот эти иконы были — Святителя Николая и преподобного Никандра Псковского. И вот в молитве — я специально поинтересовался, потому что это очень интересно, все эти духовные вещи — насколько они неслучайны. Попробуйте поискать, вы увидите. Господь разговаривает с нами через эти духовные тексты. Как кажется, архаичные, как кажется, устаревшие — на самом деле они исполнены глубочайшего смысла. Вот эти духовные православные тексты. Церковно-славянские. И там вот в этой молитовке Никандру Псковскому написано: «Буди нам как Моисей. Как вождь, путеводяй в пустыне». Вот, там вот в этой молитве Никандру Псковскому такие слова. То есть Господь подтвердил, косвенным образом, мои мысли о Путине. Что это такой Моисей, который нас водит из этого рабства советского…

Такая вера была, в будущий коммунизм, светлое будущее

Вы даже представить себе не можете, что это было за рабство такое. Когда ВО ВЕСЬ ДОМ… Ну вот, если помните, там у нас в Чертаново «АТС» была остановка, следующая — помните, да? «АТС». На одну остановку дальше от метро. АТС — телефонная станция. И там… Ну это такое, достаточно высокое здание. И там оно стоит ребром — и вот на всём этом ребре вешали ОГРОМНЫЙ портрет Ленина. Всё вот это ребро — сколько там этажей, я не помню… Ну, этажей десять, или там, восемь… Очень высокое здание АТС. Всё это занимало портрет Ленина. Вывешивали на самые большие праздники. Или даже на столбы портреты… А нет, на столбы вешали звезды красные… По праздникам. На каждый столб вешали звезды, они светились еще… И тоже портреты Ленина, по-моему. И вот везде были эти лозунги: «Слава КПСС», и так далее. И вот как мы сейчас вас учим любить Христа и молиться ему, так нас в нашем детстве учили любить Ленина!.. И постоянно, вот, была такая речевка: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Ленин — великий, любимый, такой, гениальный… Я сам очень много книг о Ленине прочел в детстве. Но вы знаете уже по истории, кто это был — один из самых страшных злодеев… На совести которого убийство Царской Семьи, убийство священников. Он там дикие разнузданные телеграммы писал, что нужно как можно больше людей расстрелять. На его совести голод, который там был, в те времена. Именно он стал открывать первые концентрационные лагеря. В общем, это ужасная персона, и там достаточно на лицо его посмотреть, чтобы увидеть черты вырождения и безсмысленности на его лице. Вот такого человека нас учили любить, и я сам дважды был в мавзолее. (Алеся: «Меня Господь от этого избавил». ) Куда вообще не надо ходить никогда. Чтобы любоваться этим трупом. Вот такие были у нас «мощи». Вот такие молитвы были у нас, вот эти вот, коммунистические. Вот такая вера была — в будущий коммунизм, светлое будущее. То есть это… Если так пудрили мозги детям, что уж говорить о взрослых. Взрослые были вообще полностью под этим прессом. И всё это втюхивалось изо всех приемников, из телевизора, на работах, в школах, во всех учебных заведениях — огромная пропагандистская машина работала! Которая всю эту чушь в души втюхивала, утрамбовывала — и еще, еще, еще!.. Мы жили в таком мире. Нам к вере прийти было — ну просто неимоверно тяжело. Это каким-то просто чудом!.. Практически невозможно в советское время было прийти к вере. Нам повезло с матерью, что наш подростковый возраст совпал с постепенной ломкой этого режима. И стала просачиваться, где-то с 87-го-88-го года…

Мы верим, что нас Господь спасет

И тут тоже совпадение такое удивительное. Что, когда я осознал себя в 14 лет, именно в этом году было 1000-летие Крещения Руси. И стали свободно говорить о вере. Именно с 88-го года. То есть мы такое особенное поколение. То что происходило со страной, совпадало с тем, что происходило со мной. Со мною лично. Я очень сильно это ощущал. Но может быть, вся жизнь, а может быть, почти вся, моя жизнь, будет подчинена этой задаче — выхода из этого, из-под тени этого рабства, безбожного, которое продолжалось в нашей стране, если помните, 70 лет. А до этого лет 400 постепенно к этому шло. Даже вот эти процессы раскола и смутного времени — это уже было начало разрушения нашего отечества. Оно могло разрушиться еще в 1612—13гг. Уже на пороге было всё полного разрушения. Каким-то чудом Господь продлил бытие России нашей еще на 300 лет. Но все эти 300 лет она продолжала разрушаться. Под влиянием Запада. И чтобы теперь восстановить, опять привести Россию к каким-то вот светлым родникам, чтобы люди пришли к вере, чтобы это всё было искренне, честно, свято — я не знаю, какие чудеса еще должны произойти. Мы с матерью просто захлебываемся вот в этой атмосфере безбожия, в этой атмосфере мрака, в этой атмосфере неверия, недоброжелательства, в которых мы живем. Мы просто захлебываемся, задыхаемся. Но другого пути просто нет. А как жили мученики первых веков?.. Тогда весь мир вообще был против них. Господь сильнее. Господь сильнее! Он поможет, и обязательно пошлет то необходимое чудо, без которого мы не победим. Мы без Чуда не победим. Как там Башлачев пел: «Ставили на чудо — выпала беда, да-да-да!..» Вот мы не можем ставить больше ни на что, кроме как на чудо. Спасение, по человеческим меркам, — оно не-воз-мож-но. Совершенно безперспективняк, полный! Но мы верим, что нас Господь спасет. (Алеся: «Эдуард Генрихович Поздняк». Это автор учебника по аналитической геометрии, по которому я учился на 1-м курсе.) Да. (Усмехаюсь.) Ну, очевидно, когда этот мир кончится. И окажется, что его и не было. Вот тогда — мы надеемся… Конечно, мы не с наглой рожей… Я… И нет никаких гарантий. У меня лично никаких гарантий нет, у меня есть только вера. У меня есть вера.

Полностью отчаянный путь веры

А если не верить и не жить по вере, просто умирать остается. Умирать и всё. Так что никакого другого пути нет, и вы его не найдете. Только вот этот вот ОТЧАЯННЫЙ ПУТЬ ВЕРЫ. Полностью отчаянный. Безумный, по меркам этого мира. Но никакого другого пути просто нет. Если вы по этому пути пойдете решительно, вы увидите, что действительно что-то есть. Вы почувствуете Ответ… Вы почувствуете, что это ЕСТЬ. И люди, которые так живут, они значительно светлее и осмысленнее, чем те, кто не находит в себе мужества так жить. Они осмысленнее, светлее, чище… С ними отрадно общаться! Почему они такие? Они сумасшедшие? Нет. Они движутся к Богу. И Бог их поддерживает, и помогает, и ждет. А если вы, дети, это главное — пренебрежете этим, у вас ничего в жизни не получится. Только тогда, когда Бог становится на первое место, все остальное становится на свои места. А если вы Бога на первое место не поставите, у вас всё будет вверх дном в жизни. Хаос. Как это случилось в жизни Насти. Мы ее каждый вечер, Коля, продолжаем вспоминать. Уж очень такой пример однозначный, и наглядный. (Женя — Коле: «И тебя!»)

Будь святей меня. Я буду только рад

Ну… Коля всё время под знаком вопроса остается. Вырулит или не вырулит? Хватит ли ему сил, хватит ли сознательности понять, в какую сторону двигаться?.. Ты, Коля, у тебя такая нешуточная ситуация жизненная, взрослая. Ну, если ты человек, ты сумеешь разобраться, где правда, где ложь. А если ты не человек, я тебе и здесь помочь не смогу, а может быть, и наоборот — хуже будет, если ты у меня здесь под боком будешь сидеть и какими-то там делишками заниматься у меня под боком, своими. Будет еще хуже. Уж лучше ты там делай, чего ты хочешь. Но у тебя есть свободная возможность всё-таки идти к Богу. Потому что я тебе, вот сколько ты живешь, столько я тебе всяких слов очень много сказал… ОЧЕНЬ много. Я, наверное, даже больше тебе слов сказал, чем Насте. Насте я тоже очень много слов говорил. Но есть такая вещь, как свобода: я не могу ЗАСТАВИТЬ. Сколько бы я ни говорил — заставить я не могу. И ты сам прекрасно знаешь, что тебя не заставишь. Ты свободный человек — ты сам выберешь, в итоге. А я тебе говорю так — а ты будь лучше меня. И это будет нормально, если тебе удастся это. Будь святей меня, будь чище меня, будь правильней, будь сильнее. Будь ближе к Богу. Как мне Батюшка говорил: «Я буду только рад». Да… Я буду только рад. Но предупреждаю, что если ты захочешь в этом деле преуспеть, это связано со страданием. Чем ближе к Богу, тем больше страдание. Может быть, и Настя в какой-то момент захотела пойти по этому пути решительно, и впала в эти страдания… И, вот маме приснился сон недавно, что она захлебнулась. Ну, так, в переводе, так сказать, на язык яви — утонула, в отчаянии и злобе. Потому что это очень большое терпение нужно, если выбираешь этот путь… И может быть, и со мной нечто похожее произошло, потому что я же что хотел?

Апокатастасис — это не фантастика. Но дело Бога

Я хотел примирить Церковь официальную, Батюшку, моих родителей, вот, и Наталью эту, и Никона, и «Фому» — я всё хотел примирить, чтобы ВСЕМ было хорошо! Я как-то ко всем хор… И вас, естественно. Естественно, вы в первую очередь! Супругу, детей… Чтоб вот, всем было хорошо! Чтоб Господь вот всех спас, оптом — взял, и всех ввел в Царство Небесное!.. Может, так и будет?.. Может быть, я вовсе никакого поражения не претерпел?.. Может быть, я просто принял то страдание, которое надо на этом пути принять, и вы вместе со мною — и так и будет, как я хотел — может быть, Господь всех спасет всё-таки?.. Возьмет, и всех спасет — и Настю тоже, и Кирилла этого, и ваших будущих супругов, и детей ваших… (Алеся: «Мы на это и надеемся»…) Вот ради этой моей веры — я Ему вот об этом только и молюсь. «Спаси, Господи, всех! Россию, Путина… Всех моих любимых актеров… И Цоя с Башлачевым… И Достоевского, который, наверняка, уже спасен… И Гончарова, и вот всех-всех-всех! И даже всех, кого я в этой жизни встречал, и даже тех, кто меня обижал… Чтоб, вот — не было ни одного погибшего… Чтоб все спаслись.» Даже пусть сам этот рогатый, пусть будет спасен. (Алеся: «Так, папуль, давай, пожалуйста, читай…») Который портит нам жизнь. (Алеся: «Папочка!.. Папочка!..») Я уверен, что ЭТО ХОЧЕТ БОГ! Именно за этим длится жизнь! Он хочет всех привести вот в эту ПЛЕРОМУ свою, вот это вот НЕМЫСЛИМОЕ, НЕМЫСЛИМОЕ блаженство, которое мы даже представить себе не можем, какое ликование будет в итоге!.. Ради этого стоит жить. Ради этого стоит терпеть. А вы скажете: «Это немыслимо, невероятно», — а я скажу: «А что после смерти будет? Вы знаете?.. Ведь всё что угодно может быть! А я вот утверждаю, что будет это!» Может, не сразу. Но в итоге обязательно будет вот то, о чём я вам говорю. Ради этого Бог всё создал. Именно ради этого. (Алеся: «Папочка, апостасия?..») А матерьял для этого — вот эта наша жизнь, мы видим только НАЧАЛО. Мы только знакомимся со списком действующих лиц. Того кино, того ГРАНДИОЗНОГО ШЕДЕВРА, который Бог создал, который называется Бытие. Мы только знакомимся со списком действующих лиц. На этой земле. (Алеся: «Хорошо. Папочка, аллилуйя! Ну ты просто в ударе сегодня.») Ты мой хороший!.. Это Коля! (Алеся: «Уже всё. Пришел к апостасии») Это Коля! Да! Вот он своим видом, понимаешь, он меня вдохновляет! (Алеся: «Ты знаешь, что такое апостасия, Коля?») Мамочка, ты сейчас напутаешь и спутаешь всё на свете! Апостасия — это всеобщее отступление. (Алеся: «Ой! Да. Забыла». ) А есть а-по-ка-та-ста-сия. (Алеся: «Пардон. Апокатастасия.») АПОКАТАСТАСИС. Всеобщее восстановление. (Алеся: «Апокатастасис». ) Это такая… мнение частное некоторых святых отцов. В частности, Григорий Нисский был… Который в это верил, что так будет. (Алеся: «Григорий Палама?») Нет, не Палама. (Алеся: «Завтра его день») Григорий Нисский. Ну, вот это Церковью не принято, но вот если послушать, что говорит Алексей Ильич Осипов — человек, мне кажется, вот из современных наиболее заслуживающий внимания. Послушайте, что говорит Алексей Ильич Осипов. Очень, очень умный человек! И очень светлый. Он говорит, что скорее всего, так и будет. Просто не надо спешить. (Вздыхаю.)

Иже иногда не людие, ныне же людие божии: иже не помиловани, ныне же помиловани бысте

Мы теперь, Коля, читаем еще одну книгу. Не помню, при тебе мы начали, или нет. «Апостол». Первая книга, напечатанная у нас на Руси. Первопечатником Федоровым. Это «Деяния Святых Апостолов», «Послания Святых Апостолов» и «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Мы уже «Деяния» прочитали, прочитали послание Апостола Иакова… Читаем 1-е послание Апостола Петра. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! (Читаю «Апостола». «Се полагаю въ сионе камень краеуголен, избран, честен: и веруяй вонь не постыдится». ) Видите, у нас фамилия с камнем связана… Вот, Господь сравнивается с Камнем. Господь Иисус Христос. (Дальше читаю.) Вот он что говорит. Что если мы христиане, мы и люди, и помилованы, уже помилованы. Вот эта ваша жизнь, и наша жизнь, которая у нас сейчас есть — это уже залог помилования нашего вечного. Нам просто нужно так прожить до конца. Так, как мы живем, нужно прожить до конца. И в терпении этой жизни стяжать все те плоды, которые она с собой нам принесет. Если мы просто будем жить, вот так как живем. Будут плоды! Уверяю вас, они будут! (Дальше читаю.)

Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред богом

Видите, как он говорит. Что мы должны быть готовы… «Какая вам награда, если вы пострадаете за ваши грехи? Награда может быть только тогда, когда вы страдаете безвинно. Так же говорит, как и Христос. Он ни перед кем и ни в чем не был виноват. Тихо! Тихо! Алесь, почему ты не реагируешь? (Алеся: «Ох». ) На эти движения, шаги, щелчки! (Алеся: «Лечь! Быстро! Быстро в постель! Укрыться!») Он же сбивает меня… (Алеся: «Извини, папуль. Чего-то я заслушалась, прям, тебя… Заслушалась, ей-богу! Прям, ничего больше не замечаю!.. Представляешь, папуль, вот ты у меня…») Вот если мы идем по Божиему пути, нам тоже придется принять безвинное страдание. Безвинное. И я вот вам об этом говорю. Сонины тяжелые ощущения — очевидно, они переданы по наследству. А я сам — что, я виноват был в том, что они ко мне пришли?.. Они ко мне пришли вместе со временем, вместе с погружением вот в эти вот э-э-э… круги — моих ровесников, общения с ними… Опять же, и папино тоже пришло, дядьев, их начинка… Какие-то грехи были у старших… И вот я это несу. Ну, в 21 год уже началась правильная жизнь у меня… Конечно, тоже, бывали грехи, но я старался не уклоняться от трудов, и молился, каялся… Ну, всё равно, страдания догоняют… И они мне кажутся безвинными. Особенно вот за последние годы всё, что мне пришлось пережить… Уж я точно ничего не делал никому плохого. Однако же, пришлось пострадать. И вам тоже придется. Но в этом страдании есть смысл. Страдание не безсмысленно. Вон, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) как говорил? «Я полюбил страдание. За его очищающую силу». И в это упирается, по сути дела, проблема этой жизни. Что надо научиться по-доброму страдать. Без отчаяния. И — благословлять Бога в этом страдании. Именно потому, что оно делает лучше. Если правильно страдать, то ты становишься лучше. Но, слава Богу, у нас со здоровьем всё нормально. Все члены тела действуют — язык, голова… А есть такие люди, которых Господь и телесно скрючивает… И среди них бывают очень светлые души. Прям — очень светлые! Как ангелы. Бывают очень сильные, которым самые простые вещи даются с гигантским трудом — они очень сильные внутренне… И очевидно, эти люди, которые принимают даже такую скорбь — в общем, безысходную — праведно, без злобЫ — они достигают очень высоких результатов духовных. У нас нет таких скорбей, у нас гораздо меньше скорби. Но вот те скорби, которые мы несем, которые нам кажутся незаслуженными — вот не надо никого в них обвинять. Вот когда со мной начались эти все события на работе, я очень много возмущался. А мама мне говорит: «Ты говоришь как совершенно неверующий человек. Как будто нет Бога. Всё то, что они с тобой сделали — очевидно, в этом был промысел Божий. Это Бог ведь попустил. Их руками — чтоб ты попал в такие… В такие обстоятельства… Значит, это надо претерпеть». Если я не был виноват лично, я был виноват по роду моему. Очевидно, таким образом должен был пострадать мой папа… За все свои художества в жизни… Дядя Эдик… Они в этой жизни почти совсем не пострадали. Они как были герои, так и ушли героями. А страдать приходится мне… За них. Их ребенку. Но надеюсь, вам уже будет легче. Если только будете продолжать мой путь. А никакого «моего пути», как я вам уже сказал — нет. Есть путь Божий, которому я стараюсь следовать. Я ничего не выдумываю. Я стараюсь идти по этому пути — единственному пути спасения. Будете стараться по нему следовать — вам будет легче, чем мне. А вашим детям — еще легче. И может быть, там у нас где-нибудь родится и святой. Который всех вымолит нас из того ада, которого мы заслуживаем… А мы, конечно, все заслуживаем ада. Ну, кроме мамы нашей. Мы все — адские. И если вы не поймете, ничего из вашей жизни тоже не выйдет! Потому что у вас не будет настоящего покаяния… У вас жизнь что вызывает? Злобу, гордыню — такая у вас реакция первая? На то, что с вами происходит. А должно быть покаяние и сокрушение, любовь и доброта, великодушие… Вот. (Алеся: «Они стараются». ) Вот это — райские чувства. А гордость и злоба — это адское. Ну ладно. (Вздыхаю.)»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я