1. Книги
  2. Общая психология
  3. Зейд Намикович Самуэль

Антикарма. Бессознательные порывы человека

Зейд Намикович Самуэль
Обложка книги

Мы не властны над тем, с чем мы себя отождествляем. Наша задача осознать механизмы отождествления, чтобы уметь своевременно разотождествляться. Эта книга даст вам много инсайтов, которые с вероятностью 89% изменят вашу жизнь навсегда.

Автор: Зейд Самуэль

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антикарма. Бессознательные порывы человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 7: НЕНАВИСТЬ

Откуда берется ненависть? Мы склонны ненавидеть других, как будто подсознательно знаем, что они когда-нибудь причинят нам боль. Это явление имеет глубокие корни в психологии человека. В частности, в теории психоанализа Зигмунда Фрейда, агрессия рассматривается как естественная часть человеческой природы, возникающая из-за противоречия между внутренними желаниями и внешними ограничениями. Ненависть, по сути, является выражением этого конфликта. Мы как бы создаем в себе еще одну личность, которая отвечает за наш гнев, и порой не осознаем, что это чувство может быть вызвано подавленной агрессией, которая накопилась в процессе жизни.

После изучения психики человека и его поведения в социальной среде можно выделить множество причин возникновения этой эмоции. Психология развития указывает на то, что ненависть не всегда является врожденным чувством. Многие психологи, в том числе Джон Боулби с его теорией привязанности, утверждают, что в раннем детстве закладываются базовые формы отношений с окружающим миром. Если в этот период ребенок сталкивается с насилием, предательством или пренебрежением, то эти переживания могут стать основой для формирования глубокой ненависти, которая будет переноситься в его взрослую жизнь. И как бы ни казалось странным, это чувство возникает спонтанно. Ненависть не планируется заранее, она активируется в ответ на события, которые резонируют с опытом, накопленным с детства.

Импринтинг и передача ненависти через поколения

Механизм, который объясняет это явление, известен как «импринтинг» — процесс, когда определенные переживания или модели поведения, происходящие в детском возрасте, становятся «впечатанными» в психике человека и передаются следующим поколениям. Теории генетической передачи эмоций через поколение также нашли подтверждение в работах современных психологов и психиатров. Например, в исследованиях генетики поведения, таких как работы Роберта Трипа, было показано, что даже некоторые аспекты агрессии могут быть частично унаследованы через генетические линии, что объясняет феномен «передачи ненависти» от родителей к детям.

Если отец был воспитан в системе, где люди должны были предавать, убивать и ненавидеть, то он перенял эти установки и укрепил их в молодости. Его гнев и агрессия, возможно, были результатом его детского опыта. Эта модель поведения, как показывают исследования психиатрии, является устойчивой и может передаваться по наследству через воспитание и общую атмосферу в семье. Когда отец встретил мать, воспитанную в среде, где ее отец избивал мать и ненавидел младшего брата, они породили ребенка, который впитал этот опыт. Ребенок, выросший в атмосфере насилия и ненависти, будет воспринимать это как норму, что с возрастом формирует его собственную способность ненавидеть.

Теория ненависти Вильгельма Райха

Вильгельм Райх, психолог и психоаналитик, в своей теории ненависти и агрессии предполагал, что эти эмоции являются результатом подавления сексуальной энергии и выражения эмоциональных напряжений в обществе. В своих работах Райх связывал напряженность в теле и психике с отсутствием свободного выражения эмоций, а также с социальными и культурными факторами. Он утверждал, что подавление сексуальности и эмоциональной свободы в обществе приводит к формированию агрессии и ненависти, которые человек не может выразить напрямую. Эти эмоции становятся якорем для формирования невротизма и социального отчуждения.

Согласно Райху, цивилизация и её ограничения на свободу воли и сексуальность создают внутреннее напряжение, которое, не найдя выхода в социально приемлемой форме, перерастает в агрессию и ненависть. Он также утверждал, что «культурное подавление» сексуальности — одна из причин массовых явлений, таких как войны, насилие и дискриминация.

Шопенгауэр и философия ненависти

Философ Артур Шопенгауэр в своем труде «Мир как воля и представление» утверждал, что ненависть — это одна из основных форм человеческой воли. Он говорил о том, что люди, как существа, движимые волей к жизни, стремятся к удовлетворению своих желаний и интересов. Когда эти интересы сталкиваются с интересами других, возникает конфликт. Этот конфликт Шопенгауэр рассматривал как проявление воли к жизни, где агрессия и ненависть становятся инструментами для защиты своих интересов. По его мнению, ненависть является неотъемлемой частью человеческой природы и результатом борьбы за ресурсы и статус.

Шопенгауэр также замечал, что ненависть к другим людям усиливается в моменты страха, неудачи и недостатка. Он подчеркивал, что наша ненависть к другим часто отражает нашу собственную боль и неудачи. В этом контексте философия Шопенгауэра перекликается с современными психологическими теориями, где агрессия и ненависть рассматриваются как защитная реакция на внутреннюю боль и неудовлетворенные потребности.

Этническая ненависть и этноцентризм

Существует особый и мощный механизм ненависти, который имеет этнические и культурные корни — это этноцентризм. Этноцентризм представляет собой тенденцию оценивать другие культуры с позиций своей собственной, считая свою культуру эталоном. Эта когнитивная предвзятость — одна из причин этнической ненависти, которая может приводить к жестокой дискриминации и насилию. В таких случаях ненависть не возникает случайно, а формируется как результат социальной и культурной изоляции, где групповые различия начинают восприниматься как угроза.

С точки зрения социальной психологии, этническая ненависть возникает, когда люди или группы начинают видеть в чужих культурных и этнических особенностях не просто различия, но потенциальную угрозу своей идентичности. Теории групповой идентичности Хенри Тэджфела и Джона Тернера объясняют этот процесс тем, что, создавая четкое разделение на «своих» и «чужих», люди начинают склоняться к стереотипам и предвзятым представлениям о других. Это усиливает конфликт и ненависть, особенно когда на уровне общества преобладает идеология, поддерживающая доминирование одной этнической группы над другими.

Примером такого феномена является период колониализма и его последствия. В условиях колониальных империй, например, Великобритании, Франции и Испании, коренные народы часто становились объектами угнетения и насилия. Их воспринимали как «низшие», а их культурные и этнические особенности трактовались как признак отсталости. Эти идеи перешли в повседневную жизнь и воспроизводились в культурах метрополий, что оставило глубокие следы в исторической памяти. Такой исторический опыт подтверждает, что этническая ненависть и этноцентризм не являются природными инстинктами, а являются социальными и культурными конструкциями, которые развиваются в ответ на определенные исторические и социальные условия.

Механизм самопрезентации и проекции

Мы не ненавидим этот мир или этих людей. Ненависть, по сути, является проекцией наших внутренних конфликтов на внешнюю среду. Это значит, что мы находим в других людях те качества, которые, возможно, не были решены в нас самих. В психоанализе существует понятие проекции, согласно которому человек приписывает другим свои подавленные чувства или черты, не осознавая этого. Этот процесс был подробно описан в работах Карен Хорни и Мелани Кляйн, где они говорили о том, как люди, не желая принять свои слабости, часто обвиняют окружающих в том, что они сами не могут понять или проработать.

Психологи утверждают, что мы не осознаем, что на самом деле ненавидим не этот мир или этих людей, а мир внутри нас и тех людей, которые напоминают нам наших родителей, особенно тех, кто олицетворяет в нас те черты, которые мы подавляем. Ненависть настолько сильна, что мы ее прячем глубоко и затем транслируем на других, обвиняя их в ненависти, злости и осуждая их поступки. Это наши проекции, сформированные на основе «импринтов» — впечатанных генетических и психологических паттернов.

Психиатрия и инстинкт агрессии

Зверь в человеке, как пишет Конрад Лоренц в своем труде «Природа агрессии», проявляется в форме инстинкта самосохранения. Однако в цивилизованном обществе этот инстинкт не исчезает, а принимает другие формы, включая агрессию и насилие. Мы живем в условиях «связанного» зверя, который пытается найти выход в нашем поведении, особенно в моменты стресса или угрозы.

Однако психиатрия утверждает, что агрессия человека не всегда обусловлена биологическими факторами, но часто является следствием социального и культурного контекста.

Зверь в нас — это часть нашего эго, инстинкт, с которым нужно научиться взаимодействовать. Как пишет психиатр и философ Ролло Мэй, «человек не может быть свободным, пока не примет свою тень», под которой он имеет в виду темные стороны своего «я». Это не означает, что мы должны подавлять свои агрессивные инстинкты, но учиться их контролировать, не позволяя им разрушать нас и наших близких.

Психофизиологический фактор: Лимбическая система и амигдалярный комплекс

Ненависть также имеет психофизиологическую основу, которая заложена в нашем мозге. В частности, лимбическая система, включая амигдалярный комплекс, играет ключевую роль в эмоциональных реакциях, таких как агрессия и ненависть. Лимбическая система отвечает за обработку эмоций, и ее активация тесно связана с реакциями на угрозы и стресс. Когда мы сталкиваемся с ситуацией, которая воспринимается как угроза, амигдала активируется, что приводит к реакции «беги или бей». В таких ситуациях агрессия и ненависть становятся естественными способами защиты. Этот механизм эволюционно запрограммирован на выживание, но в современном обществе он нередко приводит к излишней агрессии, направленной на окружающих.

Исследования нейробиологии показывают, что при длительном стрессе или травматических переживаниях активность амигдалы усиливается, что может привести к хроническим агрессивным реакциям и постоянной настороженности. Эти нейробиологические процессы являются важным звеном в понимании, как и почему мы начинаем испытывать ненависть и агрессию, особенно в условиях постоянной социальной напряженности.

Фридрих Перлз: Эго, голод и агрессия

Фридрих Перлз, основатель гештальт-терапии, в своих работах также обращался к теме агрессии, голода и ненависти. Он подчеркивал, что агрессия часто возникает в результате неудовлетворенных потребностей и психологического голода. Когда человек чувствует нехватку, будь то в еде, эмоциональной поддержке или в социальной реализации, возникает состояние, которое Перлз называл «голодом». Этот голод может проявляться в виде агрессивных реакций и ненависти к тем, кто воспринимается как источник проблемы.

Перлз утверждал, что неврозы и агрессия часто являются результатом подавленных эмоций, которые человек не осознает или не может выразить. Он подчеркивал, что только через принятие своих эмоций и признание своей воли можно достичь внутренней гармонии и избежать разрушительной силы ненависти.

Молитвы и внутреннее противостояние

Молитвы в моменты отчаяния — это еще один способ взаимодействия с нашими внутренними конфликтами. В психотерапевтической практике часто используется метод работы с внутренними частями личности, где человек учится гармонизировать разные аспекты своей личности. Секулярные методы психотерапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия и методы глубинной психологии, направлены на то, чтобы человек признал и принял свои негативные эмоции, не отказываясь от них, а научился управлять ими.

В истории религиозных учений, включая христианство и буддизм, также говорится о том, что вера в «высшее начало» помогает человеку преодолеть свои темные стороны и прийти к внутреннему миру. Этот процесс принятия своих недостатков и борьбы с внутренними демонами можно рассматривать как форму психологической регуляции, которая способствует уменьшению ненависти и агрессии.

Допустим, вы часто злитесь на коллегу, который постоянно перебивает вас на встречах. Когда вы анализируете свои чувства, вы понимаете, что это вызывает у вас агрессию, потому что в детстве ваши родители не позволяли вам говорить свободно и часто игнорировали ваше мнение. Это выявляет скрытую проекцию: вы бессознательно проецируете эти старые чувства на коллегу. Теперь, вооружившись осознанием, вы можете:

— Перенаправить агрессию, сосредоточив внимание на конструктивном решении: «Я могу попросить его дать мне высказаться.»

— Регулировать дыхание в моменты, когда злость накатывает, чтобы сохранить спокойствие.

— Использовать этот опыт как повод для внутренней работы над собой, улучшая свою уверенность в выражении мнения.

Техника: Осознание и перенаправление агрессии через осознание эмоций

1. Признание агрессии: Начните с того, чтобы признать, что агрессия — это нормальная человеческая эмоция. Она возникает в ответ на чувства угрозы, беспомощности или несправедливости. Агрессия не всегда негативна, если она направлена на решение проблемы или защиту своих границ. Признание, что агрессия существует в вас, — это первый шаг к ее управлению.

2. Отслеживание триггеров агрессии: Чтобы эффективно работать с агрессией, важно понимать, что ее вызывает. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, задайте себе следующие вопросы:

— Когда я почувствовал агрессию в последний раз?

— Что произошло в тот момент?

— Как я реагировал, и что меня заставило почувствовать, что кто-то или что-то угрожает мне?

Запишите свои ответы в дневник. Это поможет выявить повторяющиеся ситуации или образы, которые активируют агрессию.

Часто агрессия направлена на других людей, потому что мы бессознательно проецируем свои внутренние конфликты или подавленные чувства на них. Проекция — это механизм, при котором человек приписывает свои собственные чувства, мысли или действия другим. Важно осознать, что агрессия часто является реакцией на наши собственные подавленные эмоции.

Пример упражнения:

— Сядьте в комфортной позе и закройте глаза.

— Представьте человека или ситуацию, которая вызывает у вас агрессию.

— Признайтесь себе: «Я злюсь на этого человека, но почему я злюсь? Что в этом человеке вызывает во мне такую реакцию?»

— Постарайтесь найти, что вы видите в этом человеке, что напоминает вам о вас самих. Это может быть черта характера, поведение или какая-то ситуация.

— Признайтесь себе, что, возможно, эта агрессия — это проекция ваших собственных неудовлетворенных потребностей, страхов или подавленных эмоций.

4. Перенаправление агрессии: После того как вы осознали, что агрессия часто является проекцией, нужно научиться перенаправить эту энергию на конструктивные действия:

— Подумайте, как можно использовать эту энергию, чтобы изменить ситуацию.

— Признайте, что агрессия может быть мощным двигателем для изменений, если она используется в целях саморазвития и защиты своих границ, а не для разрушения.

— Найдите безопасный способ выражения агрессии. Это может быть физическая активность (бег, тренировка), творчество (рискованные рисунки, громкая музыка), или слово (запись в дневнике, арт-терапия).

5. Регулирование дыхания и успокоение: Во время работы с агрессией важно научиться регулировать дыхание, чтобы успокоить нервную систему и вернуть контроль над эмоциями. Когда вы чувствуете, что агрессия накатывает, используйте следующие дыхательные техники:

— Сделайте глубокий вдох через нос, сосчитайте до 4.

— Задержите дыхание на 4 секунды.

— Медленно выдохните через рот, сосчитайте до 6. Повторите 5—10 раз, пока не почувствуете, что напряжение спало.

6. Переписывание внутреннего диалога: Важным этапом является работа с внутренним диалогом. Вместо того чтобы продолжать обвинять других, сформулируйте фразы, которые выражают вашу ответственность за собственные чувства:

— «Я чувствую злость, потому что это поведение вызывает у меня боль, но я могу научиться не реагировать на это так.»

— «Я понимаю, что я не могу изменить других, но могу изменить свой отклик на их поведение.»

— «Мои чувства важны, и я могу найти способ выразить их конструктивно.»

7. Повторение и тренировка: Эти шаги требуют регулярной практики. Работая с проекциями, отслеживая триггеры и перенаправляя агрессию, вы будете замечать, как с течением времени ваша реакция на раздражающие ситуации будет становиться более осознанной и управляемой.

История, психология, психиатрия и социология учат нас, что ненависть — это не только эмоция, которая передается через поколения, но и важный механизм, который помогает нам адаптироваться к внешнему миру. Однако, как показали исследования, важно научиться распознавать эти эмоции и работать с ними, чтобы избежать разрушительных последствий. Процесс «разотождествления» с этим чувством, принятие своей «тени» и понимание того, что мы не несем ответственность за все, что происходило в прошлом, позволяет нам двигаться вперед, освободившись от ненависти и агрессии.

Как утверждают современные психотерапевты, путь к личностной гармонии начинается с принятия и контроля своих внутренних конфликтов, что позволяет не только избежать ненависти, но и наладить более здоровые и конструктивные отношения с окружающими.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я