Китеж-град. Осада Ершовки

Святослав Атаманов, 2021

1237 год. Во время монгольского нашествия на Русь, ушёл под воду Китеж-град. Но что было потом? А потом был край, где никогда не бывает зимы. Край, где бродят диковинные животные и растут тропические плоды. Край, в котором люди из Древней Руси – создали новую цивилизацию и построили великие города. О том, как в этом краю жили наши далёкие предки, спасшиеся когда-то от смерти в Китеж-граде – и рассказывает эта книга.

Оглавление

XXII. Мегалополис

Люди, перебравшиеся на берег недавно — поначалу хотели обосноваться в самом Китеже. Те, кто жил в Китеже — вызвались даже им помочь с постройкой, и уже было закипела работа, но тут-то и произошёл конфликт.

Участие, с которым отнеслись береговые жители к тем, кто перебрался с озера — вдруг исчезло, и обратилось в насмешку. Нет, жители Китежа и правда не отказывались помогать возводить дома, но при этом считали своим долгом зло и язвительно подтрунить над новыми соседями — над ними смеялись, злобно шутили, и называли «тришниками» — по имени Тришки, который первым заметил приближение воды к Китеж-граду.

То тут, то там вспыхивали перебранки и драки — но до поры до времени их удавалось гасить. Однако ничем хорошим закончиться это не могло, да и не закончилось — вылилось это в массовую драку между теми, кто перебрался на берег давно, и теми — кто недавно. Убить, говорят, слава Богу — никого не убили в той драке, но кости друг другу пересчитали знатно.

И тогда большинство тех, кто перебрался на берег недавно — заявили, что тут, в Китеже — они больше не останутся. Некоторые, правда, всё же остались — но их было очень немного. Остальные же люди снова стали вязать брёвна в плоты, а после чего — поплыли на них по Великому Озеру вдоль берега. Часть скарба нагрузили на плоты, а часть — везли берегом на лошадях.

Куда именно они держат путь — люди представляли себе слабо. О том, чтобы последовать за Ростиславом Брячеславичем, Саввой Буслаевым или Константином — не могло быть и речи. Никто не имел ни малейшего понятия, где они сейчас находятся. Да и далеко ли с брёвнами-то уедешь? Решение оказалось очень правильным, так как к тому времени все трое бывших претендентов на власть в Китеж-граде уже находились за сотни вёрст от Великого Озера.

А люди, плывшие по озеру на плотах — далеко не уплыли. Отплыв несколько вёрст от Китежа — они решили основать там свои поселения. Так и появились на берегах Великого Озера множество маленьких деревень. Поначалу, у жителей Китежа с жителями окрестных деревень была вражда, однако со временем она стала мало-помалу сходить на нет. Оно было и понятно — многие парни и девушки из Китежа и деревень за это время переженились, и у них появились общие дети.

Шли годы, и о вражде вспоминали всё меньше. Правда, название «тришники», надолго закрепилось, как обозначение тех, кто перебрался из Китеж-града в последний момент. Сохраниться — то оно сохранилось, но как это и бывает — со временем полностью поменяло смысл, и в первую очередь поменяло смысл для тех, кого этими самыми «тришниками» называли.

Если поначалу это прозвище носило явно уничижительный характер, так как все помнили, что Тришка был никто иной — как горький пьяница, то со временем об этом забыли, и когда умер и сам Тришка, и все, кто его помнил — это имя стало обрастать легендами. Говорили, что Тришка был вовсе даже никакой не пьяница, а блаженный, и что он спас людей Китеж-града, предупредив о прибывающей воде, когда во сне ему явился архангел Гавриил.

Тришка стал почитаться почти как народный герой, те, кого называли «тришники» — теперь уже с гордостью носили это имя, и с гордостью рассказывали своим детям и внукам, какой необыкновенный человек раньше жил среди них.

Но всё это было сильно позже, через много лет, после описываемых событий. Вернёмся, однако, во время давнее. Тогда деревни по берегу Великого Озера только строились, а на востоке, западе и юге Великого Края — строились великие города.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я