То, что написано в этой книге, является психолингвистическим экспериментом в области исследований взаимовлияния когнитивных парадигм. Как может великий текст древности Лао-цзы соотноситься с российскими подходами к управлению государством? Каков идеальный правитель для нашей страны с точки зрения китайских традиционных подходов? И конечно, во всех текстах много иронии по поводу собственной иронии по поводу иронии вообще. Такая вот книга получилась – с иллюстрациями из анекдотов и исторической «реальности», не сильно, впрочем, отличающейся от бесконечной череды ужасных и смешных анекдотов. В разделе «Исторические примеры» использованы факты биографий из интернет-энциклопедии «Википедия».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российские мудрости на пути правителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 17
Уровни управления
Русская народная мудрость гласит, что Бог высоко, а царь далеко, посему дела до действительного управления никому нет никакого. Над властью смеются открыто или тайно, потому какая она власть, если кругом обман и воровство, а законы пишутся, дабы можно было их обходить и нарушать. Кто вообще в России к законам серьёзно относится? Каждый тут сам себе царёк, и управление происходит только по ходу борьбы и перераспределения знатных мест.
Поэтому, мудрый правитель, держи людей в страхе и трепете, в России это единственно надёжный способ хоть как-то управиться с дикою толпою, что зовётся народом. Не смущайся карать и наказывать, ты настоящий источник справедливости и правды, ибо только тебе действительно известно, как всё должно быть в этой стране. Время от времени нужно и соседей пугать своими безумными действиями и решениями, дабы очевидно было, что ждать от нас можно чего угодно и лучше с нами не шутить.
Теплится, конечно, в русском сердце образ доброго батюшки-царя, которого и любить-почитать, и слушаться не совестно, однако сказки эти давно пройдены, а от любви народной царю-батюшке самому страшновато становится, ибо неуёмен русский народ в выражении чувств своих: как полюбит, так и залютует. А лютуют у нас немилосердно, миллионами людей в землю закапывают, и всё во благо родины. Сам знаешь, что любят у нас обычно посмертно, так что ты крепко подумай, прежде чем вызывать к себе любовь народную.
Так что дабы быть тебе в целости-сохранности на своём престоле, самое лучшее — чтобы о тебе слухом не слыхивали и духом не дыхивали, глазом не глядовали и вообще ничего не знали. Сможешь так сообразить — будешь управлять вечно, народ ничего и знать не будет, а всё само естественно происходит, и порядок сохраняется.
Знай, правитель, что когда презираешь свой народ, то и народ презирает и смеётся над тобою, когда ты боишься потерять своё место, то управлять можно только страша людей, когда действительно любишь свою страну, то и страна любит тебя. Беспредел и разруха в твоей голове, правитель, есть беспредел и разруха твоей страны. Как и разруха в голове и судьбе каждого жителя России.
Откуда может появиться порядок в стране, достаток в народе и мудрость у правителя, если никто не верит в возможность их существования? С такими понятиями и живём, жалуясь то на бездарных начальников, то на плохое качество населения.
Посему остаётся перенимать внешнюю форму у богатых соседей, называться то республикой, то демократией, стричь бороды и носить камзолы не по размеру. И помыслить действительно невозможно, что плоды могут появиться, если о корнях заботиться длительное время. Проще несомненно, правитель, кровь земли продавать, а хлеб у соседей покупать. Разве станет кто ждать, пока свой вырастет в нужном количестве? У кого тут есть время? Всем некогда, нужно же насущные дела решать и искать виноватых в незадавшейся жизни. Таков естественный способ российского общежития.
Ярополк II Владимирович (1082, Чернигов — 18 февраля 1139, Киев) — сын Владимира Мономаха, князь переяславский, великий князь киевский с 1132 года. При нём Киевская Русь как единое государство распалась.
Ярополк стал великим князем киевским в 1132 году после смерти старшего брата Мстислава. Смелый воин и способный полководец, Ярополк был слабым политиком, не сумевшим остановить распад государства на отдельные княжества.
Прежде всего необходимо было решить судьбу переяславского стола. Переяславским князем Ярополк решил сделать старшего сына покойного Мстислава Великого — Всеволода, чему воспротивился брат Ярополка Юрий Владимирович, заявивший о своих претензиях на эти земли. Ярополк попытался погасить конфликт и перевёл в Переяславль из Полоцка другого сына Мстислава — Изяслава.
Этот шаг оказался ошибочным: в Полоцке начался мятеж, к власти вернулись изгнанные потомки Всеслава-чародея, и значительная часть этих земель отложилась от Киева. Поскольку и кандидатура Изяслава не устроила Юрия, переяславским князем в итоге стал ещё один сын Мономаха, Вячеслав Владимирович. Изяслав Мстиславич переместился в Туров.
Однако Вячеслав был труслив, и ему не нравился опасный Переяславль, где при каждом конфликте с половцами князю приходилось неустанно бороться с набегами кочевников. В 1134 году он вернулся в Туров, отняв его у Изяслава. Последний был недоволен. Ярополк II вновь попытался произвести передел столов, и это в итоге привело к междоусобной войне. Нерешительность великого князя и его натянутые отношения со всеми родственниками усугубляли ситуацию.
В следующем году Ярополк был разбит на реке Супой войсками Всеволода Ольговича и по миру согласился уступить ему Курск и Посемье, завоёванные им 17 лет назад. Ослаблением авторитета киевского князя воспользовались новгородцы: в 1136 году они выгнали племянника Ярополка, Всеволода Мстиславича, отложились от Киева и провозгласили «вольность во князьех».
Последний раз потомки Мономаха объединились в 1138 году, когда Всеволод Ольгович вновь начал войну с Ярополком. На сей раз под знамёна киевского князя собрались войска Киева, Переяславля, Ростова, Полоцка, Смоленска, полки из Галича и Венгрии. Осада Чернигова заставила Всеволода заключить мир (1139 год). 18 февраля 1139 года 57-летний Ярополк умер, передав трон брату Вячеславу. К моменту смерти Ярополка вне его контроля уже находились Полоцк, Новгород и Чернигов. Номинальную лояльность Киеву сохраняло Ростово-Суздальское княжество. В дальнейшем и остальная часть некогда единого государства превратилась в лоскутное одеяло борющихся друг с другом земель.
Сталин делает доклад. Вдруг в зале кто-то чихнул.
— Кто чихнул? (Молчание.)
— Пэрвый ряд, встать! Расстрелять! (Бурные аплодисменты.)
— Кто чихнул? (Молчание.)
— Втарой ряд, встать! Расстрелять! (Долго не смолкающая овация.)
— Кто чихнул? (Молчание.)
— Трэтий ряд, встать! Расстрелять! (Бурная овация всего зала, все встают, возгласы: «Слава великому Сталину!») — Кто чихнул?
— Я! Я чихнул! (Рыдания.)
— Будьте здаровы, таварищ!
Ленин показал, как можно управлять.
Сталин показал, как нельзя управлять.
Хрущёв показал, что всякий дурак может управлять.
Брежнев показал, что не всякий дурак может управлять.
— Василий Иванович! В Брежнева стреляли!
— Попали?
— Промазали!
— Эх, сабелькой надо было, сабелькой!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российские мудрости на пути правителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других