1. книги
  2. Общая психология
  3. Зейд Намикович Самуэль

Антикарма. Бессознательные порывы человека

Зейд Намикович Самуэль
Обложка книги

Мы не властны над тем, с чем мы себя отождествляем. Наша задача осознать механизмы отождествления, чтобы уметь своевременно разотождествляться. Эта книга даст вам много инсайтов, которые с вероятностью 89% изменят вашу жизнь навсегда.

Автор: Зейд Самуэль

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антикарма. Бессознательные порывы человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 8: АУТОТРЕНИНГ

Вы не раз слышали о таком состоянии, как ресурсное, а кто-то, возможно, пребывает в нем по сей день. Для тех, кто не в курсе, ресурсное состояние — это то состояние, когда вы ощущаете себя полностью счастливым, энергичным, бесстрашным, жизнерадостным и готовым к подвигам. Оно бывает почти у каждого человека на нашей планете, правда, обычно только раз в жизни, и это время часто приходится на годы с 17 до 20 лет. Люди всегда помнят эти моменты как самые лучшие. На протяжении всей жизни мы надеемся, что хоть приблизительно испытаем эти чувства снова.

С точки зрения психофизиологии, наш мозг в эти годы как раз доходит до предпоследней стадии своего структурного преобразования. В этот период мы находимся на стадии адаптации, и наши ценности строятся вокруг самореализации, секса, знакомств, знаний, конкуренции, при этом безопасность часто оказывается на последнем месте. Мы словно супергерои, которые только что завершили курс по всемогуществу и пришли на помощь миру и людям. Все идет так до тех пор, пока не встречаемся с взрослыми проблемами.

Этот период перехода через психофизиологические изменения мозга объясняется концепцией пластичности мозга, разработанной нейропсихологами. В этом возрасте наш мозг очень восприимчив к изменениям, формированию новых связей и адаптации к социальному окружению. Например, исследование Джеймса G. E. R. (1970) показало, что в возрасте 17—20 лет активно происходит переориентировка нейронных сетей, что способствует поиску новых стимулов и опыта. Это позволяет переживать чувства подъема и оптимизма, так как мы настроены на освоение внешнего мира и создание новых идентичностей.

Однако на пути взросления мы сталкиваемся с непростыми ситуациями, которые могут стать причиной стресса, тревожности и депрессии. Мы начинаем использовать различные стратегии для того, чтобы справляться с этими трудностями, и одна из таких стратегий называется коппинг — это реакции на стресс, которые могут быть как адаптивными, так и дезадаптивными.

Стратегии коппинга: реакция на стресс и тревогу

Когда мы сталкиваемся с трудными обстоятельствами, наш мозг запускает механизмы коппинга, которые могут включать избегание проблемы или, наоборот, активное решение вопроса. Эта концепция была подробно разработана психологами, такими как Лазарус и Фолкман (1984), которые определяли коппинг как «стратегию регулирования стресса, через которую человек изменяет или адаптирует его восприятие и реакции на стрессоры».

Если в детстве наша память, совместно с центральной нервной системой, зарегистрировала опасность — например, потеря безопасности, здоровья или близких — то мы можем всю жизнь сохранять ригидные коппинг-стратегии, которые проявляются в виде тревожности или избегания проблем. Это объясняется принципом формирования стрессовых нейропластических изменений в мозге, что подтверждают работы Роберта Сапольски в его исследованиях стресса и нейробиологии.

Когда стратегия избегания становится привычной, годы проходят, а чувства растерянности, беспомощности и страха усиливаются. Примером такого подхода является теория тревожного расстройства у людей с акцентуацией тревожного характера. Это приводит к тому, что человек часто чувствует себя как взрослый, не имеющий достаточной внутренней устойчивости.

Примером человека, который испытал значительные трудности и сумел выработать эффективную стратегию преодоления, является Томас Эдисон, чье имя стало синонимом изобретательства. Несмотря на множество неудач, он продолжал искать новые пути решения проблем, проявляя не только упорство, но и нестандартные подходы к трудностям, что свидетельствует о высоком уровне его коппинг-стратегий.

Также Махатма Ганди, несмотря на многочисленные трудности в Индии и личные переживания, придерживался стратегии внутреннего мира и самоосознания. Он пережил внутреннюю трансформацию, используя свои коппинг-стратегии на основе ненасилия и внутренней гармонии. Его путь можно рассматривать как пример того, как из сложных внешних и внутренних вызовов можно выйти с минимальными потерями и максимальной самореализацией.

Защита сознания и работа с бессознательным

Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда пытаемся защититься от этих стрессов и тревог, но не всегда можем найти пути для их разрешения. Одним из эффективных методов, доступных нам, является работа с бессознательным. Психологические практики и терапевтические техники, такие как гештальт-терапия, психоанализ, и когнитивно-поведенческая терапия помогают раскрыть и проработать бессознательные барьеры, чтобы освободиться от деструктивных моделей поведения.

Я не умаляю значение медитации, йоги и других духовных практик, но хочу предложить иной подход, который помогает активировать ресурсы нашего сознания, улучшая психоэмоциональное состояние и укрепляя веру в свои силы.

Техника «Послание из твоего бессознательного»: погружение в себя

Один из эффективных способов работы с бессознательным, который может помочь войти в ресурсное состояние, это техника, основанная на самоосознании и общении с внутренним «я». Она направлена на то, чтобы помочь человеку стать более восприимчивым к своим внутренним сигналам и научиться находить баланс, несмотря на внешние стрессоры.

Послание из твоего бессознательного можно воспринимать как диалог с внутренней энергией. Подобная техника активирует механизм позитивного самовнушения и плацебо. Она позволяет не только наладить контакт с собой, но и выявить внутренние блоки и страхи, которые мешают двигаться вперед.

Примером подобного метода является работа Карла Юнга с архетипами, где внутренние образы и метафоры используют для активизации ресурсов бессознательного. Этот подход объясняет, как можно через визуализации и внутренние образы «процессировать» страхи и тревоги, а затем преобразовывать их в силу.

Биохимия стресса и его влияние на организм

Когда мы сталкиваемся с изменениями в жизни, такими как смена работы, перемены в личной жизни, или даже простое изменение режима, наш организм подвергается стрессу. Этот стресс вызывает выбросы кортизола — гормона стресса, который, как было доказано в научных исследованиях, влияет на работу мозга, снижая его пластичность и способность адаптироваться к новым условиям.

Примером воздействия стресса на биохимию мозга является исследование Гарвардского университета, проведенное в 2005 году, где выяснилось, что длительный стресс приводит к сокращению нейронов в области гиппокампа, что нарушает память и способность к обучению. Но, если мы активно работаем с ресурсным состоянием через практики самовнушения и визуализации, мы можем нейтрализовать эти негативные эффекты, активируя положительные гормоны, такие как окситоцин и эндорфины.

Ритуализация как инструмент самообмана

Эти изменения внутреннего состояния во многом происходят через ритуалы, которые мы сами создаем. Ритуализация играет важную роль в нейропсихологии и когнитивной терапии. Приведем в пример такой ритуал, как постоянное повторение аффирмаций, которое помогает улучшить психологическое состояние и справляться с трудными жизненными ситуациями.

Примером эффективного использования ритуалов является история Майкла Джордана, который с раннего возраста применял ритуалы тренировок, которые позволяли ему не только достичь физической формы, но и укрепить свою психическую устойчивость. Он также использовал ритуал веры в себя и свою команду, что подтверждается многими интервью и автобиографиями.

Примером успешной работы с внутренними блоками является история Томаса Эдисона, одного из величайших изобретателей всех времен. Эдисон столкнулся с множеством неудач и испытаний в своей жизни. Он даже был исключен из школы за свою «неспособность к обучению». Однако вместо того чтобы поверить в эти ограничивающие убеждения, он использовал внутренний диалог, изменяя свои мысли: «Я не потерпел неудачу, я просто нашел 10 000 способов, которые не работают».

Эдисон использовал позитивные аффирмации, внутренние убеждения и продолжал действовать, несмотря на огромные трудности. Его история показывает, как можно преобразовать внутренние ограничения в источники силы и мотивации.

Также Майкл Джордан, который стал известен как один из величайших баскетболистов в истории, не сразу добился успеха. Он был исключен из школьной баскетбольной команды, но вместо того чтобы сдаться, он работал над собой, совершенствовал свои навыки и стал символом упорства и решимости.

Техника внутреннего диалога для работы с внутренними блоками и ограничениями

Преобразование ограничивающих убеждений и внутренних блоков в ресурсные, улучшение самосознания и усиление уверенности в своих силах.

Шаг 1: Определение блоков и ограничений

Для начала важно осознать, что именно вас сдерживает. Внутренние блоки и ограничения могут проявляться в виде негативных убеждений, страхов или самокритики. Часто это отражает проблемы, возникшие в прошлом, которые теперь влияют на ваше поведение и восприятие.

Запишите, что вам мешает. Напишите на бумаге все мысли, чувства или убеждения, которые вы связываете с ситуациями, где вы чувствуете себя заблокированными. Это могут быть мысли вроде «я не могу этого сделать», «я недостаточно хорош» или «я не заслуживаю успеха».

Осознайте, откуда эти убеждения. Проанализируйте, откуда пришли эти мысли. Это могло быть в детстве, от родителей, учителей или общества. Разберитесь, как эти убеждения возникли и что они означают для вас.

Шаг 2: Внутренний диалог и переформулирование

Внутренний диалог — это ключевая часть этой техники. Важно начать разговаривать с собой как с другом, а не как с врагом. Переформулировка ограничивающих убеждений в положительные утверждения помогает изменить восприятие проблемы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я