1. книги
  2. Общая психология
  3. Зейд Намикович Самуэль

Антикарма. Бессознательные порывы человека

Зейд Намикович Самуэль
Обложка книги

Мы не властны над тем, с чем мы себя отождествляем. Наша задача осознать механизмы отождествления, чтобы уметь своевременно разотождествляться. Эта книга даст вам много инсайтов, которые с вероятностью 89% изменят вашу жизнь навсегда.

Автор: Зейд Самуэль

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антикарма. Бессознательные порывы человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2: ИГРЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Реклама и социальные сети — главные инструменты манипуляции в современном мире. Исследование, проведённое в 2022 году Институтом психологии потребления, показало, что 72% людей совершают импульсивные покупки после просмотра рекламных роликов в социальных сетях. Примером может служить феномен «инфлюенсеров», которые создают идеализированный образ жизни, подталкивая аудиторию к бесконтрольному потреблению. В результате люди не только теряют деньги, но и начинают сравнивать свою реальность с чужой витриной, что приводит к тревоге и неудовлетворённости собственной жизнью. Нас убеждают, что успех равен материальному благополучию: дорогие машины, идеальные тела, путешествия. Мы гонимся за чужими стандартами счастья и упускаем себя. Пример исследования из Журнала психического здоровья (2021) показал:

— Более 60% пользователей социальных сетей чувствуют тревогу из-за сравнения своей жизни с «идеальными» образами. Согласно исследованию Центра цифрового благополучия (2022), 63% респондентов отметили, что социальные сети вызывают у них чувство неполноценности и неудовлетворённости собственной жизнью. Это особенно ярко проявляется среди молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет, где эффект сравнения приводит к повышению уровня тревожности и депрессии.

— 45% подростков признались, что их самооценка снижается после посещениящ широко известной во всем мире социальной сети. Это связано с идеализированными изображениями и отфильтрованными образами, которые создают у подростков ощущение несоответствия. Постоянное сравнение своей реальной жизни с показным успехом блогеров вызывает тревогу, снижает уверенность в себе и формирует нереалистичные ожидания. Исследование 2021 года Университета Флориды показало, что подростки, которые проводят более трёх часов в социальных сетях, в два раза чаще сталкиваются с симптомами депрессии и тревожных расстройств.

Результат? Мы утрачиваем связь с собой, становясь рабами чужих ожиданий и желаний. Даже наши близкие — супруги, друзья, коллеги — порой манипулируют нами. Почему? Потому что у большинства из нас не выстроены психологические границы. И что самое парадоксальное: наши родители также не знали, как их выстроить.

Алгоритмы безысходности

Когда психика человека погружается в алгоритмы безысходности, жизнь превращается в бесконечный цикл уныния и прокрастинации. Мы окружены людьми с похожим мышлением — обществом, которое сделало бедность и тяжёлую судьбу своей религией. Как это работает?

Отсутствие уверенности в себе приводит к страху перемен. Например, молодой человек может мечтать сменить работу и попробовать себя в новой сфере, но страх неудачи и критики заставляет его оставаться на стабильной, но нелюбимой должности.

Исследование Университета Калифорнии (2021) показало, что люди с низкой самооценкой на 35% реже принимают рискованные, но потенциально успешные решения, так как они склонны переоценивать возможные последствия ошибок и недооценивать свои способности.

Ложные убеждения (например, «материальное благополучие — это зло») мешают людям двигаться вперёд и достигать успеха. Например, убеждение, что богатство делает человека злым или нечестным, может приводить к саботажу финансовых возможностей. Человек боится инвестировать или просить повышение на работе, считая это противоречием моральным принципам. Подобные убеждения часто возникают из-за культурных установок или детских наблюдений, когда родители осуждали успешных людей. Исследования показывают, что негативные установки о деньгах приводят к низкой финансовой грамотности и постоянному избеганию рисков, что ограничивает личный рост и возможности. мешают двигаться вперёд.

Чувство вины и стыда — результат воспитания через запреты и наказания. Например, когда родители критикуют ребёнка за малейшие ошибки или проявление эмоций, они формируют убеждение, что быть собой — это неправильно. Классическая ситуация — стыд за слёзы: «Не плачь, ты же не маленький!» или стыд за успехи: «Не выпячивайся, другим обидно». Исследование Университета Оксфорда (2020) показало, что постоянное подавление эмоций в детстве приводит к развитию хронического чувства вины и снижению самооценки во взрослом возрасте. В результате человек боится выражать свои желания и потребности, чтобы не столкнуться с критикой или отвержением.

Как писал Зигмунд Фрейд:

«Большинство людей не хотят свободы, потому что она подразумевает ответственность. А ответственность пугает.»

Детство как корень проблем

Все наши взрослые проблемы имеют корни в детстве. Уже в первые годы жизни накапливаются травмы, которые определяют наше поведение.

— Гипоксия при рождении. Если ребёнок пережил кислородное голодание, это может повлиять на развитие мозга, вызывая проблемы с обучением и памятью. Исследование Американской ассоциации педиатрии (AAP, 2021) показало, что 20—30% детей, перенёсших гипоксию в родах, впоследствии испытывают когнитивные нарушения, включая замедление речи и сложности с концентрацией внимания. Например, дети с лёгкой формой гипоксического поражения часто демонстрируют трудности в освоении школьной программы и требуют дополнительной поддержки для развития когнитивных навыков.

Жестокая дисциплина. Ограничения в еде, наказания за «плохое поведение» усиливают тревогу и учат покорности. Например, известный случай из исследования доктора Бена Фельдмана (Университет Нью-Йорка, 2018) показал, что дети, которых регулярно наказывали за выражение эмоций, вырастают более тревожными и подверженными низкой самооценке. Один из участников исследования рассказывал, как в детстве его наказывали за слёзы и эмоции, что во взрослом возрасте привело к трудностям в установлении близких отношений и постоянному страху критики. Подобные методы воспитания подавляют естественную способность ребёнка к самоутверждению и формируют чувство беспомощности.

Стыд за естественные потребности. Период горшка, запреты на исследование тела — всё это подавляет яркие эмоции, заставляя ребёнка «держать всё в себе». Во взрослом возрасте это может проявляться в стыде за собственное тело, трудностях с интимной близостью или подавлении эмоциональных реакций. Например, человек, которого в детстве ругали за проявление естественных потребностей, во взрослом возрасте может избегать разговоров о сексуальности или испытывать дискомфорт при обсуждении тем, связанных с телесностью. Исследования показывают, что такой подавленный опыт часто приводит к эмоциональной скованности и трудностям в установлении доверительных отношений.

Со временем подавленные эмоции перерастают в:

Пассивную агрессию. Когда человек не выражает свои эмоции открыто, они находят выход в виде сарказма, забывчивости или саботажа обязательств. Например, человек, воспитанный в строгости и подавлении чувств, может избегать прямого конфликта, но выражать своё недовольство косвенно, игнорируя просьбы или делая вид, что забыл о договорённостях.

Хроническую тревогу. Подавленные эмоции накапливаются, создавая внутреннее напряжение и неосознанное ожидание опасности. Со временем это приводит к состоянию постоянного беспокойства и паническим атакам. Исследование Гарвардской медицинской школы (2021) показало, что эмоциональное подавление в детстве связано с повышенным риском развития тревожных расстройств во взрослом возрасте.

Низкую самооценку. Если ребёнку запрещали выражать эмоции и внушали, что его чувства не важны, он вырастает с убеждением, что его мнение и желания не имеют значения. Это приводит к неуверенности в себе, страху перед критикой и постоянному сомнению в своих решениях.

Пример из психологии: если ребёнку в детстве твердят, что он «глупый» или «неудачник», он либо начинает бороться за доказательство обратного, либо принимает это как истину и живёт в вечной прокрастинации.

Психотипы и их влияние на жизнь

Каждый из нас имеет определённый психотип, который формируется под воздействием генетики, среды и жизненных сценариев. Вот основные 12 психотипов:

Шизоид. Эмоционально холодный, живёт в мире идей. Склонен к науке, искусству, технологиям, но избегает глубоких связей. Примером такого типа личности может служить Альберт Эйнштейн, который был погружён в мир научных открытий и зачастую проявлял отчуждённость в повседневной жизни. В литературе шизоидные черты ярко выражены у персонажа Гамлета из трагедии Шекспира, где глубокие размышления и отстранённость от людей приводят к внутреннему конфликту и одиночеству.

Истероид. Обожает внимание и драматичность. Жизнь для него — сцена, где каждый момент требует признания и восхищения. В повседневной жизни такие люди стремятся быть в центре внимания — будь то на работе, в кругу друзей или социальных сетях. Например, коллега, который активно демонстрирует свои достижения и эмоционально реагирует на критику, или человек, который делится каждым моментом своей жизни в социальной сети, создавая яркий и эффектный образ. В профессии истероиды находят себя в актёрском мастерстве, публичных выступлениях, продажах или медиа, где их талант привлекать внимание становится преимуществом. Однако избыточное желание признания может приводить к эмоциональному выгоранию и трудностям в искреннем взаимодействии с окружающими.

Параноял. Одержим идеями и целями, но часто игнорирует эмоции окружающих. Примером может служить Наполеон Бонапарт, чья амбициозность и одержимость завоеваниями привели к историческим достижениям, но в то же время разрушили его отношения с ближайшим окружением. В современном контексте такие черты могут проявляться у руководителей крупных компаний, которые движимы целью и результатами, но рискуют потерять поддержку команды из-за отсутствия эмпатии и эмоциональной гибкости.

Эпилептоид. Склонен к аккуратности, накопительству и злопамятству. Жаждет контроля. Такие качества особенно проявляются в профессиях, требующих чёткого порядка и соблюдения регламентов, например, в финансовой сфере, армейских структурах или управлении производством. Эпилептоидный начальник может строго следить за дисциплиной и деталями, что делает его эффективным руководителем, но иногда чрезмерная требовательность и склонность к контролю вызывают напряжение среди подчинённых. Например, в армии такие личности обеспечивают порядок и организованность, однако их эмоциональная ригидность может вызывать трудности в неформальном общении.

Циклоид. Эмоционально нестабилен, чередует периоды активности и апатии. В трудовой деятельности это проявляется чередованием продуктивных всплесков и периодов полного выгорания. Например, в один месяц человек может активно брать на себя новые проекты и демонстрировать выдающиеся результаты, а в другой — избегать задач и испытывать апатию.

В отношениях циклоидный тип часто сталкивается с трудностями из-за переменчивости настроения: он может быть душой компании в период активности, но в фазе спада избегать общения и замыкаться в себе. Это требует понимания и гибкости как со стороны самого человека, так и его окружения.

Гипертим. Оптимистичный, энергичный, но поверхностный. В рабочих ситуациях гипертимная энергия может стать огромным преимуществом в проектах, требующих инициативности и быстрой реакции, таких как стартапы, продажи или организаторская деятельность. Однако поверхностность и неспособность доводить дела до конца могут стать недостатком, особенно в задачах, требующих концентрации и систематичности. Например, гипертимный сотрудник может с энтузиазмом начать новый проект, но быстро потерять интерес и оставить работу незавершённой. В отношениях такая личность привлекает своей жизнерадостностью, но часто вызывает недовольство из-за отсутствия глубины в общении и внимания к долгосрочным обязательствам.

Эмотив. Глубокий и чувствительный, склонен к состраданию и эмоциональным переживаниям. В литературе ярким примером эмотивного психотипа является князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» — персонаж, который отличается искренностью, мягкостью и глубоким сочувствием к чужим страданиям. Его эмоциональная открытость и способность сострадать делают его уникальным, но одновременно уязвимым перед жёсткостью и цинизмом окружающего мира. В реальной жизни эмотивный тип часто встречается среди людей, работающих в благотворительности, медицине или искусстве, где требуется умение понимать и разделять эмоции других.

Тревожный. Постоянно сомневается, ожидает худшего. В повседневной жизни это проявляется в избегании новых возможностей из-за страха неудачи или чрезмерного анализа возможных последствий. Например, такой человек может откладывать принятие решений, боясь сделать неправильный выбор, или перфекционизм приводит к тому, что он не завершает задачи, стремясь к недостижимому идеалу. На работе тревожный тип может быть эффективен в аналитической деятельности, требующей внимательности и осторожности, но избыточное беспокойство мешает ему брать на себя инициативу или рисковать, даже когда это необходимо для успеха.

Гипотим. Склонен к унынию, пессимист. Такие люди часто смотрят на мир через призму негатива и могут избегать новых возможностей из-за страха неудачи. На работе гипотимный психотип может проявляться в виде пассивного отношения к задачам и сниженной мотивации. Однако, несмотря на склонность к пессимизму, гипотимы могут находить опору в рутине и структурированной деятельности, которая не требует эмоциональных вложений. Им помогают стратегии, такие как ведение дневника для фиксации позитивных событий, терапия когнитивно-поведенческими методами и постепенное введение привычек, которые формируют ощущение контроля над жизнью. Например, систематические физические упражнения и небольшие достижения могут снизить уровень тревожности и придать уверенность в себе.

Конформный. Приспосабливается к окружающим, не имеет собственной позиции. В коллективе такие люди стремятся избегать конфликтов и часто поддерживают мнение большинства, даже если внутренне не согласны. Например, сотрудник на совещании может молча соглашаться с решением, которое считает неэффективным, лишь бы не выделяться. Плюсом такого поведения является способность быстро адаптироваться в новом коллективе, что помогает наладить отношения и избежать изоляции. Однако минусом становится потеря собственной идентичности и зависимость от чужого мнения, что может мешать карьерному росту и принятию важных решений. В социуме конформные личности нередко становятся «серой массой», следуя общественным стереотипам и избегая проявления своей индивидуальности.

Астеник. Быстро устаёт, часто сомневается в себе. В повседневной жизни это может проявляться в виде избегания стрессовых ситуаций, стремления к уединению и заниженной самооценки. На работе астеники часто выбирают роли, где требуется монотонность и минимальные социальные взаимодействия, например, архивариусы или аналитики. Они могут быть аккуратными и надёжными исполнителями, но склонны к выгоранию при высоких требованиях и напряжённом графике. Стратегиями для преодоления усталости и неуверенности являются: структурирование дня с чередованием работы и отдыха, развитие навыков управления стрессом, а также поддержка уверенности через небольшие, но регулярные достижения. Например, ведение списка выполненных задач помогает астенику увидеть свой прогресс и ощутить контроль над ситуацией.

Нарцисс. Эгоцентричен, требует восхищения и признания. Примером может служить Стив Джобс, основатель Apple, чьи нарциссические черты проявлялись в стремлении к совершенству и непримиримости к компромиссам. Его одержимость признанием и уникальностью привела к революционным изменениям в мире технологий, но также вызвала конфликты с коллегами и партнёрами из-за его чрезмерной требовательности и отсутствия эмпатии. В культуре подобный тип встречается у Джея Гэтсби из романа Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» — человека, строящего свою жизнь вокруг иллюзии величия и восхищения, что в итоге приводит к трагедии. Нарциссический психотип часто добивается успеха благодаря уверенности и амбициям, но рискует разрушить отношения и собственное эмоциональное благополучие из-за своей неумеренной тяги к признанию.

Зачем знать свой психотип?

Это помогает понять свои сильные и слабые стороны и осознать, какие сценарии управляют вашей жизнью.

Выход за рамки: как разорвать порочный круг?

Осознание проблемы. Задайте себе вопросы:

— Чьи ожидания я выполняю?

— Какие убеждения мешают мне двигаться вперёд?

Выстраивание границ. Учитесь говорить «нет» и отстаивать свои интересы.

Работа с травмами детства. Используйте медитацию, психотерапию или дневниковые практики.

Понимание себя. Изучите свой психотип, чтобы перестать бороться с собой и начать использовать свои особенности как силу.

Истории тех, кто вышел за рамки

История знает немало примеров людей, которые не побоялись разорвать сценарии:

Ник Вуйчич — человек, родившийся без рук и ног, который стал мотивационным оратором и вдохновляет миллионы людей на преодоление трудностей.

Дж. К. Роулинг — писательница, которая, несмотря на бедность и личные кризисы, создала вселенную «Гарри Поттера», став одной из самых успешных авторов в истории.

Фрэнклин Рузвельт — преодолевший паралич и возглавивший США в трудное время Великой депрессии, что сделало его примером стойкости и лидерства.

Опра Уинфри — пережила тяжёлое детство, но стала символом успеха и вдохновения.

Генри Форд — неудачи не сломили его, а привели к созданию автомобильной империи.

Элла Фицджеральд — выросла в бедности и столкнулась с дискриминацией, но её голос завоевал мир.

Разорвать порочный круг можно. Но для этого нужно взять ответственность за свою жизнь. Помните: мир принадлежит смелым.

«Большие перемены начинаются с маленьких шагов. Осмелитесь выйти за рамки — и вы удивитесь, на что способны.»

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я