Российские мудрости на пути правителя

Бронислав Виногродский, 2020

То, что написано в этой книге, является психолингвистическим экспериментом в области исследований взаимовлияния когнитивных парадигм. Как может великий текст древности Лао-цзы соотноситься с российскими подходами к управлению государством? Каков идеальный правитель для нашей страны с точки зрения китайских традиционных подходов? И конечно, во всех текстах много иронии по поводу собственной иронии по поводу иронии вообще. Такая вот книга получилась – с иллюстрациями из анекдотов и исторической «реальности», не сильно, впрочем, отличающейся от бесконечной череды ужасных и смешных анекдотов. В разделе «Исторические примеры» использованы факты биографий из интернет-энциклопедии «Википедия».

Оглавление

Глава 7

Секрет устойчивых схем

Если задуматься, почему Небо и Земля столь долговечны и обширны во времени и пространстве, то можно увидеть, что они пребывают в целостном покое, а все их действия производятся не для себя.

Мудрый российский правитель должен, поняв это, отвергнуть и отринуть от себя саму возможность целостности и долговечности. И нужно действовать так, чтобы всегда оказываться впереди всех.

Нужно стараться быть самым заметным и внушительным, чтобы все тебя почитали и награждали за сам бесценный фактор твоего существования.

Тогда гарантировано, что после твоего ухода все так же будут полоскать твоё имя и никогда не забудут помянуть недобрым словом.

И это важно, потому что добрым будет поминать не за что.

Именно наличие личной корысти и преследование частных интересов позволит тебе, хвала Творцу, не осуществить ни одного полезного для страны и мира замысла.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

Владимир I Святославич (др. — рус. Володимер Свѧтославичь, ок. 960–15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988-м выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий.

Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем, 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же, в Корсуни, Владимир со многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Вот как говорится об этом в «Повести временных лет»:

«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото».

НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ

Вашингтон. Белый дом. Обед в честь М. С. Горбачёва. Раисе Максимовне понравилась ложка, и она локтем толкает мужа:

— Миша, хочу ложку.

— Рая, ты чего, люди же вокруг…

— Я же сказала: хочу ложку.

— Ну ладно, — Горбачёв поворачивается к Шеварднадзе и шепчет: — Эдик, будь другом, приватизируй ложку.

Тот делает грустные глаза и говорит:

— Не могу. Уже приватизировал…

Тогда Михаил Сергеевич встаёт и объявляет:

— Дамы и господа, сейчас я вам покажу фокус. Смотрите, я беру эту ложку и опускаю к себе в нагрудный карман, а Эдуард Амвросиевич достаёт её из своего ботинка.

* * *

— Владимир Ильич, к вам ходоки!

— Да? А что они принесли, батенька?

— Свежей рыбки.

А шли они сколько?

Две недели.

Детям, всё детям.

* * *

Мне опять звонили из Израиля…

Что говорят?

Говорят: перезвони…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я