Вечерние беседы-2021 (март – май)

Эдуард Генрихович Вайнштейн

Книга представляет собой запись вечерних бесед с семьей при чтении Евангелия. Удалось сказать много важного, чего даже и не напишешь просто так. Оказывается, некоторые вещи могут быть только произнесены, и ты забываешь их после произнесения, потому что сказаны они не тобой, а через тебя, и ради тех, кто тебя слушает. Дети нуждаются в самом простом и сердечном объяснении духовных и вообще жизненных истин. Если Бог даст сил, планируется издание целой серии книг вечерних бесед.

Оглавление

Вечерняя беседа 30. 03. 2021

Вечерняя беседа 30.03.2021 «Ну что, ребята, опять у мамы кризис. Да. Опять нас посетило испытание. (Сезонная аллергия на глазах.) Да. Нам будет труднее, из-за того, что тяжелее маме. Маме потребуется плечо трех наших молодых женщин. М? Особенно, конечно, Сонь, мы от тебя ждем. Особенно. Видишь, какая ты — цветущая, большая, взрослая, всё умеешь делать… М? Ну, «эгоизмус», конечно, — наш страшный враг. (Смеюсь.) И очень безжалостный, по отношению к тебе самой, «эгоизмус». М? Ты должна быть первая помощница, Сонь. Не Маруся, не Наташа, а ты. И ты прекрасно это знаешь, что ты должна подавать пример всем остальным, в своей помощи. М? А ты одно сделаешь, другое недоделаешь. (Алеся: «Соня?» — «Ну да». — «Не, она помогает, еще как!») А лишний раз не попросишь — и ничего не будет… Ну? (Алеся: «В магазин за кормом для кота сходила.») Молодец! Но надо было две пачки купить. (Алеся: «Но я сказала одну». ) Ну. Ну ладно. Хорошо. Но надо две, вообще-то говоря. Гм…

Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам

(Читаю Евангелие от Марка.) Видите, чего Он говорит? Такие невероятные вещи здесь сказаны! Когда молитесь, верьте в то, что получите — и будет. О какая должна быть вера! Верьте, что получите — и будет. Но не сейчас, и может быть, не завтра… Просто будет, и всё. Помолился — и жди. Если от сердца помолился, искренне — верь, что будет, что Бог услышал. Вот чему учит нас наша вера. И я думаю, что всё хорошее, что в нашей жизни случилось с мамой, оно объясняется именно этим — что мы в своё время молились, и Бог услышал… (Дальше читаю.)

И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого…

Когда мы молимся, как раз, эти чувства, которые испытывает человек при искренней молитве, эта благодать, которая посылается Богом в ответ на молитву, она должна быть в первую очередь использована для прощения других людей. Потому что если мы связаны, как веревками, обидами, озлобленностью, злопамятством, на кого бы то ни было — это очень серьёзное препятствие на пути к Богу. (Дальше читаю.)

Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам

Вот в Евангелии, в Священном Писании очень часто этот мотив поднимается — взаимности Бога и человека. Как ты к Богу, так и Он к тебе. И более того. Если у тебя увеличивается стремление к Богу и любовь к Нему, значит, это означает, что увеличивается Его стремление к тебе и Его любовь к тебе. И если у тебя молитва начинает идти, значит, это Он молится в тебе. Представляете, до какой степени у нас ничего своего нет?.. Наша внутренняя жизнь — это безконечный процесс общения с Богом. И не с Богом… То есть с лукавым. Нас, как таковых, ну почти нет совсем. Просто как пустые скорлупки. Да, у нас есть свобода. У нас есть свобода… И это очень важно — наш свободный выбор. За который мы, собственно, и будем давать ответ. В соответствии с нашим свободным выбором мы и напитываемся содержимым. Что выбираем, то и получаем. Я хочу, чтоб вы поняли. Вот эту взаимность отношений с Богом. Это очень важный принцип. Поэтому, вот, многое в моей, например, жизни объясняется именно этими соображениями: я хочу успеть заявить свой выбор в сторону Бога. Скажете: «Ну а что тут такого? Ну, один раз сказал…» — Нет… Один раз сказал: «Я так», — а через десять минут согрешу как-нибудь… И еще… Грех — он сам собой делается. А когда мы просыпаемся, такое ощущение, что ты прям так нагрешил!.. Что неизвестно, как дальше жить… И может быть, так и было, пока я спал. Грех делается сам собой. Мы живем в плену у греха. А чтобы сделать добро, нужно напрячься. И чтобы выйти из этого плена греха, нужен подвиг длиною в жизнь. И блажен человек, который понял всю степень погруженности своей в грех. Блажен человек! Это начало душевного здоровья! Когда ты начинаешь видеть свои грехи как песок морской. Безсчетное количество. Это милость Божия, когда эта правда открывается человеку. Когда он это начинает видеть, он начинает каяться. А по мере того, как он начинает каяться, он начинает реально спасаться. Потому что покаяние — оно несет с собой смирение. Уже нос не будешь задирать. А смирение — оно несет с собой терпение, потому что ты будешь считать себя достойным тех ежедневных скорбей — не цацой какой-нибудь, королевишной, а вот существом, достойным мытья туалета, готовки завтрака, уборки мусора… Вот так вот ты себя будешь воспринимать. И не будешь ожесточаться из-за этих ежедневных забот, а наоборот, будешь делать это с любовью, потому что это всё — возможность проявить свою любовь, к людям, которых, может быть, ты и недостойна… М? Ни разу в голову не приходило, что, может быть, ты достойна совсем другого общества? Может, тебя надо в зоопарк в клетку посадить? М? А ты среди людей живешь… А может, тебя в ад надо посадить, с бесами… А ты пока на земле под солнышком греешься… Ни разу вот в таком разрезе не приходила мысль?.. А мне вот, представьте, приходила. Как надо ценить всё то, что у нас есть. И нос не воротить. И если хочешь, чтобы лучше было, нужно уметь поблагодарить за то, что есть, и оценить то, что есть.

Широк путь, ведущий в погибель, и многие идут им, узок путь, ведущий в живот вечный, и немногие находят его

Я понимаю: может быть, не так легко слышать каждый день такие речи. И вон Коля даже убежал. Не вынеся этого. А может быть, вы счастливы, что слушаете это каждый день? (Алеся: «Счастливы». ) А? Может быть, не стоит так этим тяготиться? (Алеся: «Папочка, с чего ты взял, что мы тяготимся?») Ну, Коля, вон, сбежал. И Настя сбежала. (Алеся: «Нет, папочка, что ты. Это они…) Ну да. (Алеся: «Из смирения». ) Ну да. (Алеся: «Сочли себя недостойными». ) Ну да. Да. Вот. А я вам скажу, что это великая милость Божия, что вы всё это слышите изо дня в день. Не каждый человек слышит такие слова, тем более ежедневно, и не каждый человек в детстве своем всё это слышал. Если вы в свое время будете приблизительно то же самое говорить своим детям, вы будете молодцы. Если будете жить по тем словам, которые я вам говорю, еще большие молодцы будете… И вы потом увидите, что никакой другой альтернативы вере нет. Чтобы вырастить своих детей людьми, а не монстрами. Чтобы семья была добрая, чтоб в ней жила любовь. Ну, нет никаких других оснований. Никак по-другому не получится это сделать. И чтобы у самого в душе было тепло, светло и легко. Никак по-другому, кроме как с помощью Церкви, с помощью вот всех этих — акафистов, молитв, служб церковных… Ну невозможно больше никак! Только там есть ключ. Ключик. Но ребята… (Алеся: «Папочка, мы сейчас акафист… С Соней сейчас акафист прочли…) Да, молодцы. Молодцы. Молодцы. (Алеся: «Причем, Соня прочла, у меня глаза…) Как Господь говорит — что широк путь, ведущий в погибель, и многие идут им, узок путь, ведущий в живот вечный, и немногие им идут. (Алеся: «Папочка, скажи что-нибудь радостное. Поелику очень тяжко». ) А радостное вот что. (Алеся: «Ну». ) Что широкий путь, он приводит в темницу. К крайним ограничениям. А узкий путь приводит к свободе. (Алеся вздыхает.) На широту. В тот светлый мир, Дверью в который является Господь Иисус Христос.

Я дверь… Кто Мною войдет, тот пажить обрящет…

Как Он говорит: «Я дверь овцам. Кто через Меня войдет, тот пажить обрящет». Там, во Христе, мы встретим всех Ангелов, всех Святых, все светлые всевозможные миры!.. Вот в этих вот таких, кажущихся нам сейчас такими тяжёлыми, ограничениях, заповедях, законах, — всё эти тяжёлые трудные истины! Но они на самом деле ограждают нас от небытия! Вот этого внешнего мира. Вот этого зла, которое никому не нужно! Это всё вот такие стены, ограждающие нас от недолжного. От того, чего вообще быть не должно. То есть это не несвобода, а наоборот блаженная свобода. Зачем нам эта свобода мрака? Ну зачем? Чтобы наркотики употреблять? Зачем? Чтобы самого себя разрушать? Чтобы убивать? Зачем нам эта свобода? Нужно подчиниться этим словам Господним, чтобы встретить истинную свободу — свободу от зла, свободу от мрака, свободу от смерти, свободу от диавола. Я хочу, чтобы вы меня поняли. И вот этот узкий вход туда, в Спасение — это Господь Иисус Христос. Чем больше вы к Нему будете приближаться, тем больше вы будете видеть, что это вовсе не узкий вход, что это Вход в ОГРОМНЫЙ МИР. Что Христос — это большая Реальность. Огромная Реальность, превосходящая своими размерами весь остальной мир. Просто туда надо войти! Туда надо вскочить, приблизиться к Нему! И тогда вам это откроется. Это и будет Спасение! Вам откроется, что можно жить во Христе. Что Он действительно Бог! Что там внутри Него миры-миры-миры миров миры миров! Миры, миры, миры! Светлые, добрые, блаженные. Вот что такое Христос. А людям этого мира Он кажется одним из людей, жившим когда-то давно. Многие Его унижают, многие даже не хотят о Нем думать… А Это — единственная Возможность в нашей жизни, через которую можно спастись. Не через Будду, не через Ницше, не через, не знаю, там — Магомеда… Вот это единственная возможность, через которую можно спастись. Если ты начнешь рассматривать пристально Христа, тебе постепенно это начнет открываться. Тебе начнет открываться Его Присутствие в жизни, в других людях — прежде всего, в священниках. Тебе много чего, чудного и дивного, начнет открываться. И даже вот читая, вот эти книжечки хорошие — Федора Михайловича, Ивана Александровича — я уверен, что мы общаемся со Христом. Это, ну, не целиком, конечно, но во многом во Христе написанные вещи.

Милость Божию мы можем встретить только во Христе

Христос — это большая Реальность. БОЛЬШАЯ. И вся эта жизнь нам дана для того, чтобы наладить с Ним контакт. Чтобы в Нём спастись. И как говорят Святые — что мы милость Божию можем встретить только во Христе. Он только тогда перестанет быть правосудным и повернется к нам милостивой стороной, если мы к Нему будем приближаться ВО ХРИСТЕ. Если мы со своей мордой к Нему будем приближаться, нас ничего хорошего не ждет. Надо входить во Христа, и уже через Него, через Христа, приближаться к Богу. Вот такие вот истины. Попробуйте их понять. Попробуйте. От этого зависит успех вашей жизни, спасение вашей души. Насколько вы поймете то, о чем я вам говорю. И ты, Соня, блаженна, что ты сидишь и на 21-м году жизни всё это слушаешь. Тебе очень повезло. Правда! Ей-Богу! И ты — не волнуйся. Все эти проблемы — они останутся позади, уверяю тебя, ты их перерастешь. Наберись терпения. Ну, уже ведь не так тяжело? Как было полгода назад? М? М? Да? (Алеся: «Полгода уже прошло?») Ну сколько там? (Алеся: «Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Ах! Соня, полгода назад!») Ну, уже не так тяжело? А дальше будет еще легче! Если будешь вот с нами вот так вот идти. А годам к сорока ты сама — сама! — начнешь учить других так жить, как мы живем. Сама, с полным сознанием, тебе всё откроется сполна! Сама будешь говорить: «Ребята, нет другого пути! Ну нету!» (Дальше читаю Апостола Петра.)…

Бог гордым противится, смиренным же дает благодать

«Зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». Это очень важные слова. Которые нужно повторять снова и снова. Этими словами объясняется практически вся наша жизнь. Что «Бог гордым противится, смиренным дает благодать».… Если смиримся, Он нас вознесет.… А вот, Соня, если ты себя победишь и преодолеешь, это отразится на лице твоем. В красоте и силе. Красота и сила. Будут тебе наградой. За то, что ты себя победишь. (Снова читаю.)

Все заботы ваши возложи́те на Него, ибо Он печется о вас

(«Все заботы ваши возложи́те на Него, ибо Он печется о вас.») Он о нас заботится. (Алеся вздыхает.) Но как заботится? Как Он заботится? Вот это вот течение жизни, которым мы ПРЕНЕБРЕГАЕМ. Вот это и есть Его забота. Что мы спим, просыпаемся, едим, солнышко, мирная добрая атмосфера в доме, и на душе — так, более-менее, хорошо… И есть, там, книжечка почитать и музыка послушать, и люди добрые, и денежка есть — вот это всё Его забота. И здоровье не подводит, слава Богу, так более-менее, но… А нет-нет — надо поболеть, что ж поделаешь… Вот это всё доброе течение жизни — это Его забота. И надо благодарить за это всё! Нужно уметь жить простой тихой жизнью!.. Довольствоваться ею. С верою в то, что она приведет тебя в еще лучшие места. (Снова читаю.)

Противостойте ему твердою верою

Видите как… Во, верою мы ему противимся. А? Нас обступает мрак со всех сторон, уныние-отчаяние, а ты говоришь: «А я не верю». И будешь прав. Я не верю, не верю вам! НЕ ВЕРЮ. Я только Богу верю. Ему — Его Свету, Его Любви, Его обетованиям блаженства — вот этому я верю. А всему мрачному, страшному, горькому, унылому, отчаянному — Я НЕ ВЕРЮ, это не от Бога… И всему тому, что лишает меня мира — вызывает страх, суету, неудовольствие — я тоже не верю. Да. (Дальше читаю.) Мы дочитали первое послание Апостола Петра. Ну потом, конечно, по-русски надо почитать будет. Вам. Но для начала по-славянски хорошо. Потом почитаете по-русски. Всё поймете, ничего там такого нет, непонятного. (Дальше читаю «Обломова». )

Смирение — оно ограждает от страдания

Вот что они самое главное делали. В чем проявлялась Богоугодность их жизни. Что они, конечно, вели животный образ жизни (в Обломовке), но они благодарили за это Бога! (Смеюсь.) И ничего другого не хотели! И в этом была угодность Богу их жития. Представляете? Бога поблагодари — и живи! (Смеюсь.) А? СМИРЕНИЕ — оно ограждает от СТРАДАНИЯ. Настя не смирилась — и пошли страдания. Коля не смирился — тоже пошел страдать. Соня смирилась — страдания кончаются. А как тяжело смириться!.. Как оно прет, это гордое нутро!.. «Ты меня не тронь! Руки от меня прочь!» А? Зверь там рычит… ТЯЖЕЛО смириться, ох тяжело… Там внутри сам сатана говорит… Гордость. Это вот голос диавола… Гордыня в нас. (Дальше читаю «Обломова». )

Тихое и безмолвное житие поживем…

Ну что они, просто так что ли прошли?.. (Сказки про молочные реки и кисельные берега с Милитриссой Кирбитьевной — сквозь все эпохи и времена…) Наверное, все-таки есть в этом какая-то правда?.. (Смеюсь.) Для особенных людей! (Дальше читаю.) Слышишь, мамочка, какие несчастные деточки бывают?.. А у нас Женечка и Серафимчик живут с родными!.. И никуда-то им ходить не надо!.. А, мамочка? И никто-то их не обижает — кроме папы, конечно. Обижает иногда… Но заслуженно! А Женя, кстати, вон уже и побежал куда-то… (То есть уснул. Смеюсь.) Сейчас 22 марта, а тогда 9 марта было по старому стилю. День Сорока Севастийских Мучеников. Тогда пекли жаворонков. Здесь вот всё описан православный быт, в очень простой своей форме. Вот. И так как люди жили очень смиренно, Господь их благословлял. Таким вот счастьем. В общем, эта жизнь не так уж сильно отличалась от райской жизни. И чувства, которые они испытывали, я уверен, были очень светлыми. Вот эти вот люди. (Снова читаю.) Ну как вам обломовское житье? А? (Алеся: «Только позавидовать». ) Не хотите поучиться чуть-чуть, а? А? Вот если жить, так сказать, в мире с Богом, приблизительно вот такая будет жизнь. Это и называется — «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Это большее, что может быть на этой земле. Ну если еще прибавить сюда удовольствия от культуры, от искусства… А? (Алеся: «От чтения Ивана Александровича.) Да. Да. То, в общем, получится преддверие райской жизни. И всё это на основе смирения. Ну и, конечно, надо трудиться. Кто-то же всё-таки должен трудиться».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я