Вечерние беседы-2021 (март – май)

Эдуард Генрихович Вайнштейн

Книга представляет собой запись вечерних бесед с семьей при чтении Евангелия. Удалось сказать много важного, чего даже и не напишешь просто так. Оказывается, некоторые вещи могут быть только произнесены, и ты забываешь их после произнесения, потому что сказаны они не тобой, а через тебя, и ради тех, кто тебя слушает. Дети нуждаются в самом простом и сердечном объяснении духовных и вообще жизненных истин. Если Бог даст сил, планируется издание целой серии книг вечерних бесед.

Оглавление

Вечерняя беседа 23. 03. 2021

Что вы так боязливы? Где ваша вера?

Вечерняя беседа 23.03. «Вот смотрите, что сегодня сейчас слышали. Что была буря, ученики испугались. А Он спал. Потом Он проснулся, бурю умиротворил, но спросил у них: «Что вы так боязливы? Где ваша вера?» Где вера ваша? Вот это такая модель, которая действует в нашей жизни. Это… Всё, что написано в Евангелии, касается каждого из нас, обращено в самую интимную нашу глубину, восприятия этой жизни. Много бывает всяких потрясений у нас в жизни. И болезней, и скорбей, и испытаний, и трудов… Когда нас трясет. И часто человек в таких состояниях ведет себя недостойно, не только со страхом, но и со злобой. (Алеся: «Ну-ка сел рядом с Соней! Быстро! И сиди неподвижно! Я сказала: чего вы здесь носитесь?! Я сказала сесть тихо!») И с отчаянием. Главное, теряется доброта. Но потом неизбежно это проходит. Всё успокаивается. Господь умиротворяет. Там Он видимо умиротворил, а в жизни это бывает невидимо. Господь умиротворяет… Человеку снова становится комфортно, и уютно, и тепло, и сытно… Но возникает вопрос, совесть спрашивает: «Что ж ты так себя вел?»… Вот оказывается, очень важно, как ведет себя человек — не тогда, когда ему хорошо, когда он со всех сторон утешен, всё ему по шерсти, и все его любят, и всё легко — и здоровье хорошее, и настроение хорошее… Нет! Важно, как ведет себя человек, когда ему плохо. И трудно. И страшно. И больно. Вот эти моменты — они как раз имеют большую цену… Обязательно потом всё пройдет. Даже если кончится смертью — всё равно настанет тишина. Смерть — это не конец. После смерти всё только начнется. Каждому из нас предстоит это проверить, на собственном опыте. Верьте, что так есть, и так будет. Верьте. Нам эту жизнь, эту жизнь нужно прожить достойно. Бога, который нас сотворил и в жизнь призвал. Причем все ваши труды, я неоднократно уже это говорил, все заслуги — они этой жизнью не учитываются. Жизнь не становится легче, даже если ты надорвался, даже если ты здоровье потерял, даже если там… Много чего может быть — жизнь, она как была, так и остается. Значит, надо смиряться. В этом смысл того, что я вам всё время говорю. Что здесь сеятва, а жатва там, в мире ином жатва. Наше существование — это очень масштабный проект. Как вот, современное слово есть такое — «проект», да? Слышала, Сонь, а? А Сонь? Россию кто-то называет проектом… Кто-то даже христианство зовет «проектом»… Вот наше существование — это непредставимо масштабный проект. Божий. Очень масштабный. Нам даже трудно себе вообразить. Насколько он масштабен. В этих масштабах открываются смыслы. Которые здесь, на земле, для нас сокрыты. Но они ощущаются интуитивно. В чутье и совести. Спокойствие совести — оно показывает соответствие наше этим глобальным смыслам.

Дух противный помогает противостоять Богу и родителям

Ну, тебе еще чего-нибудь сказать? (Реакция на поведение детей.) Пушкин сказал, на улице которого живет твоя тезка, Сонь, которой я только что оформил подписку, из Урюпинска (Алеся хихикнула), София Романовна… Синельщикова, или как она там?.. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете». Так сказал Пушкин. (Алеся: «Да… Это не Пушкин сказал…» Я: «Да? А я был уверен, что это Пушкин… Ну, видишь, как хорошо…» Алеся: «Горе от ума» — да, Эдь?») И мне уже есть, чему у тебя поучиться, Соня! М! Если с любовью — почему бы не поучиться?.. А? Если с унижением… Ты знаешь, что мне Коля вчера сказал? «Я всегда готов к диалогу». (Очень похоже его изображаю. Сильно смеюсь. И все смеются. Алеся: «Какой диалог?!») Представляешь, какой дурень? Представляешь, какой дурень? Какой дурень! Говорит… «Диалог» — это вот с улицы человека возьми, тогда с ним будет диалог. Ну скажи ты ему пару слов, ну что он такой дурень?! А? Он не просто дурень, он дурень прельщённый. Понимаешь? Так не могут говорить люди просто так! Он прельщен собой, его кто-то обманул, вот в отношении себя самого, у него ложное представление о себе, понимаешь? Он думает, что он умный! И такую глупость! Такую глупость, ахинею несет! А? Ну скажи ты ему, ну скажи, ну скажи! Спусти его с небес на землю, Колю этого!.. Гм… (Делаю громкий звук.) «Всегда готов к диалогу»… Но когда я ему сказал, что он неправильно сказал: «Хорошо. (Изображаю его интонацию. Очень смешно. Громкий смех.) К монологу.» (Все смеются.) Вот засранец, а! Засранец! (Алеся: «Ну а что ему еще было сказать, Эдя?!») Ему же кто-то подсказывает эти словечки, они из него не просто так выскакивают! Кто-то. Какой-то душок пристал к нему, его по жизни ведет. Вот что я могу сказать, о нем.

Надо смиряться, и это точка ясности

Если ты веруешь Богу и доверяешь Ему, у тебя на душе всё время мир. И ты понимаешь, как жить и реагировать на всё. А если в какой-то момент не понимаешь, достаточно сказать, достаточно сказать: «Надо смиряться». Всё предельно становится ясно. «Надо смиряться!» — Всё! Конец всем сомнениям, всем метаниям! Конец вопросам — «надо смиряться»! И всё! Слышишь, Соня? И пришел покой! Надо смиряться. Зачем? Почему? Потом увидишь… Потому что потом будет хорошо. Так хорошо, что ты даже представить себе не можешь, как будет хорошо. А пока смирись. Мы здесь на испытании находимся. Но норма, я вот в это свято верю, — это блаженство. Это Норма. Норма. В чем состоит преступление наркоманов? Что они спешат. И проникают в эту Норму неправедными путями, кривыми, с черного хода. То, что они испытывают — это реальность. Но нельзя ее ускорять и нельзя ее форсировать. Иначе потом будут трудности проникнуть Туда навсегда. Она должна наступать совсем и навсегда. Не надо туда заглядывать. Как вот сегодня отец Андрей Ткачев сказал, как правильно заходят в Рай. С крестом. «Туда, — говорит, — нельзя забежать. В наушниках и с плейером в кармане, в шортах и в майке». Туда приходят с крестом, на плечах. Стучат в ворота и говорят: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»… Или: «Боже, буди милостив ми грешному» — покаянную молитву. И в ответ на это — пароль такой, христианской души — покаянная молитва — двери Рая ему открываются. Вот так вот входят в Рай. И еще он сказал, что очень важно, во-первых, что безсмысленна твоя текущая жизнь — работа, учеба, семья… Что очень важно твое отношение к окружающим людям. С которыми тебя сталкивает жизнь. Доброе ли оно. Можешь ли ты утешить, хоть капельку, окружающих тебя людей? Принести им радость. М? Тепло. Хоть немножечко, хоть капельку — окатить, огреть теплом… Вот твоя человеческая ценность чем измеряется. Вот что важно для спасения души. А второе что он сказал — что нельзя метить сразу высоко. Нужно настраиваться так: «Мне бы только у заборчика, в Царствии Небесном — но по ту сторону»… У самого заборчика — но по ту сторону! И если так настраиваться, тебя дальше пустят. А тот, кто говорит: «А мне прям сразу к Богородице, прям, поблизости», — скажут: «Да ты что! Да ты посмотри на себя! Да куда ты лезешь!» — пинком его… И — пошел… А если он наоборот говорит, что «я недостоин, это невозможно, мне туда нельзя!» — как он выразился, — ему скажут: «Во! Во! Вот теперь иди. Теперь — можно». Вот такие правила там, в духовном мире. Вот так вот там всё.

чем глубже смирение, тем больше блаженства мы сможем вместить

И то смирение, которое от нас требуется, — это смирение ПЕРЕД ЛЮБОВЬЮ. Это смирение не перед диктаторством, не перед тиранией, не перед мучителем, это смирение перед Любовью. Любовью, которая хочет нас облагодетельствовать. Но там есть такие законы, что человек не может вместить эту любовь. Федор Михайлович, кстати, это прекрасно описывал. Что человеку делают добро, а он отвечает злобой. Там, гордостью, еще что-то в нём корежится… Что человека помещают в хорошие условия, а ему там плохо, потому что его раздирают страсти, ему нужно что-то еще. То есть проблема в том, чтобы мы эту любовь вместили. Чтобы мы приготовили свой внутренний СОСУД, чтобы эту любовь Божию ВМЕСТИТЬ. И оказывается, этот внутренний сосуд, для вмещения любви, — это смирение. И чем глубже смирение, тем больше блаженства мы сможем вместить. Там — в истинном мире. И святые это знали, и понимали, и они копали всю жизнь — раскапывали в себе это смирение. Все глубже, глубже его делали и глубже!.. В чем был секрет Батюшки? Что он знал это и всегда смирялся. И чем глубже он смирялся, тем больше от него исходила МОЩ-Щ-ЩЬ… Примите этот секрет и употребляйте в жизни своей! Смирение — это непадательное основание, абсолютно непадательное! Что бы в жизни ни происходило, смиренный будет неподвижен, благополучен и светел. И чем больше он преуспеет в смирении, на этой земле, тем более он будет блажен. Там. В истинном бытии. Вот это поприще наших трудов! Ежедневно себя смирять!

Терпение — единственный аргумент

Где есть смирение, там есть и терпение, там есть долготерпение! Там есть целая бездна терпения! Человек может терпеть десятилетиями! Верующий человек может терпеть десятками лет! А это и есть аргумент… Это, на самом деле — единственный аргумент, которым ты можешь кого-то убедить в чем-то. Твоя неподвижность. Что вот все падают, кто-то и помирает даже… Все трижды меняются! Умирают, перерождаются, мимикрируют… А верующий человек — он как был, так и остается. Что он говорил пятьдесят лет назад — то же он говорит и сейчас. Только с большей силой. Вот это очень большой аргумент.

Любовь — крыша здания добродетелей

И, вместе с терпением и смирением, очень близко соседствует любовь. Она так вот как раз и возделывается. Когда человек убеждается в благости Божией, в Его помощи, в безопасности Божией — безопасности!.. Ведь это всё большой очень аргумент для самого человека — смирение, терпение, длящиеся десятилетиями! И он начинает любить — любить! Эта сила, которую ему Бог дает внутри, она выражается в любви. К окружающим людям. И любовь, как говорится, — вершина добродетелей. Крыша здания добродетелей, крыша! С неё нельзя начинать! Это, можно сказать.. Ну, вот… Предел. Самый край. Наших стремлений. Это уже печать совершенства. Любовь. Вот так. Так обстоят дела. Призываю вас последовать моим призывам. Призываю. (Дальше читаю апостола Иакова.)

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

Видите, как важно — уметь обуздывать язык? Уметь молчать — вот как Соня с Колей делают — это очень хорошая, о-о-очень хорошая привычка! Только молчание должно быть добрым. А не злым. Это тоже всегда чувствуется. Если не говоришь злого слова, ты хороший человек, и можешь управить и все остальное в своей жизни, в правильное русло. Если ты управляешь своё вот это вот словесное естество. Не употребляешь его во зло. Поэтому надо уметь, это очень важно, подолгу молчать. Очень важно! Тот человек, который умеет долго молчать — у него появляется сила в словах. Сила! Скажет пару слов — и все прислушаются. Опять же — как Коля. Г-г-гм. Но это всё палка о двух концах, всегда! Всегда! Всегда всё палка о двух концах. А что определяет, чтобы это всё в добрую было сторону? А вот единственная вещь несомненная: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Если это есть — всё будет доброе. Если этого нет — всё будет во зло. И молчание, и терпение, и молитва… Всё будет не то. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — это признак человека спасающегося».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я